РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике (предмет/курс) для 7 классов
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)

Богданов Вячеслав Викторович

Рабочая программа для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_7_-2020_2021.docx50.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31»

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению:    

педагогическим советом

МАОУ СОШ №31

Протокол № 1 от 26.08.2020                                                                    

Утверждена

приказом директора МАОУ СОШ № 31

№ 301 от 31.08.2020

Директор____________О.В.Ухватова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике

                                                               (предмет/курс)

для  7 классов

(классы)  

уровень изучения базовый

                 Составитель:

   Богданов Вячеслав Викторович,

                                       учитель информатики

г.  Тамбов

2020


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 7 классов разработана в соответствии с нормативными документами:

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.

N 1897;

  Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ №31, утвержденной Приказом МАОУ СОШ №31 от 01.09.2015 № 284;

Положением о Рабочей программе, утвержденным приказом МАОУ СОШ № 31 от 05.06.2018 № 403;

 Учебным планом МАОУ СОШ № 31 на 2020/2021 учебный год, утвержденным приказом МАОУ СОШ №31 от 24.04.2020 № 182;

 Утвержденным перечнем учебников, используемых в образовательном процессе   МАОУ СОШ № 31 в 2020/2021 учебном году, утвержденным приказом МАОУ СОШ № 31 от 31.08.2020 № 302;

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, авторской программы основного общего образования по информатике (5-7 класс, авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю.).

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане основной школы информатика представлена как: расширенный курс в V–IX классах. В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;  издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).

В соответствии с базовым учебным планом, курс предмета информатика и ИКТ в 7 классе рассчитан на изучение общим объёмом 34 учебных часа в год по 1 часу в неделю (основное количество часов – 35 часов, резервное время – 1 час).

Изучение информатики в  7 классе вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • формированию целостного мировоззрения,  соответствующего современному  уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
  • совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 7 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Формы контроля и оценки.

Критерии оценок, выставляемых учителем по курсу «Информатика и ИКТ»

Оценка устного ответа

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

  • правильность и осознанность изложения содержания,
  • полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
  • степень сформированности интеллектуальных и обще учебных умений;
  • самостоятельность ответа;
  • речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Оценка “5”:

Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно, использованы научные термины; Для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Оценка “4”:

Раскрыто основное содержание материала; В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; Ответ самостоятельный; Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Оценка “3”:

Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; Определения понятий недостаточно четкие; Не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Оценка “2”:

Основное содержание учебного материала не раскрыто; Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; Допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка “5”

Ставится  за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета

Оценка “4”

Ставится  за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
  • или не более двух недочетов.

Оценка “3”

 Ставится  в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок,
  • или не более одной грубой ошибки и одного недочета.
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета,
  • или не более двух-трех негрубых ошибок,
  • или одной негрубой ошибки и трёх недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка “2”

Ставится, когда число ошибок и недочетов превышает норму, при которой может быть поставлена оценка “3”, или если правильно выполнено менее половины работы.

Учитель имеет право поставить оценку выше той, которая предусмотрена “Нормами”, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценка тестов.

В качестве нижней границы успешности выполнения основного теста, соответствующего Оценке “3” (“зачет”), можно принять уровень - 60% -74% правильных ответов из общего количества вопросов.

Оценка “4” (“хорошо”) может быть поставлена за  - 75% - 90%правильных ответов.

Оценка “5” (“отлично”) учащийся должен успешно выполнить тест, более 90%правильных ответов

Оценка лабораторных и практических работ.

Оценка “5”

Ставится в том случае, если учащийся:

а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;

б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

Оценка “4”

Ставится в том случае, если выполнены требования к оценке “5”, но:

а) задания выполнял в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений,

б) или допущено 2-3 недочета, или не более одной  негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка “3”

Ставится в том случае, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе выполнения работы были допущены следующие ошибки:

а) выполнение работы проводилось в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью,

б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т. д.), не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения,

в) или работа выполнена не полностью, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Оценка “2”

Ставится в том случае, если:

а) работа выполнена не полностью и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов,

б) или, вычисления, наблюдения (моделирование) производились неправильно,

в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в 7 классе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

Раздел 1. Введение в информатику

Учащийся научится:

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
  • оперировать единицами измерения количества информации;
  • оценивать количественные  параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

Учащийся получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
  • научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
  • переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;

Раздел 2. Информационные и коммуникационные технологии

Учащийся научится:

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
  • оперировать объектами файловой системы;
  • применять основные правила создания текстовых документов;
  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.

