Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» 2 - 4 классы
рабочая программа по информатике и икт по теме
Изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_2-4.doc | 396.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа №22 посёлка Беркакит Нерюнгринского района
«Утверждено» Директор СОШ №22 _____________ (подпись) /___________________/ (Яковлева В. П.) «___»_____ 20__г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР /_____________________/ (подпись) (Давыдова О. Ф.) | «Рассмотрено» на заседании МО учителей информатики, физики, технологии протокол №1 от «30» августа 2013 г. руководитель МО _____________ (подпись) (Малясова С. В.) |
Рабочая программа
по учебному предмету «Информатика и ИКТ»
2 - 4 классы
Общее количество часов 105 ч
__ Фоменкова Е.В., учитель информатики и ИКТ, первая
Сведения об авторах (Ф.И.О., должность, категория)
2013
Раздел 1. Пояснительная записка
Данная программа составлена для 2-4 классов общеобразовательной школы на основе:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897) (частично);
- Авторской программы к УМК А.В. Горячева, опубликованной в журнале «Информатика и образование» № 10, 2007 г.
- Учебного плана СОШ №22
Изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета, курса
2.1. Специфика и значение предмета
Критерием успеха пропедевтического, подготовительного курса информатики можно считать сравнительную эффективность изучения школьниками основного курса. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более, что по утверждениям психологов основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.
К особенностям пропедевтического курса информатики в начальной школе следует отнести его необязательный (на федеральном уровне) характер изучения. Отсутствие предмета в федеральном базисном учебном плане вплоть до начала изучения базового курса в основной школе заставляет заново вводить в базовом курсе информатики основные понятия информатики, даже если они изучались на пропедевтическом этапе.
Учитывая эти обстоятельства изучения подготовительного курса информатики, мы полагаем, что в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии мышления школьников и на освоении ими практической работы на компьютере. Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению таких тем как представление информации в виде схем и таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики. Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное умение, применяемое на других уроках. Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит школьников (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем как информация и информационные процессы, виды информации, организация и поиск информации и других подобных разделов информатики.
Рассматривая два направления пропедевтического изучения информатики (развитие логического, алгоритмического, системного мышления и освоение практики работы на компьютере) можно заметить их расхождение по нескольким характеристикам, связанным с организацией учебного процесса.
Уроки, нацеленные на освоение работы на компьютере:
- требуют обязательного наличия компьютеров,
- предусмотрены в образовательном стандарте и в федеральном базисном учебном плане в составе предмета «Технологии» в 2-4 классах.
Уроки, нацеленные на развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников:
- проводятся, как правило, в часы школьного или регионального компонента,
- проведение этих уроков именно учителями начальной школы создает предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов и тем самым способствует значительному повышению успеваемости по базовым дисциплинам.
Столь различные характеристики оборудования класса, времени изучения и личности преподавателя позволяют предположить, что для разных школ могут быть оптимальными разные формы сочетания этих двух направлений подготовительного изучения информатики. Именно поэтому в данной программе рассматриваются два отдельных компонента: технологический и общеобразовательный (это название отражает значимое влияние информатики на изучение базовых дисциплин). Предполагается, что оптимальное сочетание этих компонент и определение их места в учебном процессе будет выполняться методистами и учителями.
В образовательной программе «Школа 2100» изучение раздела «Информационные технологии» в рамках предмета «Технологии» направлено на достижение следующих целей:
- овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
- развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления;
- освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности, уважительного отношения к авторским правам; практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
В качестве основных задач на уроках информационных технологий ставится:
- начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения, схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном объекте);
- создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
- ознакомление со способами организации и поиска информации;
- создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в т.ч. каталогизацию) значительного объема неупорядоченной информации;
- создание завершённых проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:
- основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);
- основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);
- основные информационные методы (метод перебора, полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).
В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счет подбора содержания образования, но и за счет определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.
2.2. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты, которой входят в структуру УУД. Это и задает основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
- основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
- основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
- основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
- основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.
2.3. Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения, виды учебной деятельности обучающихся
Технологический компонент.
Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.
Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемой технологии позволяет ориентировать учащихся на формирование:
- основ гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
- ценностей семьи и общества и их уважение,
- чувства прекрасного и эстетических чувств,
- способности к организации своей учебной деятельности,
- самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
- целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.
Формы организации образовательного процесса:
- творческая деятельность;
- самостоятельная деятельность;
- практическая деятельность (решение задач, выполнение контрольных работ).
Образовательные технологии
- Технология личностно-ориентированного обучения.
- Коллективные и групповые способы обучения.
- Технология проблемного обучения.
- Поисковые модели обучения.
- Игровые технологии.
- Компьютерные (информационные) технологии.
Виды контроля:
- вводный
- текущий
- тематический
Формы контроля:
- фронтальный опрос
- индивидуальный опрос
- самостоятельные работы
- контрольные работы
- обобщение в игровой форме
Раздел 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Образовательные компоненты | Количество часов в неделю | |||||
2а | 2б | 3а | 3б | 4а | 4б | |
Часть, формируемая участниками образовательного процесса | ||||||
Информатика и ИКТ | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Раздел 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Информатика и ИКТ»
4.1. Планируемые результаты освоения междисциплинарных учебных программ
4.1.1. «Формирование универсальных учебных действий»
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
4.1.2. «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Личностные универсальные учебные действия
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные УУД:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты
Технологический компонент
Модуль «Знакомство с компьютером».
Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
В результате изучения данного модуля учащиеся должны:
знать
- как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
- для чего нужны основные устройства компьютера;
уметь
- пользоваться мышью и клавиатурой;
- запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.
Модуль «Создание рисунков».
Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь
- выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
- сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.
Модуль «Создание мультфильмов и «живых» картинок».
Анимация. Компьютерная анимация. Основные способы создания компьютерной анимации: покадровая рисованная анимация, конструирование анимации, программирование анимации. Примеры программ для создания анимации. Основные операции при создании анимации. Этапы создания мультфильма.
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь
- выполнять основные операции при создании движущихся изображений с помощью одной из программ;
- сохранять созданные движущиеся изображения и вносить в них изменения.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать движущиеся изображения, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.
Модуль «Создание проектов домов и квартир».
Проектирование. Компьютерное проектирование. Интерьер. Дизайн. Архитектура. Примеры программ для проектирования зданий. Основные операции при проектировании зданий: обзор и осмотр проекта, создание стен, создание окон и дверей, установка сантехники и бытовой техники, размещение мебели, выбор цвета и вида поверхностей.
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь
- выполнять основные операции при проектировании домов и квартир с помощью одной из компьютерных программ;
- сохранять созданный проект и вносить в него изменения.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать проект дома или квартиры и создавать его при помощи компьютера.
Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)».
Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, перемещение файлов и каталогов (папок), удаление файлов и каталогов (папок). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).
В результате изучения данного модуля учащиеся должны:
знать
- что такое полное имя файла;
уметь
- создавать папки (каталоги);
- удалять файлы и папки (каталоги);
- копировать файлы и папки (каталоги);
- перемещать файлы и папки (каталоги).
Модуль «Создание текстов».
Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажеры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение, открытие и создание новых текстов, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
- набирать текст на клавиатуре;
- сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые документы и редактировать их;
- копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
- устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:
- подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;
- составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.
Модуль «Создание печатных публикаций».
Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Текстовые редакторы. Настольные издательские системы. Примеры текстовых редакторов и настольных издательских систем. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений, схемы, отражающие расположение и соединение предметов, схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
- вставлять изображения в печатную публикацию;
- создавать схемы и включать их в печатную публикацию;
- создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:
- красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы;
- составлять печатные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.
Модуль «Создание электронных публикаций».
Электронные публикации. Виды электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы сети Интернет. Примеры программ для создания электронных публикаций. Гиперссылки в публикациях. Создание электронной публикации с гиперссылками. Звук, видео и анимация в электронных публикациях. Вставка звуков и музыки в электронные публикации. Вставка анимации и видео в электронные публикации. Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций.
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
- создавать эскизы электронных публикаций и по этим эскизам создавать публикации с использованием гиперссылок;
- включать в электронную публикацию звуковые, видео- и анимационные элементы.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться создавать электронные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и оформлять их, используя тексты, изображения, звуки, видео и анимацию.
