Открытый урок по информатике "Создание орнамента"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему
Скачать полностью архив с презентацией и с подробным конспектом урока можно по ссылке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya_k_konspektu-uroka_5_klass_sozdaem_ornament_voropinova_n.s_.doc | 91 КБ |
kartochka_1_test-proverka.doc | 28.5 КБ |
kartochka_2_teoriya.doc | 31 КБ |
kartochka_3_uzor_na_kovre.doc | 173.5 КБ |
nastroenie.pps | 1.98 МБ |
tvorcheskoe_domashnee_zadanie.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ
«Создание орнамента»
Пояснительная записка
Предмет | Информатика | Класс | 5 |
ФИО учителя | Воропинова Наталья Сергеевна, учитель информатики МОБУ СОШ №82 г.Сочи | ||
Тема урока | Создание орнамента | ||
Тип урока | комбинированный | ||
Форма урока | урок – практикум | ||
Длительность урока | 40 минут | ||
Актуальность и новизна | Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. На протяжении всей истории искусства мы встречаемся с бесконечным разнообразием орнамента. Выполняя роль украшения какого-либо предмета, орнамент не может существовать отдельно от произведения искусства, он имеет прикладные функции. Произведением же искусства является сам украшенный орнаментом предмет. Орнаментирование входит важной составной частью в создание немалого числа изделий, проектируемых и изготавливаемых в разных отраслях промышленности. Большое внимание уделяется производству традиционных образов, мотивов, сюжетов и форм народного искусства. Лоскутное одеяло, представленное 25 апреля 2011 года в Москве, стало образом предстоящей Олимпиады в Сочи 2014. Символизируя характер современной России и её гостеприимство, лоскутное одеяло сочетает в себе 28 орнаментов 16-ти национальных промыслов России. На спортивной одежде для олимпийцев России тоже присутствует орнамент, создавая красоту и оригинальность одежды спортсменов. Всё это содействует сохранению национального самосознания, которое мы воспитываем у наших школьников. Компьютер и информационные технологии (применение различных графических редакторов) в XXI веке дают человеку новые возможности при создании орнаментов: быстрота создания на ПК, красочность, разнообразие, проектирование моделей-заготовок, простота создания и обработки сложного узора. ИКТ делают учебный процесс интересней и увлекательней, развивая творческие способности учеников и практические навыки на уроках информатики, где есть интеграция с другими учебными предметами. | ||
Цель урока (для учителя): | систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке и научить планировать работу с графическими фрагментами при создании орнамента рисунка в графическом редакторе. | ||
Задачи урока: |
|
Планируемые образовательные результаты (для учащихся): | |||
Предметные | Метапредметные | Коммуникативные | Личностные |
|
|
|
|
Форма работы учащихся: | индивидуальная, в парах, коллективная |
Виды работы учащихся: | беседа, тестовая работа с раздаточным материалом, фронтальный опрос (игровой момент), работа за персональным компьютером. |
Решаемые учебные проблемы | 1) закрепить умения работы в графическом редакторе; 2) закрепить умения работы с фрагментами в графическом редакторе; 3) сформировать умения создавать сложные графические объекты из простых с предварительным планированием работы. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | графический редактор, фрагмент, действия над фрагментами рисунка (выделение, копирование, вставка, поворот на угол, отражение, удаление), орнамент. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | графический редактор, мультимедийная интерактивная презентация, мультимедийный проигрыватель |
Оборудование: |
|
Адресная направленность |
|
Этапы урока:
- Организационный момент. Активизация учащихся. (1мин)
- Актуализация опорных знаний: (6 мин)
- разминка (задание-рисунок)
- работа с раздаточным материалом (тест-проверка)
- фронтальный опрос (игровое задание)
- Изучение нового материала: (12 мин)
- Понятие “Орнамент” и его виды. Орнамент в олимпийской символике (олимпийское лоскутное “одеяло”) в предверии Олимпиады в Сочи-2014. Орнамент в росписи филимоновских игрушек как часть олимпийской символики. (Олимпийский контент)
- Проблемно-поисковая работа «Проектирование орнамента». (4 мин)
- Физкультминутка (зарядка-разрядка). (1 мин)
- Компьютерный практикум «Создание орнамента». (10 мин)
Через 5-7 минут зарядка для глаз (1 мин).
- Подведение итогов урока.(2 мин)
- беседа (вопросы ученикам)
- оценки за урок.
- Рефлексия (2 мин)
- Творческое домашнее задание. (1 мин)
Методические рекомендации по использованию разработки.
Данный урок проводится для учащихся 5 классов (1 подгруппа), изучающих информатику по учебнику автора Босовой Л.Л. в рамках темы «Компьютерная графика», когда учащиеся познакомятся с графическим редактором Paint, изучат инструменты редактора, понятие фрагмент и операции над ним.
Урок рассчитан на закрепление усвоенных знаний и полученных навыков при работе с графическими изображениями, приобретения новых знаний и практических умений по теме.
Все необходимые файлы до начала урока скопировать на рабочий стол ПК с электронного носителя и проверить их корректное отображение на экране и запуск. Аналогично скинуть файлы: презентация, аудио и видео файлы, Настроение .pps на ПК учителя в одну папку, проверить на работоспособность все гиперссылки в презентации.
