Обеспечение преемственности в обучении математики между 1 и 2 ступенями общеобразовательной школы
материал по теме
Основным принципом, положенным в основу программы начальной школы, является принцип преемственности между 1 и 2 ступенями, который предполагает следующие направления:
1. Образовательные программы.
2. Организация учебного процесса.
3. Единые требования к учащимся.
4. Структура уроков.
За основу данного материала я взяла третье направление – единые требования к учащимся – это то, что мы с вами, уважаемые коллеги, в состоянии согласовать и соблюдать в дальнейшем.
Вопросы, на которых необходимо остановиться особо:
· вычислительные навыки учащихся;
· решение уравнений;
· решение текстовых задач;
· речевая культура учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_mezhdu_1_i_2_stupenyu.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечение преемственности в обучении математики между 1 и 2 ступенями общеобразовательной школы
В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе. Главную причину видят в том, что его традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся.
Основным критерием деятельности учителя является представление о конечном результате.
Школьный курс математики нацелен на решение следующих задач:
1. способствовать продвижению школьников в общем развитии, то есть развивать их мышление;
2. дать представление о математике как науке, обобщающей реально существующие и происходящие явления и способствующей познанию окружающей действительности;
3. сформировать знания, умения и навыки, необходимые ученику в жизни.
Основным принципом, положенным в основу программы начальной школы, является принцип преемственности между 1 и 2 ступенями, который предполагает следующие направления:
- Образовательные программы.
- Организация учебного процесса.
- Единые требования к учащимся.
- Структура уроков.
За основу данного материала я взяла третье направление - единые требования к учащимся – это то, что мы с вами в состоянии согласовать и соблюдать в дальнейшем.
Вопросы, на которых необходимо остановиться особо:
- вычислительные навыки учащихся;
- решение уравнений;
- решение текстовых задач;
- речевая культура учащихся.
Вычислительные навыки учащихся
Вычислительная культура учащихся закладывается с первых уроков математики. Поэтому самая сложная и ответственная часть работы по формированию вычислительных навыков учащихся возложена на учителей начальных классов. Это и устный счет, и умения вычислять в столбик, но прежде всего, конечно, - это ее Величество «Таблица умножения». Без нее все наши усилия сводятся к нулю.
Решение уравнений
При решении уравнений большинство выпускников начальной школы грамотно применяют правила нахождения неизвестных компонентов, правильно записывают решение уравнения. Но при выполнении проверки заметен формальный подход (часто, допустив ошибку в решении и выполнив такую «проверку», ученик автоматически записывает верное равенство, а неверный корень выписывает в ответ).
Кстати, об ответе в уравнениях. Может быть, приучать записывать ответ учеников проще начинать в начальной школе, чтобы сразу формировалась привычка, и в пятом классе детям не приходилось ломать свои представления о правильной форме записи решения уравнения. А вот проверку можно вообще оставить на черновике, научив школьников действительно, а не формально ее выполнять.
Речевая культура учащихся.
Забота о чистоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда была общим делом школьных учителей всех предметов. Традиционно учитель в России – носитель высокой культуры, образцовой родной речи.
Именно учителя – начиная с первой учительницы, встретившей ребят на пороге школы, - на протяжении всех школьных лет оказывают определяющее влияние на речевую культуру детей.
Большинство учителей на уроках математики постоянно следят за правильностью и точностью речи учащихся –
- верным употреблением терминов,
- склонением числительных,
- логичностью и доказательностью рассуждений.
Многие рекомендуют вести детям словарики – записывать в них новые термины, объяснять смысл пройденных понятий, запоминая одновременно правописание трудных слов.
Учителя стараются на уроках дать детям образцы чтения математических предложений, прививают нормы культурного речевого общения.
Однако в речи учителей иногда встречаются отклонения от литературных норм.
Так при чтении выражений с переменными можно услышать, например: «а равен двум», «х равно восьми», «2 игрека равно десять», …
В русском языке названия латинских букв х, у, z – мужского рода, остальных латинских букв – среднего рода. Надо читать: «а равно двум», «х равен восьми».
При чтении выражений названия букв по падежам не изменяются:
3у – «три игрек», а не «три игрека».
Если модуль коэффициента отличен от 1; 0,1; 0,01; 0,001 и т. д., то выражение читают во множественном числе:
5х=145 - «пять икс равны ста сорока пяти».