Модуль «Поиск информации».
Источники информации для компьютерного поиска: Компакт-диски CD («си-ди») или диски DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память своего компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска и поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
- искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;
- искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать её, например, при создании печатных или электронных публикаций.
4.1.3. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать сообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
У обучающегося будут сформированы:
2 класс | 3 класс | 4 класс |
Использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ | Выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку) | Организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере |
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
У обучающегося будут сформированы:
2 класс | 3 класс | 4 класс |
Рисовать изображения на графическом планшете | Рисовать изображения на графическом планшете | Вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию |
Владеть компьютерным письмом на русском языке | Владеть компьютерным письмом на русском языке | |
Набирать текст на родном языке | Набирать текст на родном языке | |
Набирать текст на иностранном языке | Набирать текст на иностранном языке | |
Сканировать рисунки и тексты | ||
Использовать экранный перевод отдельных слов |
Обучающийся получит возможность для формирования:
2 класс | 3 класс | 4 класс |
Научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке |
Обработка и поиск информации
У обучающегося будут сформированы:
2 класс | 3 класс | 4 класс |
Пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора | Пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора | |
Следовать основным правилам оформления текста | Следовать основным правилам оформления текста | |
Использовать полуавтоматический орфографический контроль | ||
Подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты) | ||
Использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида | ||
Описыватьпо определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ | ||
Собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей | ||
Редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений | ||
Искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера | ||
Составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок) | ||
Заполнять учебные базы данных |
Обучающийся получит возможность для формирования:
2 класс | 3 класс | 4 класс |
Научиться грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию | ||
Критически относиться к информации и к выбору источника информации |
Создание, представление и передача сообщений
У обучающегося будут сформированы:
2 класс | 3 класс | 4 класс |
Создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера | Создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера | Создавать диаграммы, планы территории и пр. |
Составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация) | Составлять новое изображение из готовых фрагментов | Составлять новое изображение из готовых фрагментов |
Создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их | Создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их | |
Создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста | ||
Готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации | ||
Размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения | ||
Пользоваться основными средствами телекоммуникации | ||
Участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах |
Обучающийся получит возможность для формирования:
2 класс | 3 класс | 4 класс |
Представлять данные | ||
Создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель» |
Планирование деятельности, управление и организация
У обучающегося будут сформированы:
2 класс | 3 класс | 4 класс |
Определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий | Определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий | |
Создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно -управляемых средах | ||
Строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения |
Обучающийся получит возможность для формирования:
2 класс | 3 класс | 4 класс |
Проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы | ||
Моделировать объекты и процессы реального мира |
4.2. Предметные результаты освоения предмета информатики и ИКТ
2 класс
Учащиеся должны:
- знать правила поведения в компьютерном классе;
- знать основные сферы применения компьютеров;
- уметь ориентироваться на клетчатом поле в направлениях «вверх», «вниз», «влево», «вправо»;
- иметь представление о различных формах курсора;
- уметь точно выполнять действия под диктовку учителя;
- уметь проводить анализ при решении логических задач;
- уметь находить общий признак для группы предметов;
- уметь конструировать фигуру из ее частей по представлению;
- уметь разделять фигуру на заданные части по представлению;
- уметь использовать повороты при решении логических задач и при работе с прикладными программами;
- знать понятие отрицания и уметь использовать математическую запись отрицания;
- использовать клавиатуру и мышь при работе с программами;
- уметь выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
- уметь управлять объектами на экране монитора.
3 класс
Учащиеся должны:
- знать как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
- знать, для чего нужны основные устройства компьютера;
- уметь пользоваться мышью и клавиатурой;
- знать назначение клавиш
, , <Пробел>; - уметь запускать и завершать компьютерные программы;
- знать понятие «информация», виды информации, способы передачи и получения информации;
- уметь вводить информацию с клавиатуры;
- уметь выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
- уметь создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера;
- уметь составлять новое изображение из готовых фрагментов;
- уметь рисовать изображения на графическом планшете;
- уметь сохранять созданный рисунок и вносить в него изменения;
- уметь выполнять основные операции при работе с компьютерными играми;
- уметь владеть компьютерным письмом на русском языке;
- уметь набирать текст на иностранном языке;
- знать основные правила набора текста;
- уметь пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора.
