Рабочая программа по информатике 5-6 на основе авторской Л.Босовой
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме
Рабочая программа составлена для работы на базовой площадке пилотного проекта по реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_5-6.doc | 304 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20»
Рассмотрено на заседании ШМО протокол №____________ от ____»__________2013г. | Принято на заседании Педагогического совета протокол №____________ от «____»__________2013г. | Утверждаю директор МБОУ «СОШ №20» И.В. Ларина_______________ Приказ №_________________ от «_____»___________2013г. |
Рабочая программа
По (предмет, курс): информатике и ИКТ
Класс или ступень обучения: 5-6 класс
Количество часов: 70
Срок реализации программы: 2 года
Составитель (ФИО, должность, квалификационная категория):
Е.Д. Сергибаева, учитель информатики высшей категории
Новомосковск, 2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса информатика для 5-6 классов составлена на основе следующих нормативных документов:
- Российская Федерация. Закон. Об образовании в Российской Федерации : [Федеральный Закон принят гос. Думой 29 дек. 2012 № 273] [Электронный ресурс] Режим доступа : http://mamamasi.ru/index.php?id=27 ;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897] [ресурс] Режим доступа : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 ;
- Босова, Л. Л. Программа для основной школы. 5-6 классы. 7-9 классы. [Текст] Л. Л. Босова. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2013, 88 стр.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов. Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №20» на преподавание информатики в 5 и в 6 классах выделен 1 ч из части, формируемый участниками образовательного процесса. На практические работы отводится 36 часов, на контрольные – 5 часов.
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ «СОШ №20». Она включает в себя все темы, предусмотренные авторской программой учебного курса информатики Л.Босовой.
Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос (контрольные работы, тесты, проверочные работы, интеллектуальные карты) и устный (фронтальный, выборочный, групповой и индивидуальный опросы).
В авторскую программу добавлены контрольные работы для обобщения и систематизации изученного по следующим темам: «Компьютер», «Объекты и системы», «Информация вокруг нас», «Информационные модели», «Алгоритмика».
Для реализации рабочей программы используется УМК, включающий в себя:
- авторская программа;
- учебники для 5, 6 классов;
- рабочие тетради для 5, 6 классов;
- электронные приложения к каждому учебнику;
- методические пособия для учителя;
- сайт методической поддержки УМК.
В рамках внеурочной деятельности целесообразен перенос акцента с оценки на самооценку, смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по изучаемой теме. Это обеспечивает личностно-ориентированный подход к обучению и реализуется в форме сбора портфолио – коллекции работ учащегося, демонстрирующей его усилия, прогресс или достижения в области решения логических, алгоритмических и иных задач по информатике.
В конце учебного года предусмотрено проведение нескольких занятий в форме конференции, где каждый ученик или группа учеников представят оригинальное решение задачи, по заинтересовавшей их тематике.
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т.е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.
Знакомство современных школьников с компьютером происходит в начальной школе, кроме того, определённый опыт работы со средствами ИКТ они получают и вне школьной жизни. Курс информатики в 5-6 классах ориентирован на выпускников начальной школы, получивших определённую подготовку в области информатики и информационных технологий. Курс информатики в 5-6 классах поддерживает непрерывность информационной подготовки школьников и обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу для изучения основного курса информатики в 7-9 классах по программам Л.Л.Босовой, И.Г.Семакина, Н.Д.Угриновича.
Обучение информатике и ИКТ в 5-6 классах направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе развития универсальных учебных действий средствами и методами информатики и ИКТ:
- овладение умениями работать с различными видами информации;
- самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность;
- представлять и оценивать ее результаты;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учающихся).
В основной школе начинается изучение информатики как научной дисциплины, имеющей огромное значение в формировании мировоззрения современного человека. Изучение информатики в 5-6 классах позволяет решить следующие задачи:
- показать обучающимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
- показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
- включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у обучающихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
- создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование широкого спектра умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности. Первый уровень сложности содержит обязательные, небольшие задания, знакомящие обучающихся с минимальным набором необходимых технологических приёмов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. В заданиях второго уровня сложности обучающиеся должны самостоятельно выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат. Предполагается, что на данном этапе обучающиеся смогут получить необходимую для работы информацию в описании предыдущих заданий. Задания третьего уровня сложности ориентированы на наиболее продвинутых обучающихся, имеющих, как правило, собственный компьютер. Эти задания могут быть предложены таким школьникам для самостоятельного выполнения в классе или дома. Цепочки заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя тем самым умение учиться, а также самостоятельность, ответственность и инициативность школьников.
