Наглядные формы представления информации: диаграммы
учебно-методический материал по информатике и икт (5 класс) по теме

Платновская Елена Ивановна

Тема: Наглядные формы представления информации: диаграммы.

Тип урока: Комбинированный урок изучения нового материала с практической работой за ПК.

Формы организации учебной — познавательной  деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер (рабочее место учителя и рабочие места учеников); мультимедийный проектор; интерактивная доска
Дидактическое обеспечение урока: учебник «Информатика 5», рабочие тетради Л. Босовой, раздаточный материал

Электронное обеспечение урока: презентация Power Point “Наглядные формы представления  информации” (из    ЦОР); файл — презентация для интерактивной доски; файлы компьютерного практикума;

Программное обеспечение урока: ОС Windows; Приложения MS Word и MS Excel из прикладного пакета Microsoft Office; ПО интерактивной доски

Методы: частично-поисковый; проблемный;

Планируемые результаты:

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Гимназия имени Горького А. М.»

Москаленского муниципального района Омской области

 Тема: Наглядные формы представления информации: диаграммы.

Урок 5 класс

Учитель информатики:

Платновская Е.И.

Май 2013

Тема: Наглядные формы представления информации: диаграммы.

Тип урока: Комбинированный урок изучения нового материала с практической работой за ПК.

Формы организации учебной — познавательной  деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер (рабочее место учителя и рабочие места учеников); мультимедийный проектор; интерактивная доска
Дидактическое обеспечение урока: учебник «Информатика 5», рабочие тетради Л. Босовой, раздаточный материал

Электронное обеспечение урока: презентация Power Point “Наглядные формы представления  информации” (из    ЦОР); файл — презентация для интерактивной доски; файлы компьютерного практикума;

Программное обеспечение урока: ОС Windows; Приложения MS Word и MS Excel из прикладного пакета Microsoft Office; ПО интерактивной доски

Методы: частично-поисковый; проблемный;

Планируемые результаты:

Предметные 

  • Называть наглядные формы представления информации;
  • Объяснять рациональность использования наглядной формы;
  • Изменять текстовую форму представления информации в наглядную форму- диаграмму;
  • Модифицировать диаграмму;

Личностные

  • Уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

Метапредметные

       -регулятивные

  • формулировать цель урока на основе преобразования практической задачи в образовательную;
  • планировать пути достижения цели;
  • контролировать, оценивать учебную деятельность и вносить необходимые коррективы в исполнение;
  • уметь ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • уметь определять достигнут ли результат деятельности;

      -коммуникативные

  • учитывать разные мнения в сотрудничестве;
  • уметь выражать свои мысли полно и точно;
  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и в сотрудничестве с партнером;

       -познавательные

  • уметь структурировать учебный материал, выделять в нем главное и второстепенное;
  • анализировать и осмысливать текст задачи;
  • извлекать необходимую информацию;
  • представлять информацию в виде диаграммы;

Этапы / цель этапа / время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические примечания

1. Организац. момент

Цель: Включить детей в урок

1 мин

 Приветствие детей

- «Вспомните, чем мы занимались на прошлом уроке?»

- «Что научились делать?»

- «А зачем преобразовывать текстовую информацию в табличный вид?»

- «Верно, недаром гласит народная мудрость «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать»

Отвечают на вопросы.

-«Представляли текстовую информацию в виде таблицы»

-«Создавать таблицу, редактировать ее»

-«Более наглядно»

Эмоц настрой на урок с помощью приема «Яркий эпитет»

2. Актуализация знаний.

Цель: Организовать создание проблемной ситуации на пробуждение познавательного интереса;

10 мин

 I. Воспроизведение в памяти знаний, необходимых для усвоения нового материала.

Проблемный диалог с учениками;

Ситуация мотивации;

- «Какие виды информации по форме представления вы знаете?»

- «Скажите какая из этих форм самая наглядная?»

- «Приведите примеры различных видов графической информации»

- «Конечно, графическая информация самая наглядная, т.к. по статистике 60% всей информации человек получает с помощью зрения»

-«Откройте тетради, запишите число и оставьте место для темы урока»

Демонстрируют готовность к уроку;

Отвечают на вопросы;

Исправляют ошибки других;

- «Текстовая, числовая, графическая, звуковая»

- «Графическая»

 

-«Рисунки, картинки, схемы, чертежи, диаграммы, карты, фотографии и пр»

II. Тренинг мыслительных операций, используемых для открытия нового знания.

Постановка задачи

Интерактивная презентация (стр.1-2):

Продолжительность жизни крокодила 40 лет, продолжительность жизни верблюда 30 лет, лошади — 25 лет, а  слона — 60 лет.

