Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 7 класс
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) по теме
Рабочая программа по учебнику Л.Л.Босовой 7 класс состоит из 3 файлов: 1) пояснительная записка, 2) УМК, 3)тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass.rar | 41.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 7 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:
- федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089 (стандарт размещен на сайте (http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_04/1089.html));
- авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы, опубликованной в методическом пособии «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы», составитель М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
- инструктивно-методического письма Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»;
- инструктивно-методического письма Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2012г. №24/5135 «О преподавании учебного предмета «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012/2013 учебном году».
- Локальный акт "Положение о рабочей программе", утверждённый на педагогическом совете МКОУ СОШ №1 г. Сим (протокол №4 от 08 января 2010г.);
- Приказ "Об утверждении учебного плана школы на 2010-2011 учебный год" №__ от 25 августа 2011г.
Согласно действующему в школе учебному плану, календарно-тематический план предусматривает в 7 классе обучение в объеме 1 часа в неделю, 34 часов в год по учебнику Л. Л. Босовой «Информатика», уровень – базовый. В данной рабочей программе будет использоваться УМК по Информатике и ИКТ Л. Л. Босовой, которое продолжает обучение информатике, начатое в 5-6 классах, в состав которого входит учебник, рабочая тетрадь, электронное пособие на CD и методическое пособие для учителя.
Изучение информатики и ИКТ в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
- пропедевтика понятий основного курса школьной информатики;
- формирование у обучающихся универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), составляющих основу умения учиться;
- обеспечение доступности качественного образования.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 7 классе необходимо решить следующие задачи:
- создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Настоящая программа учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий и является продолжением обучения, начатом в 5-6 классе по учебнику Л. Л. Босовой.
Для реализации рабочей программы есть возможность обеспечения учащихся учебной литературой из фонда школьной библиотеки.
В рабочей программе предусматриваются занятия практической направленности. В разделе «Объекты и их имена» - 3 практические работ, в разделе «Информационное моделирование» - 8 практических работ и в разделе «Алгоритмика» – 5 практических работ.
Требования к подготовке учащихся 7 классов в области информатики и ИКТ
В результате обучения информатике обучаемые должны:
знать/понимать:
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
- понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
- иметь представление о назначении и области применения моделей;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
уметь:
- «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
- осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- выполнять операции с основными объектами операционной системы;
- выполнять основные операции с объектами файловой системы;
- применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
- применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
- выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
- создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
- для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Обучение строится на основе гибких форм организации учебно-воспитательного процесса, способствующих формированию интеллекта, навыков исследовательского труда, ориентированных на личностные способности обучающихся и их развитие через различные виды деятельности, допускающие право выбора самими обучающимися.
Применяемые технологии и методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
и т.д.
Классификация методов обучения:
- словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе или электронным);
- наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
- практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
- активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.).
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- контрольная работа;
- практикум;
- тестирование.
Планирование контроля.
Плановые контрольные работы:
Контрольная работа №1 «Объекты и их имена» - 1 час
Контрольная работа №2 «Информационное моделирование» - 1 час
Практические работы:
№ урока | № п/р | Тема практической работы | Учебный модуль |
4 | 1 | Основные объекты операционной системы Windows (Linux) | 1 |
5 | 2 | Работаем с объектами файловой системы | 1 |
6 | 3 | Создаем текстовые объекты (зад. 1-3) | 1 |
7 | 3 | Создаем текстовые объекты (зад. 4-6) | 1 |
8 | 3 | Создаем текстовые объекты (зад. 7-9) | 1 |
11 | 4 | Создаем словесные модели (зад. 1-3) | 2 |
12 | 11 | Графические модели | 2 |
13 | 4 | Создаем словесные модели (зад. 4-9) | 2 |
15 | 5 | Многоуровневые списки | 2 |
16 | 6 | Создаем табличные модели (зад.1-2) | 2 |
17 | 6 | Создаем табличные модели (зад.3-4) | 2 |
18 | 6 | Создаем табличные модели (зад.5-6) | 2 |
19 | 6 | Создаем табличные модели (зад.7) | 2 |
20 | 7 | Создаем вычислительные таблицы в Word | 2 |
21 | 8 | Знакомимся с электронными таблицами в Excel (Open Office.org Calc) (зад. 1-3) | 3 |
22 | 8 | Знакомимся с электронными таблицами в Excel (Open Office.org Calc) (зад. 4-6) | 3 |
23 | 9 | Создаем диаграммы и графики (зад.1-3, 5-7) | 3 |
24 | 9 | Создаем диаграммы и графики (зад.4) | 3 |
25 | 10 | Схемы, графы и деревья (зад.1,2) | 3 |
26 | 10 | Схемы, графы и деревья (зад.3-5) | 3 |
29-33 | 12 | Работа в среде Алгоритмика | 3 |
Сводная таблица по видам контроля
7 класс
Виды контроля | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | Год |
Административный контроль ЗУНов | 1 | 1 | 1 | 3 |
Количество плановых контрольных работ | 1 | - | 1 | 2 |
практических работ | 3 | 5 | 4 | 12 |
лабораторных работ | - | - | - | - |
Других видов работ | - | - | - | - |
Экскурсий | - | - | - | - |
Список литературы для подготовки и проведения занятий
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы.
Аппаратные средства
- Компьютер — универсальное устройство обработки информации; основная конфигу рация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможнос ти: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с мик рофона и др.
- Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или жела телен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
• Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети — дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, дозволяют вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучи вания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначе ния).
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, микрофон.
