Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме

Данная рабочая программа по информатике и ИКТ (по учебнику Л.Л.Босовой ) состоит из 3 файлов : 1) УМК, 2) пояснительная записка, 3) тематическое планирование (1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.rar39.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая  рабочая  учебная программа  базового курса «Информатика и ИКТ» для 5 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:

  1. федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089 (стандарт размещен на сайте (http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_04/1089.html));
  2. авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы, опубликованной в метод.пособии «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы», составитель М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
  3. инструктивно-методического письма Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»;
  4. инструктивно-методического письма Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2012г. №24/5135 «О преподавании учебного предмета «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012/2013 учебном году».

  1. Локальный акт "Положение о рабочей программе", утверждённый на педагогическом совете МКОУ СОШ №1 г. Сим (протокол № 4 от 08 января 2010г.);
  2.  Приказ "Об утверждении учебного плана школы на 2012-2013 учебный год" №__ от  августа 2012г.

Согласно действующему в школе учебному плану,  календарно-тематический план предусматривает  в 5 классе обучение в объеме 1 часа в неделю, 34 часов в год  по учебнику Л.Л.Босовой «Информатика», уровень – базовый. В данной рабочей программе будет использоваться УМК  по Информатике и ИКТ Л.Л.Босовой, в состав которого входит учебник, рабочая тетрадь, электронное пособие на CD и методическое пособие для учителя.

Изучение информатики и ИКТ в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

- формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;

-  пропедевтика понятий основного курса школьной информатики;

- формирование у обучающихся универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), составляющих основу умения учиться;

- обеспечение доступности качественного образования.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

- организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

- создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ

Программа построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить «точкой входа» в предмет для школьников, приступающих к ее изучению впервые. В нашей школе учащиеся ранее изучали информатику, поэтому освоение данного курса вполне доступно для учащихся. Для реализации рабочей программы есть возможность обеспечения учащихся учебной литературой из фонда школьной библиотеки.

В рабочей программе предусматриваются  занятия практической направленности. В разделе «Компьютер для начинающих» - 4 практические работы, в разделе «Информация вокруг нас» - 6 практических работ и в разделе «Информационные технологии» – 5 практических работ.

Требования к подготовке учащихся 5 классов в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны:

  1. понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  2. различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  3. приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  4. приводить примеры информационных носителей;
  5. иметь представление о способах кодирования информации;
  6. уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  7. определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  8. различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  9. запускать программы из меню «Пуск»;
  10. уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  11. вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  12. уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  13. уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  14. уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  15. знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Обучение строится на основе гибких форм организации учебно-воспитательного процесса, способствующих формированию интеллекта, навыков исследовательского труда, ориентированных на личностные способности обучающихся и их развитие через различные виды деятельности, допускающие право выбора самими обучающимися.

Применяемые технологии и методики:

  1. уровневая дифференциация;
  2. проблемное обучение;
  3. информационно-коммуникационные технологии;
  4. элементы здоровьесберегающих технологий;
  5. коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

      и т.д.

Классификация методов обучения:

  1. словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе или электронным);
  2. наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  3. практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
  4. активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.).

Формы организации учебного процесса:

  1. индивидуальные;
  2. групповые;
  3. индивидуально-групповые;
  4. фронтальные;
  5. практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов);

  1. наблюдение;
  2. беседа;
  3. фронтальный опрос;
  4. опрос в парах;
  5. контрольная работа;
  6. практикум;
  7. тестирование.

Планирование контроля.

