Учебная программа по информатике для 8-9 класса
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) по теме
Учебная программа по информатике для 8-9 класса общеобразовательной школы. Программы на основе учебников и программ И.Г.Семакина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semakin_8-9.doc | 386.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Учебно-тематическое планирование
Содержание образовательной программы
8 класс
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Учебно-методическое обеспечение, аппаратно-программная поддержка курса
Практические задания для выполнения на компьютере
Итоговое тестирование по разделу « Первое знакомство с компьютером»
Практические задания для выполнения на компьютере
Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»
Темы творческих заданий, проектов
Пояснительная записка
Основная цель курса:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты.
Основная задача курса:
подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Курс рассчитан в соответствии с федеральным компонентом Базисного учебного плана на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы в объёме 105 учебных часов.
Формы проведения занятий:
Классно-урочная
Методы:
Практические методы, самостоятельная работа.
Курс реализуется с использованием проектной технологии обучения.
Формы контроля знаний:
Контроль усвоения материала осуществляется путём устного, письменного опроса (тестирование), а также выполнения практических и творческих работ.
Учащиеся приобретают базовые знания и навыки, позволяющие свободно ориентироваться в современной среде компьютеров и программ, которые должны стать базой для дальнейшего образования.
Изучение темы или блока тем заканчивается разработкой проекта или выполнением творческого задания. Это позволяет учащимся с разным уровнем подготовки проявить себя. Содержание и методика курса нацелены на формирование творческих, исследовательских качеств.
Выполнение практических работ и домашних заданий организуется дифференцированно. Подбор заданий разного уровня сложности из «Практикума» к каждому уроку позволяет получать базовые знания, может быть рассчитан на профильно-ориентированые курсы, а так же использоваться при углублённом варианте изучения предмета.
Контроль усвоения материала осуществляется путём устного, письменного опроса (тестирование), а также выполнения контрольных, практических и творческих работ. Возможна вариативность обучения: содержание учебной программы, учебника и задачника-практикума позволяет изучать курс по углублённому варианту.
На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.
Учебно-тематическое планирование
по информатике
Классы ___8_________________
Учитель Малютина Е.В.
Количество часов
Всего 35час; в неделю 1 час
Плановых контрольных уроков 1, зачетов ____, тестов 11. практических работ 13
Классы ___9________________
Учитель Малютина Е.В.
Количество часов
Всего 70 час; в неделю 2 час
Плановых контрольных уроков ____, зачетов ____, тестов 7. практических работ 32
Планирование составлено на основе
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М. БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2006.
Учебник
- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика. Базовый курс: Учебник для 7-9 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2005.
- Электронный учебник ЦОР Семакин
Дополнительная литература
- Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для 7-11 классов. Под ред. И.Семакина, И. Хеннера. 2-е изд., испр. и доп. М. БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2005.
- Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. М. Лаборатория Базовых Знаний, 2001-2005.
- Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М. БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2006.
- Образовательный стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ /Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 кл. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
8 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля |
Техника безопасности и санитарные нормы | 1 | ||
Информационные процессы | |||
1. | Человек и информация | 5 | тесты |
1.1 | Информация и знания. Восприятие и представление информации | 1 | |
1.2 | Информационные процессы | 1 | |
1.3 | Измерение информации | 2 | Тест № 2 |
Итоговое тестирование к разделу 1 Человек и информация | 1 | ||
2. | Первое знакомство с компьютером | 7 | тесты |
2.1 | Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память | 1 | |
2.2 | Как устроен ПК . Основные характеристики | 1 | Тест № 3 |
2.3 | ПО компьютера . О системном ПО и системах программирования | 1 | |
2.4 | Пользовательский интерфейс | 1 | Тест № 5 |
2.5 | О файлах и файловых структурах | 2 | Тест № 4 |
Итоговое тестирование к разделу 2 Первое знакомство с компьютером . | 1 | ||
3. | Текстовая информация и компьютер | 9 | ПЗ, ПР, тесты |
3.1 | Тексты в компьютерной памяти | 1 | Тест № 6 представление символьной информации |
3.2 | Текстовые редакторы. Работа с текстовым редактором 1 Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста 2 Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. 3 Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. 4 Работа с таблицами | 4 | Практические задания № 4 №5 №6 №7 |
3.3. | Дополнительные возможности текстовых процессоров | 2 | Кроссворд по теме: «Текстовый редактор» |
Системы перевода и распознавания текста. Итоговое практическое задание №8 | 1 | ||
Итоговое тестирование по теме «Текстовые редакторы и текстовая информация» | 1 | Итоговый Тест № 3 | |
4. | Графическая информация и компьютер | 6 | ПЗ, ПР тест |
4.1 | Компьютерная графика. | 1 | |
4.2 | Работа с графическим редактором растрового типа | 1 | Практическое задание № 11 |
4.3 | Как кодируется изображение | 1 | Практическое задание №10 |
4.4 | Растровая и векторная графика | 1 | Практическое задание № 12 |
4.5 | Технические средства компьютерной графики | 1 | Практическое задание № 9 |
Итоговое тестирование к разделу 4 | 1 | Итоговый Тест № 4 | |
5. | Технология мультимедиа | 5 | |
5.1 | Что такое мультимедиа | 1 | |
5.2 | Аналоговый и цифровой звук. Технические средства мультимедиа | 1 | Сам раб № 2 |
5.3 | Компьютерные презентации | 2 | Практическое задание № 13 |
Итоговое задание к разделу 5 | 1 | Итоговое задание на разработку презентации, включающую статические слайды | |
Итоговое тестирование по курсу 8 класса | 1 | Тест № 9 | |
Итого: | 35 |
9 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | Соответствие с ЦОР |
Информационные процессы | ||||
1. | Передача информации в компьютерных сетях | 10 | ||
1.1 | Как устроена компьютерная сеть. Аппаратное и программное обеспечение сетей | 2 | Практическое задание № 1 | Урок 1-2 |
