разработка урока информатика 5 класс "кодирование текстовой информации"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок 7. Кодирование текстовой информации
Цели: продолжить изучение кодирования текстовой информации с помощью таблицы ASCII-символов, ввести понятие байта.
Оборудование: текстовый редактор MS Word, таблица кодов ASCII
Ход урока
1.Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Проверка ранее изученного материала. Актуализация знаний
- Дайте определение алфавита текста.
- С помощью, какой таблицы кодируется текст в памяти компьютера?
- Какие символы содержатся в базовой части таблицы ASCII?
4. Изучение новой темы
Нажатие алфавитно-цифровой клавиши на клавиатуре приводит к тому, что в компьютер посылается сигнал в виде двоичного числа, представляющего собой одно из значений кодовой таблицы. Кодовая таблица — это внутреннее представление символов в компьютере.
Для хранения двоичного кода одного символа в памяти компьютера выделяется цепочка из 8 нулей и единиц. Каждому символу соответствует уникальная цепочка из 8 нулей и единиц, которая, называется байтом. 1 байт = 8 бит.
Если в слове три буквы, то для его хранения нужны три цепочки по 8 бит, т. е. 3 байта.
При нажатии клавиши с буквой Я в память компьютера записывается код 11011111 (берется из таблицы символов ASCII). При выводе буквы Яна экран компьютер выполняет декодирование — на основании этого двоичного кода строится изображение символа.
Таким способом кодируется каждая буква слова. Например, ЯМА - 11011111 11001100 11000000. Коду 00100000 в этой таблице соответствует пробел - пустой промежуток величиной, раной одному символу, который используется для отделения одного слова от другого или одной буквой и другой.
Например, большая русская буква М имеет код 11001100, буква a — код 11100000, буква м — код 11101100, буква о — код 11101110, буква я - код 11111111.
Таким образом, слово Мама кодируется последовательностью из 24 бит: 11001100 11100000 11101100 11100000.
А словосочетание Моя мама — последовательностью 11001100 11101110 11111111 00100000 11101100 11100000 11101100 11100000.
Коды русских букв отличаются от кодов латинских.
Выполним обратную операцию по двоичному коду, прочитаем слово. Для того чтобы узнать, какое слово закодировано двоичной последовательностью символов, ее нужно разбить на 8-символьные цепочки (байты), каждой из которой будет соответствовать символ кодовой таблицы.
Например, 11010001 11101101 11100101 11100011 -кодирует Снег.
Задание 1. Что закодировано следующей последовательностью двоичных кодов: 01001001 00100000 01101100 01101111 01110110 01100101 00100000 01111001 01101111 01110101 Ответ: фраза / love you.
Задание 2. Закодируйте с помощью последовательности двоичных кодов восклицание УРА!
Ответ: 11010011 11010000 11000000 00100001.
5. Физкультминутка
6. Закрепление нового материала.
Самостоятельно заполните кодовую таблицу КОИ-8 № 27 РТ и выполните небольшую самостоятельную работу по вариантам:
1 –вариант | 2- вариант |
№ 28 (1) № 29 ( соробан) №30 (2) | № 28 (2) № 29 (суaн-пaн) №30 (1) |
Ответы
1 –вариант | 2- вариант |
№ 28 (1) русские буквы расположены в порядке козрастания их кодов № 29 ( Соробан) ( 243 207 210 207 194 193 206) №30 (2) век живи, век учись. | № 28 (2) десятичный код прописной буквы на 32 больше кода соответствующей строчной буквы № 29 (Суaн-пaн) ( 243 213 193 206 45 208 193 206 ) №30 (1) Попытка не пытка. |
Проверяются выборочно работы с выставлением оценок в журнал.
6. Практическая работа
Работа № 3 (задание 2).
7. Подведение итогов урока
- Что нового узнали на уроке?
- Как называется цепочка из 8 нулей и единиц?
8. Домашнее задание
- Учебник: § 1.3 (3), с. 21-23.
- Рабочая тетрадь: № 31- 34 РТ с. 24-27.
- Подготовиться к контрольной работе по текстовому редактору MS Word.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока информатики «Обработка текстовой и графической информации» 5 класс
Конспект урока информатики Тема: «Обработка текстовой и графической информации» Класс: 5 класс Учитель: Муксинова О.Н. Цели урока: Образовательные: • формирование представления о комбиниров...
урок информатики "Кодирование текстовой информации" для 8 класса
Урок содержит следующие этапы: Организационный момент; Проверка домашнего задания Проверка знаний учащихся; Постановка цели урока перед учащимися; Организация восприятия новой информации...
урок информатики "Кодирование текстовой информации" для 8 класса
Урок содержит следующие этапы: Организационный момент; Проверка домашнего задания Проверка знаний учащихся; Постановка цели урока перед учащимися; Организация восприятия новой информации...
Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Количество информации. Единицы измерения информации" для 8 класса
Предлагаю Вашему вниманию материалы к уроку по теме "Количество информации. Единицы измерения информацмм" для 8 класса. Это 2-ой из чеырех уроков раздела "Информация и информационные процессы" Образов...
Методическая разработка урока информатики "Система – это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации"
Урок информатики в 5 классе по теме "Система - это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации". Метапредметный урок. Внимание учащихся анкцентиров...
Разработка урока информатики на тему "Информация, ее виды и свойства".
План-конспект урока информатики в 7 классе. Первый урок темы "Информация. Информационные процессы". Цели:·...
Разработка урока информатики по теме «: Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации» , 5 класс
Цель: формирование знаний о типах обработки информации: с изменением формы и изменением содержания и видах сортировки информации через совместную фронтальную работу с учителем....