Плановые контрольные работы:

Контрольная работа №1 «Компьютер для начинающих» - 1 час

Контрольная работа №2 «Информация вокруг нас» - 1 час

Практические работы:

№ урока

№ п/р

Тема практической работы

Учебный модуль

3

1

Знакомимся с клавиатурой

1

6

2

Осваиваем мышь

1

7

3

Запускаем программы. Основные элементы окна программы

1

8

4

Знакомимся с компьютерным меню

1

17

5

Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор (часть1)

2

18

6

Вводим текст

2

19

7

Редактируем текст

2

20

8

Работаем с фрагментами текста (1,2,3,4)

2

21

8

Работаем с фрагментами текста (5,6,7)

2

23

9

Форматируем текст

2

24

10

Знакомимся с инструментами рисования графического редактора

3

25

11

Начинаем рисовать (1,4,5)

3

26

11

Начинаем рисовать (2,3)

3

27

12

Создаем комбинированные документы

3

28

5

Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор (часть 2)

3

29

13

Работаем  с графическими фрагментами

3

32

14, 15

Создаем анимацию на заданную тему

Создаем анимацию на свободную тему

3

Сводная таблица по видам контроля

5 класс

Виды контроля

1  триместр

2 триместр

3 триместр

Год

Административный контроль ЗУНов

-

1

1

2

Количество плановых контрольных работ

1

1

-

2

практических работ

3

6

6

15

лабораторных работ

-

-

-

-

Других видов работ

-

-

-

-

Экскурсий

-

-

-

-

Список литературы для подготовки и проведения занятий

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5–7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  5. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика и ИКТ 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы.

Аппаратные средства

  1. Компьютер — универсальное устройство обработки информации; основная конфигу рация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможнос ти: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с мик рофона и др.
  2. Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или жела телен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

•        Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети — дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, дозволяют вести переписку с другими школами.

  1. Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучи вания всего класса.
  2. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначе ния).
  3. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, микрофон.

 

Программные средства

  1. Операционная система Windows XP (Linux)
  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  3. Антивирусная программа.
  4. Программа-архиватор.
  5. Клавиатурный тренажер.
  6. Пакет офисных приложений MS Office 2003-2007(Open Office.org)

Интернет-ресурсы, электронные информационные источники, ЦОР, используемые в образовательном процессе

Министерство образования и науки Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

http://www.obrnadzor.gov.ru

Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

http://www.ed.gov.ru

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

http://www.fasi.gov.ru

Федеральный центр тестирования

http://www.rustest.ru

Федеральный институт педагогических измерений

http://fipi.ru/

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://ege.edu.ru

Естественнонаучный образовательный портал

http://www.en.edu.ru

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

http://www.ict.edu.ru

Российский портал открытого образования

http://www.openet.edu.ru

Портал Национального фонда подготовки кадров: проект «Информатизация системы образования»

http://portal.ntf.ru

Газета «Информатика»

http://inf.1september.ru

Библиотека учебных курсов Microsoft

http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/

Виртуальный компьютерный музей

http://www.computer-museum.ru

Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября»

http://inf.1september.ru

Образовательный портал г. Челябинска. Раздел «Методическая копилка»

http://www.chel_edu.ru

Дидактические материалы по информатике и математике

http://comp-science.narod.ru

Интернет-школа «Просвещение. ru»

http://www.internet-school.ru

Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского

http://marklv.narod.ru/inf/

Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой

http://infoschool.narod.ru

Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой

http://www.syrtsovasv.narod.ru

Преподавание, наука и жизнь: сайт Константина Полякова

http://kpolyakov.narod.ru/

Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников

http://www.phis.org.ru/informatika/

Информатика и информационные технологии в образовании

http://www.rusedu.info

Информатика и информационные технологии: материал лаборатории информатики МИОО

http://iit.metodist.ru

Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой

http://book.kbsu.ru

Научно-методический журнал «Информатика и образование»

http://www.infojournal.ru/

Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям

http://school87.kubannet.ru/info/

Информация для информатиков: сайт О.В.Трушина

http://trushinov.chat.ru

История Интернета в России

http://www.nethistory.ru

ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума

http://www.edu-it.ru

Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова

http://distant.463.jscc.ru

Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках

http://www.klyaksa.net

Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова, С.-Петербург, школа № 550)