1.2 | Электронная почта и другие услуги сетей | 2 | Практическое задание № 2 | Урок 3-4 |
1.3 | Интернет и всемирная паутина | 2 | Практическое задание № 3 | Урок 5-6 |
1.4 | Способы поиска в Интернете | 2 | Практическое задание № 4,5 | Урок7-8 |
Итоговая практическая работа по теме «Интернет» | 1 | Практическое задание № 6 | Урок9 | |
Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | 1 | Итоговый тест к главе 1 «Передача информации в компьютерных сетях» | Урок 10 | |
2. | Информационное моделирование | 5 | ||
2.1 | Что такое моделирование. Графические информационные модели | 1 | Урок 11 | |
2.2 | Табличные модели | 1 | Интерактивный задачник, раздел «Табличные модели» | Урок 12 |
2.3 | Информационное моделирование | 2 | Практическое задание № 7 | Урок13-14 |
Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование». | 1 | Итоговый тест к разделу 2 «Информационное моделирование» | Урок 15 | |
3. | Хранение и обработка информации в базах данных | 12 |
| |
3.1 | Основные понятия. | 1 | Урок 16 | |
3.2 | Что такое система управления базами данных. | 1 | Практическое задание № 8 | Урок 17 |
3.3 | Создание и заполнение баз данных | 2 | Практическое задание № 9 | Урок 18-19 |
3.4 | Условия выбора и простые логические выражения | 2 | Практическое задание № 10 | Урок 20-21 |
3.5 | Условия выбора и сложные логические выражения | 2 | Практическое задание № 11 | Урок 22-23 |
3.6 | Сортировка, удаление и добавление записей | 2 | Практическое задание № 12 | Урок 24-25 |
Итоговая работа по базам данных | 1 | Практическое задание № 13 | Урок 26 | |
Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных». | 1 | Итоговый тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в базах данных» | Урок 27 | |
Информационные технологии | ||||
4. | Табличные вычисления на компьютере | 10 | ||
4.1 | Двоичная система счисления | 1 | Урок 28 | |
4.2 | Числа в памяти компьютера | 1 | Урок 29 | |
4.3 | Что такое электронная таблица. Правила заполнения таблицы | 2 | Практическое задание № 14 | Урок 30-31 |
4.5 | Работа с диапазонами. Относительная Адресация | 2 | Практическое задание № 15 | Урок 32-33 |
4.6 | Деловая графика. Условная функция. Логические функции и абсолютные адреса | 2 | Практическое задание № 16 | Урок 34-35 |
4.7 | Электронные таблицы и математическое моделирование. Имитационные модели в электронных таблицах | 1 | Урок 36 | |
Итоговый тест по теме « Табличные вычисления на компьютере» | 1 | Итоговый тест к главе 4 «Табличные вычисления на компьютере». | Урок 37 | |
5. | Управление и алгоритмы | 11 | ||
5.1 | Управление и кибернетика. Определение и свойства алгоритма | 1 | Урок 38 | |
5.2 | Графический учебный исполнитель Практическая работа. Работа с учебным исполнителем алгоритмов. | 2 | Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Линейные алгоритмы»(экзамен) | Урок 39-40 |
5.3 | Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. | 2 | Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Вспомогательные алгоритмы» (экзамен) | Урок 41-42 |
5.4 | Управление с обратной связью. Циклические алгоритмы. | 2 | Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Циклические алгоритмы» | Урок 43-44 |
5.5 | Ветвление и последовательная детализация алгоритма. | 2 | Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Алгоритмы с ветвлением» | Урок 45-46 |
Зачетное задание по алгоритмизации. | 1 | Урок 47 | ||
Тест по теме «Управление и алгоритмы» | 1 | Итоговый тест к главе 5 «Управление и алгоритмы» | Урок 48 | |
6. | Программное управление работой компьютера | 12 | ||
6.1 | Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами | 1 | Урок 49 | |
6.2 | Линейные вычислительные алгоритмы. Знакомство с языком Паскаль | 1 | Практическое задание № 19 | Урок 50 |
6.3 | Разработка линейных алгоритмов | 1 | Практическое задание № 20 | Урок 51 |
6.4 | Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование ветвлений на Паскале | 1 | Практическое задание № 21,22 | Урок 52-53 |
6.5 | Программирование диалога с компьютером Логические операции на Паскале | 2 | Практическое задание № 22,23 | Урок 54-55 |
6.6 | Программирование циклов. Алгоритм Евклида. | 2 | Практическое задание № 24,25 | Урок 56 |
6.7 | Таблицы и массивы. Одномерные массивы в Паскале. Массивы в Паскале. | 2 | Практическое задание № 26, 27 | Урок 57-58 |
6.8 | Одна задача обработки массивов. | 1 | Практическое задание № 32 | Урок 59 |
Тест по теме « Программное управление работой компьютера» | 1 | Итоговый тест к главе 6 «Программное управление работой компьютера» | Урок 60 | |
7. | Информационные технологии и общество | 4 | ||
7.1 | Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. | 1 | Урок 61 | |
7.2 | История ЭВМ. История программного обеспечения. | 1 | Урок 62 | |
7.3 | Информационные ресурсы современного общества. Проблемы формирования информационного общества. | 1 | Урок 63 | |
Тест по теме «Информационные технологии и общество» | 1 | Тест №7 по теме «Информационные технологии и общество». | Урок 64 | |
Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 класса. | 2 | Урок 65-66 | ||
Итоговое тестирование по курсу 9 класса. | 1 | Урок 67 | ||
Резерв | 3 | Урок 68-70 | ||
ИТОГО | 70 |
Содержание образовательной программы
Введение в предмет – 1ч
Техника безопасности и правила поведения в компьютерном кабинете. Правила техники безопасности: общие, перед началом работы на персональном компьютере, во время работы, по окончанию работы. Гигиена. Эргономика. Технические условия эксплуатации компьютерной техники. Понятия вещества, энергии, информации.
Информатика как наука. Компьютер - универсальное техническое средство для работы с информацией. Информационно-компьютерные технологии - важная составляющая жизни современного общества.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
- уметь включать и выключать компьютер.
- знать технику безопасности работы за компьютером, соблюдать ТБ.
- знать правила поведения в компьютерном классе и соблюдать.
Раздел 2 Человек и информация – 5 часов.
Тема 1. Информация. Информационные объекты - 1 ч.
Основные подходы к определению понятия «информация». Информативность сообщения. Свойства, виды и формы информации. Дискретность и непрерывность. Восприятие информации. Информация и письменность. Естественные и формальные языки. Формы представления информации.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
- знать что такое информация;
- знать подходы к определению информации;
- знать свойства информации;
- знать способы получения, хранения, использования информации.
- уметь выделять подходы к определению информации;
- уметь определять вид, форму представления и носителя информации.
Практическая работа: упражнения и задачи «Что такое информация?»
Тема 2. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации - 1ч.
