«Возможности Интернета в учебной деятельности современного человека"
элективный курс по информатике и икт (8 класс) по теме

Усов Федот Валерианович

 

Программа составлена на основе Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года и Концепции профильного обучения.

  Факультативное занятие «Возможности Интернета в учебной деятельности современного человека» в обучении образовательной области информатика занимает важное место в подготовке учеников к использованию средств ИКТ и Интернет-технологий в обучении и в решение многих задач.

Современный этап развития образования  связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования в частности. В этой связи решающее значение приобретают знания связанные с  ИКТ.

Одна из задач профильной школы – содействовать воспитанию нового поколения, отвечающему по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками – искать необходимую информацию, анализировать её, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, работать с различными типами информации, составлять документы, использовать информацию для решения учебных и жизненных задач.

Данный курс рассчитан на углубленное изучение темы «Коммуникационные технологии» и входит в обязательный минимум содержания основного среднего образования по дисциплине информатика. Направленность курса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся.

При подготовке учащихся по данному профилю приобретает значимость вопрос о реализации межпредметных связей всего образовательного процесса. Основным направлением в изучении курса является продуктивное использование ресурсов Интернета для успешного применения в дальнейшем обучении и использовании полученных навыков в профессиональной деятельности учащихся в будущем.

Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информатике, а самое главное, решает вопрос об использовании услуг Интернета, показывает нужную учебную информацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_8_klass.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество учебных часов: 35

Программа составлена для 8-го класса

Программа составлена на основе Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года и Концепции профильного обучения.

        Факультативное занятие «Возможности Интернета в учебной деятельности современного человека» в обучении образовательной области информатика занимает важное место в подготовке учеников к использованию средств ИКТ и Интернет-технологий в обучении и в решение многих задач.

Современный этап развития образования  связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования в частности. В этой связи решающее значение приобретают знания связанные с  ИКТ.

Одна из задач профильной школы – содействовать воспитанию нового поколения, отвечающему по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками – искать необходимую информацию, анализировать её, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, работать с различными типами информации, составлять документы, использовать информацию для решения учебных и жизненных задач.

Данный курс рассчитан на углубленное изучение темы «Коммуникационные технологии» и входит в обязательный минимум содержания основного среднего образования по дисциплине информатика. Направленность курса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся.

При подготовке учащихся по данному профилю приобретает значимость вопрос о реализации межпредметных связей всего образовательного процесса. Основным направлением в изучении курса является продуктивное использование ресурсов Интернета для успешного применения в дальнейшем обучении и использовании полученных навыков в профессиональной деятельности учащихся в будущем.

Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информатике, а самое главное, решает вопрос об использовании услуг Интернета, показывает нужную учебную информацию.

Ученик может использовать содержательное наполнение образовательных ресурсов при подготовке домашних заданий, рефератов, контрольных работ, зачетов, экзаменов.

При проведении занятий в малой группе, каждый ученик может работать за компьютером индивидуально, а педагог  лишь направляет действия школьника, не подавляя взаимодействие с образовательным ресурсом. Используя образовательные ресурсы Интернета, учитель демонстрирует учащимся, что даже в популярных, известных изданиях может содержаться неточная, недостоверная и некорректная  информация. Применение  проблемных и индивидуальных методов обучения тем самым формирует у школьников критическое мышление.

Место курса в образовательном процессе

Данный курс ориентирован на формирование культуры нового типа - информационной. Курс формирует как предметные (информационные), так и метапредметные (из истории, литературы, культурологии) знания, необходимые для понимания информационных явлений в обществе. Данный курс ориентирован на освоение учащимися практических умений и навыков, необходимых для работы с информацией.

Цели курса

  • формирование информационной культуры как совокупности знаний, умений, информационного мировоззрения и информационного поведения, необходимых для самообразования и для осуществления в дальнейшей профессиональной деятельности;
  • приобретение практических знаний и навыков по поиску нужной информации во всемирной сети Интернет.

Задачи:

  • формирование у учащихся информационно-культурологического тезауруса, необходимого для понимания информационных явлений в обществе;
  • ознакомление учащихся со способами, методами, приёмами поисковой работы в информационном пространстве Интернета;
  • привитие навыки и умения информационной деятельности, необходимых для самообразования и освоения профессиональной;
  • знакомство с историей создания сети Интернет,  его основными услугами и приемами работы в сети Интернет;
  • развитие кругозора учащихся, их общей культуры, интереса к окружающему миру;
  • формирование убежденности в необходимости использования возможностей Интернет в будущей профессиональной деятельности.