Содержание тем учебного курса
Общее число часов – 70 ч.
1. Компьютер (7 часов)
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места ИОТ-014-2013, ИОТ-015-2013. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Ввод информации в память компьютера. Управление компьютером. Компьютерные объекты. Файлы и папки. Размер файла.
Практические работы:
1. «Вспоминаем клавиатуру»
2. «Вспоминаем приемы управления компьютером»
3. «Создаем и сохраняем файлы».
4. «Работаем с основными объектами операционной системы»
5. «Работаем с объектами файловой системы»
Контрольная работа:
1. «Компьютер».
Аналитическая деятельность:
- выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;
- анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
- определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод
информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Практическая деятельность:
- выбирать и запускать нужную программу;
- работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приемы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;
- создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
- соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
2. Объекты и системы (8 часов)
Объекты окружающего мира. Компьютерные объекты. Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношение является элементом множества. Отношения между множествами. Отношение входит в состав. Отношение является разновидностью. Классификация объектов. Классификация компьютерных объектов. Системы объектов. Разнообразие систем. Состав и структура системы. Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Персональный компьютер как система.
Практические работы:
6. «Повторяем возможности графического редактора — инструмента создания графических объектов»
7. «Повторяем возможности текстового процессора — инструмента создания текстовых объектов»
8. «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»
9. «Создаем компьютерные документы»
10. «Конструируем и исследуем графические объекты»
Контрольная работа:
2. «Объекты и системы».
Аналитическая деятельность:
- анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
Практическая деятельность:
- изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
- изменять свойства панели задач;
- узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;
- упорядочивать информацию в личной папке.
3. Информация вокруг нас (12 часов)
Информация вокруг нас. Хранение информации. Передача информации. Электронная почта. В мире кодов. Способы кодирования информации. Метод координат. Табличное решение логических задач. Разнообразие наглядных форм представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Разнообразие задач обработки информации. Кодирование как изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Как мы познаем окружающий мир. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Определение понятия.
Практические работы:
11. «Работаем с электронной почтой»
12. «Ищем информацию в сети Интернет»
13. «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор»
Контрольная работа:
3. «Информация вокруг нас».
Аналитическая деятельность:
- приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Практическая деятельность:
- кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
- работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
- осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
- сохранять для индивидуального использования, найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
- систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
- вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;
- преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
- решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах.
4. Подготовка текстов на компьютере (8 часов)
Текст как форма представления информации. Компьютер — основной инструмент подготовки текстов. Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Редактирование текста. Работа с фрагментами текста. Форматирование текста. Структура таблицы. Диаграммы.
Практические работы:
14. «Вводим текст».
15. «Редактируем текст».
16. «Работаем с фрагментами текста»
17. «Форматируем текст».
18. «Создаем простые таблицы».
19. «Создаём списки».
20. «Строим диаграммы»
Аналитическая деятельность:
- соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;
- определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов;
Практическая деятельность:
- создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;
- выделять, перемещать и удалять фрагменты текста;
- создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
- осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
- оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
- создавать и форматировать списки;
- создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
4. Компьютерная графика (6 часов)
Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Устройства ввода графической информации. Работа в графическом редакторе.
Обработка графической информации. Инструменты графического редактора. Обработка текстовой и графической информации.
Практические работы:
21. «Изучаем инструменты графического редактора».
22. «Работаем с графическими фрагментами».
23. «Планируем работу в графическом редакторе».
Аналитическая деятельность:
- выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);
- планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;
- определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений.
Практическая деятельность:
- использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;
- создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными
фрагментами.
Информационные модели (10 часов)
Информационное моделирование как метод познания. Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные). Математические модели. Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач.
Практические работы:
24. «Создаем графические модели»
25. «Создаем словесные модели»
26. «Создаем многоуровневые списки»
27. «Создаем табличные модели»
28. «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»
29. «Создаем модели — графики и диаграммы»
30. «Создаем модели — схемы, графы и деревья»
Контрольная работа:
4. «Информационные модели»
Аналитическая деятельность:
- различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
- приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т. д. при описании объектов окружающего мира.
Практическая деятельность:
- создавать словесные модели (описания);
- создавать многоуровневые списки;
- создавать табличные модели;
- создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;
- создавать диаграммы и графики;
- создавать схемы, графы, деревья;
- создавать графические модели.