Носители информации. Основные информационные процессы. Хранение информации. Передача информации. Обработка информации. Поиск информации. Информационные процессы в живой природе. Схема передачи информации. Обработка и хранение информации. Информационное общество. Информационные революции. Информационный кризис. Информационные технологии.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
- знать что такое информационный процесс;
- знать основные информационные процессы;
- знать виды информационных процессов в природе, технике, обществе;
- знать способы получения, обработки, хранения и использования информации;
- уметь приводить примеры информационных процессов в природе, технике, обществе;
- уметь определять участника и носителя информации.
Практическая работа: упражнения по теме «Информационные процессы».
Тема 3. Измерение количества информации: алфавитный и содержательный подходы.
Единицы измерения. - 2 ч.
Количество информации. Бит. Байт. Единицы измерения информации. Алфавитный подход к измерению информации. Алфавит, мощность алфавита. Информационный вес символа. Информационный объем текста и единицы информации. Содержательный подход к измерению количества информации.
Неопределенность знания. Формула Шеннона. Равновероятные и неравновероятные события. Подсчет количества информации.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
- знать единицы измерения информации;
- знать алфавитный подход к измерению информации. Алфавит, мощность алфавита.
- знать информационный вес символа;
- знать содержательный подход к измерению количества информации.
- уметь преобразовывать единицы измерения информации;
- уметь решать задачи на определение количества информации, используя различные подходы.
Практическая работа: упражнения на преобразование единиц измерения информации.
Контрольная работа «Информация и информационные процессы» - 1 ч.
Раздел 3. Первое знакомство с компьютером - 7 часов.
Тема 1 . Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память – 1 ч
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
- знать основные компоненты компьютера;
- знать функции процессора, устройств ввода и вывода информации, оперативной и долговременной памяти
- уметь соединят блоки и устройства компьютера, выключать компьютер ;
- уметь подключать внешние устройства.
- понимать сигналы о готовности и неполадке;
Практическая работа: соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимания сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера.
Тема 2. Как устроен ПК. Основные характеристики -1 ч.
Что такое ПК. Основные устройства ПК. Магистральный принцип взаимодействия устройств ПК. Характеристики микропроцессора: тактовая частота и разрядность. Объем внутренней (оперативной) памяти; характеристики устройств внешней памяти.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
- знать как устроен ПК;
- знать и различать все основные устройства ПК;
- знать магистральный принцип взаимодействия устройств ПК;
- знать основные характеристики микропроцессора,;
- знать единицы измерения тактовой частоты и разрядности;
- уметь давать полную характеристики внутренней и внешней памяти;
- уметь получать информацию о характеристиках компьютера.
Тема 3. ПО компьютера. О системном ПО и системах программирования. – 1 ч.
Программный принцип работы компьютера.
Программное обеспечение, его структура.
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
- знать что такое По;
- знать типы ПО;
- знать состав прикладного ПО;
- знать что такое операционная система;
- знать что такое интерактивный режим;
- знать что такое сервисные программы;
- знать что такое системы программирования и для чего они предназначены.
Тема 4. Пользовательский интерфейс – 1 ч.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). Контекстное меню.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
- знать понятие пользовательского интерфейса;
- иметь представление об объектно-ориентированном интерфейсе;
- знать набор свойств документа в файловой структуре;
- уметь выполнять действия, которые можно выполнять над объектами ОС;
- уметь оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;
- уметь запускать на исполнение программы из программных файлов;
- уметь ориентироваться в среде пользовательского интерфейса ОС.
Практическая работа: оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической оболочки).
Тема 5. О файлах и файловых структурах – 2 ч
Данные и программы. Файлы и файловая система, имя файла, логические диски, файловая структура диска , путь к файлу, полное имя файла, таблица размещения файлов на диске.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
- знать что такое файлы и файловая система;
- знать что такое полное имя файла
- знать что такое файловая полное имя файла структура диска
- знать что такое таблица размещения файлов на диске
- уметь графически изображать файловую структуру;
- уметь указывать правильный путь к файлу.
Практическая работа: планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом,, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
Итоговое тестирование по теме Первое знакомство с компьютером . -1ч
Раздел 4. Обработка текстовой информации - 9 часов.
Тема 1. Тексты в компьютерной памяти – 1 ч
Компьютерный документ, тексты в памяти компьютера, гипертекст. Кодирование текстовой информации
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
- знать что такое преимущества компьютерного документа по сравнению с бумажным,
- знать как представляются тексты в памяти компьютера;
- знать что такое гипертекст
- уметь пользоваться таблицей кода ASCII
- уметь кодировать текстовую информацию по таблице кодов.
Тема 2. Текстовые редакторы. Работа с текстовым редактором. – 4 ч
Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.
Параметры шрифта, параметры абзаца. Форматирование текста.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
- знать что такое текстовый редактор и текстовый процессор;
- знать что такое структурные единицы текста;
- знать что такое среда текстового редактора;
- уметь редактировать текст;
- уметь форматировать текст ;
- уметь работать с фрагментами текста, с окнами, осуществлять поиск и замену фрагмента;
- уметь делать автоматическую проверку правописания; осуществлять файловые операции, печатать документ.
Практическая работа № 4 « Набор и редактирование текста»
Практическая работа № 5 « Форматирование текста»
Практическая работа № 6« Работа с фрагментами через буфер обмена»
Практическая работа № 7 «Работа с таблицами»
Тема 3. Дополнительные возможности текстовых процессоров – 2 ч
Стили и шаблоны. Работа со списками. Включение таблиц в текстовый документ.
Включение в текстовый документ графических объектов и формул. Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
- знать что такое стили и шаблоны;
- уметь работать со списками;
- уметь включать таблицы в текстовый документ;
- уметь включать в текстовый документ графически объекты и формулы.
Практическая работа «вставка в документ формул. Создание и форматирование списков»
Практическая работа «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»
Тема 4. Системы перевода и распознавания текста.- 1ч
Компьютерные словари и системы перевода текстов. Работа программы переводчик. Распознавание текста. Ввод в компьютер печатного и рукописного текста
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
- знать как работают программы- переводчики
- знать что такое распознавание текста
- знать как ввести в компьютер печатный и рукописный текст
- уметь сканировать и распознавать текстовый документ.
- уметь вводить в компьютер печатного и рукописного текста
Практическая работа «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.»
Итоговое тестирование по теме «Текстовые редакторы и текстовая информация»- 1 ч .
Раздел 5. Технология обработки графической информации - 5 часов.