Очень часто на уроках можно услышать, как и учитель и дети небольшой отрезок называют «отрезочек», меньший из углов «уголочек», «треугольничек»,…
Следует помнить, что в русском языке у терминов нет уменьшительно-ласкательной формы!
Нет, видимо в русском языке темы, вызывающей большие трудности, чем тема «Числительные».
Редко можно услышать - даже от дикторов радио и телевидения - верно прочитанное многозначное число в косвенном падеже.
Но и мы с вами, согласитесь, грешим иногда неверным чтением выражений с числами.
Знакомы мне некоторые «хитрости», позволяющие обходить трудности в склонении числительных, которые используются в начальной школе.
Например: добавляется слово «число» - « сто двадцать шесть больше числа сто пятнадцать», «к тридцати двум прибавляем двадцать восемь и получаем шестьдесят», вместо - «сумма тридцати двух и двадцати восьми равна шестидесяти»…
В результате дети не слышат образцового чтения числительных от взрослых, и не накапливают свой собственный речевой опыт. Будьте бдительны, уважаемые коллеги.
Решение текстовых задач
Здесь я остановлюсь на:
- краткой записи условия;
- единицах измерения;
- способах записи решения задачи.
Прочитать условие задачи минимум 2 раза, после этого выполнить краткую запись условия. Я уверена, что вы учите детей различным формам краткой записи:
- словесной (Что она дает? Осмысление условия.)
- табличной (Осмысление условия, экономия времени.)
- схематической (Осмысление условия, экономия времени, наглядность.)
Лично я отдаю предпочтение схематической форме, правильно выполненная схема – это на половину решенная задача.
Единицы измерения
С единицами времени, длины, массы, как правило, проблем у школьников не возникает.
А вот единицы измерения площадей и объемов требуют дополнительной отработки. В первую очередь здесь хочется обратить внимание на определения единиц измерения площадей и объемов:
- квадратным сантиметром называется площадь квадрата со стороной 1 см;
- кубическим метром называется объем куба с ребром 1м.
Очень полезен вопрос: «Почему 1 дм кв. = 100 см кв.?»
Очень часто при решении задачи требуется выразить одни единицы через другие. Возникает вопрос, как и где, записать эти преобразования?
Например:
3 м= 3* 10000 см= 30000 см.
Вы видите, что единицы измерения указываются при каждом преобразовании.
Можно записать и кратко:
3 м= 30000 см.
Выполнять эту запись лучше отдельным действием, а не в стороне от решения задачи.
Различные формы записи решения задачи
Универсальный способ – по действиям. В этом случае нет необходимости указывать единицы измерения в ходе действия, достаточно записать их в скобках в конце действия.
Обязательным является пояснение каждого действия. Ответ при этом записывается кратко с указанием только единиц измерения.
При полном ответе последнее действие не поясняется.
Знаю, что любимый способ начальной школы – запись решения выражением.
Считаю, что это высший пилотаж, поэтому рекомендуется для учеников с хорошей математической подготовкой, чье понимание хода решения не вызывает сомнений.
Надеюсь, в этой статье вы найдете для себя полезные рекомендации. Желаю успеха!
Литература:
- Обеспечение преемственности и непрерывное развитие всех содержательно-методических линий курса математики с I по 9 класс. Лузина Т.А.
Учитель математики СШ 83 . - Преподавание математики в 5-6 классах : методическое пособие. В. И. Жохов – М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом
Пути успешного решения проблем преемственности в 5 классе, диагностическая контрольная работа....
Преемственность в обучении математике между начальной и основной школой.
Реферат по теме "Преемственность между начальной и основной школрй". В реферате рассмотрена система уроков развивающего обучения, проводимых в 5-6-м классах, обучаемых по сис теме Эльконина -давыдова....
Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой
По определению, которое можно найти в Большой Советской Энциклопедии, преемственность представляет "связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые ег...
Преемственность в обучении математики между начальной и основной школой.
В своей статье хотелось затронуть вопросы преемственности в изучении математики между начальной и основной школой....
"Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом"
Преподавание математики в школе - сложный, многогранный, противоречивый педагогический процесс. Его закономерности раскрываются на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием...
Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом
Данный материал представляет собой сообщение на методическом объединении учителей математики по данной теме ( из личного опыта)....
Преемственность в обучении математике между начальной и основной школой в условиях реализации ФГОС.
Преемственность - связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой сост...