Создание мультимедийных объектов (7 часов)
Создание движущихся изображений. Создание анимации по собственному замыслу.
Практические работы:
31. «Создаем анимацию по собственному замыслу».
32. «Создаем слайд-шоу»
33. «Создаем линейную презентацию ‘Часы’»
34. «Создаем презентацию с гиперссылками ‘Времена года’»
35. «Создаем циклическую презентацию ‘Скакалочка’»
Аналитическая деятельность:
- планировать последовательность событий на заданную тему;
- подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.
Практическая деятельность:
- использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;
- создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.
Алгоритмика (8 часов)
Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Знакомство с исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Чертежник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов. Конструкция повторения.
Практические работы:
36. «Построение алгоритмических конструкций»
Контрольная работа:
5. «Алгоритмика»
Аналитическая деятельность:
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
- выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.
Практическая деятельность:
- составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
- составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебным исполнителем;
составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.
Повторение (4 часа)
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Компьютер | 7 | 2 | 5 |
2 | Объекты и системы | 8 | 3 | 5 |
3 | Информация вокруг нас | 12 | 9 | 3 |
4 | Подготовка текстов на компьютере | 8 | 1 | 7 |
5 | Компьютерная графика | 6 | 3 | 3 |
6 | Информационные модели | 10 | 3 | 7 |
7 | Создание мультимедийных объектов | 7 | 2 | 5 |
8 | Алгоритмика | 8 | 7 | 1 |
Повторение | 4 | 4 | ||
Итого: | 70 | 52 | 18 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
- развития личности, государства, общества; • понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
- структурирование и визуализация информации;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
- умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
- умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
- умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
- фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений;
- создание графических объектов;
- создание музыкальных и звуковых сообщений;
- создание, восприятие и использование гипермедиасообщений;
- коммуникация и социальное взаимодействие;
- поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры;
- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
В качестве одной из основных форм контроля выступает тестирование.
Организации тестирования в 5 классе уделяется особое внимание, так как, возможно, для большинства учащихся это первый опыт соответствующей деятельности.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения обучающимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися:
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4, если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится, если неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит:
- смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
- интеграция количественной и качественной оценок;
- перенос акцента с оценки на самооценку.
В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.
Перечень учебно-методического обеспечения
Аппаратные средства
- Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся.
- Мультимедиапроектор.
- Принтер.
- Наушники.
- Колонки.
Программные средства
- Операционная система Windows XP.
- Microsoft Office 2003.
- Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса.
- Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 6 класса.
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru)
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
Список литературы (основной и дополнительной)
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Календарно-тематическое планирование 5 класс | |||||||
№ | Тема | Тип урока | Элемент содержания | Планируемые результаты | Вид контроля, измерений | Домашнее задание | Дата |
1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас | Урок актуализации новых знаний | Цели изучения курса. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация, виды информации по форме представления, действия с информацией | Л.: принимают ценности здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ М.: умеют выбирать источники информации. П.: имеют понятие об информации, видах информации по форме представления, действиях с информацией. | Индивидуальный опрос, выборочный опрос | §1 РТ №1-11 | |
2 | Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. | Урок актуализации новых знаний | Сферы применения ПК. Аппаратное обеспечение ПК. | Л.: осваивают типичные ситуации по управлению персональных средств ИКТ. М.: умеют проводить аналогию действий между устройствами ПК и человеком. П.: знают основные и дополнительные устройства ПК и их назначение. | Фронтальный опрос | §2 РТ №12-24 | |
3 | Ввод информации в память компьютера. Практическая работа №1. «Вспоминаем клавиатуру» | Комбинированный урок | Устройства ввода информации, группы клавиш на ПК. | Л.: повышают образовательный уровень. М.: получают навыки ввода информации с клавиатуры. П.: имеют представление об устройствах ввода. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §3 РТ №25-33 | |
4 | Управление компьютером. Практическая работа №2. «Вспоминаем приемы управления компьютером» | Комбинированный урок | Программное обеспечение ПК | Л.: выражают положительное отношение к своей деятельности и к процессу познания. М.: получают навыки управления ПК. П.: имеют представление о программном обеспечении ПК | Индивидуальный опрос, практическая работа | §4, ПР 1, РТ №38-53 | |