Тема 1. Компьютерная графика .– 1 ч
Области применения компьютерной графики. История компьютерной графики. Научная, деловая, конструкторская, иллюстративная, художественная и рекламная графика. Компьютерная анимация.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
- знать История компьютерной графики;
- знать Области применения компьютерной графики
- уметь различать такие понятия как научная, деловая, конструкторская, иллюстративная, художественная и рекламная графика.
- знать что такое Компьютерная анимация
Тема 2. Работа с графическим редактором растрового типа – 1 ч
Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.
Кодирование изображения. Интерфейс графических редакторов.
Возможности графического редактора.
Среда графического редактора.
Режимы работы графического редактора
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
- знать Возможности графического редактора
- знать Режимы работы графического редактора
- знать как кодируется изображение
- уметь работать в среде графического редактора
- уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора .
- уметь использовать примитивы и шаблоны, геометрические преобразования.
Практическая работа № 11 «Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов, геометрических преобразований» Создание изображения в растровом графическом редакторе
Тема 3. Как кодируется изображение.- 1 ч
Кодирование цветов пикселей. Объем видеопамяти.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
- знать что такое код пикселя;
- знать способы кодирования цветов;
- иметь представление о двоичном коде восьмицветной, шестнадцатицветной палитры.
- уметь вычислять объем видеопамяти.
Практическое задание № 10 «Работа с конструктором цветов».
Тема 4. Растровая и векторная графика – 1 ч.
Растровая и векторная графика. Два принципа представления изображения, растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
- знать два принципа представления изображения
- уметь различать векторную и растровую графики.
Практическое задание № 12 «Создание изображения в векторном графическом редакторе».
Тема 5 Технические средства компьютерной графики – 1 ч
Монитор. Принципы работы монитора. Как получается цветное изображение на экране.
Жидкокристаллические мониторы. Видеопамять и дисплейный процессор. Устройства ввода изображения в компьютер
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
- знать что такое пиксель, растр.
- знать принцип работы ЭЛТ- монитора, ЖК- монитора.
- знать какие устройства входят в в состав видеоадаптера;
- знать для чего нужна видеопамять;
- знать что такое видеодисплейный процессор;
- знать устройства ввода изображения в компьютер;
- уметь работать со сканером.
- уметь обрабатывать отсканированное изображение
Практическое задание № 9 «Работа со сканером. Обработка отсканированного изображения»
Итоговое тестирование по теме Графическая информация и компьютер – 1 ч
Раздел 6. Технология мультимедиа - 5 часов.
Тема 1 Что такое мультимедиа-1ч
Что такое мультимедиа. Области использования мультимедиа. Представление результатов компьютерного моделирования. Реклама.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
- знать что такое мультимедиа
- знать чем отличается мультимедийная обучающая программа от учебного фильма.
- знать области использования мультимедиа.
Тема 2 Аналоговый и цифровой звук. Технические средства мультимедиа.- 1 ч
История звукозаписывающей техники. Аналоговое представление звука. Цифровое представление звука. АЦП и ЦАП. Система ввода/вывода звука. Устройства для работы с видеокамерами. Устройства хранения мультимедийной информации. Звуки и видеоизображения.
Технические средства мультимедиа.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
- знать об аналоговом представлении звука.
- знать о процессе цифрового представления звука.
- знать что такое АЦП и ЦАП
- знать о системе ввода/ вывода звука
- знать о назначении оптических дисков.
Самостоятельная работа № 2
Тема 3 Компьютерные презентации.- 2 ч
Дизайн презентации и макеты слайдов. Виды презентаций. Этапы создания презентаций.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
- знать что такое презентация.
- знать какие бывают презентации.
- знать что такое сценарий презентаций.
- уметь создавать сценарии несложных презентаций.
- уметь создавать презентации на основе заданных шаблонов.
Практическая работа № 13
Итоговое тестирование по курсу 8 класса – 1 ч.
9 класс
Передача информации в компьютерных сетях (10часов (4+6))
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет, WWW, поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов. Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные ученые порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов и документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
Знать:
- Что такое компьютерная сеть; в чем различия между локальными и глобальными сетями;
- Назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- Назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.;
- Что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» - WWW;
Уметь:
- Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или рабочими станциями одноранговой сети;
- Осуществлять прием-передачу электронной почты с помощь. Почтовой клиент-программы;
- Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
- Работать с одной из программ-архиваторов.
Информационной моделирование (5 часов (4+1))
Понятие модели; модели натуральные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
Знать:
- Что такое модель; в чем разница между натуральной и информационной моделью;
- Какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);
Уметь:
- Приводить примеры натуральных и информационных моделей;
- Ориентироваться в таблично-организованной информации;
- Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Хранение и обработка информации в базах данных (12 часов (6+6))
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Практика на компьютере: работа с готовой Д; открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблиц по одному или нескольким ключам; создание однотабличной БД; ввод, удаление и добавление записей. Знакомства с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города).
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
Знать:
- Что такое БД, СУБД, информационная система;
- Что такое реляционная БД, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
- Структуру команд поиска и сортировки информации в БД;
- Что такое логическая величина, логическое выражение;
- Что такое логическая операция, как они выполняются;
Уметь:
- Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
- Организовывать поиск информации в БД;
- Редактировать содержимое полей БД;
- Сортировать записи в БД по ключу;
- Добавлять и удалять записи в Д;
- Создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Табличные вычисления в компьютере (10 часов (5+5))
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логической функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде ЭТ.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
Знать:
- Что такое электронная таблица и табличный процессор;
- Основные информационные единицы ЭТ: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- Какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
- Основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
- Графические возможности табличного процессора;
Уметь:
- Открывать готовую ЭТ в одном из табличных процессоров;
- Редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой ЭТ;
- Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ; копирование, удаление, вставка, сортировка;
- Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- Создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Управление и алгоритмы (11 часов (4+7))
Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнения, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
Знать:
- Что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
- Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
- Что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
- В чём состоят основные свойства алгоритма;
- Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
- Назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;
Уметь:
- При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
- Пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
- Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
- Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
- Выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Программное управление работой компьютера (12 ч (5+7))
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке «Паскаль». Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, откладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке «Паскаль»; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
Знать:
- Основные виды и типы величин;
- Назначение языков программирования;
- Что такое трансляция;
- Назначение систем программирования;
- Правила оформления программы в «Паскаль»;
- Правила представления данных и операторов на Паскале;
- Последовательность выполнения программы в системе программирования.