Ресурс к уроку включает в себя: презентацию для учителя, файлы для учащихся в папке «Приложение к уроку»
Сильным ученикам, быстро справившимся с построением филимоновского коврика, можно дать дополнительное задание, которое заранее скидывается на ПК учеников на рабочий стол под именем Дополнительное задание.bmp
Список использованных источников.
Литература:
1. Босова Л.Л. Информатика Учебник для 5 класса. М.: Бином, Лаборатория знаний, 2011
2. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах. Методическое пособие для учителей. М.: БИНОМ, 2009.
3. Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь серии "Искусство - детям". О. Соломенникова. Художник Т. Евсеева. Издательство: Мозаика-Синтез, 2009г.
Интернет-ресурсы:
- Картинки: http://images.yandex.ru
- Сканированные картинки (филимоновская роспись)
Образец - иллюстрации к книге Филимоновские свистульки: Рабочая тетрадь
можно просмотреть http://www.labirint.ru/screenshot/goods/39280/
- Фильм_Филимоновская игрушка.mp4 скачан сайта:
http://www.radostmoya.ru/project/istoriya_odnoi_veschi/video/?watch=filimonovskaya_igrushka
и обработан мною в программе Ulead VideoStudio 11
- Аудио-файл Музыка_Маленький принц.mp3 скачан http://www.naitimp3.com/mp3/
и обработан в программе AudaCity
Скришоты картинок в конспекте урока сделаны в программе FastStone Capture
Предварительный просмотр:
Карточка № 1 Тест
1. Закончите предложение: Графический редактор – это … А) программа для создания и редактирования текстовых документов; Б) программа для создания и редактирования рисунков. 2. Как правильно запустить программу Paint? А) Пуск – Все программы – Paint; Б) Пуск – Все программы – Стандартные – Paint. 3. Чтобы сохранить новый файл в Paint, нужно выполнить: А) Меню – Файл – Создать; Б) Меню – Файл – Сохранить. 4. Как называется документ, созданный в графическом редакторе Paint? А) Безымянный; Б) Бесфамильный. 5. Как называется инструмент, с помощью которого можно выделить рисунок или часть рисунка в виде прямоугольной области? А) выделение; Б) прямоугольник. Ответы (впишите букву): 1___ 2____ 3____4____ 5 ____ Оценка ____ |
Предварительный просмотр:
Карточка № 2 Теория
Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, одних и тех же изображений. Орнаменты делят на разные виды:
- Геометрический
- Растительный
- Животный
- Смешанный.
Роспись филимоновских игрушек строится по традиционной схеме: берут по форме цветные полоски, чередуют их с пятнами-кружочками. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая “ёлочка”, яркая “ягодка”, лучистая “звёздочка”, или “солнышко” сплетаются в радостные узорные соцветия.
Круг обозначает в росписи солнце, треугольник – землю, ёлочки и ростки – символ растительности и жизни. Это связь человека и природы.
Женская фигурка олицетворяет великую богиню “Природу”.
Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.
Медведь – предвещал пробуждение природы, был символом могущества.
Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.
Цвета: жёлтый, лиловый, зелёных, реже синий и фиолетовый. Смешение жёлтого и синего цветов дают зелёный цвет, красный и жёлтый – оранжевый.
Правило:
1 - выдели объект (фрагмент)
2 – скопируй объект (фрагмент) и вставь в нужное место
3 - выполни над ним действие.
Действия: отразить/повернуть на угол
Предварительный просмотр:
Карточка № 3 Узор на ковре
Дорисуй орнамент на ковре
Узор на ковре
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Творческое домашнее задание.
Придумайте свой орнамент филимоновской росписи игрушек, опираясь на листок теории и знания, полученные на уроке. Нарисуйте орнамент в прямоугольной области листа, пользуйтесь фрагментами орнамента, представленными ниже.
После этого нарисуйте на компьютере с помощью инструментов графического редактора Paint ваш орнамент и сохраните его под именем
Мой орнамент.bmp. Запишите, какие инструменты для рисования вы использовали.
Инструменты графического редактора, которые я использовал при рисовании орнамента:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по ИЗО "Якутский национальный орнамент"
Открытый урок по теме "Якутский национальный орнамент"с использованием национально-регионального компанента. Используются призентации учителя и ученицы для объяснения темы....
Открытый урок "Проектирование орнамента"
Предлагаю Вашему вниманию разработку открытого урока. Практическая часть урока выполняется в графическом редакторе Paint....
Открытый урок в 5 классе по теме: «ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ»
Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойст...
Открытый урок "Бурятский орнамент"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Баргузинский дом детского творчества»с. Баргузин План-конспект открытого урока по декоративно – прикладному и...
Открытый урок "Вышивка орнамента «Зег» «тамбурным швом»
Открытый урок "Вышивка орнамента «Зег» «тамбурным швом» с применением национально-регионального компонента....
Открытый урок: «Красота орнамента»
День метопредметного осознания по теме "Красота"...
Открытый урок по технологии на тему: «Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте».
Цель:познакомить с понятием «орнамент»; ознакомить учащихся с символикой в орнаменте; дать представление о цветовом сочетании; отработать навыки выполнения эскизов орнаментов для одежды, д...