Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 классы УМК Босовой Л.Л.
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) по теме
Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 классы к учебнику Босовой Л.Л. с поурочным планированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5-7_klass.zip | 194.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа Шипуновского района Алтайского края
Руководитель МО | «Утверждаю» |
____________________(_____________) | Директор школы:____________ |
(Андрузский Е.М.) |
Протокол №_______от | Приказ №________от |
«______»_________________2012 г. | «_____»________________2012 г. |
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 5-7 классах
базовый уровень
на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы
Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов, изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012»
Составитель: Чиркова А.Н.
Учитель информатики и ИКТ
П. Первомайский – 2012
Пояснительная записка
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение во II–XI классах.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в VII-IX классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в V-VII классах.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов, изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012», с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ».
Изучение информатики и ИКТ в V-VII классах направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
- усиление культурологической составляющей школьного образования;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В основу курса информатики и ИКТ для V-VII классов положены следующие идеи:
- целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;
- научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
- практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
- дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
- развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
4. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
5. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (15-20 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Программа рассчитана на 105 часов (35 часов в 5 классе;35 часов в 6 классе и 35 часов в 7 классе).
Программой предусмотрено проведение:
- практических работ – 15 (в 5 классе), 21 (в 6 классе);12 (в 7 классе)
- контрольных работ – 1 (в 5 классе), 4 (в 6 классе), 2 (в 7 классе).
Формы организации учебного процесса
Главная форма- коллективная (лекция, беседа, рассказ, конференция)
Также используется индивидуальная форма работы, парная и групповая.
В авторское содержание рабочей программы были внесены изменения. В теме «Элементы алгоритмизации» (6 класс) среда программирования «Алгоритмика» заменена на Комплект Учебных Миров (КУМИР), который входит в состав ОС Linux. Данные изменения были сделаны потому, что техническая поддержка курса осуществляется ОС Windows, в силу того, что на всех компьютерах в школе установлена ОС Linux, с уже включенным туда КУМИРом, который в полном объеме выполняет те же функции, что и среда «Алгоритмика», вместо исполнителей Line, Draw в теме будут рассматриваться исполнители из комплекта КУМИР Чертежник и Робот. По тем же причинам тема «Алгоритимка» (7 класс) была заменена на Комплект учебных миров (КУМИР). То есть учащиеся в 6 классом знакомятся со средой программирования КУМИР (исполнителей Чертежник и Робот), а в 7 классе продолжают работу по написанию простейших программ.
Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ
V класс
Учащиеся должны:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать программы из меню Пуск;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
VI класс
Учащиеся должны:
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- различать необходимые и достаточные условия;
- иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
- уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
- иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
- иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- определять назначение файла по его расширению;
- выполнять основные операции с файлами;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
- иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
VII класс
Учащиеся должны:
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
- понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
- иметь представление о назначении и области применения моделей;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
- знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
- осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- выполнять операции с основными объектами операционной системы;
- выполнять основные операции с объектами файловой системы;
- уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
- выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
- создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
- для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Календарно-тематическое планирование (информатика и ИКТ: 1ч.в неделю; 35 учебных недель)
5 класс
№ п/п | Наименование раздела программы и тем | Всего часов | Контрольные и диагностика | Дата | Примечание |
I | Компьютер для начинающих | 8 |
1 | Информация - Компьютер – Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 1 |
2 | Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 1 |
3 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой» | 1 |
4 | Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер. | 1 |
5 | Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры. | 1 |
6 | Рабочий стол. Управление мышью. Практическая работа №2 «Осваиваем мышь» | 1 |
7 | Главное меню. Запуск программ. Практическая работа № 3: «Запускаем программы. Основные элементы окна программы» | 1 |
8 | Проверочная работа. Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню» | 1 |
Информация вокруг нас | 15 |
9 | Действия с информацией. Хранение информации. | 1 |
10 | Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. | 1 |
11 | Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений. | 1 |
12 | Кодирование информации. | 1 |
13 | Формы представления информации. Метод координат | 1 |
14 | Текст как форма представления информации | 1 |
15 | Табличная форма представления информации | 1 |
16 | Наглядные формы представления информации. Проверочная работа | 1 |
17 | Обработка информации. Практическая работа №5: «Выполняем вычисления помощью приложения Калькулятор» (часть1) | 1 |
18 | Обработка текстовой информации. | 1 |
19 | Обработка текстовой информации. Практическая работа №7 «Редактируем текст» | 1 |
20 | Редактирование текста. Работа с фрагментами. Практическая работа №8: «Работаем с фрагментами текста» |
1 |
21 | Редактирование текста. Поиск информации. Практическая работа №8: «Работаем с фрагментами текста» | 1 |
22 | Изменение формы представления информации. Систематизация информации. | 1 |
23 | Форматирование — изменение формы представления информации. Практическая работа №9: «Форматируем текст» | 1 |
Информационные технологии | 11 |
24 | Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика. Практическая работа №10: «Знакомимся с инструментами графического редактора» | 1 |
25 | Инструменты графического редактора. Практическая работа №11: «Начинаем рисовать» | 1 |
26 | Обработка текстовой и графической информации. Практическая работа №11: «Начинаем рисовать» | 1 |
27 | Обработка текстовой и графической информации. Практическая работа №12: «Создаем комбинированные документы» | 1 |
28 | Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №5: «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор» | 1 |
29 | Преобразование информации путем рассуждений. Практическая работа №13: «Работаем с графическими фрагментами» | 1 |
30 | Разработка плана действий и его запись. Логические задачи на переливания | 1 |
31 | Разработка плана действий и его запись. Логические задачи «Переправа» | 1 |
32 | Контрольная работа. Создание движущихся изображений. Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему» | 1 |
33 | Создание движущихся изображений. Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему» | 1 |
34-35 | Создание движущихся изображений. Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему» | 2 |
Календарно-тематическое планирование (информатика и ИКТ: 1 ч.в неделю; 35 учебных недель)
6 класс
№ п/п | Наименование раздела программы и тем | Всего часов | Контроль и диагностика | Дата | Примечание |
I | Компьютер и информация | 11 |
1 | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | 1 |
2 | Файлы и папки. Практическая работа №1: «Работаем с файлами и папками» | 1 |
3 | Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2: «Знакомимся с текстовым процессором» | 1 |
4 | Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2: «Знакомимся с текстовым процессором» | 1 |
5 | Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор | 1 |
6 | Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3: «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» | 1 |
7 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3: «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2) | 1 |
8 | Создание документов в текстовом процессоре. Практическая контрольная работа | 1 |
9 | Растровое кодирование графической информации. | 1 |
10 | Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4: «Нумерованные списки» | 1 |
11 | Единицы измерения информации. Практическая работа №5 «Маркированные списки» | 1 |
Человек и информация | 13 |
12 | Контрольная работа. Информация и знания. Практическая работа №6: «Создаем таблицы»(задания 1-2) | 1 |
13 | Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6: «Создаем таблицы»(задания 3, 4) | 1 |
14 | Понятие как форма мышления. Практическая работа №7: «Размещаем текст и графику в таблице» | 1 |
15 | Как образуются понятия. Практическая работа №8: «Строим диаграммы» (задания1-2) | 1 |
16 | Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа | 1 |
17 | Содержание и объем понятия. Практическая работа №8: «Строим диаграммы» (задания 3 - 5) | 1 |
18 | Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9: «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1-3) | 1 |
19 | Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9: «Изучаем графический редактор Paint» (задания 4-7) | 1 |
20 | Определение понятия. Практическая работа №10: «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1-3) | 1 |
21 | Классификация. Практическая работа №10: «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1-3) | 1 |
22 | Суждение как форма мышления. Практическая работа №11: «Рисуем в текстовом редакторе» (задания 1-3) | 1 |
23 | Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11: «Рисуем в текстовом редакторе» (задания 4-6) | 1 |
24 | Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа №12: «Рисунок на свободную тему» | 1 |
III | Элементы алгоритмизации | 9 |
25 | Исполнители вокруг нас. Логические задачи на переливания. | 1 |
26 | Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа | 1 |
27-28 | Линейные алгоритмы. Практическая работа №13: «OpenOffice.org Impress. Часы» | 2 |
29-30 | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14: «OpenOffice.org Impress. Времена года» | 2 |
31-32 | Циклические алгоритмы. Практическая работа №15: «OpenOffice.org Impress. Скакалочка» | 2 |
33 | Контрольная работа.Систематизация информации. Практическая работа №16: «Работаем с файлами и папками. Часть2» | 1 |
34-35 | Итоговый мини-проект. Практическая работа №17: «Создаем слайд-шоу» | 2 |
Календарно-тематическое планирование (информатика и ИКТ: 1 ч.в неделю; 35 учебных недель)
7 класс
№ п/п | Наименование раздела программы и тем | Всего часов | Контроль и диагностика | Дата | Примечание |
I | Объекты и их имена | 6 |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа №1: «Основные объекты операционной системы Linux» | 1 |
2 | Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №2: «Работаем с объектами файловыми системы» | 1 |
3 | Состав объектов. Практическая работа №3: «Создаем текстовые объекты»(задания 1-3) | 1 |
4 | Системы объектов. Практическая работа №3: «Создаем текстовые объекты» (задания 7-9) | 1 |
5 | Система и окружающая среда. Практическая работа №3: «Создаем текстовые объекты» (задания 4-6) | 1 |
6 | Персональный компьютер как система. Контрольная работа | 1 |
II | Информационное моделирование | 20 |
7 | Модели объектов и их назначение. Практическая работа №4: «Создаем словесные модели» (задания1-3) | 1 |
8 | Информационные модели. Практическая работа №11 «Графические модели» | 1 |
9 | Словесные информационные модели. Научные и художественные описания. Практическая работа №4«Создаем словесные модели» (задания 4-5) | 1 |
10 | Словесные информационные модели. Практическая работа №4«Создаем словесные модели» (задания 6-7) | 1 |
11 | Словесные информационные модели. Практическая работа №4«Создаем словесные модели» (задания 8-9) | 1 |
12 | Многоуровневые списки. Практическая работа №5 «Многоуровневые списки» | 1 |
13 | Математические модели. Контрольная работа | 1 |
14 | Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа №6: «Создаем табличные модели» (Задания 1-2). | 1 |
15 | Простые таблицы. Практическая работа №6: «Создаем табличные модели» (Задания 3,4). | 1 |
16 | Сложные таблицы. Практическая работа №6: «Создаем табличные модели» (Задания 5,6). | 1 |
17 | Табличное решение логических задач. Практическая работа №6: «Создаем табличные модели» (Задания 7). | 1 |
18 | Вычислительные таблицы. Практическая работа №7: «Создаем вычислительные таблицы» | 1 |
19 | Знакомство с электронными таблицами. Практическая работа №8 : «Знакомимся с электронными таблицами» (задания 1-3) | 1 |
20 | Работа с электронными таблицами. Практическая работа №8: «Знакомимся с электронными таблицами» (задания 4-6) | 1 |
21 | Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. Практическая работа №9: «Создаем диаграммы и графики» (задания 5-7) | 1 |
22 | Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9: «Создаем диаграммы и графики» (задания 1-7) | 1 |
23 | Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа №9: «Создаем диаграммы и графики» (задания 4) | 1 |
24 | Многообразие схем. Практическая работа №10: «Схемы, графы, диаграммы» (задания 1-2) | 1 |
25 | Информационные модели на графах. Практическая работа №10: «Схемы, графы, диаграммы» (задания 3-5) | 1 |
26 | Деревья. Практическая работа №10: «Схемы, графы, диаграммы» (задания 6-7). Проверочная работа | 1 |
III | Среда Кумир | 7 |
27 | Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде «КУМИР» | 1 |
28 | Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде «КУМИР» | 1 |
29 | Исполнитель Чертежник. Цикл повторить n раз. Работа в среде «КУМИР» | 1 |
30 | Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде «КУМИР» | 1 |
31 | Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде «КУМИР» | 1 |
32 | Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «КУМИР» | 1 |
33 | Проверочная работа | 1 |
34-35 | Итоговый проект. Практическая работа № 12: «Итоговая работа» | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатики и ИКТ 5 - 7 класс (Босова Л.Л,)
«Рассмотрено» Руководитель МО________________________ФИОПротокол №_____ от«___» ____________ 20___г.«Согласовано»Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5 класса к учебнику Л. Босова
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям «Народное образование» №9 2006, федерального компонента госуда...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Л.Л.Босовой, 5 класс
Данная рабочая программа по информатике и ИКТ (по учебнику Л.Л.Босовой ) состоит из 3 файлов : 1) УМК, 2) пояснительная записка, 3) тематическое планирование (1 час в неделю)....
Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л.
Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л. Тематическое планирование расчитано на 1 час в неделю для 5-8 классов, 2 часа в неделю в 9 классе....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 класс по авторской программе Босовой Л.Л.
Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике для 5-7 классов, разработанной мной в 2013-2014 учебном году....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 классы УМК Босова Л.Л.
Программа составлена на основе: 1.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 13)2.«...
Аннотация к рабочей программе по информатике и ИКТ для 9 класса (УМК Босова)
Аннотация к рабочей программе по информатике и ИКТ для 9 класса...