После изучения курса учащийся должен знать:

  • историю создания Интернет;
  • какие услуги предоставляет Интернет;
  • необходимые виды аппаратного и программного обеспечения для осуществления связи по сети;
  • правила отправки электронного письма;
  • варианты поиска информации и нормы поведения в сети Интернета;
  • виды поисковых систем и их различия;
  • многообразие возможных услуг Интернета и их  использование;
  • находить в Интернет ответы на поставленные вопросы за возможно короткое время;
  • виды поиска (простой, расширенный, специальный) и их возможности;
  • виды образовательных ресурсов.

Учащийся должен понимать: 

  • значение информации для решения задач, возникающей в учебной деятельности;
  • роль информации как общечеловеческой ценности;
  • особенности современного этапа развития общества.

Учащийся должен уметь:

  • Отправлять электронное письмо;
  • правильно формулировать информационный запрос;
  • работать в различных поисковых системах;
  • сохранять информацию из Интернета для ее дальнейшего использования;
  • использовать образовательные ресурсы для расширения кругозора и в процессе обучения;
  • использовать для решения познавательных задач различных источников информации, включая Интернет - энциклопедии, словари, различные образовательные ресурсы.

Общеучебные умения и навыки

  1. Развивать осознанное  беглое чтение текстов различных стилей и жанров.
  2. Развивать умение работать парами, группами индивидуально.
  3. Развивать умение поиска рациональных путей выполнения работы.
  4. Развивать умение исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения.
  5. Формировать умение искать и устранять причины возникших трудностей.
  6. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения.

Методы обучения

В преподавании используются методы: индивидуальный, информационно-рецептивный, проблемное изложение, практические занятия.

        

Формы организации учебных  занятий

  • практикум, в ходе которого учащиеся выполняют задания с использованием полученных знаний, умений и навыков (доступ в Интернет обязателен);
  • имитации некоторых видов информационной работы;
  • самостоятельные работы.

Каждая тема курса начинается с постановки задачи – характеристики работы, обзора основной терминологии, ученикам объясняется теоретический материал, который поможет реализовать задание на каждом отдельном этапе и отводится время для практической работы в сети Интернет.

Итоги работы курса по выбору подводятся по результатам учебной деятельности (посетил не менее 65% занятий по этому курсу и участвовал в работе) после окончания курса или проведения зачетной работы.


Учебно-тематический план  курса


п/п

Наименование

раздела


урока

дата урока

Тема

Количество часов

Форма проведения

Всего

Теория

Практика

1

История создания сети

Интернет

 

1

Фильм «История создания Интернета»

3

2

просмотр фильма, обсуждение

2

«Что я знаю об Интернете»

1

Написание минисочинения

2

Услуги сети Интернет

4

Услуги сети Интернет

1

1

беседа с учащимися

3

Аппаратное и программное обеспечение для осуществления связи по сети

5

Виды аппаратного и программного обеспечения для осуществления связи по сети

1

0,5

0,5

беседа с учащимися, знакомство на практике со средствами выхода в интернет

4

Электронная почта

6

Электронная почта. Отличие от бумажной почты. Плюс и минусы

4

1

беседа с

 учащимися

7

Получение адреса электронной почты у провайдера.  География провайдеров

1

работа с интернетом (заводим  e-mail)

8

Отправление e-mail учителю

1

работа с e-mail

9

Почтовый клиент для отправки

и приема e-mail

1

работа с почтовым клиентом

5

Поиск информации в сети Интернет

10

Поиск информации в сети Интернет

4

1

обсуждение, беседа

11

  1. Знакомство с веб-обозревателями –
  2.   браузерами

1

работа с браузерами

12

1

подготовка докладов

13

1

защита докладов

14

Поисковые сайты интернета: yandex, mail, google

2

1

работа с поисковиками

15

Поисковые сайты интернета: yandex, mail, google

1

работа с поисковиками

16

Учимся «правильно» искать информацию

1

1

работа с поисковиками

17

Правила работы с интернетом

1

1

беседа с учащимися

6

Википедия

18

Википедия: что это такое?