Учащийся получит возможность:

  • научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

Содержание учебного предмета.

7 класс

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 7 классе основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

Раздел 1. Введение в информатику – 9 ч.

Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.

Всемирная паутина. Поисковые системы.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования.  Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Раздел 2. Информационные и коммуникационные технологии – 25 ч.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.

Размер файла. Архивирование файлов.

Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и  графических объектов. Форматирование страниц документа. Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора.  Компьютерное представление цвета.  Компьютерная графика (растровая, векторная).  Интерфейс графических редакторов.  Форматы графических файлов.

Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.  Звуковая и видео информация.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

общее

Из них практических работ

1

Информация и информационные процессы

9

3

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

3

3

Обработка графической информации

4

2

4

Обработка текстовой информации

9

6

5

Мультимедиа

4

3

6

Повторение

1

Итого

34

17

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Основное содержание раздела

Характеристика основных видов деятельности

1

Информация и информационные процессы

9

Информация. Информационный процесс. Формы представления информации. Язык как способ представления информации. Кодирование информации.

Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Носители  информации.

Поиск информации.

Аналитическая деятельность:

оценивать информацию с позиции её свойств;

приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;

классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

анализировать отношения в живой природе, технических и социальных системах с позиций управления.

Практическая деятельность:

кодировать и декодировать сообщения  по известным правилам кодирования;

определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);

определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;

оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

7

Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера. Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.

Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Аналитическая деятельность:

анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;

определять основные характеристики операционной системы;

планировать собственное информационное пространство.

Практическая деятельность:

получать информацию о характеристиках компьютера;

оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);

выполнять основные операции с файлами и папками;

оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);

использовать программы-архиваторы;

осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов  помощью антивирусных программ.

3

Обработка графической информации

4

Формирование изображения на экране монитора.  Компьютерное представление цвета.  Компьютерная графика (растровая, векторная).  Интерфейс графических редакторов.  Форматы графических файлов.

Аналитическая деятельность:

анализироватьпользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

создавать и редактировать  изображения с помощью инструментов  растрового графического редактора;

создавать и редактировать    изображения с помощью инструментов  векторного графического редактора.

4

Обработка текстовой информации

9

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и  графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных  текстовых форматах.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Аналитическая деятельность:

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;

форматировать текстовые документы (установка параметров страницы  документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

выполнять коллективное создание текстового документа;

создавать гипертекстовые документы;

выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода,  КОИ-8Р, Windows 1251);

использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.

5

Мультимедиа

4

Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.  

Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.

Возможность дискретного представления мультимедийных данных

Аналитическая деятельность:

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

создавать презентации с использованием готовых шаблонов;

записывать звуковые файлы  с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ (ПОУРОЧНОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС (35 часов)

П/П

Дата

Тема урока

Система контроля

Домашнее задание

ПЛАН

ФАКТ

I ЧЕТВЕРТЬ

Глава 1. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ (8 часов)

1

02.09.2020(а,б,в,ж)

02.09.2020(а,б,в,ж)

 Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация и её свойства.

№ 1 в рабочей тетради (РТ);

 §1.1, вопросы и задания 1–8 к параграфу;

 № 2, 4, 6, 7 в РТ.

Дополнительное задание(ДопЗ): №9 в РТ.

03.09.2020(г,д,е)

03.09.2020(г,д,е)

2

09.09.2020(а,б,в,ж)

09.09.2020(а,б,в,ж)

Информационные процессы. Обработка информации. Хранение и передача информации.

§1.2, вопросы и задания 1–11 к §;

№8, №12, №13, №17, №18 в РТ.

10.09.2020(г,д,е)

10.09.2020(г,д,е)

3

16.09.2020(а,б,в,ж)

16.09.2020(а,б,в,ж)

Всемирная паутина как информационное хранилище.

§1.3, вопросы и задания 1–10 к параграфу,

 №20, №23 в РТ.

Дополнительное задание: №11 к §1.3;

№21, №23 в РТ.

17.09.2020(г,д,е)

17.09.2020(г,д,е)

4

23.09.2020(а,б,в,ж)

23.09.2020(а,б,в,ж)

Представление информации.

§1.4, вопросы и задания 1–10 к параграфу,

 № 24–28 в РТ.

Дополнительные задания: 1) по материалам ЭОР «Клинопись и иероглифы» подготовить сообщение о том, как были расшифрованы древнеперсидские письмена;

2) по материалам ЭОР «История письменности» подготовить сообщение о том, как люди научились писать.