http://school.ort.spb.ru/library.html

Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой

http://ekochelaeva.narod.ru

Московский детский клуб «Компьютер»

http://www.child.ru

Негосударственное образовательное учреждение «Роботландия+»

http://www.botik.ru/~robot/

Открытые системы: издания по информационным технологиям

http://www.osp.ru

Персональный компьютер, или «Азбука PC» для начинающих

http://www.orakul.spb.ru/azbuka.htm

Преподавание информатики в школе. Dedinsky school page

http://www.axel.nm.ru/prog/

Портал CITForum

http://www.citforum.ru

Социальная информатика: факультатив для школьников-технарей

http://www.sinf2000.narod.ru

Самарский лицей информационных технологий

http://www.samlit.samara.ru

Теоретический минимум по информатике

http://teormin.ifmo.ru

Учебные модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера»

http://emc.km.ru

Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение

http://www.itdrom.com

Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР

http://niac.natm.ru/graphinfo

Энциклопедия персонального компьютера

http://mega.km.ru/pc/

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

Контрольно-измерительные материалы

1. Практикумы

Цели практикума:

  1. сформировать у школьников достаточный спектр пользовательских (инструментальных) навыков, позволяющих им эффективно применять ИКТ в своей информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
  2. вооружить учащихся способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  3. сформировать у школьников основы ИКТ-компетентности, состоящей в их способности решать возникающие информационные задачи, используя современные общедоступные информационные ресурсы (инструменты и источники).

В 5 классе, при переходе ребят из начальной школы в основную, особое внимание следует уделить  организации самостоятельной работы учащихся. Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. Как правило, ученики 5 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники  не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума. Чтобы  выполнение заданий компьютерного практикума шло успешно, пятиклассников следует подготовить к новому для них виду деятельности, подробно объяснив, что каждое задание выполняется в заданной последовательности и в строгом соответствии с описанием, поэтому нужно очень внимательно читать каждое указание (каждый пункт), выполнять его, и только после этого переходить к следующему указанию (пункту). Нужно чтобы ученик очень четко осознавал, что он делает и какая именно операция у него не получается. Очень важно, чтобы учитель не подсказывал готовые решения, а, выявив истинную причину возникшего у ученика затруднения,  направлял его к правильному решению. Учитель должен стремиться уйти от привычной роли «оракула» или «источника знаний» и выполнять роль координатора, управляющего учебным процессам.

Содержание практикума:

Создание информационных объектов и моделей:

  1. текстов
  2. списков
  3. таблиц
  4. рисунков
  5. движущихся изображений

2. Тематические  контрольные работы и итоговый контроль.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Итоговый контроль осуществляется по завершении  года обучения.

Тематический контроль позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.  В качестве одной из основных форм контроля  выбирается тестирование. Организации тестирования в 5 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности.

Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:

  1. за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
  2. за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
  3. за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет  сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 6 класс

Рабочая программа к учебнику Л.Л.Босовой 6 класс состоит из 3 файлов 1) пояснительная записка, 2) УМК, 3) тематическое планирование...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 7 класс

Рабочая программа по учебнику Л.Л.Босовой 7 класс состоит из 3 файлов: 1) пояснительная записка, 2) УМК, 3)тематическое планирование...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику И.Г.Семакина, 8 класс

Данная рабочая программа по учебнику И.Г.Семакина, 8 класс состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику И.Г.Семакина, 9 класс

Рабочая программа  составлена по учебнику И.Г.Семакина, 9 класс и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 10 класс

Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угринович "Информатика и ИКТ.Базовый уровень" и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подготовки к ЕГЭ....

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 11 класс

Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угриновича  "Информатика и ИКТ. Базовый уровень", 11 класс и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подг...

Рабочая программа по информатике 5-6 на основе авторской Л.Босовой

Рабочая программа составлена для работы на базовой площадке пилотного проекта по реализации ФГОС...