Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме
Данная рабочая программа по информатике и ИКТ (по учебнику Л.Л.Босовой ) состоит из 3 файлов : 1) УМК, 2) пояснительная записка, 3) тематическое планирование (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.rar | 39.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 5 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:
- федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089 (стандарт размещен на сайте (http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_04/1089.html));
- авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы, опубликованной в метод.пособии «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы», составитель М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
- инструктивно-методического письма Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»;
- инструктивно-методического письма Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2012г. №24/5135 «О преподавании учебного предмета «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012/2013 учебном году».
- Локальный акт "Положение о рабочей программе", утверждённый на педагогическом совете МКОУ СОШ №1 г. Сим (протокол № 4 от 08 января 2010г.);
- Приказ "Об утверждении учебного плана школы на 2012-2013 учебный год" №__ от августа 2012г.
Согласно действующему в школе учебному плану, календарно-тематический план предусматривает в 5 классе обучение в объеме 1 часа в неделю, 34 часов в год по учебнику Л.Л.Босовой «Информатика», уровень – базовый. В данной рабочей программе будет использоваться УМК по Информатике и ИКТ Л.Л.Босовой, в состав которого входит учебник, рабочая тетрадь, электронное пособие на CD и методическое пособие для учителя.
Изучение информатики и ИКТ в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
- пропедевтика понятий основного курса школьной информатики;
- формирование у обучающихся универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), составляющих основу умения учиться;
- обеспечение доступности качественного образования.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 5 классе необходимо решить следующие задачи:
- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ
Программа построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить «точкой входа» в предмет для школьников, приступающих к ее изучению впервые. В нашей школе учащиеся ранее изучали информатику, поэтому освоение данного курса вполне доступно для учащихся. Для реализации рабочей программы есть возможность обеспечения учащихся учебной литературой из фонда школьной библиотеки.
В рабочей программе предусматриваются занятия практической направленности. В разделе «Компьютер для начинающих» - 4 практические работы, в разделе «Информация вокруг нас» - 6 практических работ и в разделе «Информационные технологии» – 5 практических работ.
Требования к подготовке учащихся 5 классов в области информатики и ИКТ
Учащиеся должны:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать программы из меню «Пуск»;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Обучение строится на основе гибких форм организации учебно-воспитательного процесса, способствующих формированию интеллекта, навыков исследовательского труда, ориентированных на личностные способности обучающихся и их развитие через различные виды деятельности, допускающие право выбора самими обучающимися.
Применяемые технологии и методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- элементы здоровьесберегающих технологий;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
и т.д.
Классификация методов обучения:
- словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе или электронным);
- наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
- практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
- активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.).
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- контрольная работа;
- практикум;
- тестирование.
Планирование контроля.
Плановые контрольные работы:
Контрольная работа №1 «Компьютер для начинающих» - 1 час
Контрольная работа №2 «Информация вокруг нас» - 1 час
Практические работы:
№ урока | № п/р | Тема практической работы | Учебный модуль |
3 | 1 | Знакомимся с клавиатурой | 1 |
6 | 2 | Осваиваем мышь | 1 |
7 | 3 | Запускаем программы. Основные элементы окна программы | 1 |
8 | 4 | Знакомимся с компьютерным меню | 1 |
17 | 5 | Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор (часть1) | 2 |
18 | 6 | Вводим текст | 2 |
19 | 7 | Редактируем текст | 2 |
20 | 8 | Работаем с фрагментами текста (1,2,3,4) | 2 |
21 | 8 | Работаем с фрагментами текста (5,6,7) | 2 |
23 | 9 | Форматируем текст | 2 |
24 | 10 | Знакомимся с инструментами рисования графического редактора | 3 |
25 | 11 | Начинаем рисовать (1,4,5) | 3 |
26 | 11 | Начинаем рисовать (2,3) | 3 |
27 | 12 | Создаем комбинированные документы | 3 |
28 | 5 | Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор (часть 2) | 3 |
29 | 13 | Работаем с графическими фрагментами | 3 |
32 | 14, 15 | Создаем анимацию на заданную тему Создаем анимацию на свободную тему | 3 |
Сводная таблица по видам контроля
5 класс
Виды контроля | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | Год |
Административный контроль ЗУНов | - | 1 | 1 | 2 |
Количество плановых контрольных работ | 1 | 1 | - | 2 |
практических работ | 3 | 6 | 6 | 15 |
лабораторных работ | - | - | - | - |
Других видов работ | - | - | - | - |
Экскурсий | - | - | - | - |
Список литературы для подготовки и проведения занятий
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5–7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика и ИКТ 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы.
Аппаратные средства
- Компьютер — универсальное устройство обработки информации; основная конфигу рация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможнос ти: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с мик рофона и др.
- Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или жела телен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
• Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети — дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, дозволяют вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучи вания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначе ния).
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, микрофон.