24.09.2020(г,д,е)

24.09.2020(г,д,е)

5

30.09.2020(а,б,в,ж)

30.09.2020(а,б,в,ж)

Дискретная форма представления информации.

§1.5, вопросы и задания 1–10 к §, №39, 41, 46,49, 52 в РТ. Дополнительное задание: самостоятельно познакомиться с  виртуальной лабораторией «Цифровые весы».

01.10.2020(г,д,е)

01.10.2020(г,д,е)

6

07.10. 2020(а,б,в,ж)

07.10.2020(а,б,в,ж)

Единицы измерения информации.

§1.6, вопросы и задания 1–3, 5 к параграфу; № 59, 62, 63,65, 66, 70 в РТ.

08.10.2020(г,д,е)

08.10.2020(г,д,е)

7

14.10. 2020(а,б,в,ж)

14.10.2020(а,б,в,ж)

Решение задач по теме «Дискретная форма представления информации» и «Единицы измерения информации». Подготовка к контрольному тестированию.

Повторить § 1.1-1.6.

15.10.2020(г,д,е)

15.10.2020(г,д,е)

8

21.10. 2020(а,б,в,ж)

21.10.2020(а,б,в,ж)

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Контрольное тестирование № 1.

Поработать дома с интерактивным   задачником (режимы «Тренажер» и «Контроль»). Разгадать кроссворд по теме «Информация и информационные процессы».

22.10.2020(г,д,е)

22.10.2020(г,д,е)

II ЧЕТВЕРТЬ

Глава 2.  КОМПЬЮТЕР КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ (7 часов)

9(1)

11.11. 2020(а,б,в,ж)

11.11.2020(а,б,в,ж)

Основные компоненты компьютера и их функции.

§2.1, № 1–9-уметь отвечать, № 13, 14, с.62 – письменно (учебник). РТ: №76, №77, №79, №80, №81.

 ДЗ: подготовить сообщение на тему: «Внутренняя память ЭВМ: видеопамять», «Внутренняя память ЭВМ: емкость памяти», «Внутренняя память ЭВМ: кэш-память», «Внутренняя память ЭВМ: оперативная память», «Внутренняя память ЭВМ: ПЗУ BIOS», «Внутренняя память ЭВМ: постоянная память», «Внутренняя память ЭВМ: энергонезависимая оперативная память (CMOS RAM)».

  05.11.2020(г,д,е)

05.11.2020(г,д,е)

10(2)

18.11. 2020(а,б,в,ж)

18.11.2020((а,б,в,ж)

Персональный компьютер.

§2.2, №1–5-уметь отвечать,

 №6, 11 с.68-69-письменно (учебник).

 РТ: №90, №91, №92, №94, №101, №102.

 ДЗ: подготовить сообщение на тему «История мыши» или «Принцип работы клавиатуры» с использованием анимации.

12.11.2020(г,д,е)

12.11.2020(г,д,е)

11(3)

25.11. 2020(а,б,в,ж)

25.11.2020(а,б,в,ж)

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение.

§2.3 (1, 2), № 1–9,с.79-уметь отвечать (учебник).

РТ: №104, №106, №107

19.11.2020(г,д,е)

19.11.2020(г,д,е)

12(4)

02.12. 2020(а,б,в,ж)

002.12.2020((а,б,в,ж)

Системы программирования и прикладное программное обеспечение.

§2.3 (3, 4, 5), №10, 12–18, с.79-80 –уметь отвечать, №11, с.79-письменно (учебник). РТ: №105, №108, №109.

26.11.2020(г,д,е)

26.11.2020(г,д,е)

13(5)

09.12. 2020(а,б,в,ж)

09.12.2020(а,б,в,ж)

Файлы и файловые структуры.

§2.4, №1–11,14,15, с.88-89-уметь отвечать, №12,13,16,17, с.89-письменно (учебник). РТ: №110, №112, №114 , №116, №118, №119, №120, №121.

03.12.2020(г,д,е)

03.12.2020(г,д,е)

14(6)

16.12. 2020(а,б,в,ж)

16.12.2020(а,б,в,ж)

Пользовательский интерфейс. Подготовка к контрольному тестированию.

Повторить § 2.1-2.4, §2.5, № 1–10,13, с.99-100-уметь отвечать, №11, с.100-письменно (учебник). РТ: №125, №126.

10.12.2020(г,д,е)

10.12.2020(г,д,е)

15(7)

23.12. 2020(а,б,в,ж)

23.12.2020(а,б,в,ж)

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Контрольное тестирование №2.

Составить кроссворд по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

17.12.2020(г,д,е)

17.12.2020(г,д,е)

16(8)

24.12.2020(г,д,е)

24.12.2020(г,д,е)

Повторение. Анализ контрольного тестирования. Итоги.

Практическая работа на компьютере.

III ЧЕТВЕРТЬ

Глава 3. ОБРАБОТКА ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (4 часа)

17(1)

13.01. 2021(а,б,в,ж)

13.01.2021 (а,б,в,ж)

Формирование изображения на экране компьютера. ПЗ: 3.2 - 3.4. с.134-135.

Графический редактор Paint

§ 3.1, №1–7 (у); РТ: №128–132, №143–145.  ДЗ: Подготовить сообщение на тему: «Компьютерная графика и сферы её применения» или «Фрактальная графика».

14.01.2021 (г,д,е)

14.01.2021 (г,д,е)

18(2)

20.01. 2021(а,б,в,ж)

20.01.2021 (а,б,в,ж)

Компьютерная графика. ПЗ: 3.1. c.133.

Графический редактор Paint

§ 3.2, 1–3, 5–10 к §; РТ: №158, №162, 163.  ДЗ: Подготовить сообщение о цветовой модели CMYK.

21.01.2021 (г,д,е)

21.01.2021 (г,д,е)

19(3)

27.01. 2021(а,б,в,ж)

27.01.2021 (а,б,в,ж)

Создание графических изображений. ПЗ: 3.12. с.139.

Графический редактор Paint

§ 3.3 (1, 2), №1–9 к §; РТ: №164, №168,

№170, 173. ПЗ: 3.10 и 3.11.

28.01.2021 (г,д,е)

28.01.2021 (г,д,е)

20(4)

03.02. 2021(а,б,в,ж)

03.02.2021 (а,б,в,ж)

Обобщение и систематизация основных понятий темы

«Обработка графической информации». Контрольное тестирование № 3.

ПЗ: 3.5 - 3.9.

04.02.2021 (г,д,е)

04.02.2021 (г,д,е)

Глава 4. ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (9 часов)

21(1)

10.02. 2021(а,б,в,ж)

10.02.2021 (а,б,в,ж)

Текстовые документы и технологии их создания. Клавиатурный тренажёр «Руки солиста».

§4.1, № 1, 3–7 к §; РТ: №174–177. ДЗ: подготовить сообщение о том, на чѐм и с помощью каких инструментов люди записывали информацию в былые времена (задание №2 к §4.1).

11.02.2021 (г,д,е)

11.02.2021 (г,д,е)

22(2)

17.02. 2021(а,б,в,ж)

17.02.2021 (а,б,в,ж)

Создание текстовых документов на компьютере. ПЗ: 4.2, 4.5, 4.8, 4.9.

с.185, 187,188,189. Текстовый редактор Word 2013

§4.2, № 1–12 к §; РТ: №178, №182, №184, №185, №187, №188, №190, №191.

18.02.2021 (г,д,е)

18.02.2021 (г,д,е)

23(3)

24.02. 2021(а,б,в,ж)

24.02.2021 (а,б,в,ж)

Прямое форматирование. ПЗ: 4.10 – 4.16. c.189-193.

§4.3 (1, 2, 3), №1–3 к §; РТ: №193, №196, №197.

25.02.2021 (г,д,е)

25.02.2021 (г,д,е)

24(4)

03.03. 2021(а,б,в,ж)

03.03.2021 (а,б,в,ж)

Стилевое форматирование. ПЗ: доделать 4.10 – 4.16.  c.189-193.

§4.3 (4, 5), № 4–9 к §; РТ:№198, №199.

04.03.2021 (г,д,е)

04.03.2021 (г,д,е)

25(5)

10.03. 2021(а,б,в,ж)

10.03.2021 (а,б,в,ж)

Визуализация информации в текстовых документах. ПЗ: 4.18 – 4.21.

c.195-196.  

§4.4, № 1–8 к §, РТ: №202, №203. Подготовить сообщение об инфографике и нескольких инструментах создания инфографики.

11.03.2021 (г,д,е)

11.03.2021 (г,д,е)

26(6)

17.03. 2021(а,б,в,ж)

17.03.2021 (а,б,в,ж)

Инструменты распознавания текстов компьютерного перевода.

Контрольное тестирование № 4.

§4.5, № 1–7 к §; РТ: №204, №205. Подготовить сообщение о сетевых сервисах по компьютерному переводу или о технологии сканирующего листания.