- «Перед вами на экране расположена некоторая информация. В каком виде она представлена?»

- «Представьте информацию в табличной форме (или преобразуйте информацию в табличный вид)?»

-«Сможете преобразовать данный текст в таблицу с помощью ПК?»

-«В какой программе учились это делать?»

- «В текстовом»

Самостоятельное выполнение задания в тетради.

Животные

Продолжит. жизни

Крокодил

40

Верблюд

30

Лошадь

25

Слон

60

-«Да»

-«В программе Microsoft Word»

III. Создание затруднения

Постановка задачи

 — задание на затруднение не сходное с предыдущим.

-«Используя те же исходные данные представьте данную  текстовую информацию в виде диаграммы»

Пытаются решить задачу.

3. Постановка проблемы.

Цель: Сформулировать проблему, тему и цели урока.

4 мин

- «Вы смогли выполнить задание?»

- «В чем  и где возникло затруднение?»

-«А готовы ли вы представить данную информацию в виде диаграммы на ПК?»

- «Почему?»

- «Какой возникает вопрос?»

- «Попробуйте сформулировать тему урока?»

(дополнительные вопросы на подведение к теме:

- «К какому виду информации относятся диаграммы»

- «А графическая самая... наглядная»)

-«Запишите тему урока»

- «Чем это задание не похоже на предыдущее, если смотреть с точки зрения ПК?»

- «Давайте определим цели нашего урока»  

                    -« Что мы знаем....?»

       

                  - «Что надо узнать...?»

- «Да / Нет»

- «Не понимаем что такое диаграмма»

- «Не понимаем как это изобразить, т.к. не умеем это делать»

- «Нет, так как не знаем как представить информацию в виде диаграммы на ПК?»

-«Как это сделать? Как построить диаграмму?»

- «Построение диаграмм»

- «К графическому»

- «Наглядная»

-Наглядные формы представления информации. Строим диаграммы»

 Записывают тему урока.

«В таблицу можем представить текстовую информацию с помощью ПК, а в диаграмму нет»

-«Как представить  текстовую информацию в таблицу»

- «Как представить  информацию в виде диаграммы»

- «Как построить диаграмму, как ее изменить»

Подводящий диалог.

Интерактивная презентация (стр.3):

Слайд 3

 

Формулирование учениками проблемы, темы и цели урока.

Интерактивная доска со шторкой (страница файла №4)

Мы знаем....

Надо узнать...

4. Открытие учениками «нового» знания.

Цель: Организовать решение проблемной ситуации.

14 мин

I. Выбор способа рассуждения, построение нового знания, возврат к проблеме и ее решение.

Побуждающий диалог.

Выдвижение детьми гипотез и их обсуждение: опровержение или принятие.

Самостоятельное изучение материала с помощью инструкции (приложение 1)

Учитель -консультант, партнер.

Работа в парах.

Постановка учебной задачи.

Интерактивная доска (страница 5)

Возврат к проблеме, ее решение. На экране диаграмма.

- «Каким способом можно узнать новые знания?»

- «Откуда можем узнать, как представить текст в виде диаграммы?»

- «Где взять знания, как построить диаграмму»

- «Выбираем вариант самостоятельного изучения материала с помощью инструкции. Работаем в парах. Распланируйте работу в паре, распределите обязанности. Время ограниченно.

Задача №1

С помощью программы Microsoft Word преобразуйте текстовую информацию в графическую, построив диаграмму на основании имеющейся информации.

 

Через 14 минут.

-«Посмотрите на слайд и сравните»

Скажите мы решили нашу проблему?

 (или - «Смогли преобразовать информацию в наглядный вид?»

или «Смогли представить информацию в виде диаграммы»)

Физкульминутка.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

- «Может рассказать учитель»

- «Можем прочитать самостоятельно»

- «Можем добывать знания по инструкции, данной учителем»

 Изучение нового материала (в паре) с помощью инструкции (приложение 1)

Работа в парах.

-«Да»

Ученики встают и выполняют упражнение на расслабление мышц спины и мышц глаза.

5. Первичное закрепление.

Цель: Создать условия для самостоятельного решения задачи.

13 мин

- «Выполните задание и оцените сами себя по критериям»

Задача. По исходной информации постройте диаграмму и отформатируйте ее. Оцените результат своей собственной работы и работы в паре по критериям.

--------------------------«Время вышло!»-----------------

-«Проверьте ваше решение с эталонным решением»

Садимся на места  и в тетради оценим свою работу и работу в паре по критериям и подсчитываем общее количество баллов.

Максимальный балл 12

-«Поднимите руки, у кого получилось….»

  1. 11-12б  у вас высокий уровень усвоения материала
  2. 7-10 б средний уровень, вы на пути к достижению успеха
  3. Менее 7 б низкий уровень, нам надо еще поработать с построением диаграмм.

Ученики выполняют работу без помощи учителя.

При необходимости помощь оказывается, но  ученики заведомо видят в критериях оценки пункт «Самостоятельное выполнение задания»

Оценивают свою работу по критериям:

-------------Оценочный лист-----------------

3 балла — выполнено верно (да)

2 балла — выполнено частично (скорее да, чем нет)

1 балл —  выполнено частично (скорее нет, чем да)

0 баллов - не выполнено (нет)

1. Критерии оценивания практического задания.

1) Создана диаграмма по исходному тексту

2) Отформатирована диаграмма (цвет области диаграммы)

3) Отформатирована диаграмма (вид диаграммы, цвет рядов данных)

4)  Самостоятельное выполнение работы

----------------------------------------------------------

                                                   

Постановка задачи №2

Дана таблица в текстовом файле

Озера

Глубина (м)

Байкал

1620

Онежское

527

Ладожское

825

Интерактивная доска (страница 5)

 

Эталонное решение задачи.

6. Итог урока.

Цель: организовать анализ деятельности учащихся на уроке.

3 мин

Оценим нашу работу в парах по 5 критериям.                                      Подсчитайте общее количество баллов.

Максимальный балл 15

15 б  Превосходно! Вы работали слаженно и у вас есть шанс в будущем быть компаньонами.

13-14 б Замечательно! У вас есть потенциал к сотрудничеству!

менее 13 бНе плохо! Чаще прислушивайтесь к мнению друг друга и у вас все получится!

Подведем итог.

- «Как открывали новое знание?»

-«В чем была сложность»

- «Что научились делать?»

- «В дневниках учебных достижений найдите умение, которое мы с вами формировали и оцените себя».

-«Закончить высказывание:

  «Теперь мы умеем…»

- «Посмотрите в дневники учебных достижений»

«Нам надо научиться ….»

 

- «Что на уроке было интересным?»

- «А что было трудным?»

- «Как получали новые знания»

Запишите дом.задание

Параграф 10 + карточка  разноуровневая с дополнительным заданием по желанию.

----------------------------------------------------------

  1. Критерии оценивания работы в парах

1) Планирование

2) Распределение обязанностей

3) Работа по инструкции

4) Соблюдение временного режима

5) Активное участие каждого в работе пары

-----------------------------------------------------

-«С помощью инструкции»

-«Без помощи учителя в паре»

-«Представлять текстовую  информацию в диаграмму»

Отвечают на вопросы, анализируют собственную деятельность, заполняют дневники учебных достижений.

- «Представлять текстовую информацию в виде диаграммы»

- «Строить диаграммы и их изменять»

- «Представлять текстовую информацию в виде схемы, чертежа, рисунка»

Отвечают на вопросы.

Записывают дом задание

Интерактивная доска (страница 6) Комментарии к балам

Заполнение дневников учебных достижений.

Самооценка учащихся. Рефлексия деятельности.

Перспектива учебной  деятельности.

Слайд 9

Разноуровневая (высокий, средний, низкий уровень)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Москва, 2006 г. НАГЛЯДНЫЕ ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ Л.Л. Босова, УМК по информатике для 5-7 классов

Слайд 2

Москва, 2006 г. Фотографии

Слайд 3

Москва, 2006 г. Рисунки

Слайд 4

Москва, 2006 г. Фотография или рисунок?