3

0,5

0,5

работа с сайтом Wikipedia.ru

19

Использование сайта Википедия в учебной деятельности школьника

1

работа с сайтом Wikipedia.ru

20

Использование сайта Википедия в учебной деятельности школьника

1

написание реферата, используя ресурсы сайта

7

Авторские права

21

Авторские права

1

беседа с учащимися

8

Безопасность при работе в Интернете

22

Безопасность при работе в Интернете

1

беседа с учащимися

9

Учимся скачивать рефераты

23

Интернет-реферат

3

1

работа с рефератом

24

Обработка реферата

1

работа с рефератом

25

Работа с рефератом

1

защита реферата

10

Дистанционное образование, курсы, конкурсы

26

Дистанционное образование: роль, география распространения

3

1

беседа с учащимися

27

Дистанционные конкурсы

1

беседа с учащимися

28

Участие в конкурсе «Найди свой ответа в WWW»

1

участие в конкурсе

11

Регистрация на сайтах образовательных ресурсов

29

Регистрируемся на сайтах образовательных ресурсов

3

1

работа с сайтами

30-31

Работа на сайте образовательных услуг

1

работа с сайтами

12

Школьный сайт

32

Знакомство со школьным сайтом

2

1

работа со школьным сайтом

33

Знакомство со школьным сайтом

1

работа со школьным сайтом

13

Подводим итоги

34

Что мы узнали за курс факультатива?

2

1

написание мини проекта

35

Что мы узнали за курс факультатива?

1

защита проектов


Учебно-методическое и программное обеспечение курса

Программа курса обеспечивается компьютерными программами, справочными материалами, которые могут браться из разделов справки или из различных источников сети Интернет.

Программное обеспечение

  • операционная система Windows

Техническое обеспечение

  • Компьютерный  класс  c доступом в Интернет
  • Мультимедийный проектор;
  • Экран.

ЦОР

  • Телешкола. Информатика и ИКТ.
  • Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Информатика»
  • http://sdo.bsu.edu.ru/Resource/eBook/InfoSpektr/vvedenie.htm  - Электронный учебник по информатике
  • Видеоролик «История создания сети Интернет»

Интернет-ресурсы

http://virlib.eunnet.net/  - Виртуальная библиотека

http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.1 - Электронная библиотека информационной системы «Единое окно»

http://www.megabook.ru/ - Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»

http://www.ege.ru/

http://www.problems.ru/inf/Задачи по информатике

http://mega.km.ru/pc/ - Энциклопедия персонального компьютера


Литература

  1. Левин А., Самоучитель работы на компьютере. М.: Нолидж, 2001.
  2. Хасэгава Х., Мир компьютеров в вопросах и ответах.: Мир, 2000.
  3. Симонович С. и др., Общая информатика. М.: АСТ пресс, 2001.
  4. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Базовый курс. 2-е изд. Авторы: Семакин, Залогова, Русаков. 2006 г., Гриф МО РФ Учебник для школ.
  5. Методика преподавания информатики Автор: М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер Издательство: Академия 2006 г.
  6. Гультяев А.Самое главное о Поиск в Интернет:- Питер, 2004
  7. Советы по поиску в Интернет:- http://medlan.samara.ru/info/search.html 
  8. Советы по поиску в Интернет:- http://www.poiskinfo.net/stat/st103.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении на тему: «Воспитание инициативы и самостоятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через учебную и трудовую деятельность, как фактор социализации в современное общество».

Материал может быть использован педагогом-психологом для выступления на методическом объединении учителей трудового обучения, учителей-предметников и всех педагогов специальных (коррекционных) школ 8 ...

"Методические рекомендации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учебной деятельности"

quot;Методические рекомендации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учебной деятельности"...

Роль мультимедийных технологий в повышении познавательной учебной деятельности современного ребенка

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, где компьютер и другие информационно-коммуникативные технологии заняли свое прочное место, образ...

Внедрение в учебную деятельность современных образовательных технологий

Методическая разработка по освещению наиболее востребованных современных технологий в обучении...

Сценарий мероприятия воспитательной работы Тема: Дебаты: интернет в жизни современного человека

Сценарий мероприятия воспитательной работыТема: Дебаты: интернет в жизни современного человека для учащихся 9 классаЦель: формирование информационной культуры воспитанников, представления о ...

Сценарий мероприятия воспитательной работы Тема: Дебаты: интернет в жизни современного человека

Тема: Дебаты: интернет в жизни современного человека Цель: формирование информационной культуры воспитанников, представления о «плюсах» и «минусах» Интернета путем проведе...