Программные средства
- Операционная система Windows XP (Linux)
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Пакет офисных приложений MS Office 2003-2007(Open Office.org)
Интернет-ресурсы, электронные информационные источники, ЦОР, используемые в образовательном процессе
Министерство образования и науки Российской Федерации | http://www.mon.gov.ru |
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) | http://www.obrnadzor.gov.ru |
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) | http://www.ed.gov.ru |
Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) | http://www.fasi.gov.ru |
Федеральный центр тестирования | http://www.rustest.ru |
Федеральный институт педагогических измерений | http://fipi.ru/ |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
Российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru |
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена | http://ege.edu.ru |
Естественнонаучный образовательный портал | http://www.en.edu.ru |
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» | http://www.ict.edu.ru |
Российский портал открытого образования | http://www.openet.edu.ru |
Портал Национального фонда подготовки кадров: проект «Информатизация системы образования» | http://portal.ntf.ru |
Газета «Информатика» | http://inf.1september.ru |
Библиотека учебных курсов Microsoft | http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/ |
Виртуальный компьютерный музей | http://www.computer-museum.ru |
Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября» | http://inf.1september.ru |
Образовательный портал г. Челябинска. Раздел «Методическая копилка» | http://www.chel_edu.ru |
Дидактические материалы по информатике и математике | http://comp-science.narod.ru |
Интернет-школа «Просвещение. ru» | http://www.internet-school.ru |
Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского | http://marklv.narod.ru/inf/ |
Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой | http://infoschool.narod.ru |
Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой | http://www.syrtsovasv.narod.ru |
Преподавание, наука и жизнь: сайт Константина Полякова | http://kpolyakov.narod.ru/ |
Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников | http://www.phis.org.ru/informatika/ |
Информатика и информационные технологии в образовании | http://www.rusedu.info |
Информатика и информационные технологии: материал лаборатории информатики МИОО | http://iit.metodist.ru |
Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой | http://book.kbsu.ru |
Научно-методический журнал «Информатика и образование» | http://www.infojournal.ru/ |
Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям | http://school87.kubannet.ru/info/ |
Информация для информатиков: сайт О.В.Трушина | http://trushinov.chat.ru |
История Интернета в России | http://www.nethistory.ru |
ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума | http://www.edu-it.ru |
Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова | http://distant.463.jscc.ru |
Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках | http://www.klyaksa.net |
Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова, С.-Петербург, школа № 550) | http://school.ort.spb.ru/library.html |
Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой | http://ekochelaeva.narod.ru |
Московский детский клуб «Компьютер» | http://www.child.ru |
Негосударственное образовательное учреждение «Роботландия+» | http://www.botik.ru/~robot/ |
Открытые системы: издания по информационным технологиям | http://www.osp.ru |
Персональный компьютер, или «Азбука PC» для начинающих | http://www.orakul.spb.ru/azbuka.htm |
Преподавание информатики в школе. Dedinsky school page | http://www.axel.nm.ru/prog/ |
Портал CITForum | http://www.citforum.ru |
Социальная информатика: факультатив для школьников-технарей | http://www.sinf2000.narod.ru |
Самарский лицей информационных технологий | http://www.samlit.samara.ru |
Теоретический минимум по информатике | http://teormin.ifmo.ru |
Учебные модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера» | http://emc.km.ru |
Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение | http://www.itdrom.com |
Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР | http://niac.natm.ru/graphinfo |
Энциклопедия персонального компьютера | http://mega.km.ru/pc/ |
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов | |
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. | http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ |
Контрольно-измерительные материалы
1. Практикумы
Цели практикума:
- сформировать у школьников достаточный спектр пользовательских (инструментальных) навыков, позволяющих им эффективно применять ИКТ в своей информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
- вооружить учащихся способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- сформировать у школьников основы ИКТ-компетентности, состоящей в их способности решать возникающие информационные задачи, используя современные общедоступные информационные ресурсы (инструменты и источники).
В 5 классе, при переходе ребят из начальной школы в основную, особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся. Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. Как правило, ученики 5 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума. Чтобы выполнение заданий компьютерного практикума шло успешно, пятиклассников следует подготовить к новому для них виду деятельности, подробно объяснив, что каждое задание выполняется в заданной последовательности и в строгом соответствии с описанием, поэтому нужно очень внимательно читать каждое указание (каждый пункт), выполнять его, и только после этого переходить к следующему указанию (пункту). Нужно чтобы ученик очень четко осознавал, что он делает и какая именно операция у него не получается. Очень важно, чтобы учитель не подсказывал готовые решения, а, выявив истинную причину возникшего у ученика затруднения, направлял его к правильному решению. Учитель должен стремиться уйти от привычной роли «оракула» или «источника знаний» и выполнять роль координатора, управляющего учебным процессам.
Содержание практикума:
Создание информационных объектов и моделей:
- текстов
- списков
- таблиц
- рисунков
- движущихся изображений
2. Тематические контрольные работы и итоговый контроль.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Итоговый контроль осуществляется по завершении года обучения.
Тематический контроль позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. В качестве одной из основных форм контроля выбирается тестирование. Организации тестирования в 5 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности.
Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:
- за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
- за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
- за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 6 класс
Рабочая программа к учебнику Л.Л.Босовой 6 класс состоит из 3 файлов 1) пояснительная записка, 2) УМК, 3) тематическое планирование...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 7 класс
Рабочая программа по учебнику Л.Л.Босовой 7 класс состоит из 3 файлов: 1) пояснительная записка, 2) УМК, 3)тематическое планирование...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику И.Г.Семакина, 8 класс
Данная рабочая программа по учебнику И.Г.Семакина, 8 класс состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику И.Г.Семакина, 9 класс
Рабочая программа составлена по учебнику И.Г.Семакина, 9 класс и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 10 класс
Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угринович "Информатика и ИКТ.Базовый уровень" и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подготовки к ЕГЭ....
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 11 класс
Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угриновича "Информатика и ИКТ. Базовый уровень", 11 класс и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подг...
Рабочая программа по информатике 5-6 на основе авторской Л.Босовой
Рабочая программа составлена для работы на базовой площадке пилотного проекта по реализации ФГОС...