18.03.2021 (г,д,е)

18.03.2021 (г,д,е)

IV ЧЕТВЕРТЬ

27(7)

31.03. 2021(а,б,в,ж)

31.03.2021 (а,б,в,ж)

Оценка количественных параметров текстовых документов. Повторение

§ 4.2, ПЗ: 4.2, 4.5, 4.9. c.189-193.

§4.6, 1–9 к параграфу; ПЗ: 4.1, 4.8, 4.11. c.189-193. РТ: №221, №222, №225, №226.

01.04.2021 (г,д,е)

01.04.2021 (г,д,е)

28(8)

07.04. 2021(а,б,в,ж)

07.04.2021 (а,б,в,ж)

Подготовка к оформлению реферата «История вычислительной техники». Повторение  §4.3 ПЗ: 4.10 – 4.16. c.189-193.

ПЗ: 4.13, 4.14. c.189-193. Подготовка к оформлению реферата «История вычислительной техники».

08.04.2021 (г,д,е)

08.04.2021 (г,д,е)

29(9)

14.04. 2021(а,б,в,ж)

14.04.2021 (а,б,в,ж)

Выбор темы реферата. Обобщение и систематизация основных понятий темы

«Обработка текстовой информации».  

РТ:№234, №235, №237. Подготовка сообщения (презентации) на одну из  тем (по выбору ).

15.04.2021 (г,д,е)

15.04.2021 (г,д,е)

Глава 5. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТАХ (5 часов)

30(1)

21.04. 2021(а,б,в,ж)

21.04.2021 (а,б,в,ж)

Технология мультимедиа.

§5.1, вопросы и задания 1–8 к параграфу. Решить задания в РТ: №244, №245, №247, №248, №251.

22.04.2021 (г,д,е)

22.04.2021 (г,д,е)

31(2)

28.04. 2021(а,б,в,ж)

28.04.2021 (а,б,в,ж)

Компьютерные презентации. ПЗ:  задание 5.1.

§5.2, вопросы и задания 1–8 к параграфу, № 249, 250, №253.

29.04.2021 (г,д,е)

29.04.2021 (г,д,е)

32(3)

05.05. 2021(а,б,в,ж)

05.05.2021 (а,б,в,ж)

Создание мультимедийной презентации. ПЗ: задание 5.2.

№255 в РТ. Подготовка к публичному представлению реферата.

06.05.2021 (г,д,е)

06.05.2021 (г,д,е)

33(4)

12.05. 2021(а,б,в,ж)

12.05.2021 (а,б,в,ж)

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа».

Подготовка сообщение (презентацию) на одну из  тем (по выбору смотри оборот листочка).

13.05.2021 (г,д,е)

13.05.2021 (г,д,е)

34(5)

19.05. 2021(а,б,в,ж)

19.05.2021 (а,б,в,ж)

Обобщение и систематизация основных понятий курса. Защита сообщений (презентаций).

Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым  словам  в учебнике)

20.05.2021 (г,д,е)

20.05.2021 (г,д,е)

РЕЗЕРВ (1 час)

35(1)

26.05. 2021(а,б,в,ж)

26.05.2021 (а,б,в,ж)

Обобщение и систематизация основных понятий курса.

27.05.2021 (г,д,е)

27.05.2021 (г,д,е)

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

Перечень учебно-методического обеспечения по информатике для 7 кл.

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 7 класс»
  6. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
  • Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
  • Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер.
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
  • Программа разработки презентаций.
  • Браузер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о Рабочей программе по учебному предмету (курсу)

Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения Рабочей программы учебного предмета (курса)....

УЧЕБНАЯ (РАБОЧАЯ) ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ (КУРСУ)« АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» 5-9 класс УМК "Forward"

Программа курса английского языка для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений составлена на основе Фундаментального ядра содержания об­щего образования, требований к результатам основного об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 5-6 класс ( Б. Неменский)

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 класс ФГОС (Б.Неменский)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 7 класс

Рабочая программа по ИЗО  7 класс (Б. Неменский) с календарно-тематическим планированием....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 8 класс (с липецким компонентом)

Рабочая программа 8 класс по ИЗО с календарно-тематическим планированием (Б.Неменский) с добавлением липецкого компонента....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 9 класс (Б.Неменский)

Рабочая программа по ИЗО 9 класс на 18 часов с календарно-тематическим планированием. (Б.Неменский)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии (предмет/ курс) для 7-х классов

Данная рабочая программа предназначена для 7-х классов общеобразовательных школ. Она полностью соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта (основного) общего образован...