5 | Хранение информации. Практическая работа №3. «Создаем и сохраняем файлы». | Комбинированный урок | Хранение информации. Носители информации. Файлы и папки. Сохранение файлов в личной папке. | Л.: создают индивидуальную информационную среду. М.: умеют работать с файлами, упорядочивать информацию в личном информационном пространстве. П.: имеют представление о хранении информации, носителях информации, о файлах и папках | Индивидуальный опрос, практическая работа | §5 РТ №55-67 | |
6 | Контрольная работа №1. «Компьютер». Передача информации | Комбинированный урок | Интерактивное тестирование. Источники и приемники информации. Информационный канал. | Л.: понимают значение коммуникации для жизни человека и человечества. М.: понимают единую сущность процесса передачи информации. П.: имеют общие представления о передаче информации как информационном процессе. | Интерактивный тест, фронтальный опрос | §6 (1,2) РТ №70-74 | |
7 | Электронная почта. Практическая работа №4. «Работаем с электронной почтой» | Комбинированный урок | Электронная почта как средство коммуникации. | Л.: выражают положительное отношение к своей деятельности и к процессу познания. М.: умеют отправлять и получать электронные письма. П.: имеют представления об электронном письме. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §6 (3) РТ №76-77 | |
8 | В мире кодов. Способы кодирования информации | Урок актуализации новых знаний | Код. Кодирование. | Л.: понимают значение различных кодов в жизни человека. М.: умеют перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую. П.: имеют представления о кодах и кодировании. | Фронтальный опрос | §7(1,2) РТ №79-98 | |
9 | Метод координат | Урок актуализации новых знаний | Числовой способ кодирования. Метод координат. | Л.: дают адекватную оценку своей деятельности. М.: понимают необходимость выбора той или иной формы представления информации. П.: имеют представление о методе координат. | Фронтальный опрос | §7(3) РТ №99-101 | |
2 четверть | |||||||
10 | Текст как форма представления информации. Компьютер — основной инструмент подготовки текстов | Урок актуализации и формирования новых знаний | Текст как самая распространенная форма представления информации. | Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды. М.: умеют осознанно строить речевое высказывание в письменной форме. П.: имеют представление о тексте как форме представления информации. | Фронтальный опрос | §8(1,2) РТ №102-105 | |
11 | Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа №5. «Вводим текст» | Комбинированный урок | Объекты текстового документа. Правила ввода текста. | Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды. М.: умеют осознанно строить речевое высказывание в письменной форме. П.: знают основные правила ввода текста. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §8(3,4) , составить конспект, РТ №111 | |
12 | Редактирование текста. Практическая работа №6. «Редактируем текст». | Комбинированный урок | Вставка, удаление, замена символов. | Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды. М.: умеют осознанно строить речевое высказывание в письменной форме. П.: умеют редактировать текстовые документы. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §8(5) РТ №110,112 | |
13 | Работа с фрагментами текста Практическая работа №7. «Работаем с фрагментами текста» | Комбинированный урок | Поиск заданного фрагмента и замена его на другой. | Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды.. М.: умеют осознанно строить речевое высказывание в письменной форме. П.: умеют работать с фрагментами текста. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §8(6) РТ №113-115 | |
14 | Форматирование текста. Практическая работа №8. «Форматируем текст». | Комбинированный урок | Преобразования документа на этапе форматирования | Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды. М.: умеют оформлять текст в соответствии с заданными требованиями. П.: умеют форматировать текстовый документ. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §8(7) РТ №118, 119 | |
15 | Структура таблицы. Практическая работа №9. «Создаем простые таблицы». | Комбинированный урок | Понятия «таблица», «столбец таблицы», «строка таблицы», «ячейка таблицы». | Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды. М.: умеют применять таблицы для представления разного рода однотипной информации. П.: умеют создавать простые таблицы. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §9(1) стр.55-58 РТ №121-124 | |
16 | Табличное решение логических задач. | Урок актуализации и формирования новых знаний | Табличный способ решения логических задач. | Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды. М.: умеют использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств. П.: умеют представлять информацию в табличной форме. | Фронтальный опрос | §9(2) РТ №126-129 | |
По плану: 16 ч., к.р. – 1, п.р. - 9 | |||||||
17 | Разнообразие наглядных форм представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме. | Урок актуализации и формирования новых знаний | Преобразования текста в рисунок, преобразование рисунка в схему. | Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды. М.: понимают необходимость выбора той или иной формы представления. П.: умеют преобразовывать текст в рисунок, рисунок в схему. | Фронтальный опрос | §10(1,2) РТ № 132 | |
18 | Диаграммы. Практическая работа №10. «Строим диаграммы» | Комбинированный урок | Построение диаграмм. | Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды. М.: умеют выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные. П.: умеют строить столбиковые и круговые диаграммы. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §10(3) РТ №134-137 | |
19 | Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа №11. «Изучаем инструменты графического редактора». | Комбинированный урок | Растровая и векторная графика. Графический примитив. Растровый графический редактор. Инструменты графического редактора. | Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды. М.: умеют выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные. П.: умеют создавать несложные изображения с помощью графического редактора. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §11(1) РТ №138,139 | |
20 | Устройства ввода графической информации. Практическая работа №12. «Работаем с графическими фрагментами» | Комбинированный урок | Способы ввода графической информации. Графический примитив. Фрагмент. | Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды. М.: умеют выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче. П.: умеют создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §11(2) РТ №142-144 | |
21 | Работа в графическом редакторе. Практическая работа №13. «Планируем работу в графическом редакторе» | Комбинированный урок | Создание сложных графических объектов из простых с предварительным планированием работы. | Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире. М.: умеют планировать работу по конструированию сложных объектов из простых.. П.: умеют создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §11 РТ №145 | |
22 | Разнообразие задач обработки информации | Урок актуализации и формирования новых знаний | Два типа обработки информации. Представление о процессе обработки информации как решении информационной задачи. | Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире. М.: имеют представление о подходах к упорядочению информации. П.: имеют представление двух типах обработки информации. | Фронтальный опрос | §12(1) РТ №148-150 | |
23 | Кодирование как изменение формы представления информации | Урок актуализации и формирования новых знаний | Обработка информации, изменяющей форму ее представления. | Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире. М.: умеют преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую. П.: имеют представление о кодировании как изменение формы представления информации. | Групповой опрос | §12(2) РТ №151,152 | |
24 | Систематизация информации. Практическая работа №14. «Создаём списки». | Комбинированный урок | Систематизация информации. Способ упорядочивания информации. | Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды. М.: имеют представление о подходах к упорядочению информации. П.: имеют представление об информационных задачах и их разнообразии. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §12(3) РТ №153-155 | |
25 | Поиск информации. Практическая работа №15. «Ищем информацию в сети Интернет» | Комбинированный урок | Поиск информации. Обработка информации, не изменяющей ее содержание. | Л.: анализируют и критично оценивают получаемую информацию. М.: умеют искать и выделять необходимую информацию. П.: имеют представление о поиске информации как информационной задаче. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §12(4) РТ №158-162 | |
26 | Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16. «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор». | Комбинированный урок | Задачи на вычисление по заданным правилам, ведущих к получению нового содержания. | Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды. М.: умеют анализировать и делать выводы. П.: имеют представление об обработке информации путем преобразования по заданным правилам. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §12(5) РТ №165-174 | |
4 четверть | |||||||
27 | Преобразование информации путем рассуждений | Урок актуализации и формирования новых знаний | Преобразование информации путем рассуждений как еще один способ обработки информации, ведущей к получению нового содержания. | Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире. М.: умеют анализировать и делать выводы. П.: имеют представление об обработке информации путем логических рассуждений. | Групповой опрос | §12(6) РТ №176-178 | |
28 | Разработка плана действий и его запись | Урок актуализации и формирования новых знаний | Формы записи плана действий | Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире. М.: умеют планировать пути достижения целей. П.: имеют представление об обработке информации путем разработки плана действий. | Групповой опрос | §12(7) РТ №179,180 | |
29 | Запись плана действий в табличной форме | Урок актуализации и формирования новых знаний | Табличная форма записи плана действий. | Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире. М.: умеют планировать пути достижения целей. П.: имеют представление об обработке информации путем разработки плана действий. | Групповой опрос | §12(8) РТ №181-184 | |
30 | Контрольная работа №2. «Информация вокруг нас». Анализ контрольных работ | Урок контроля и коррекция знаний | Систематизация материала, изученного в 5 классе. Интерактивное тестирование. | Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире. М.: умеют планировать пути достижения целей. П.: имеют представление об анимации, как о последовательности событий. | Интерактивный тест, фронтальный опрос, | § 12 (9) | |
31 | Создание движущихся изображений | Комбинированный урок | Анимация. Работа в редакторе презентаций. | Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире. М.: умеют планировать пути достижения целей. П.: приобретают навыки работы с редактором презентаций. | Индивидуальный опрос, работа в редакторе PowerPoint | §12 | |
32 | Практическая работа №17. «Создаем анимацию по собственному замыслу» | Комбинированный урок | Создание и демонстрация итогового проекта. | Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды. М.: умеют структурировать знания, умеют искать и выделять необходимую информацию. П.: имеют представление об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе. | Индивидуальный опрос, практическая работа | Повторить основные понятия | |
33 | Практическая работа №18. «Создаем слайд-шоу» (выполнение и защита итогового проекта) | Комбинированный урок | Планирование и создание слайд-шоу | Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире. М.: умеют планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи. П.: имеют представление об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе. | Практическая работа, защита итогового проекта | выполнить проект - РТ стр.136-142 | |
34 | Повторение. Аппаратное обеспечение ПК. | ||||||
35 | Повторение. Программное обеспечение ПК. | ||||||
По плану: 19 ч., к.р. – 1, п.р. – 9 За год: по плану: 35 ч., к.р. – 2, п.р. - 18 |
Календарно-тематическое планирование 6 класс | |||||||
№ | Тема | Тип урока | Элемент содержания | Планируемые результаты | Вид контроля, измерений | Домашнее задание | Дата |
1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира. | Урок актуализации новых знаний | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира. | Л.: приобретают навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. М.: умеют работать с учебником; умеют работать с электронным приложением к учебнику; умеют анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния. П.: имеют понятие об общих представлениях об объектах окружающего мира и их признаках. | Индивидуальный опрос, выборочный опрос | Введение, §1 | |
2 | Компьютерные объекты. Практическая работа №1. «Работаем с основными объектами операционной системы» | Комбинированный урок | Компьютерные объекты. | Л.: понимают значение навыков работы на ПК для учебы и жизни. М.: приобретают ИКТ-компетентность. П.: имеют представление о компьютерных объектах и их признаках. | Фронтальный опрос | §2(1) | |
3 | Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2. «Работаем с объектами файловой системы» | Комбинированный урок | Файловая система | Л.: понимают значение навыков работы на ПК для учебы и жизни. М.: приобретают ИКТ-компетентность. П.: имеют представление о компьютерных объектах и их признаках, о файловой системе. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §2(2,3) | |
4 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами | Урок актуализации и формирования новых знаний | Отношение является элементом множества. Примеры отношений между объектами | Л.: понимают значение навыков работы на ПК для учебы и жизни. М.: умеют выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами. П.: имеют представление об отношениях между объектами | Индивидуальный опрос, практическая работа | §3(1, 2,3) | |
5 | Отношение входит в состав. Практическая работа №3. «Повторяем возможности графического редактора — инструмента создания графических объектов» | Комбинированный урок | Отношение «входит в состав» | Л.: понимают значение навыков работы на ПК для учебы и жизни. М.: умеют выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами. П.: имеют представление об отношениях между объектами | Индивидуальный опрос, практическая работа | §3(4) | |
6 | Отношение является разновидностью. Классификация объектов | Урок актуализации новых знаний | Представление об отношении «является разновидностью». Классификация | Л.: понимают значение логического мышления. М.: умеют выбирать основания для классификации. П.: имеют представление об отношении «является разновидностью». | Фронтальный опрос | §4(1,2) | |
7 | Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4. «Повторяем возможности текстового процессора — инструмента создания текстовых объектов» | Комбинированный урок | Примеры отношения «является разновидностью». | Л.: понимают значение логического мышления. М.: умеют выбирать основания для классификации. П.: знают подходы к классификации компьютерных объектов. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §4(3,4) | |
8 | Системы объектов. Разнообразие систем. Состав и структура системы | Урок актуализации и формирования новых знаний | Понятия системы, ее состава и структуры | Л.: понимают значение навыков работы на ПК для учебы и жизни. М.: оперируют понятием системы, умеют анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода. П.: имеют представления о системе, ее состава и структуры. | Интерактивный тест, фронтальный опрос | §5(1,2) | |
9 | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5. «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» | Комбинированный урок | Понятия системы, черного ящика | Л.: понимают значение навыков работы на ПК для учебы и жизни. М.: оперируют понятием системы, умеют анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода. П.: имеют представления о системе черный ящик. | Фронтальный опрос | §5(3,4) | |
II четверть | |||||||
10 | Персональный компьютер как система. Практическая работа №6. «Создаем компьютерные документы» | Комбинированный урок | Понятие интерфейса, представление о компьютере как системе | Л.: понимают значение навыков работы на ПК для учебы и жизни. М.: оперируют понятием системы, умеют анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода. П.: имеют понятие об интерфейсе, имеют представление о компьютере как системе. | Фронтальный опрос | §6 | |
11 | Контрольная работа №1. «Объекты и системы». Как мы познаем окружающий мир. | Комбинированный урок | Интерактивное тестирование. Способы познания окружающего мира. | Л.: умеют увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом. М.: имеют понятие об информативности сообщения. П.: имеют представление о способах познания окружающего мира. | Тестирование, фронтальный опрос | §7 | |