Программные средства
- Операционная система Windows XP (Linux)
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Пакет офисных приложений MS Office 2003-2007(Open Office.org)
- Прикладня программа «Алгоритмика»
Интернет-ресурсы, электронные информационные источники, ЦОР, используемые в образовательном процессе
Министерство образования и науки Российской Федерации | http://www.mon.gov.ru |
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) | http://www.obrnadzor.gov.ru |
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) | http://www.ed.gov.ru |
Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) | http://www.fasi.gov.ru |
Федеральный центр тестирования | http://www.rustest.ru |
Федеральный институт педагогических измерений | http://fipi.ru/ |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
Российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru |
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена | http://ege.edu.ru |
Естественнонаучный образовательный портал | http://www.en.edu.ru |
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» | http://www.ict.edu.ru |
Российский портал открытого образования | http://www.openet.edu.ru |
Портал Национального фонда подготовки кадров: проект «Информатизация системы образования» | http://portal.ntf.ru |
Газета «Информатика» | http://inf.1september.ru |
Библиотека учебных курсов Microsoft | http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/ |
Виртуальный компьютерный музей | http://www.computer-museum.ru |
Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября» | http://inf.1september.ru |
Образовательный портал г. Челябинска. Раздел «Методическая копилка» | http://www.chel_edu.ru |
Дидактические материалы по информатике и математике | http://comp-science.narod.ru |
Интернет-школа «Просвещение. ru» | http://www.internet-school.ru |
Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского | http://marklv.narod.ru/inf/ |
Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой | http://infoschool.narod.ru |
Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой | http://www.syrtsovasv.narod.ru |
Преподавание, наука и жизнь: сайт Константина Полякова | http://kpolyakov.narod.ru/ |
Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников | http://www.phis.org.ru/informatika/ |
Информатика и информационные технологии в образовании | http://www.rusedu.info |
Информатика и информационные технологии: материал лаборатории информатики МИОО | http://iit.metodist.ru |
Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой | http://book.kbsu.ru |
Научно-методический журнал «Информатика и образование» | http://www.infojournal.ru/ |
Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям | http://school87.kubannet.ru/info/ |
Информация для информатиков: сайт О.В.Трушина | http://trushinov.chat.ru |
История Интернета в России | http://www.nethistory.ru |
ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума | http://www.edu-it.ru |
Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова | http://distant.463.jscc.ru |
Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках | http://www.klyaksa.net |
Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова, С.-Петербург, школа № 550) | http://school.ort.spb.ru/library.html |
Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой | http://ekochelaeva.narod.ru |
Московский детский клуб «Компьютер» | http://www.child.ru |
Негосударственное образовательное учреждение «Роботландия+» | http://www.botik.ru/~robot/ |
Открытые системы: издания по информационным технологиям | http://www.osp.ru |
Персональный компьютер, или «Азбука PC» для начинающих | http://www.orakul.spb.ru/azbuka.htm |
Преподавание информатики в школе. Dedinsky school page | http://www.axel.nm.ru/prog/ |
Портал CITForum | http://www.citforum.ru |
Социальная информатика: факультатив для школьников-технарей | http://www.sinf2000.narod.ru |
Самарский лицей информационных технологий | http://www.samlit.samara.ru |
Теоретический минимум по информатике | http://teormin.ifmo.ru |
Учебные модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера» | http://emc.km.ru |
Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение | http://www.itdrom.com |
Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР | http://niac.natm.ru/graphinfo |
Энциклопедия персонального компьютера | http://mega.km.ru/pc/ |
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов | |
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. | http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ |
Контрольно-измерительные материалы
1. Практикумы
Цели практикума:
- сформировать у школьников достаточный спектр пользовательских (инструментальных) навыков, позволяющих им эффективно применять ИКТ в своей информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
- вооружить учащихся способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- сформировать у школьников основы ИКТ-компетентности, состоящей в их способности решать возникающие информационные задачи, используя современные общедоступные информационные ресурсы (инструменты и источники).
Проведенная в 5–6 классах работа по формированию навыков самостоятельной работы позволяет увидеть в 7 классе свои первые плоды: учащиеся способны самостоятельно работать с учебником, выполнять задания в рабочей тетради, выбирать и выполнять посильные для себя задания компьютерного практикума.
В 7 классе большое внимание уделяется развитию навыков исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Содержание практикума:
Создание информационных объектов и моделей:
- текстов
- списков
- таблиц
- рисунков
- диаграмм
- схем
- графов
- деревьев
2. Тематические контрольные работы и итоговый контроль.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Итоговый контроль осуществляется по завершении года обучения.
Тематический контроль позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. В 7-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.
Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.
Практические контрольные работы для учащихся 7 классов представлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.
Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 5 класс
Данная рабочая программа по информатике и ИКТ (по учебнику Л.Л.Босовой ) состоит из 3 файлов : 1) УМК, 2) пояснительная записка, 3) тематическое планирование (1 час в неделю)....
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 6 класс
Рабочая программа к учебнику Л.Л.Босовой 6 класс состоит из 3 файлов 1) пояснительная записка, 2) УМК, 3) тематическое планирование...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику И.Г.Семакина, 8 класс
Данная рабочая программа по учебнику И.Г.Семакина, 8 класс состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику И.Г.Семакина, 9 класс
Рабочая программа составлена по учебнику И.Г.Семакина, 9 класс и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 10 класс
Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угринович "Информатика и ИКТ.Базовый уровень" и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подготовки к ЕГЭ....
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 11 класс
Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угриновича "Информатика и ИКТ. Базовый уровень", 11 класс и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подг...
Рабочая программа по информатике 5-6 на основе авторской Л.Босовой
Рабочая программа составлена для работы на базовой площадке пилотного проекта по реализации ФГОС...