Памятка для родителей Возможные причины «неуспешной» учебной деятельности детей
методическая разработка (5 класс)
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
Возможные причины «неуспешной» учебной деятельности детей:
- Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.
- Недостаточное умение читать и понимать текст.
- Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выражать мысль.
- Несформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности.
- Неумение сравнивать, находить аналогии.
- Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника.
- Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.
- Авторитарная позиция взрослых в побуждении к учебной деятельности.
- Низкая самооценка школьника.
Ситуация 1
«Ребенок не любит какой-то предмет либо не выполняет его вообще, либо откладывает на последнюю очередь и делает кое-как».
Выведите ребенка на разговор о том, что они изучают по предмету. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим любимым. Попросите показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали ее раньше (заодно вы поймете, насколько он знает материал параграфа). Докажите личным примером, что трудные уравнения решать интересно или просто наработайте определенную схему решений.
Ситуация 2
«У ребенка конфликт на почве учебы в школе».
У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите ребенка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем. Постарайтесь устранить конфликт, но не обсуждайте с детьми все его подробности. Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей. Вы всегда можете прийти к педагогу и поговорить, и это не обязательно должно обсуждаться с ребенком. Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребенок гордится этим, а вы лучше осведомлены в том, что происходит с ним в школе.
Ситуация 3
«Ребенок не умеет и не любит писать короткие тексты, изложения, сочинения».
Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких-нибудь событиях. Пусть ребенок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает, и книгам, которые он приносит из школы. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.
Ситуация 4
«Ребенок «принес» из школы запись в дневнике: «Отвлекался на уроке, запускал бумажных голубей».
Могут помочь следующие заповеди доктора Добсона.
1. Не унижайте ребенка. Не используйте фразы: «А лучше ты придумать не мог? У тебя вообще есть голова на плечах?» и т.д.
2. Не угрожайте: «Если ты еще раз так сделаешь, ты у меня получишь!»
Всякий раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. Угрозы всегда относятся к будущему, а ребенок живет в настоящем, к тому же совершенно бесполезны: от них поведение не улучшится и положительных результатов не прибавится.
3. Не вымогайте обещаний. Обещания тоже относятся к будущему. Слово — это одно, а дело — совсем другое.
Ситуация 5
«Ребенок получил четвертную «двойку» по одному из предметов».
Проблемы подобны снежному кому: если их не решать, они обрастают новыми. Составьте с ребенком пошаговый план решения проблемы.
ü Шаг первый. Вижу свою проблему.
ü Шаг второй. Знаю про свою проблему все.
ü Шаг третий. Хочу решить свою проблему вместе с родителями.
ü Шаг четвертый. Составляю вместе с родителями план действий (сходить к учителю, договориться о возможности ликвидации пробелов, написать распорядок дня, посоветоваться с психологом и т. д.).
ü Шаг пятый. Действую.
ü Шаг шестой. Изучаю результат (получили ли то, что ожидали).
ü Шаг седьмой. Даю оценку того, что сделано (учитывать не только свое мнение, но и мнение педагогов и родителей).
Причин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы, разумеется при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребенка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, посмотреть на мир его глазами.
У вас, самых близких для него людей, это обязательно получится. В любом случае помните, что нет в жизни маленького ребенка никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающий его взрослых, их чувств, действий. Может быть, стоит присмотреться к себе и измениться.
Советы родителям по поддержке ребенка в учебной деятельности
• Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения, будьте при этом искренними.
• Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
• Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не столько через слова, сколько через предметы. Не переучивайте левшу — дело не в руке, а в устройстве мозга.
• Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не только научить чему-либо, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
• Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться да и просто радость жизни и радость познания.
• Старайтесь не преподносить детям истину, а научите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
• Задавайте вопросы вместо приказаний. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
• Дайте возможность ребенку спасти свое лицо.
• Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.
В помощь родителям по воспитанию у детей культуры поведения....
«Возможности Интернета в учебной деятельности современного человека"
Программа составлена на основе Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года и Концепции профильного обучения. Факультативное занятие «Возможности Интернета в учебн...
Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей
Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей...
памятка для родителей "Игры для развития памяти у детей"
У малышей память непроизвольная, что значит, что ребенок не ставит перед собой задачу запомнить что-то определенное. При этом интенсивность запоминания и воспроизведения довольно высоки. Для успешност...
"Методические рекомендации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учебной деятельности"
quot;Методические рекомендации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учебной деятельности"...
Консультация для родителей "Что нужно знать родителям о причинах нарушений речи у детей"
Консультация о неблагоприятных воздействиях в период внутриутробного развития плода , в процессе родов и первые годы жизни ребенка...
Памятка для родителей "Десять причин читать"
Памятка для родителей "Десять причин читать"...