12 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7. «Конструируем и исследуем графические объекты» | Комбинированный урок | Понятие как совокупность существенных признаков объекта | Л.: умеют увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом. М.: владеют основными логическими операциями – анализ, сравнение, обобщение и синтез. П.: имеют представление о понятии как совокупности существенных признаков объекта. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §8(1,2) | |
13 | Определение понятия. Конструируем и исследуем графические объекты | Урок актуализации и формирования новых знаний | Определение понятия | Л.: умеют увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом. М.: владеют основными логическими операциями – анализ, сравнение, обобщение и синтез. П.: умеют определять понятия. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §8(3) | |
14 | Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8. «Создаем графические модели» | Комбинированный урок | Информационное моделирование как метод познания. | Л.: умеют увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понимают значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности. М.: владеют знаково-символическими действиями. П.: имеют представление о моделях и моделировании. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §8(9) | |
15 | Словесные информационные модели. Словесные описания (научные, художественные). Практическая работа №9. «Создаем словесные модели» | Комбинированный урок | Представление о словесных описаниях как информационных моделях | Л.: умеют увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понимают значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности. М.: владеют знаково-символическими действиями, умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. П.: имеют представление о знаковых словесных информационных моделях. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §10 (1,2, 3) | |
16 | Математические модели. Практическая работа №10. «Создаем многоуровневые списки» | Комбинированный урок | Математические модели как разновидность информационных моделей | Л.: умеют увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понимают значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности. М.: владеют знаково-символическими действиями, умеют преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. П.: имеют представление о математических моделях как разновидности информационных моделей. | Фронтальный опрос, интерактивный тест | §10(4) | |
По плану: 16 ч., к.р. – 1, пр. - 10 | |||||||
III четверть | |||||||
17 | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11. «Создаем табличные модели» | Комбинированный урок | Табличные модели как разновидность информационных моделей | Л.: умеют увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понимают значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности. М.: владеют знаково-символическими действиями, умеют преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. П.: имеют представление о табличных моделях как разновидности информационных моделей. | Фронтальный опрос | §11(1,2) | |
18 | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа №12. «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» | Комбинированный урок | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. | Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды. М.: умеют выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные. П.: умеют логические задачи с помощью нескольких таблиц. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §11(3,4) | |
19 | Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Практическая работа №13. «Создаем модели — графики и диаграммы» | Комбинированный урок | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. | Л.: умеют увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понимают значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности. М.: умеют выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные. П.: умеют создавать графики и диаграммы. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §12(1,2) | |
20 | Наглядное представление о соотношении величин. Создаем модели — графики и диаграммы (продолжение) | Комбинированный урок | Наглядное представление процессов изменения величин. | Л.: умеют увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понимают значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности. М.: умеют выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные. П.: умеют создавать графики и диаграммы. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §12(3) | |
21 | Многообразие схем. Практическая работа №14. «Создаем модели — схемы, графы и деревья» | Комбинированный урок | Создание моделей: схемы, графы, деревья. | Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире. М.: умеют «читать» графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую. П.: умеют создавать модели: схемы, графы, деревья. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §13(1) | |
22 | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач | Урок актуализации и формирования новых знаний | Использование графов при решении задач | Л.: имеют представление об информации как важнейшем стратегическом ресурсе. М.: имеют представление о подходах к упорядочению информации. П.: имеют представление об использовании графов при решении задач | Фронтальный опрос | §13(2,3) | |
