ИНТЕРАКТИВНАЯ МАШИНА ТЬЮРИНГА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
статья по информатике и икт (9 класс) по теме
В статье рассматривается развитие умений проектно-исследовательской деятельности учащихся на примере создания вычислительной модели математической машины Тьюринга на уроках информатики .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktiv_mt_kak_sredstvo_razvitie_umeniy_proektno.docx | 77.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕРАКТИВНАЯ МАШИНА ТЬЮРИНГА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Мирзоев М.С., учитель информатики, школа 863, sharifmir64@gmail.com
В современной школе деятельностный характер федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС), по-новому определяет достижения результатов обучения. Они достигаются конкретными видами деятельности самого учащихся. Особое внимание уделяется развитию личности учащихся через проектно-исследовательской деятельности [1].
В качестве примера, отражающего развитие умений проектно-исследовательской деятельности учащихся, рассмотрим процесс создания вычислительной модели математической машины Тьюринга на уроках информатики физико-математических классов общеобразовательных школ.
Машина Тьюринга - это математическая модель идеализированного вычислительного устройства. Ее удобно представить в виде автоматически функционирующего устройства, способного находиться в конечном числе внутренних состояний и снабженного бесконечной внешней памятью - лентой. Лента разделена на конечное число ячеек, в каждой ячейке ленты в определенный момент времени записан один из символов
Кроме ленты, имеется управляющая головка, которая, во-первых, умеет двигаться вперед-назад и стоять на месте; во-вторых, умеет читать содержимое, стирать и записывать символы из данного алфавита; в третьих, управляется программой.
Обучающая программа написана в среде системы объектно-ориентированного программирования Delphi. Данная программа поможет учащимся получить подробную информацию об уточнении понятия алгоритма с помощью машины Тьюринга, о принципах работы машины Тьюринга.
В программе описаны работы машины Тьюринга соответственно вычисляемых следующих арифметических функций:
Также, программа ведёт листинг своей работы, где отражены все шаги и изменение набора, что в дальнейшем позволяет анализировать работу машины Тьюринга. Каждая построенная машина на экране компьютера представляется в виде отдельной клавишной кнопки.
Программа состоит из нескольких блоков: блок ввода и кодировки данных, блок записи данных и наборов на ленту и в файл, блок базовых машин (их количество равно12), и на основе этих блоков сформирован блок производных машин, вычисляющих указанные выше арифметические функции. Модель математической машины Тьюринга представлена на рис.2.
Реализация программы.
Для работы с представленной машиной необходимо знать принципы работы машины Тьюринга. Установленным принципом кодирования является следующий: каждому натуральному числу n ставится в соответствие конечный набор из n+1 единиц (5 это 111111), 0 соответствует 1, пустой ячейке соответствует 0.
Рис.2. Модель математической машины Тьюринга.
Принцип работы
Предоставлен набор базовых машин (12 машин). Вычисление всякой арифметической функции основано на применении этих машин. С помощью данного блока машин можно разрабатывать новые алгоритмы вычисления других арифметических функций. Процесс отображается на ленте, что позволяет наглядно понять принцип работы машины Тьюринга и увидеть процесс вычисления арифметических функций. Если применяются уже составленные машины (блок «Производные машины»), то существует возможность для изменения скорости работы машины для большей наглядности (для этого надо ввести величину задержки в поле «время действия» и обязательно нажать кнопку «Изменить», по умолчанию скорость равна 10 млс). В процессе решения данной проблемы, т.е. проблемы исследования-построения модели математической машины Тьюринга, у учащихся формируются следующие проектной умения: - умение выделять элементы задачи исследования; -умение составить математические модели; -умение составить алгоритм решения; -умение написать программу на одном из языков ООП; -умение тестировать программы и реализовать на практике; -умение корректно осуществлять обобщение; -умение пользоваться обоснованными аналогиями; -эстетическое восприятие.
Формирование умений проектно-исследовательской деятельности учащихся достигается системно-деятельностним и личностно-ориентированным подходом [2].
Литература
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 152 с.
- Мирзоев М.С. Тенденции развития математической культуры учителя информатики в условиях реализации новых образовательных стандартов /AlmaMater – Вестник высшей школы. - 2012. - № 5. - С. 37-40.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала педагогов и учащихся
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.И я на своих уроках стала применять проектную деятельн...
Научно-исследовательская деятельность как средство развития одаренности ребенка и приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям (описание опыта работы)
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы.Направление - научно-исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время, ее роль в развитии интеллектуальных и формирова...
Описание педагогического опыта по теме: «Использование интерактивных методов обучения как средства развития познавательной активности учащихся на уроках обществознания».
В материале изложены теоретические аспекты интерактивной технологии обучения и практический опыт реализации данной технологии на уроках обществознания для развития познавательной активности учащихся....
Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей учащихся
Из опыта работы....
Интерактивные игровые приёмы как средство развития связной речи у детей с ОВЗ в деятельности учителя-логопеда (из опыта работы)
из опыта работы...
Методический мастер-класс «Машина Голдберга, как средство развития детского технического творчества».
Методический материал для организации работы с обучающимися по развитию технического творчества....
Дидактические игры как средство развития и коррекции познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта
Дидактическая игра (обучающая) – это разновидность игр с правилами. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Это одно из средств обучения детей.Особенности дидактических игр:...