Слайд 5

Москва, 2006 г. Условные знаки

Слайд 6

Москва, 2006 г. Схемы вокруг нас

Слайд 7

Москва, 2006 г. Схемы на уроке Приведите пример на каждую схему

Слайд 8

Москва, 2006 г. Схемы на нашем уроке Жесткий диск CD -диск Дискета Флэш-память Память компьютера Оперативная Долговременная

Слайд 9

Москва, 2006 г. Информационные процессы Ученик решает задачу по математике глаза передача книга хранение память хранение мозг обработка рука передача тетрадь хранение

Слайд 10

Москва, 2006 г. ДИАГРАММЫ Средние продолжительности жизни слона, крокодила, верблюда, лошади и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно. Для наглядного представления числовых данных используют

Слайд 11

Москва, 2006 г. ДИАГРАММЫ Средние продолжительности жизни слона, крокодила, верблюда, лошади и слона равны 40, 30, 25 и 60 годам соответственно. Для наглядного представления числовых данных используют



Предварительный просмотр:

Лист самооценки

                         3 балла — выполнено верно (да)

 2 балла — выполнено частично (скорее да, чем нет)

1 балл —  выполнено частично (скорее нет, чем да)

                         0 баллов - не выполнено (нет)

  1. Критерии оценивания практического задания.

1) Создана диаграмма по исходному тексту.

2) Отформатирована диаграмма (цвет области диаграммы).

3) Отформатирована диаграмма (вид диаграммы, цвет рядов данных).

4)  Самостоятельное выполнение работы.

                                                   Подсчитайте общее количество баллов.          

  1. Критерии оценивания работы в парах

1) Планирование.

2) Распределение обязанностей.

3) Работа по инструкции.

4) Соблюдение временного режима.

5) Активное участие каждого в работе пары.

                                                    Подсчитайте общее количество баллов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Лист самооценки

                         3 балла — выполнено верно (да)

 2 балла — выполнено частично (скорее да, чем нет)

1 балл —  выполнено частично (скорее нет, чем да)

                         0 баллов - не выполнено (нет)

  1. Критерии оценивания практического задания.

1) Создана диаграмма по исходному тексту.

2) Отформатирована диаграмма (цвет области диаграммы).

3) Отформатирована диаграмма (вид диаграммы, цвет рядов данных).

4)  Самостоятельное выполнение работы.

                                                   Подсчитайте общее количество баллов.          

  1. Критерии оценивания работы в парах

1) Планирование.

2) Распределение обязанностей.

3) Работа по инструкции.

4) Соблюдение временного режима.

5) Активное участие каждого в работе пары.

                                                    Подсчитайте общее количество баллов.



Предварительный просмотр:

Задача 1.      С помощью программы Microsoft Word, преобразуйте  текстовую информацию в графическую, построив диаграмму на основании имеющейся информации.

                        Инструкция к выполнению.

  1. Откройте текстовый редактор Word. Выберите Файл → Открыть  →Рабочий стол →Материал для учащихся → Заготовки. Откройте файл  Животные 
  1. Установите курсор ниже таблицы и отступите несколько строк.
  2. В Меню на вкладке Вставка в группе Иллюстрации выберите команду Диаграмма.
  3. В разделе гистограмма выберите с помощью всплывающих подсказок  Объемная гистограмма с группировкой и нажмите ОК ( В вашем документе появится шаблон диаграммы и откроется новое окно (новое приложение) под названием  «Диаграмма в Microsoft Word» )- это программа -Microsoft Excel для создания электронных таблиц и табличных расчетов, для построения графиков и диаграмм и вставки их в другие документы.
  4. Перейдите в документ  Microsoft Excel . Выделите ячейки с  А1 по D5 (крупным крестиком) и удалите всю информацию из данных ячеек  (удалить информацию  можно отдельно в каждой ячейке, либо, выделив все необходимые ячейки крупным крестиком, нажать клавишу Del). Снимите выделения, сделав щелчок мыши по белому полю.
  5. Перейдите в  документ  Microsoft Word, Выделите  таблицу и нажмите инструмент  Копировать.
  6. Перейдите в документ Microsoft Excel. Выделите ячейку А1 (крупный крестик) и нажав правой кнопкой мыши выберите параметры вставки → Сохранить исходное форматирование. Таблица появится на экране в окне программы Microsoft Excel.
  7. Перейдите в текстовый редактор Word и убедитесь, что диаграмма показывает информацию из вашей таблицы. Если все верно, то закройте приложение Microsoft Excel.  Ознакомьтесь  с элементами диаграммы. После показа учителю , документ не сохранять!!!

Продолжительность жизни животных 1

Задача 2.      По исходной информации постройте диаграмму и отформатируйте ее, изменив фон области диаграммы, цвет и вид рядов данных. Оцените результат работы по критериям.