23 | Контрольная работа №2. «Информационные модели» Что такое алгоритм | Урок актуализации и формирования новых знаний | Интерактивное тестирование. Понятие «алгоритм», свойства алгоритма | Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире. М.: владеют информационно-логическими умениями: определяют понятия. П.: знают определение алгоритма и свойства алгоритма. | Тестирование, фронтальный опрос | § 14 | |
24 | Исполнители вокруг нас | Урок актуализации и формирования новых знаний | Исполнители | Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды. М.: имеют представление о подходах к упорядочению информации. П.: имеют представление об исполнителях алгоритмов. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §15 | |
25 | Формы записи алгоритмов | Урок актуализации и формирования новых знаний | Формы записи алгоритмов | Л.: владеют первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации. М.: владеют умениями самостоятельно планировать пути достижения целей. П.: имеют представление о форме записи алгоритмов. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §16 | |
26 | Линейные алгоритмы. Практическая работа №15. «Создаем линейную презентацию ‘Часы’» | Комбинированный урок | Линейные алгоритмы | Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды. М.: соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности, определяют способы действий в рамках предложенных условий, корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. П.: умеют составлять линейные алгоритмы. | Индивидуальный опрос, практическая работа | §17(1) | |
IV четверть | |||||||
27 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №16. «Создаем презентацию с гиперссылками ‘Времена года’» | Урок актуализации и формирования новых знаний | Алгоритмы с ветвлениями | Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды. М.: соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности, определяют способы действий в рамках предложенных условий, корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. П.: умеют составлять алгоритмы с ветвлениями. | Групповой опрос | §17(2) | |
28 | Алгоритмы с повторениями. Практическая работа №17. «Создаем циклическую презентацию ‘Скакалочка’» | Урок актуализации и формирования новых знаний | Алгоритмы с повторениями. | Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды. М.: соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности, определяют способы действий в рамках предложенных условий, корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. П.: умеют составлять алгоритмы с повторениями. | Групповой опрос | §17(3) | |
29 | Знакомство с исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником | Урок актуализации и формирования новых знаний | Знакомство с исполнителем Чертежник. | Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире. М.: умеют планировать пути достижения целей. П.: имеют представление об исполнителе Чертежник. | Групповой опрос | §18(1,2) | |
30 | Чертежник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов | Урок актуализации и формирования новых знаний | Вспомогательные алгоритмы | Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире. М.: умеют планировать пути достижения целей. П.: имеют представление об анимации, как о последовательности событий. | Фронтальный опрос | § 18 (3) | |
31 | Конструкция повторения. | Урок актуализации и формирования новых знаний | Конструкция повторения. | Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире. М.: умеют планировать пути достижения целей. П.: знают конструкции повторения. | Индивидуальный опрос, практическая работа | § 18 (4) | |
32 | Практическая работа №18. «Построение алгоритмических конструкций» | Комбинированный урок | Построение алгоритмических конструкций. | Л.: чувствуют личную ответственность за качество окружающей информационной среды. М.: соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности, определяют способы действий в рамках предложенных условий, корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. П.: умеют строить алгоритмические конструкции. | Индивидуальный опрос, практическая работа | Повторить основные понятия | |
33 | Контрольная работа №3. «Алгоритмика». Анализ контрольных работ | Урок контроля знаний | Алгоритмы и исполнители | Л.: понимают роль информационных процессов в современном мире. М.: умеют планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи. П.: имеют представление об понятиях, изученных по теме «Алгоритмика». | Контрольная работа | выполнить проект - РТ стр.136-142 | |
34 | Повторение. Объекты и системы | ||||||
35 | Повторение. Информационные модели | ||||||
По плану: 19 ч., к.р. – 2, п.р. – 8 За год: по плану: 35 ч., к.р. – 3, п.р. - 18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 5 класс
Данная рабочая программа по информатике и ИКТ (по учебнику Л.Л.Босовой ) состоит из 3 файлов : 1) УМК, 2) пояснительная записка, 3) тематическое планирование (1 час в неделю)....
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 6 класс
Рабочая программа к учебнику Л.Л.Босовой 6 класс состоит из 3 файлов 1) пояснительная записка, 2) УМК, 3) тематическое планирование...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 7 класс
Рабочая программа по учебнику Л.Л.Босовой 7 класс состоит из 3 файлов: 1) пояснительная записка, 2) УМК, 3)тематическое планирование...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 классы УМК Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 классы к учебнику Босовой Л.Л. с поурочным планированием....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 классы УМК Босова Л.Л.
Программа составлена на основе: 1.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 13)2.«...
Рабочая программа по информатике 9 класс с УУД 2015_2016 Босова
По учебнику Босовой ФГОС...