Уметь:
- Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
- Составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
- Составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
- Отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Информационные технологии и общество (4 ч (4+0))
Предыстория информационных технологий. История чисел и системы счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие о информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
В результате изучения данной темы ученики овладевают следующими компетенциями:
Знать:
- Основные тапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
- Историю способов записи чисел (систем счисления);
- Основные тапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
- В чём состоит проблема безопасности информации;
- Какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов;
Уметь:
- Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения курса ученик должен:
Знать:
- Виды информационных процессов.
- Единицы измерения и скорости передачи информации; принцип дискретного представления информации.
- Основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций.
- Программный принцип работы компьютера.
- Назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
Уметь:
- Выполнять базовые операции над объектами, проверять свойства этих объектов, выполнять и строить простые алгоритмы.
- Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс, предпринимать меры антивирусной безопасности.
- Оценивать числовые параметры информационных объектов, скорость передачи информации.
- Создавать информационные объекты: структурировать текст, создавать и использовать различные формы представления информации (формулы, графики, диаграммы, таблицы).
- Создавать рисунки, чертежи, осуществлять простейшую обработку цифровых изображений.
- Искать информацию с применением правил поиска в базах данных. Компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации при выполнении заданий по различным учебным дисциплинам.
- Пользоваться компьютером и его периферийным оборудованием, соблюдать требования безопасности труда, пожарной безопасности, эргономики, ресурсосбережения, производственной санитарии и личной гигиены.
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно-методическое обеспечение, аппаратно-программная поддержка курса
1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика. Базовый курс: Учебник для 7-9 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2005.
2.Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для 7-11 классов. Под ред. И.Семакина, И. Хеннера. 2-е изд., испр. и доп. М. БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2005.
3.Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. М. Лаборатория Базовых Знаний, 2001-2005.
4.Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М. БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 2006.
5.Образовательный стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ /Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 кл. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- Текстовый редактор Microsoft Word. Дистрибутив Microsoft Office.
- Электронные таблицы Microsoft Excel. Дистрибутив Microsoft Office.
- Система управления базами данных Microsoft Access. Дистрибутив Microsoft Office.
- Растровый графический редактор Paint. Операционная система Windows.
- Программа разработки анимации Macromedia Flash. Windows-CD.
- Программа разработки презентаций Microsoft PowerPoint. Дистрибутив Microsoft Office.
- Браузер Internet Explorer. Операционная система Windows.
- Система программирования ABC Pascal.
- Электронный учебник ЦОР Семакин
Интернет-ресурсы
- Материалы сайта "Информатика и информационные технологии" http://iit.metodist.ru.
- Кодификатор элементов содержания ЕГЭ по информатике (http://www.ege.ru).
Домашнее задание №1
Тема: Введение. Техника безопасности и санитарные
нормы работы на ПК
1. Для каких целей могут использовать персональные компьютеры люди приведённых ниже профессий? |
Архитектор: Врач: Учитель: Бизнесмен: Бухгалтер: Композитор: Секретарь: Писатель: Художник: Модельер:
|
2. В чём отличие программиста и пользователя? |
3. Каково основное предназначение компьютера? |
4. Нарушение каких правил техники безопасности и санитарных норм может повлечь серьёзный вред здоровью человека? |
Домашнее задание №2
Тема: Восприятие и представление информации
1. С помощью каких органов чувств люди и животные получают информацию об объектах (названия объектов выделены жирным шрифтом) в приведённых ниже примерах: а) мальчик ест арбуз; б) девочка собирает в поле букет цветов; в) мужчина выбирает книгу в магазине; г) слепой человек читает книгу с использованием азбуки Брайля; д) волк охотится за зайцем; е) спортсмен ныряет в воду. |
а) б) в) г) д) е) |
2. Что может означать запись 18-15 с точки зрения продавца в магазине, машиниста электропоезда, ученика на уроке математики? |
Продавец: Машинист: Ученик: |
3. К какому языку относятся следующие знаки и что они обозначают? а) б) в) г) д) е) ж) |
Знаки относятся к… Обозначения знаков: а) б) в) г) д) е) ж) |
4. Предположим, что на «марсианском» языке выражение «lot do may» означает «кот съел мышь»; «may is» – «серая мышь»; «ro do» – «он съел». Как написать на марсианском языке «серый кот»? |
5. Выразите в виде предложения на русском языке смысл математического выражения: |
Домашнее задание №3
Тема: Информационные процессы
1. Опишите, какая последовательность действий с информацией будет выполнена ребятами в каждом из перечисленных ниже случаев: а) Ваня решает у доски задачу; б) Оля слушает по радио новости; в) Дима учит правило; г) Саша и Вова разговаривают по телефону; д) Женя отправляет SMS-сообщение; е) Лена рисует план квартиры. |
а) б) в) г) д) е) |
2. Приведите 3-4 примера профессий людей, чья деятельность, в основном, связана с обработкой полученной информации. |
3. Дана зашифрованная пословица. Чтобы рубить дрова, нужен 14,2,3,2,7, а чтобы полить огород – 10,4,5,1,6. Рыбаки сделали во льду 3,7,2,7,8,9,11 и стали ловить рыбу. Самый колючий зверь в лесу – это 12,13. А теперь расшифруйте пословицу: 1,2,3,4,5,1,6 7,8,9,10,11 9,4,7,4,13,12,14 |
4. Угадайте правило шифрования и расшифруйте слова: ткафетра, ткнитсни, тицратна, ланигиро. |
5. Что (кто) в приведённых ниже примерах является источником, что (кто) - приёмником информации, а что (кто) – информационным каналом? а) Ученик отвечает у доски. б) Боря читает статью в журнале. в) Оля слушает песню по радио. г) Гена говорит с мамой по телефону. д) Водитель автобуса объявляет остановку. |
а) б) в) г) д) |
Практические задания для выполнения на компьютере
Практическое задание №1
Тема: Работа с клавиатурным тренажёром
Русская раскладка клавиатуры
- Запустить программу «Тренажёр клавиатуры» (по указанию преподавателя) и выполнить упражнения по работе с русской раскладкой клавиатуры на использование букв «фываолдж».
- Запустить текстовый редактор Блокнот и набрать следующие слова:
вода дважды выводы вдова жажда жало уж ждал
3. Запустить программу «Тренажёр клавиатуры» и выполнить упражнения по работе с русской раскладкой клавиатуры на использование букв «митьепнр».
- Запустить текстовый редактор Блокнот и набрать следующие слова:
томаты фильм фитиль пони привет монета рота норма
5. Запустить программу «Тренажёр клавиатуры» и выполнить упражнения по работе с русской раскладкой клавиатуры на использование букв «укгшчсбю».
6. Запустить текстовый редактор Блокнот и набрать следующие слова:
шишка гуашь ловушка коршун юрист парашют бюджет
7. Запустить программу «Тренажёр клавиатуры» и выполнить упражнения по работе с русской раскладкой клавиатуры на использование букв «йцщзяэхъё».
8. Запустить текстовый редактор Блокнот и набрать следующие слова:
щавель цензура щупальца хохот подъезд эмоция щётка
Английская раскладка клавиатуры
1. Запустить программу «Тренажёр клавиатуры» (по указанию преподавателя) и выполнить упражнения по работе с английской раскладкой клавиатуры на использование символов «asdfjkl;».
2. Запустить текстовый редактор Блокнот и набрать следующие слова:
falls asks fad sad; add skald dad;
3. Запустить программу «Тренажёр клавиатуры» и выполнить упражнения по работе с русской раскладкой клавиатуры на использование букв «vbnmtgyh».
4. Запустить текстовый редактор Блокнот и набрать следующие слова:
lambada bank dvd slang shaggy thanks many
5. Запустить программу «Тренажёр клавиатуры» и выполнить упражнения по работе с русской раскладкой клавиатуры на использование букв «eruiqwop».
6. Запустить текстовый редактор Блокнот и набрать следующие слова:
suit remain during number quake power point whole
7. Запустить программу «Тренажёр клавиатуры» и выполнить упражнения по работе с русской раскладкой клавиатуры на использование символов «xc.,z?[]».
8. Запустить текстовый редактор Блокнот и набрать следующие слова:
cash copy cap accept zip why? www.psu.ru [zoom]
Практическое задание №2
Тема: Подключение внешних устройств к персональному компьютеру
- Выключить компьютер (обязательно вынуть вилку шнура питания из розетки).
- Выключить монитор.
- Отсоединить монитор от компьютера.
- Отсоединить мышь и клавиатуру.
- Отсоединить все остальные имеющиеся внешние устройства и кабели (принтер, сканер, колонки, сетевой кабель и т.д.).
- Подключить к компьютеру монитор.
- Подключить к компьютеру мышь и клавиатуру.
- Подключить к компьютеру прочие внешние устройства и кабели (принтер, сканер, колонки, сетевой кабель и т.д.)
- Подключить шнур питания компьютера к сети.
10. Включить компьютер и монитор.
Практическое задание №3
Тема: Файловая система
1 уровень сложности (создание, копирование, удаление, перемещение, переименование папок и файлов) |
10. Удалить папку MyFiles. |
2 уровень сложности (шаблоны имён файлов, поиск файлов на диске, сортировка содержимого папки) |
|
Итоговое тестирование по разделу « Первое знакомство с компьютером»
- Производительность работы компьютера (быстрота выполнения операций) зависит от:
А. размера экрана дисплея
Б. тактовой частоты процессора
В. Напряжения питания
Г. Быстроты нажатия клавиш
2. Какое устройство может оказывать вредное воздействие на здоровье человека:
А. принтер
Б. монитор
В. Системный блок
Г. Модем
3. Файл –– это…
А. единица измерения информации
Б. программа в оперативной памяти
В. Текст, распечатанный на принтере
Г. Программа или данные на диске
4. В состав мультимедиа-компьютера обязательно входит:
А. проекционная модель
Б. CD-ROM и звуковая плата
В. Модем
Г. Плоттер
5. Задан полный путь к файлу C:\DOC\PROBA.TXT. Какое расширение файла:
А. C:\DOC\PROBA.TXT
Б. DOC\PROBA.TXT
В. PROBA.TXT
Г. TXT
6. Файловую систему изображают в виде дерева, где ветви –– это каталоги (папки), листья –– это файлы (документы). Что может располагаться в корневом каталоге, то есть на стволе дерева:
А. каталоги и файлы
Б. только каталоги
В. Только файлы
Г. Ничего
7. Какое устройство обладает наибольшей скоростью обмена информацией:
А. CD-ROM дисковод
Б. Жёсткий диск
В. Дисковод гибких дисков
Г. Микросхемы оперативной памяти
8. В целях сохранения информации гибкие диски необходимо оберегать от:
А. холода
Б. загрязнений
В. Магнитных полей
Г. Перепада атмосферного давления
9. 24-скоростной CD-ROM дисковод
А. имеет 24 скорости вращения дисков
Б. Имеет в 24 раза большую скорость вращения диска, чем односкоростной CD-ROM
В. Имеет в 24 раза меньшую скорость вращения диска, чем односкоростной CD-ROM
Г. Читает только специальные 24-скоростные CD-ROM диски
10. Какое действие не рекомендуется производить при включенном компьютере:
А.вставлять/вынимать дискету
Б. отключать/подключать внешние устройства
В. Перезагружать компьютер кнопкой RESET
Г. Перезагружать компьютер, нажимая на клавиши CTRL+ALT+DEL
11. Задан полный путь к файлу C:\DOC\PROBA.TXT. Каково полное имя файла:
А. C:\DOC\PROBA.TXT
Б. DOC\PROBA.TXT
В. PROBA.TXT
Г. TXT
12. В целях сохранения информации CD-ROM диски необходимо оберегать от:
А. холода
Б. загрязнений
В. Магнитных полей
Г. Перепада атмосферного давления
13. 7. Какое устройство обладает наименьшей скоростью обмена информацией:
А. CD-ROM дисковод
Б. Жёсткий диск
В. Дисковод гибких дисков
Г. Микросхемы оперативной памяти
14. Процессор обрабатывает информацию:
А. В десятичной системе счисления
Б. В двоичном коде
В. На языке Бейсик
Г. В текстовом виде
15. Информационная ёмкость 3-дюймовой дискеты:
А. 650 Мбайт
Б. 1,44 Мбайт
В. 1 Гбайт
Г. 640 Кбайт
Домашнее задание №1
Тема: Как устроена компьютерная сеть
а) вывод документа на сетевой принтер, расположенный в соседней комнате вашей организации; б) отправка электронного письма другу из Германии; в) копирование файла со своего рабочего компьютера на сервер организации; г) обновление антивирусных баз с сайта разработчика; д) сетевая компьютерная игра с соседом по подъезду; е) поиск в Интернет информации о погоде. |
а) б) в) г) д) е) |
2. Какие функции выполняет сервер локальной сети? |
3. Укажите все возможные варианты прохождения сообщения от абонента A1 до абонента A2 для приведённой ниже архитектуры глобальной сети: |
4. Придумайте другие варианты соединения в сеть четырёх компьютеров-серверов и зарисуйте их. |
Домашнее задание №2
Тема: Электронная почта и другие услуги сетей
1. Перечислите преимущества электронной почты перед обычной (не менее трёх). |
2. Могут ли существовать а) два ящика с одинаковыми именами на одном почтовом сервере, б) два ящика с одинаковыми паролями на одном почтовом сервере, в) два ящика с одинаковыми именами на разных почтовых серверах, г) два ящика с одинаковыми именами и паролями на разных почтовых серверах? |
а) б) в) г) |
3. Из приведённого ниже списка выберите почтовые ящики с одинаковыми доменными именами: |
4. Перечислите компоненты электронного письма. |
5. В чём отличия телеконференции от электронной почты? |
6. Что располагается на FTP-серверах? |
Домашнее задание №3
Тема: Интернет и всемирная паутина
1. Каково основное предназначение WWW? |
2. Перечислите основные элементы Web-страницы. |
3. В чём основное отличие гипертекстовых документов от обычных? |
4. Какое программное обеспечение необходимо иметь на компьютере, чтобы иметь возможность использовать услугу WWW? |
5. Как визуально можно определить, является графическое изображение гиперссылкой, не щёлкая по нему мышью? |
6. Что такое Web-сервер? |
7. Какие из приведённых ниже адресов сайтов не могут существовать (не соответствуют правилам формирования имён): а) http://www.rambler.ru б) http://www:home.com в) http:/www.yandex.ru г) http://uniserv.math.psu.ru д) http//:www.lotus.com ж) http://ru.net |
Практические задания для выполнения на компьютере
Практическое задание №1
Тема: Как устроена компьютерная сеть
1. Создать в указанном преподавателем каталоге папку с именем SETI.
2. Запустить программу Блокнот и набрать в нём следующую информацию о себе: фамилия, имя, школа, класс, дата рождения, домашний адрес, домашний телефон.
3. Сохранить набранную информацию в папке SETI под именем aboutN.txt (N – номер вашего компьютера!!).
4. Сделать к созданной вами папке полный доступ для всех пользователей.
5. Используя сетевое окружение, зайти на один из соседних компьютеров (по указанию преподавателя) и сделать папку SETI сетевым диском.
6. Скопировать файл aboutN.txt на созданный сетевой диск.
7. Скопировать файл aboutN.txt в папку SETI на все остальные компьютеры (без создания сетевых дисков).
8. Отключить сетевой диск.
9. Удалить папку SETI со своего компьютера (после разрешения преподавателя).
Практическое задание №2
Тема: Электронная почта
Задание 1 (работа с почтовой программой)
1. Запустить почтовую программу.
2. Создать сообщение, содержащее информацию о вас (фамилия, имя, школа, класс, хобби) и два любых вопроса адресатам .
3. Отправить сообщение по указанным преподавателем адресам (не менее пяти).
- Получить отправленные вам сообщения.
5. Прочитать полученные сообщения и ответить на каждое из них. Ко всем сообщениям присоединить графический файл (по указанию преподавателя).
6. Получить и прочитать отправленные вам сообщения и просмотреть графические файлы.
7. Очистить папки «Входящие» и «Отправленные» (с разрешения преподавателя).
Задание 2 (работа с бесплатным почтовым сервером)
- Зайти на сайт http://www.mail.ru
- Создать на данном почтовом сервере собственный электронный ящик и зайти в него.
3. Создать сообщение, содержащее информацию о вас (фамилия, имя, школа, класс, хобби) и два любых вопроса адресатам.
4. Отправить сообщение по трём адресам ваших одноклассников (по указанию преподавателя).
- Получить отправленные вам сообщения.
6. Прочитать полученные сообщения и ответить на каждое из них. Ко всем сообщениям присоединить графический файл (по указанию преподавателя).
7. Получить и прочитать отправленные вам сообщения и просмотреть графические файлы.
8. Очистить папки «Входящие» и «Отправленные» (с разрешения преподавателя).
Практическое задание №3
Тема: Интернет и всемирная паутина
- Зайти на сайт http://www.gismeteo.ru и узнать погоду на ближайшие трое суток в вашем населённом пункте.
- Зайти на сайт телеканала РТР http://www.rutv.ru и найти телепрограмму на текущий день.
- Зайти на сайт Лаборатории Касперского http://www.kaspersky.ru/ и найти описания вредоносных программ (их классификацию).
- Зайти на сайт Российских железных дорог http://www.rzd.ru и найти информацию о расписании и наличии билетов на завтрашний день на поезда, идущие по маршруту Пермь-Москва.
- Зайти на сайт газеты «Из рук в руки» http://www.irr.ru/ вашего населённого пункта и найти информацию обо всех продаваемых автомобилях Ford Focus (год выпуска – любой).
6. Зайти на сервер Пермского государственного университета http://www.psu.ru и узнать об условиях приёма на механико-математический факультет
Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»
- Модем –– это … согласующее работу … и телефонной сети. Вместо многоточий вставить соответствующие слова:
А. устройство, программа
В. программа, компьютера
С. Программное обеспечение, компьютера
D. устройство, дисковода
Е. устройство, компьютера
- Почтовый ящик абонента электронной почты –– это:
А. часть оперативной памяти на сервере
В. Часть внешней памяти на сервере
С. Часть оперативной памяти на рабочей станции
D. часть внешней памяти на рабочей станции
Е.номер телефона, с которым связан модем
- Чтобы соединить два компьютера по телефонным линиям, необходимо иметь:
А. модем на одном компьютере
В. Модем и специальное программное обеспечение на одном компьютере
С. По модему на каждом компьютере
D. По модему на каждом компьютере и специальное программное обеспечение
Е. по два модема на каждом компьютере (настроенных на приём и передачу) и специальное программное обеспечение
- Протокол связи –– это:
А. список абонентов компьютерной сети
В. Программа, приводящая полученное сообщение к стандартной форме
С. Соглашение о единой форме представления и способа пересылки сообщений
D. список обнаруженных ошибок в передаче сообщений
Е. маршрут пересылки сообщений
- Rambler.ru является:
А. Web-сайтом
В. Браузером
С. Программой, обеспечивающей доступ в Интернет
D. поисковым сервером
Е. редактором HTML-документов
- Для просмотра World Wide Web требуется:
А. знание IP-адресов
В. Текстовый редактор
С. URL (универсальный указатель ресурсов)
D. специальная программа с графическим интерфейсом –– браузер
Е.только подключение к Интернету
- Взаимодействие браузера с Web-сервером производится по протоколу:
А. TCP
B. HTTP
C. FTP
D. POP3
E. IP
- Браузеры являются:
А. серверами Интернета
В. Почтовыми программами
С.средствами создания Web-страниц
D. средствами просмотра Web-страниц
Е. средством ускорения работы коммуникационной сети
- Что необходимо для подключения домашнего компьютера к глобальной сети Интернет?
- сетевая плата, 2.сетевой адаптер, 3.модем, 4.телефон, 5.сетевое программное обеспечение
А. 3,4,5
В. 1,3,4
С. 2,3,4,5
D. 1,4, 5
Е. 2,3,5
10. По каналу связи за 1/3 часа было передано 3000 Кбайт информации. Определите скорость передачи информации.
А. 1000Кбайт/мин
В. 1000 байт/мин
С. 2,5 Кбайт/с
D. 2,5 байт/мин
Е. 5 Кбайт/с
11. Организация, обеспечивающая доступ к информационным ресурсам Интернета –– это:
А. провайдер
В. Web-сервер
С. Браузер
D. студия Web-дизайна
Е. Web-узел
12. Адресом электронной почты в сети Интернет может быть:
А. www.psu.ru
B. 2:5020/23.77
C. victor@
E. nT@@mgpu.nisk.ni
13. Среди утверждений:
1. Выделенным сервером локальной сети называют компьютер, магнитный диск которого доступен пользователям других компьютеров
2. Работу компьютера в сети через телефонный канал связи обеспечивает сетевая карта
3. Локальные и глобальные сети различаются по географическому принципу (по удалённости)
Верными являются:
А. 1,2,3
В. 1,2
С. Нет верных утверждений
D. 1,3
Е. 2
14. Заданы имя почтового сервера (alfa-centavra), находящегося в России, и имя почтового ящика (Alex). Определите электронный адрес:
А. alfa-centavra@ Alex.ru
B. . alfa-centavra@ Alex.Russia
C. alfa-centavra Alex@ru
D. Alex.alfa-centavra@ ru
E. Alex@alfa-centavra. Ru
15. Чтобы обращаться к серверам Интернет, необходимо и достаточно:
А. Установить браузер на компьютер
В. Подсоединить модем к компьютеру
С. Подключить компьютер к этой глобальной сети и установить специальное программное обеспечение
D. реализовать протоколы Интернета
Е. стать зарегистрированным пользователем Интернета.
Темы творческих заданий, проектов
Текстовая информация и компьютер
- Оформить грамоту победителю олимпиады.
- Оформить титульную страницу книги.
- Оформить рекламное объявление.
- Оформить афишу.
- Разработать гипертекстовый документ по теме школьного предмета. Составьте не менее трёх тестирующих вопросов.
- Разработать гипертекстовый документ «Видеотека», «Домашняя библиотека», «Записная книжка».
- Разработать проект «Моё портфолио».
Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа.
- Разработать презентацию на тему «Музеи России».
- Разработать презентацию по теме школьного предмета. Составьте не менее трёх тестирующих вопросов.
- Разработать презентацию для сопровождения доклада на школьной конференции.
- Создание иллюстраций в растровом графическом редакторе.
- Создание иллюстраций в векторном графическом редакторе.
Табличные вычисления на компьютере.
- Разработка электронной таблицы «Семейный бюджет», «Продукты для похода», «Расписание движения поездов», «Изменение цен на нефть», «Компьютерный магазин», «Моя успеваемость по школьным предметам».
- Разработка тестов в среде электронных таблиц.
- Разработка электронного классного журнала.
- Моделирование ситуаций («Обои и комната»).
Хранение и обработка информации в базах данных
- Спроектировать и создать БД «Коллекция», «Ученик», «Поликлиника», «Отдел кадров». Сформулировать 3-4 запроса различной сложности (в запросах использовать сортировку по различным полям).
- Спроектировать БД на свободную тему. Создать форму для заполнения. Сформулировать 3-4 запроса различной сложности (в запросах использовать сортировку по различным полям).
Управление и алгоритмы. Программное управление работой компьютера.
- Придумайте не менее трёх заданий для графического исполнителя, в которых необходимо использовать вспомогательные алгоритмы.
- Придумайте не менее трёх заданий для графического исполнителя, в которых необходимо использовать вспомогательные алгоритмы, ветвления и /или циклы.
- Написать программу игры Баше.
- Разработать систему команд исполнителя «Художник».Написать программу, имитирующую исполнителя «Художник».
- Разработать систему команд исполнителя «Робот», который умеет писать почтовые индексы. Написать программу, имитирующую исполнителя «Робот».
- Разработать программу на языке Паскаль для практического применения на уроках математики, физики (табулирование функции, исследование движения тела, брошенного под углом к горизонту и др.).
- Разработать тестовую программу на языке Паскаль.
Компьютерные сети
- Найти ответы на вопросы, используя поисковый сервер. Указать источник информации.
- Разработать сайт школы, спортивного клуба, школьного музея, личный сайт.
Информационные технологии и общество
Подготовить сообщение по теме:
- Правовая защита программных средств
- Профессиональное использование прикладных программ
- Средства информатизации
- Национальные информационные ресурсы России
- История глобальных компьютерных сетей
- Технические и программные средства глобальных сетей
- Составьте иллюстрированный реферат объёмом 5-10 страниц, материалы для которого извлеките из Интернета. Укажите список URL-адресов всех использованных документов. Тему реферата согласуйте с учителями-предметниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ 10, 11 классы
материал содержит рабочую программу по нформатике и ИКТ для 10-11 классов...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5 класса
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 5 класса по курсу автора Л.Л. Босовой...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 6 класса
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 класса по курсу Л.Л. Босовой...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 7 класса
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса по курсу Л.Л. Босовой...
Учебная программа по информатике для 10-11 класса
Учебная программа по информатике для 10-11 класса общеобразовательной школы, профиль универсальный. Программа составлена на основе учебника и программ И.Г.Семакина....
учебная программа по информатике с 5-11 класс
новая программа по информатике за 2013-2014 учебный год на двух языках...
Рабочая учебная программа по Информатике и ИКТ 9 класс Угринович 2018/2019
Рабочая программа основного общего образования по информатике составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Требований к результатам освоения осн...