                        Инструкция к выполнению.

1) Откройте текстовый редактор Word. Выберите Файл → Открыть  →Рабочий стол →Материал для учащихся → Заготовки. Откройте файл  Озера 

2) Постройте диаграмму, используя инструкцию(см. выше)

3)  Отформатируйте диаграмму, изменив фон области диаграммы.  Для этого

-Сделайте щелчок мыши по Области диаграммы (она выделится)

-Щелкнув правой кнопкой мыши,  выберите в появившемся меню Формат области диаграммы

-В открывшемся окне выберите вкладку Заливка →Градиентная заливка → в Название заготовки выберите любую заливку и нажмите кнопку  Закрыть.

          4) Отформатируйте диаграмму, изменив вид рядов данных и цвет.  Для этого

   -Сделайте щелчок мыши по Области диаграммы (она выделится)

    -Сделайте щелчок мыши по Области рядов данных (по любому столбцу)

    -Щелкнув правой кнопкой мыши, выберите в появившемся меню Формат ряда данных

-В открывшемся окне во вкладке Фигура выберите другой вид  рядов данных и перейдите на вкладку Заливка.

              -Во вкладке Заливка выберите один из видов заливки ( Например:   градиентная заливка   или   рисунок/текстура  или    сплошная заливка)  и нажмите кнопку  Закрыть.  

5) После показа учителю работу не сохранять!!!   Оцените свою работу  и работу в парах по критериям.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  • Дополнительное задание.
  1. Откройте текстовый редактор Microsoft Word.  Создайте в текстовом редакторе  таблицу по исходной информации:

Озера

Глубина (м)

Байкал

1620

Онежское

527

Ладожское

825

2) Постройте диаграмму к данной таблице и отформатируйте ее по своему усмотрению.

  • Дополнительное задание.
  1. Откройте текстовый редактор Microsoft Word.  Создайте в текстовом редакторе  таблицу по исходной информации:

Озера

Глубина (м)

Байкал

1620

Онежское

527

Ладожское

825

2) Постройте диаграмму к данной таблице и отформатируйте ее по своему усмотрению.

  • Дополнительное задание.
  1. Откройте текстовый редактор Microsoft Word.  Создайте в текстовом редакторе  таблицу по исходной информации:

Озера

Глубина (м)

Байкал

1620

Онежское

527

Ладожское

825

  1. Постройте диаграмму к данной таблице и отформатируйте ее по своему усмотрению.

  • Дополнительное задание.
  1. Откройте текстовый редактор Microsoft Word.  Создайте в текстовом редакторе  таблицу по исходной информации:

Озера

Глубина (м)

Байкал

1620

Онежское

527

Ладожское

825

2) Постройте диаграмму к данной таблице и отформатируйте ее по своему усмотрению.

  • Дополнительное задание.
  1. Откройте текстовый редактор Microsoft Word.  Создайте в текстовом редакторе  таблицу по исходной информации:

Озера

Глубина (м)

Байкал

1620

Онежское

527

Ладожское

825

  1. Постройте диаграмму к данной таблице и отформатируйте ее по своему усмотрению.

  • Дополнительное задание.
  1. Откройте текстовый редактор Microsoft Word.  Создайте в текстовом редакторе  таблицу по исходной информации:

Озера

Глубина (м)

Байкал

1620

Онежское

527

Ладожское

825

2) Постройте диаграмму к данной таблице и отформатируйте ее по своему усмотрению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Наглядные формы представления информации"

Презентация "Наглядные формы представления информации" к уроку информатики в 5 классе...

Урок информатики в 5 кл. Тема"Табличная и наглядная формы представления информации"

Урок в 5 классе по программе Босовой "Табличная и наглядные формы представления информации"...

Наглядные формы представления информации

Презентация «Наглядные формы представления информации», конспект к уроку по данной теме для 5 класса. Презентация содержит звук, анимацию, графические изображения, диаграммы и схемы. В работе пр...

Презентация к уроку по теме "Наглядные формы представления информации" 5 класс

Презентация к уроку по теме "Наглядные формы представления информации" 5 класс...

Урок по теме "Наглядные формы представления информации. Диаграммы"

Урок по теме "Наглядные формы представления информации. Диаграммы". Учебник Босова Л. Л. (5 класс)...

Разнообразие наглядных форм представления информации. Диаграммы.

Урок ориентирован на формирование умений формализации и структурирования информации. Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче....