Урок информатики в 5 кл. Тема"Табличная и наглядная формы представления информации"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме
Урок в 5 классе по программе Босовой "Табличная и наглядные формы представления информации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_kl._tablichnaya_i_naglyadnaya_formy_predstavleniya_informatsii.docx | 155.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Поурочный план
Класс 5
Предмет Информатика
Тема: «Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации».
Цели урока:
1. Дать представление о табличной форме записей, рассказать о достоинствах и недостатках текстовой формы представления информации, подчеркнуть роль наглядных форм представления информации.
2. Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, навыки самостоятельной работы.
3. Воспитывать у учащихся аккуратность при записи в тетрадях, познавательный интерес к предмету, усидчивость.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Приемы обучения: рассказ, беседа, объяснение, показ слайдов.
Ход урока.
- Сообщение темы и цели урока, самоопределение.
- Проверка ранее усвоенных знаний.
- Что понимается под кодированием информации?
- Какие основные способы кодирования информации вы знаете?
- Что такое метод координат? (Слайд 2)
3. Усвоение новых знаний.
На протяжении тысячелетий люди записывали информацию. Сначала записывалась информация с помощью острого камня, костяной палочек, птичьего пера, перьевыми ручками, авторучками. Но чтобы внести изменения в текст, нужно было заново перечитывать и переписывать этот текст. А это очень длительный процесс.
Прочитайте задачу.
Задача №1.
У Мухина оценка по литературе за год – 3. У Алексеевой по математике оценка за год – 4. У Дроздова по природоведению оценка за год – 5. У Галкина по природоведению за год оценка – 5. У Радугиной по математике оценка за год – 4. У Алексеевой по русскому языку оценка за год – 5. У Мухина по математике оценка за год -3. У Мухина по русскому языку оценка за год – 3. У Прозоровой по математике за год оценка -5. У Галкина по русскому языку за год оценка – 5. У Радугиной по русскому языку оценка за год – 4. У Дроздова по литературе оценка за год – 4. У Галкина по математике оценка за год – 4. (Слайд 3).
Попытайтесь ответить на вопросы:
1. Об оценках скольких учеников говориться в этом тексте?
2. По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
3. Сколько учеников имеют только отличные оценки?
4. Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?
Чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, вам придется перечитывать весь текст по несколько раз.
Теперь рассмотрим таблицу, содержащую эту же информацию:
Фамилия | Предмет | |||
Русский язык | Литература | Математика | Природоведение | |
Алексеева | 5 | 5 | 5 | 5 |
Галкин | 4 | 4 | 3 | 5 |
Дроздов | 4 | 4 | 5 | 5 |
Мухин | 3 | 3 | 3 | 4 |
Прозорова | 5 | 5 | 5 | 5 |
Радугина | 4 | 5 | 4 | 4 |
По этой таблице на поставленные вопросы ответить можно очень быстро. Любая таблица состоит из следующих частей: головки, боковика и прографки. (Слайд 4).
Таблица – это простая и удобная форма представления однотипной информации. (Слайд 5).
Переход от текстовой формы к табличной формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи. Рассмотрим задачу.
Задача №2.
Четверо друзей — Алик, Володя, Миша и Юра — собрались в доме у Миши. Мальчики оживленно беседовали о том, как они провели лето.
— Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? — спросил Володя.
— О, еще как, — ответил Балашов, — могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.
— Посмотрите, какой я гербарий собрал, — сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.
Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов.
Назовите имя и фамилию каждого мальчика. (Слайд 6).
Составляем таблицу:
Балашов | Петров | Лунин | Симонов | |
Алик | ||||
Володя | ||||
Миша | ||||
Юра |
Решение:
- — Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? — спросил Володя. (Балашов не Володя).
- — О, еще как, — ответил Балашов, — могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом. (Балашов не Алик).
- — Посмотрите, какой я гербарий собрал, — сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.(Миша и Петров одно лицо).
- Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. (Лунин не Алик).
Балашов | Петров | Лунин | Симонов | |
Алик | — | — | - | + |
Володя | — | — | + | - |
Миша | — | + | — | — |
Юра | + | — | — | — |
Ответ: Балашов Юра
Петров Миша
Лунин Володя
Симонов Алик (Слайд 7)
4.Обобщение и систематизация.
Задача №3.
Беседуют трое: Белокуров, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белокурову: «Любопытно, что один из нас русый, другой – брюнет, а третий – рыжий, но цвет волос не соответствуют фамилии». Какой из беседующих имеет какой цвет волос? (Слайд 8).
Составляем таблицу:
Фамилия Цвет волос | Русый | Рыжий | Брюнет |
Белокуров | |||
Чернов | |||
Рыжов |
Решение:
- «Брюнет сказал Белокурову…» (Белокуров не брюнет).
- Белокуров не русый, т.к. цвет волос не соответствует фамилии, следовательно, Белокуров рыжий.
- Чернов не рыжий и не брюнет, следовательно, Чернов русый.
- Рыжов не русый и не рыжий, следовательно, Рыжов брюнет.
Фамилия Цвет волос | Русый | Рыжий | Брюнет |
Белокуров | - | + | - |
Чернов | + | - | - |
Рыжов | - | - | + |
(Слайд 9)
Составление таблицы помогает наглядно нам представить информацию и легче отвечать на поставленные вопросы.
Наглядные формы представления информации.
Человек лучше понимает и запоминает информацию, которая представлена наглядно – с помощью рисунков, фотографий, схем, диаграмм. Чтобы понять, о чем написано в выделенном тексте, вам потребуется приблизительно полминуты, чтобы воспринять смысл рисунка достаточно несколько секунд.
В современных супермаркетах каждый товар имеет штрих – код – метку, состоящую из черных линий. Для чтения штрих - кодов применяют специальные штрих - сканеры. С их помощью в компьютер вводят данные о стоимости покупки. (Слайд 10)
Каждый ученик знает схематичное изображение приставки, суффикса, корня и окончания слова. Поэтому вы сразу поймете, о чем идет речь, если вам предложат составить слово к соответствующей схеме:
(например, слово «приставка»). (Слайд 11).
Для наглядного представления разных числовых данных используют диаграммы.
Рассмотрим следующий пример. Средние продолжительности жизни слона, крокодила, верблюда, лошади и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно. Представим эти данные на линейной диаграмме.
С помощью линейки начертим 5 горизонтальных отрезков, длины которых будут равны 60, 40, 30, 25 и 60 миллиметрам соответственно. (Слайд 12)
Шимпанзе
Лошадь
Верблюд
Крокодил
Слон
(Слайд 13)
Итак, для того чтобы показать, как устроены окружающие нас объекты и как они связаны друг с другом, используют схемы.
Для наглядного представления разных числовых данных используют диаграммы.
5. Итог урока.
1. В каких ситуациях удобно представлять информацию в виде таблице?
2. Из чего состоит таблица?
3. Какие существуют наглядные формы представления информации?
(Слайд 14)
5. Домашнее задание. §1.10, §1.11, задача №4, стр.41.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок информатики в 5 классе "Форматирование текста - изменение формы представления информации"
Представлена разработка урока информатики в 5 классе по теме "Форматирование текста - изменение формы представления информации" с использование интерактивной доски Smart Board в приложении Smart...
Сценарий урока информатики в 5 классе по теме «Наглядные формы представления информации».
Данный урок представлен в естественно-научном направлении. Данный урок составлена на основе авторской программы «Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 класс...
Интерактивная лента к уроку информатики по теме "Наглядные формы представления информации"
Презентация в виде "интерактивной ленты". Урок информатики в 5 классе по теме: "Наглядные формы представления информации"...
Презентация по информатике наглядные формы представления информации
Презентация по информатике наглядные формы представления информации...
План - конспект урока информатики Тема урока: Наглядные формы представления информации
Представлены материалы, участвовавшие в районном конкурсе учителей информатики...
«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «НАГЛЯДНЫЕ ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ» (ИНФОРМАТИКА 5 КЛАСС)».
Урок на тему «Наглядные формы представления информации» в 5 классе. Этот материал вызывает интерес и живое участие обучающихся, знания и умение построения различных видов диаграмм использу...
Методическая разработка урока информатики на тему «Наглядные формы представления информации», ориентированного на формирование навыка самооценки на внеурочных занятиях в 5 классе.
В данной методической разработке урока информатики на тему "Наглядные формы представления информации" рассмотрены пути создания ситуаций для формирования адекватной самооценки школьников....