4 класс
Учащиеся должны:
- знать как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
- знать что такое полное имя файла;
- уметь создавать папки;
- уметь удалять файлы и папки;
- уметь копировать файлы и папки;
- уметь перемещать файлы и папки;
- уметь набирать текст на клавиатуре;
- знать основные правила оформления текста;
- уметь сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные тексты и редактировать их;
- уметь копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
- уметь устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв;
- уметь пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора;
- уметь набирать текст на иностранном языке;
- уметь создавать диаграммы, планы территории и пр.;
- уметь создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
- уметь готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
- уметь искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера;
- уметь использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;
- уметь выполнять основные операции при проектировании домов и квартир с помощью одной из компьютерных программ;
- уметь сохранять созданный проект и вносить в него изменения;
- уметь выполнять основные операции при создании движущихся изображений с помощью одной из программ;
- уметь сохранять созданные движущиеся изображения и вносить в них изменения.
Формы и виды контроля образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС, и примерной (авторской) программой по предмету
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
При выполнении письменной контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Раздел 5. Содержание учебного курса
Раздел (тема) программы учебного предмета (курса) | Количество часов | Элементы содержания раздела (темы) | Практическая часть программы по плану (содержание практической части корректируется в зависимости от учебного предмета) | ||
контрольных работ (включая тестирования) | зачётов | лабораторных, практических работ | |||
2 класс (35 часов) | |||||
Раздел 1. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером | 3 | Техника безопасности. Компьютеры вокруг нас. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. | |||
Устройство персонального компьютера | |||||
Компьютерная мышь. Клавиатура. Практическая работа №1 «Работа с мышью, клавиатурой» | 1 | ||||
Раздел 2. Развитие внимания | 8 | Решение задач на развитие внимания. Курсор. | |||
Развитие внимания. Практическая работа №2 «Внимание». | 1 | ||||
Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Практическая работа №3 «Собери картинку». | 1 | ||||
Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Практическая работа №4 «Рисунок по образцу». | 1 | ||||
Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Практическая работа №5 «Найти отличия». | 1 | ||||
Решение задач на развитие внимания. Практическая работа №6 «Раскрась-ка» | 1 | ||||
Решение задач на развитие внимания. Практическая работа №7 «Рисуем по клеточкам» | 1 | ||||
Решение задач на развитие внимания | 1 | ||||
Раздел 3. Введение в логику | 14 | Понятие множества. Вложенность множеств. Практическая работа №8 «Множества». | 1 | ||
Общий признак для групп предметов. Поиск «лишнего» предмета. Практическая работа №9 «Укажи лишнего». | 1 | ||||
Признаки предметов. Практическая работа №10 «Укажи лишнего». | 1 | ||||
Описание предметов. Практическая работа №11«Третий лишний» | 1 | ||||
Логика и конструирование. Практическая работа №12 «Танграм» | 1 | ||||
Конструирование. Практическая работа №13 «Конструктор» | 1 | ||||
Координатная сетка. | |||||
Проверочная работа | 1 | ||||
Логика и русский язык. Практическая работа №14 «Руссландия» | 1 | ||||
Логика и русский язык. Практическая работа №15 «Игры со словами» | 1 | ||||
Решение логических задач. Пропедевтика отрицания. Практическая работа №16 «Игры со словами» | 1 | ||||
Введение понятия «отрицания». Практическая работа №17 «Игры со словами» | 1 | ||||
Логика и математика. Практическая работа №18 «Считаем на калькуляторе» | 1 | ||||
Проверочная работа | 1 | ||||
Раздел 4. Создание рисунков | 7 | Назначение графических редакторов. Знакомство с графическим редактором Paint. Практическая работа №19 «Рабочее окно программы» | 1 | ||
Инструменты графического редактора Paint. Практическая работа №20 «Создание рисунка по образцу» | 1 | ||||
Создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера. Практическая работа №21 «Создание рисунка инструментами Прямоугольник, Эллипс» | 1 | ||||
Составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация). Практическая работа №22 «Аппликация» | 1 | ||||
Изображения на графическом планшете | |||||
Орнаменты. Практическая работа №23 «Рисование орнаментов по образцу» | 1 | ||||
Творческая работа | |||||
Раздел 5. Резерв | 3 | Повторение изученного материала во втором классе | |||
Всего | 35 | ||||
3 класс (35 часов) | |||||
Раздел 1. Знакомство с компьютером | 4 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Правила работы за компьютером. | |||
Основные устройства компьютера. Мышь, клавиатура. Практическая №1. «Работа с мышью, клавиатурой» | 1 | ||||
Возможности персонального компьютера. Сферы применения компьютера. Практическая №2. «Рабочий стол» | 1 | ||||
Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение работы. Практическая №3. «Запуск программы. Завершение работы» | 1 | ||||
Раздел 2. Создание рисунков | 7 | Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Практическая №4. «Интерфейс графического редактора Paint» | 1 | ||
Панели инструментов графического редактора. Практическая №5. «Инструменты графического редактора» | 1 | ||||
Создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера. Практическая работа №6 «Создание рисунка, используя инструменты графического редактора» | 1 | ||||
Копирование фрагментов рисунка | |||||
Составлять новое изображение из готовых фрагментов. Практическая работа №7 «Аппликация» | 1 | ||||
Заливка цветом. Сохранение рисунка. Практическая работа №.8 «Сохранение рисунка» | 1 | ||||
Творческая работа | 1 | ||||
Раздел 3. Действия с информацией | 4 | Что такое информация? | |||
Виды информации. Способы передачи и получения информации | |||||
Свойства информации. | |||||
Хранение информации. | |||||
Раздел 4. Создание текстов | 11 | Текстовый редактор – назначение и основные понятия | |||
Правила набора текста. Практическая работа №9 «Клавиатурный тренажер» | 1 | ||||
Основные символы набора текста. Практическая работа №10 «Клавиатурный тренажер» | 1 | ||||
Редактирование текстов. Практическая работа №11 «Редактирование текстов с клавиш «Delete», «Backspace»» | 1 | ||||
Набор текста. Практическая работа №12 «Преобразование текста» | 1 | ||||
Набор текста. Практическая работа №13 «Преобразование текста, деля его на строки» | 1 | ||||
Набор текста заглавными буквами. Практическая работа №14 «Заглавные буквы в тексте» | 1 | ||||
Вставка пропущенных символов. Практическая работа №15 | 1 | ||||
Преобразование текста в один абзац. Практическая работа № 16 | 1 | ||||
Набор текста по образцу латинскими буквами. Практическая работа №17 | 1 | ||||
Набор текста по образцу | 1 | ||||
Раздел 5. Компьютерные игры | 6 | Логическая игра «Буквенное лото». Практическая работа №18 | 1 | ||
Логическая игра «Буквенное лото». Практическая работа №19 | 1 | ||||
Разгадывание кроссворда. Практическая работа №20 «Кроссворд» | 1 | ||||
Разгадывание кроссворда. Практическая работа №21 «Кроссворд» | 1 | ||||
Урок загадок. Практическая работа №22 «Загадки о природе» | 1 | ||||
Урок загадок. Практическая работа №23 «Загадки о животных» | 1 | ||||
Раздел 6. Резерв | 3 | Повторение изученного материала в третьем классе | |||
Всего | 35 | ||||
4 класс (35 часов) | |||||
Раздел 1. Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги) | 4 | Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. | |||
Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Практическая работа №1. «Работа с файлами и папками» | 1 | ||||
Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок, копирование файлов и папок, перемещение файлов и каталогов (папок), удаление файлов и каталогов (папок). Практическая работа №2 «Создание файлов и папок. Копирование и удаление» | 1 | ||||
Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами). Сменные носители. | |||||
Раздел 2. Создание печатных публикаций | 10 | Печатные публикации. Виды печатных публикаций. | |||
Текстовые редакторы. Настольные издательские системы. Примеры текстовых редакторов. Практическая работа №3 «Запуск текстового редактора» | 1 | ||||
Иллюстрации в публикациях. Практическая работа №4 «Вставка рисунка в текстовый документ» | 1 | ||||
Схемы в публикациях. Практическая работа №5 «Создание схем в текстовом документе» | 1 | ||||
Некоторые виды схем: схемы отношений, схемы, отражающие расположение и соединение предметов, схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Практическая работа №6 «Создание схемы поселка» | 1 | ||||
Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод заглавных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение и открытие текстов, выделение текста, копирование и вставка текста. Практическая работа №7 «Ввод текста с помощью латинских букв» | 1 | ||||
Компьютерное письмо. Правило клавиатурного письма. Практическая работа №8 «Клавиатурный тренажер» | 1 | ||||
Таблицы в публикациях. Практическая работа №9 «Вставка таблицы в текстовый документ» | 1 | ||||
Столбцы и строки. Практическая работа № 10 «Создание столбцов» | 1 | ||||
Проверочная работа | 1 | ||||
Раздел 3. Поиск информации | 4 | Источники информации для компьютерного поиска: Компакт-диски CD («си-ди») или диски DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память своего компьютера. | |||
Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. | |||||
Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска и поисковые системы в сети Интернет. Практическая работа №11 «Поиск информации в сети Интернет» | 1 | ||||
Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. Практическая работа № 12 «Сохранение изображений найденных в сети Интернет» | 1 | ||||
Раздел 4. Создание электронных публикаций | 10 | Электронные публикации. Виды электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы сети Интернет. | |||
Примеры программ для создания электронных публикаций. Знакомство с программой Power Point. Практическая работа №13 «Запуск программы» | 1 | ||||
Гиперссылки в публикациях. | |||||
Создание электронной публикации с гиперссылками. Практическая работа № 14 «Создание гиперссылок» | 1 | ||||
Звук, видео и анимация в электронных публикациях. | |||||
Вставка звуков и музыки в электронные публикации. Практическая работа №15 «Вставка звука, видео» | 1 | ||||
Вставка анимации и видео в электронные публикации. Практическая работа №16 «Создание анимации» | 1 | ||||
Порядок действий при создании электронной публикации. | |||||
Подготовка презентаций. Практическая работа №17 «Поиск информации для презентации» | 1 | ||||
Создание презентации | 1 | ||||
Раздел 5. Создание проектов домов и квартир | 5 | Проектирование. Компьютерное проектирование. | |||
Интерьер. Дизайн. Архитектура. Примеры программ для проектирования зданий. Практическая работа №18 «Запуск программы» | 1 | ||||
Основные операции при проектировании зданий: обзор и осмотр проекта, создание стен. Практическая работа №19 «Проектирование стен» | 1 | ||||
Основные операции при проектировании зданий: создание окон и дверей, установка сантехники и бытовой техники. Практическая работа №20 «Установка окон, дверей, сантехники, бытовой техники» | 1 | ||||
Основные операции при проектировании зданий: размещение мебели, выбор цвета и вида поверхностей. Практическая работа №21 «Установка мебели» | 1 | ||||
Раздел 6. Резерв | 2 | Повторение изученного материала в четвертом классе | |||
Всего: | 35 | ||||
Итого в 2-4 классе | 105 |
Раздел 7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Горячев, А. В. Информатика. («Информатика в играх и задачах») 2 класс: учебник: в 2 ч / А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова. - М.: Баласс: Школьный дом, 2012
- Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2012 г. (Образовательная система «Школа 2100»)
- Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 2 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011г.
- Учебные программы для начальной школы в образовательной системе «Школа 2100» Москва: «Баласс», 2011г.
- Компьютерная поддержка: Программа «Страна «Фантазия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 5–6 классов
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 5–6 классов...
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 3 класса
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 3-м классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, программы под редакцией А.В. Горя...
Рабочая программа по учебному предмету "Информатика" для 7-9 классов (ФГОС)
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями к результатам о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 9 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 9 класса...
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для7 класса (базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, и...
Рабочая программа по учебному предмету "Информатика" для 7 - 9 классов.
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 7-9 классов составлена в соответствии с требованиямиФедерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 10-11 классов (углубленный уровень)
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 10-11 классов (углубленный уровень) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар...