Внедрение в учебную деятельность современных образовательных технологий
методическая разработка
Методическая разработка по освещению наиболее востребованных современных технологий в обучении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_sovr_obraz_tehnologiy_rmo_bh_2016.doc | 539 КБ |
Предварительный просмотр:
РМО учителей биологии
«ВНЕДРЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Выступление
учителя географии – биологии
МОУ Относовской СОШ
Вяземского района Смоленской области
Сюриной Галины Анатольевны.
2016 г
СОДЕРЖАНИЕ:
- Введение: высокое качество обучения и воспитания – итог компетентностного подхода в обучении и внедрения современных педагогических технологий.
- Позитивная динамика учебных достижений за последние три года.
- Использование современных образовательных технологий, в т.ч. информационно-коммуникационных.
- Позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам.
- Позитивные результаты деятельности в качестве классного руководителя.
- Методическая работа внутри школьного коллектива.
- Работа с общественными организациями.
- Обобщение и распространения собственного педагогического опыта.
- Повышение квалификации, профессиональная переподготовка.
Главная цель российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Среди целей развития общего образования для педагога наиболее значимой является повышение качества образования за счет внедрения нового содержания и образовательных технологий.
Что такое качество? Качество – это соответствие определенной цели. Качество – это соответствие предмета как результата труда некоторым заданным стандартам.
Сегодня обществу нужны творческие личности, которые могут быть активными, сознательными строителями своей жизни. От выпускника школы требуется умение аналитически подходить к изучению явлений природы и общественной жизни, проявляя при этом способность к творческому поиску, определению принципиально новых подходов к решению разнообразных теоретических и практических проблем во всех областях человеческой жизни.
Учащийся в процессе обучения должен не только приобрести необходимые знания и умения, но и выработать опыт эмоционально – ценностного отношения к процессу познания, опыт самостоятельной творческой личности.
Именно поэтому процесс обучения должен создавать оптимальные условия для саморазвития личности, формирования у школьников таких качеств личности, как активность, альтернативность и гибкость мышления. Эти характеристики умственной деятельности имеют значение для адаптации личности к современной социальной среде, поскольку именно от них зависят успехи и неудачи человека в профессиональной и иных сферах.
Исходя из этого, систему образования можно представить в виде следующей схемы:
Цели образовательного процесса кратко можно сформулировать так:
получение каждым ребенком востребованного им (не ниже стандарта) образования, соответствующего его склонностям, интересам и способностям.
Свою задачу вижу в том, чтобы создавать условия, при которых каждый ученик получает возможность развивать свое умение учиться.
Считаю, что обеспечению достижения данных целей способствуют следующие условия организации учебной деятельности, которые использую в своей системе учебной работы:
∙ мотивация на образование как одну из ведущих жизненных ценностей;
∙ постоянное стимулирование и развитие познавательного интереса учащихся;
∙ организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера;
∙ сотрудничество педагога и ученика в процессе обучения на основе взаимного уважения и доверия;
∙ привитие и совершенствование навыков работы с дополнительной литературой;
∙ создание условий для самостоятельной работы по углубленному изучению материала, заинтересовавшего ученика;
∙ осуществление четкой системы текущего и итогового контроля знаний, умений и навыков на всех этапах обучения;
∙ сохранение и упрочение здоровья школьников, формирование здорового образа жизни.
Учение – это, прежде всего, познавательная деятельность, осуществление которой требует работы мысли. Вот поэтому в первую очередь надо развивать познавательную деятельность ученика.
Сравнение параметров образовательной среды традиционного урока и урока, отвечающего требованиям компетентностного подхода говорит в пользу последнего.
Параметры ОС | Традиционное обучение | Компетентностное обуч. |
Цели | Усвоение предметных ЗУНов на уровне общеобразовательных стандартов | Развитие личности, критического мышления, формирование активно-преобразовательного отношения, предметных компетенций на основе приобретения ЗУНов и деятельностного подхода |
Стиль педагогического руководства | Авторитарно – директивный, репрессивный, манипулятивный, контролирующий, стимулирующий послушное выполнение учащимися предписаний | Демократический, поддерживающий, поощряющий инициативу и самостоятельность учащихся |
Установка педагогического процесса | Выполнение требований, предписаний, унифицированность УВП ( учить всех, всему, в одном темпе) | Совместное обсуждение норм, договорные отношения, взаимопомощь, индивидуализация УВП (каждый выбирает свое индивидуальное содержание и темп, способ получения информации) |
Характер организации учебной деятельности | Решение задачи по образцу, тренировка в выполнении действий и предписаний | Творческие и продуктивные задачи, которые невозможно решить, опираясь на образец |
Отношения к среде учащихся | Соперничество | Сотрудничество |
Контроль | Внешний контроль со стороны учителя в рамках жестких правил | Взаимо – и самоконтроль в рамках критериев для экспертных оценок учебной деятельности |
Результат для учащегося | Отчуждение от образования, отвращение к учебе и школе, снижение познавательного интереса, обособление жизненных смыслов от образовательных. Уход от ситуации образовательной деятельности | Усиление внутренних смыслов учения и образования. Расширение учебных мотивов, развитие умений и навыков сотрудничества, коммуникации, самостоятельной деятельности |
Учебники предметов географии и биологии рассматриваются как элементы открытой информационно – образовательной среды, что соответствует компетентностному подходу. Особенность современных учебников как средства обучения состоит в том, что их содержание ориентировано на обеспечение учащимся становления ключевых компетентностей
( личностных, предметных, непредметных) с учетом ведущей функции учебного предмета.
В связи с этим цель учебника – формирование компетентностной личности, готовой к жизни в условиях общества с рыночной экономикой и к дальнейшему обучению.
В 2010 2011 учебном году я приобрела по биологии учебник – навигатор, который расширяет образовательное пространство УМК. Материал пособия структурирован и разбит на основной материал, дополнительный материал, лабораторные работы и задания для проверки знаний. Учебник – навигатор развивает навык обработки информации из различных источников, у него объем информации шире объема, предусмотренного школьной программой, он дает возможность формировать индивидуальные образовательные траектории. Процесс обучения становится интересным и продуктивным.
Психологами доказано, что значительно лучше – скорее и прочнее – учениками запоминаются те знания, которые были добыты собственными силами.
Для того, чтобы помочь детям самим открывать знания, я «провожу» их через два творческих этапа: постановку учебной проблемы (задачи) и поиск ее решения. Этап постановки проблемы как правило начинается с создания проблемной ситуации: предлагается задание, которое вызывает у учеников чувство затруднения, но и интереса. Далее в диалоге я побуждаю учеников сформулировать вопрос для исследования, т.е. учебную проблему (задачу). В этот момент у них и появляется выраженный интерес к освоению нового материала.
Проблемно – поисковый метод обучения дает возможность ученикам быть исследователями, почувствовать радость открытия нового.
Вникнув в суть компетентностного подхода в обучении и современных образовательных технологий я сделала для себя вывод: это именно то, что нужно школе сегодня и стараюсь внедрять эти инновации в свою педагогическую деятельность.
За анализируемый период (2011 -2014 гг.) успеваемость по биологии составила 100%, по географии - 100%. Отмечается позитивная динамика общей успеваемости и успеваемости по классам. Качество знаний за этот период плавно росло вверх: по географии с 80, 8 % до 92,55; по биологии – 75,3% до 78,7%.
Позитивная динамика «качества знаний» учащихся за последние три года (2011-2014) по географии и биологии представлена в диаграмме.
Качество знаний зависит от уровня сформированности общеучебных умений и навыков, диагностика которых проводилась по классификации Н.А.Лошкаревой. Используя современные педагогические технологии, методы исследовательской и проектной деятельности учащихся и работая по программам элективных курсов по географии и биологии, составленных мною, я получила высокие результаты уровня сформированности общеучебных умений и навыков. Прослеживается тенденция формирования устойчивого интереса к предмету, заинтересованность учащихся процессом познания, умение самостоятельно и сосредоточенно работать, развитие у учащихся творческих способностей, развитие волевых качеств, что говорит о целесообразности используемых на уроках приемов обучения. Диагностика проводилась в 8 – 11 классах за 2011 – 2012 и за 2012– 2013 учебные годы.
Если сравнить качество знаний по предметам, которые я преподаю, со средней успеваемостью по школе, видно, что качество по биологии и географии заметно выше.
Год / качество | средняя по школе (%) | по биологии (%) | по географии (%) |
2011 - 2012 | 32,7 | 75,3 | 80,8 |
2012 - 2013 | 40,4 | 77,4 | 92,0 |
2013 -2014 | 21,6 | 78,4 | 92,5 |
Ежегодно учащиеся принимают активное участие в экологических, научно – практических, краеведческих конференциях различного уровня.
Со своими работами ребята выступают и перед учащимися школы, знакомят их с экологическими проблемами города и села. При этом обучающиеся самостоятельно учатся работать над проектами, оказывают помощь при проведении исследований и другим школьникам. В результате совместной работы у школьников развиваются чувства взаимопомощи, толерантности, доброжелательности, взаимопонимания. Число творческих проектов и работ с каждым годом растет. Например, в 2008-20011 учебных годах творческая активность обучающихся школы подтверждается участием в экологических конференциях районного и областного уровня. Количество обучающихся, принимающих участие за последние три года в региональных конференциях возросло до 100%, то есть все работы, которые были представлены на районные конференции, затем слушались на областных конференциях.
Данная диаграмма показывает, что общее количество исследовательских проектов и работ увеличилось с 17% в 2011-2012году до 35% в 2013-2014 году.
Анализируя успеваемость и качество знаний учащихся за последние три года можно отметить позитивную динамику качества знаний. Добиться этого мне помогает внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий.
Успешное решение учебно-воспитательных задач во многом зависит от правильного выбора форм и методов обучения. Современный урок – урок , на котором создается ситуация успеха, а она во многом подогревается решением поставленных проблем. Проблемное обучение невозможно без творческой мыслительной деятельности учащихся, которая невозможна без внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий.
- ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Четвертый год школа работает над темой «Развитие ключевых компетенций учителей и обучающихся на основе совершенствования традиционных форм обучения и использования современных педагогических технологий». Интенсивный переход к информатизации общества обусловил все более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности, в том числе образовательную.
Я владею компьютером на уровне персонального пользователя, могу создать рабочий документ, презентацию, кинофильм. Два года подряд принимаю участие в «Фестивале уроков» с применением ИКТ, которые проходят в школе. Так в 2011 -2012 уч. году мною был разработан и представлен коллегам урок по биологии в 6 классе по теме «Плоды. Распространение плодов и семян». В 2012-2013 году я подготовила два урока: по географии в 10 классе по теме «Численность и воспроизводство населения мира» и по биологии в 8 классе по теме «Пищеварение». Предлагаю две презентации в электронном виде.
(приложение №1 и приложение №2 на диске)
Применение компьютера на уроке позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными и интересными. Все ученики с большим желанием работают на компьютере, т.к. он в отличие от других средств обучения способен реагировать на действия ученика. Кроме того, обучающийся получает полное ощущение того, что он сам управляет своей учебной деятельностью. А это фактор, обеспечивающий более активный режим обучения.
Результаты ответа на вопрос: «Какие занятия вам больше нравятся: с применением компьютера или традиционные?»
Применение компьютера по географии и биологии направлено не только на формирование знаний и умений, но и на выработку опыта творческой деятельности. Каждый этап обучения требует своего типа программных средств:
∙ на уроке освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;
∙ на уроке закрепления целесообразно использовать программы – контролеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы;
∙ на контрольном уроке, используя ПК, можно тщательно проверить усвоение пройденного материала.
Самой удобной формой учебных программ с применением компьютера, по моему мнению, является комбинированная.
Компьютер помогает найти нужную информацию в любой момент, когда это потребуется. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь ученику разобраться в потоке информации и уточнить какая именно информация ему нужна и каким способом ее затребовать. Для этого необходимы умения и навыки пользования Интернет ресурсом. Но гораздо большее значение имеют:
- способность правильно сформулировать проблему;
- умение отобрать из своего опыта ту информацию, которая пригодится для решения проблемы;
- умение оценить найденную информацию и решить подходит ли она;
- умение использовать отобранную информацию.
По биологии и географии постоянно накапливается справочный и реферативный материал, который дети нашли в компьютере, отобрали и использовали его для выступления или для создания презентации.
Компьютер – это величайшее достижение современной технологии, должен стать незаменимым помощником учителя и ученика.
- КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Когда ко мне приходят учащиеся из начальной школы, я с целью обеспечения главной и постепенной адаптации с новым учебным предметом – природоведением, со мною, новым для них учителем, с кабинетом, как новым школьном пространством, знакомлю их с организацией занятий, правилами работы на уроках, инструктирую по правилам работы в кабинете, при проведении экскурсий, лабораторных и практических работ. Идет разговор о деловом сотрудничестве, о праве высказывать свое мнение, иметь свою точку зрения на изучаемый вопрос, не бояться ее высказывать, спорить. Чтобы спор был содержательным, я учу детей:
∙ сформулировать свою точку зрения (Я считаю, что…);
∙ выяснить точку зрения своих партнеров (Как ты думаешь? Как ты считаешь?);
∙ обнаруживать разницу точек зрения (Интересно, что ты думаешь иначе…)
∙ попытаться разрешить разногласие с помощью логических аргументов ( Я не совсем с тобой согласен…).
- МЕТОД ПРОЕКТОВ.
Проектная деятельность является исключительным по своей эффективности средством развития у школьников способностей к изобретательству, рационализаторству и творческой деятельности. Конечно, выполнение проекта – дело трудное, но вовлекать учащихся в эту деятельность надо обязательно.
Начиная с 6 класса мои ученики начинают выполнять мини-проекты:
1.мини – проект «Палитра времен года» - выполнен Платоненковой Н. с применением ПК;
2. мини-проект «Осень в лесу» - выполнен Хаировой М.;
3. мини-проект «Создание фитомодуля кабинета биологии» - создан Левиной Р.
( приложение №3 на диске в виде презентации)
Проекты можно выполнять и коллективом. Коллективное проектирование позволяет сплотить учащихся, они получают удовольствие от общения друг с другом и от того, что вместе выполняют нужное дело. Ответственность за конечный результат несет весь коллектив.
Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности – чем более самостоятельные дети, тем более качественно выполняется работа.
После защиты проекта материал остается в кабинете, пополняя методическую базу.
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Преподавание географии и биологии немыслимо без проведения исследований. Постановка опытов, практические работы на местности, экскурсии и походы – все это маленькие исследования по установлению нового или подтверждения известного. Практическая часть, которая заложена в учебных программах, ежегодно полностью выполняется. Кроме этого, в рамках экологического просвещения, большая исследовательская работа проводится по фенологическим наблюдениям. Школьные программы по биологии и географии дают ряд удобных моментов для увязки фенонаблюдений с учебными занятиями.
Фенонаблюдения – исследования местных погодных условий, их изменений во времени. Как любое исследование, фенологическое – довольно сложный и кропотливый процесс. Не каждый ученик с ним справится. Но тот, кто серьезно им увлечен, приходит к определенным результатам.
( приложение №1)
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности. Естественно, она предпочтительнее для старшего школьного возраста. Ученик, который решил провести исследование, сначала формулирует проблему, которую он собирается разрешить, затем ставит цели по организации сведений по выбранной проблеме и определяет задачи исследования. В соответствии с поставленными задачами ученик выбирает методы исследования: опрос, поиск литературы, наблюдения, эксперимент и др. Результаты исследований оформляет как реферат и представляет его слушателям.
Учащимися были проведены и представлены следующие исследовательские работы:
1). «Агротехника выращивания винограда в условиях Вяземского района Смоленской области (сорт «Изабелла)». Ученица 9 класса Давлетьянова А. на протяжении 5-и лет исследовала культуру винограда и ответила на поставленный себе вопрос: на Смоленщине, в Вяземском районе виноград выращивать можно – урожай, хоть и небольшой, получать можно.
2). «Союз цветка и камня. Принцип подбора растений и создание цветовой гаммы рокария». Ученик 9 класса Шадов С. исследовал принцип подбора и создал цветовую гамму рокария, расположенного у него на садовом участке. Он учел экспозиции склонов и их солнечную освещенность. В результате ученик подобрал растения, у которых цветовая гамма соответствовала сезонам, т.е. смоделировал сезонные композиции.
Работа была представлена на районной экологической конференции, где получила I место и была отправлена на заочный тур в г. Смоленск, который успешно прошла. Ученик был вызван для представления работы на областной экологической конференции, где она была отмечена памятным подарком и денежным призом.
( приложение №2 – работа, приложение №3 – грамота.)
3). «Голубоглазое диво земли смоленской». Ученица 9 класса Касымова О. исследовала экологию льна от истории выращивания до использования льнопродукции. Материал о данной культуре связала с традиционным природопользованием, т.е. с пошивом из него одежды, изготовлением головных уборов, обуви. Исследовала историю смоленской и вяземской вышивки ( по работам Е.Н.Клетновой), использовала в своем исследовании материал Смоленского музея – заповедника «Смоленский лен», магазина «Русский лен», Интернет-ресурс.
Свою исследовательскую работу ученица представила слушателям – участникам районной школьной научно-практической конференции «Школа – Наука- ВУЗ», где получила высокую оценку – Диплом I степени и грамоту ВФМГУТУ.
(приложение №4 – Диплом, приложение №5 – грамота).
Работа направлена в г. Смоленск на областную научно-практическую конференцию юных исследователей окружающей среды.
Большой интерес вызывают у учащихся исследования краеведческой направленности. Особый интерес вызывают исследования, связанные с изучением своей малой родины.
Ученица 10 класса, Сайб Мария, в октябре 2013 года представила на районную экологическую конференцию эколого – краеведческий путеводитель «Мое село – моя отрада». В своей работе ученица, «листая памяти страницы», исследовала историю родного села от момента возникновения до современного состояния. «Страниц» исследования было пять: историческая, географическая, героическая, экономическая, культурная. Ученица и сама много нового узнала о своем селе, и познакомила с ним всех, кто присутствовал на презентации работы, где прозвучали и стихи о родном селе, и песни, исполненные самой ученицей.
Работа заняла третье место и награждена грамотой.
(приложение №4 – на диске, приложение №6 –грамота).
Ученицей 9 класса, Кодаленковой Ксенией, проведена огромная исследовательская работа по изучению изменений, произошедших на территории Относовской сельской администрации за сто лет – с 1912 по 2012 годы ( работа посвящалась Е.Н.Клетновой, 70 лет со дня смерти которой праздновали в 2009 году). Ученица составила список исчезнувших за эти годы деревень ( их оказалось 60 ), составила список ныне существующих деревень и описала их демографическое состояние, составила список дворянских усадеб, существовавших на данной территории до 1917 года (их оказалось 17).
Ученица прошла дорогой, которой еще в 1909-1912 годах ездила на своей лошадке Е.Н.Клетнова из родового имения Кочетово до Относова и ближайших к нему деревень.
С работой Ксения выступала перед учащимися в школьном краеведческом музее 22.01.12 г., в день смерти Е.Н.Клетновой, затем в сельском Доме Культуры перед односельчанами, и вышла с работой на районную экологическую конференцию и получила первое место.
Работа была направлена на областную экологическую конференцию, прошла заочный тур отбора, слушалась на очном туре и была отмечена поощрительным призом.
(приложение №7 – грамота).
Кодаленкова Ксения, как занимающаяся изучением жизни и деятельности ученого, историка, краеведа Е.Н.Клетновой, была приглашена на Международную научно-практическую конференцию, посвященную памяти Е.Н.Клетновой. В работе этой конференции участвовала и я, как руководитель и как представитель от администрации.
(приложение №8 – приглашение, фото).
В 2011, 2012, 2013 и 2014 годах я присутствовала на «Клетновских чтениях». Готовится работа о роли Е.Н.Клетновой в освещении Отечественной войны 1812 года на нашей, вяземской, земле.
- ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.
Развивающее обучение осуществляю в форме вовлечения учеников в различные виды деятельности. Использую дидактические игры, дискуссии, направленные на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Вовлекая ученика в учебную деятельность, конструирую педагогическое воздействие на основе учета ближайшей зоны развития ребенка и имеющихся у него знаний и навыков.
Хочу продемонстрировать внедрение технологий развивающего обучения на примере программ дополнительного образования.
Кроме географии и биологии я веду предмет «изобразительное искусство». На этот предмет отводится лишь один час в неделю, а в нашей малокомплектной школе происходит еще и совмещение классов. Поэтому наиболее полно и доступно развивать интересы детей возможно на кружке, где такие предметы, как рисунок, живопись, композиция, лепка, прикладное искусство преподаются в единстве. Посещение этих занятий – благоприятная возможность для творческого, развивающего обучения.
В 2008-2009 учебном году я работала по программе «Природа и творчество», разработанной мною для дополнительного образования учащихся 8-11 лет. Цель программы – развитие творческих способностей детей и формирование их ценностного отношения к природе. Можно сказать, что это была интегрированная программа, в которой интегрированными компонентами выступали предметы биология и изо.
Дети развивали свои умения и навыки работы с различными природными материалами и художественными инструментами, с удовольствием приносили собранный своими руками материал на занятия, были увлечены работой с ним. Ведь в желуде, орехе, яблоке, картофеле, соцветии чертополоха таятся образы сказочных героев – воплощение детской фантазии.
(приложение№8 – программа «Природа и творчество»).
Много лет веду кружок по изобразительному искусству «Волшебник – простой карандаш», который посещают учащиеся среднего звена.
Программа кружка составлена на два года обучения и полностью соответствует технологиям развивающего обучения.
( приложение №9 – программа «Волшебник – простой карандаш»).
На занятиях ученики осваивают для себя совершенно другую роль – они не просто зрители и слушатели, а творцы. Такая позиция определяет их заинтересованность процессом развития и познания: ученик выдвигает свой взгляд на видимый предмет, открывающуюся глазам картину природы; он волен выбрать и обосновать свое решение передачи увиденного на бумагу, вступить в дискуссию с учителем. Вывод рождается, а не предъявляется учителем. Это дает возможность каждому ученику открыть для себя и сознательно принять научное решение. Идет усиление внимания к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого ученика.
На занятиях кружка присутствуют занятия, где используются ролевые игры, позволяющие развивать различные творческие грани ученика.
Как пример я прилагаю открытое заседание кружка «Бабушкин сундук». На этом занятии решалась основная задача – развитие творческой и познавательной активности по приобретению навыков в области художественной Городецкой росписи.
( приложение №10 – открытое заседание кружка «Волшебник – простой карандаш» - «Бабушкин сундук»).
Городецкие изделия – подлинные жемчужины народного творчества. В их художественном решении отразилась связь человека с миром, природой, землей.
Я убеждена, что детей следует как можно раньше приобщать к народной культуре. Поэтому я посвящаю декоративно-прикладному искусству 8 занятий в первый год обучения в кружке и 6 занятий во второй год обучения. За эти занятия дети учатся поэтапно раскрашивать основные цветы Городецкого «древа жизни», во второй год обучения – птицу – символ света, счастья и добра, а так же коня – символ солнца, плодородия.
Методику преподавания уроков по Городецкой росписи я вместе с членами кружка представляла на районной … «Учитель – ученик» в 2009-2010 уч.г.
Учащиеся, одетые в сарафаны, расписанные Городецкими розанами и купавками, во главе с Иванушкой и Матрешкой, стихами и песнями, выставкой своих расписных поделок и самими рисунками, с увлечением в стихотворной и песенной форме рассказали об этапах Городецкой росписи. За что получили заслуженную награду – грамоту и третье место.
( приложение №11 – грамота с конференции «учитель- ученик» - совместная творческая деятельность).
6. ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
В ОБУЧЕНИИ.
Личностно – ориентированный подход ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. На личностно – ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу, урок становится более интересным, привлекательным, результативным.
В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, сотрудничество, модульное обучение. Личностно ориентированное образование должно включать следующие аспекты вышеперечисленных педагогических систем и теорий:
- В процессе обучения должно быть обеспечено гуманное, уважительное отношение к обучаемому.
- Обучаемый определяется как высшая самостоятельная ценность, на развитие его интеллектуальных и духовных способностей направлен весь учебно-воспитательный процесс.
- В качестве основных приоритетов процесса образования выделены: развитие личности обучаемого, его неповторимой индивидуальности, творческих способностей, мышления, широты взглядов, формирование способности к активной и самостоятельной деятельности, осуществление естественного, свободного развития обучаемых.
- В процессе обучения и воспитания педагог должен опираться на субъективный опыт индивидуума, что позволит осуществлять адресную помощь обучаемому, индивидуализировать и дифференцировать обучение.
Целью личностно ориентированного образования является создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:
- функция избирательности (способность человека к выбору);
- функция рефлексии (личность должна уметь рефлексировать, оценивать свою жизнь);
- функция бытийности, состоящая в поиске смысла жизни и творчестве;
- формирующая функция (формирование образа “Я”);
- функция ответственности (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
- функция автономности личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).
Каким же должен быть личностно-ориентированный урок и какова должна быть деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью? Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. Я планирую уроки так, чтобы они были направлены не на выяснение того, что знает учащийся, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике. Всем своим урокам придаю личностно – ориентированный характер, исходя из возрастных особенностей учащихся, применяю выше указанные самостоятельные технологии.
7.ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ.
Одно из направлений совершенствования обучения – организация и проведение интегрированных уроков. Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения и очень эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении комплексных проблем. Такие уроки:
∙ повышают мотивацию;
∙ формируют познавательный интерес;
∙ способствуют формированию целостной картины мира;
∙ способствуют рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон;
∙ позволяют систематизировать знания;
∙ способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся;
∙ способствуют увеличению темпа выполняемых операций;
∙ позволяют вовлечь каждого ученика в активную работу на каждой минуте урока;
∙ способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
∙ формируют в большей степени общеучебные умения и навыки и рациональные.
Так как я веду три предмета (географию, биологию, изо), то чаще всего интеграция на уроке происходит между этими учебными дисциплинами. Невозможно провести урок биологии в старших классах не затронув предмет географию. А, изучая многие темы по географии, обязательно делаешь сноску на биологические знания.
В приложении я предлагаю разработанный мною вариант планирования межпредметных связей в темах курса «Общая биология» и интегрированный урок (география – биология).
(приложение №12 – предметное интегрирование по курсу «Общая биология»; приложение №13 – интегрированный урок).
Провожу я и интегрированные уроки со смежными с биологией дисциплинами – ОБЖ, физкультурой, химией.
Хорошим получился урок в 8 классе «Гигиена организма: урок открытых мыслей», проведенный совместно с учителем ОБЖ. Заранее был определен объем материала, последовательность его изложения, повторения пройденного. Урок назывался «уроком открытых мыслей» потому, что каждому ученику предлагалось свободно высказывать свое мнение и суждения по очерченному кругу вопросов. Каждый мог поделиться опытом, предложить решение. Конспект урока прилагается.
(приложение №14 – разработка интегрированного урока
«Гигиена организма: урок открытых мыслей»).
В этом учебном году намечаю провести два открытых урока в технологии интегрирования: география – ОБЖ: «Моря – крупные ПК России» - 8 класс; биология – физкультура: «Сердце свое сберегу, сам ему я помогу» - 8-9 класс
8.БЛОЧНО – МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Образование в общем своем развитии движется в направлении совершенствования, накопления положительного опыта.
Блочно-модульные уроки относятся к современным инновационным технологиям и с этой позиции имеют определенный интерес. Уже более десяти лет я использую блочно-модульные уроки по биологии, предложенные педагогом-новатором В.Ф.Шаталовым. Основные особенности методики проведения таких уроков заключаются в следующем:
∙ теоретический материал изучается крупными блоками;
∙ на уроках используются опорные конспекты;
∙ предусматривается система разнообразных учебно-тренировочных работ;
∙ проверка и оценка знаний осуществляется как учителем, так и самим учеником с помощью различных форм индивидуального, фронтального и группового опроса.
По методу В.Ф.Шаталова у меня разработаны 6 уроков по биологии в восьмом классе по темам «Кожа» - 4 урока и «Железы внутренней секреции» - 2 урока.
(приложение № 15).
Разработаны конспекты по общей биологии в 9 классе по теме «Основы экологии» (программа В.Пасечника). Обычно на нее отводится мало времени, а она важна для современного ученика, живущего в экологически нестабильном мире. Опорные конспекты позволяют пройти тему быстро и качественно.
( приложение №16).
Технология блочно-модульного обучения применима и в географии. Особенно она применима в 6 классе в связи с сокращением учебного времени до 34 часов в неделю. Модули для уроков географии в 6 классе я строю исходя из целевого назначения информационного материала. А затем связываю его с комплексными и частными дидактическими целями, т.е. интегрирую два блока-модуля – теоретический и алгоритмический. Начало модуля определяет общую, интегрированную цель, а начало его элемента – описание частной цели. Весь блок изучаемой темы намечает близкие, средние и дальние перспективы. Весь урок – многократно повторяющаяся варьирующая самостоятельная работа. В приложении я представляю конспект открытого урока по географии в 6 классе.
( приложение №17).
9.КОЛЛЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ.
Эта методика, разработанная в начале перестройки профессором В.К.Дьяченко (г. Усть – Каменогорск Тюменской области) развивает детскую самостоятельность, умение рассуждать, выполнять практические действия. В классе царит атмосфера доброжелательности и уважения друг к другу. В классе создается атмосфера сотрудничества по линии учитель-ученик и, что самое главное, ученик-ученик. Знания каждого зависят от знаний других членов группы. На коллективных занятиях используются различные методические приемы ( совместное изучение, взаимопередача тем и др.). Каждый прием решает в процессе обучения определенные дидактические задачи: изучение нового, закрепление, обобщение.
Учащимся на моих уроках нравится работать в паре: слушать друг друга, доводить до понимания учебный материал, т.е. вести обычный и развивающий диалог, быть педагогом.
Я применяю работу в парах и постоянного и сменного состава. Коллективная форма обучения в парах сменного состава я применяю с другими формами обучения: индивидуальной, групповой, парами постоянного состава. При этом обучение происходит в рамках классно-урочной системы, поурочное планирование учебного материала сохраняется. Для коллективного способа обучения мною хорошо опробирована тема «Пищеварение» по биологии в 8 классе. На нее я отвожу 7 уроков, из которых первый – « Питание и пищеварение» - (информационный ввод) – лекция по всей теме с применением опорных конспектов (можно и в виде компьютерной презентации), ознакомление с терминами, узловыми понятиями, установление связи между ними.
Цель первой информации – создать у школьников общее представление о теме, возможность ориентироваться в материале.
Второй и третий уроки – изучение органов, переваривающих пищу: ( №2 – «Пищеварение в ротовой полости»; №3 – «Пищеварение в желудке и 12-типерстной кишке») – индивидуальный ввод карточек, т.е. ученики получают карточки для самостоятельной работы, в них даны первый и второй уровень заданий. Ученики работают с учебниками, дополнительной литературой, справочниками, а дома – с компьютером. На этом этапе провожу контроль (устно, по рабочим тетрадям, по карточкам). Уроки 4,5,6- работа в парах сменного состава по алгоритму, написанному в дидактических карточках. В алгоритме указана последовательность работы с партнером. На этих уроках изучается функция тонкого и толстого кишечника, предупреждение желудочно-кишечных инфекций. Обобщается весь учебный материал по теме, класс подготавливается к итоговому контролю. Урок 7 – итоговый контроль по теме. Возможны разные формы контроля. В приложении я представляю дидактические карточки уроков 2-6.
( приложение №18).
Коллективный способ обучения создает творческую атмосферу, доброжелательные отношения между учащимися, а также между учащимися и учителем. Организует и обучает, воспитывает сама среда. Спокойно воспринимается увеличение объемов информации в предмете и учебном плане: ведь учащиеся учатся учиться без стрессов, без давления, с удовольствием. Активно формируется литературная речь, в том числе и предметная.
10. ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Такая форма обучения, при которой учитель взаимодействует с одним учеником. Один учащийся взаимодействует со средствами обучения. Индивидуальное обучение позволяет полностью адаптировать содержание, методы и формы учебной деятельности ученика к его особенностям, следить за каждым его действием при решении конкретных задач, следить за его продвижением от незнания к знанию, вовремя вносить необходимые коррективы как в свою деятельность, так и обучающегося, приспосабливать их к постоянно меняющейся ситуации. Все это позволяет ученику получить знания, соответствующие стандарту образования. В малокомплектной школе такие технологии применимы практически на каждом уроке.
11. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. В игре раскрываются творческие способности личности. «Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития» - писал В.С.Сухомлинский. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями.
В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений и проявлений в труде. При применении этой технологии расширяется кругозор учащихся, активизируется мыслительная деятельность, способствующая глубокому осмыслению материала. Существующее многообразие игр позволяет использовать их практически на каждом этапе урока – при проведении опроса, изучении нового материала, закреплении, как домашнее задание или как вариант обобщающего урока.
Я использую разнообразные игры: по количественному составу – индивидуальные, групповые, коллективные; по характеру и форме проведения – ролевые и деловые; по длительности – кратковременные и продолжительные; по месту проведения – на уроке, на внеклассных мероприятиях. Предлагаю разработку общественного смотра знаний, который я сама разработала и провела в 8 классе в форме деловой игры.
( приложение №19).
Накопленный опыт позволяет мне сделать вывод о том, что в условиях малокомплектной школы наиболее удачны уроки с нетрадиционными методами и формами обучения. Сама атмосфера подготовки к таким урокам, когда нет «зрителей», когда все участники, рождает оптимизм даже у самых безразличных к учебе ребят.
По педагогическим целям включения в учебно-воспитательный процесс выделяют:
- игры для урока (игры – миниатюры, игры-эпизоды и др.);
- игры для внеклассной работы (игровые праздники).
Я применяю в своей деятельности игры – миниатюры, игры-эпизоды, деловые игры. Наиболее удачными представляются уроки-игры как обобщающие уроки. Можно провести БИО-квн, дидактическую игру «Угадай живое существо», урок-сказку. Часто применяю коллективные игры-соревнования.
( приложение №20).
В познавательной географической игре закрепляется умение применять полученные знания, навыки пользования справочной и другой литературой. А главное, в процессе игры, учащиеся получают знания, испытывая при этом удовольствие. В этом учебном году первый урок географии в 6 классе я провела в форме познавательной игры «Знакомство с географией».
( приложение №21).
Применение игры на уроке очень разнообразные. Часто я организовываю игру в начале урока для активизации внимания учащихся, еще чаще – в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Вот перечень некоторых географических игр, которые я применяю на уроках: «Третий лишний», «Знаешь ли ты страну?», «Путешествие по карте», «Найди ошибки в тексте». Часто на уроках применяю анаграммы, метаграммы, географические викторины. В 2012-2013 уч.г. был проведен интересный КВН по теме «Гидросфера».
( приложение №22).
12. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Во многом успешность обучения определяется состоянием здоровья ребенка. Здоровье – основа формирования личности. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительнее труднее. В 2011 -2012 уч.г. я проводила с Олейниковой О., учащейся школы, мониторинг-исследование, главными целями которого было узнать: задумываются ли учащиеся о своем здоровье. Мы составили опросник и в течение года узнавали от учащихся среднего и старшего звена об их отношении к своему здоровью, о способах сохранения здоровья, о значении для них здоровья.
Было опрошено 26 мальчиков и 29 девочек и на вопрос «Как вы оцениваете свое здоровье?» более 50% детей ответили «хорошо», 30% - «удовлетворительно», 20% - «очень хорошо». Но при этом 90% опрошенных хотели бы улучшить свое здоровье. Мы, учителя биологии, должны им в этом помочь.
Много лет подряд я веду элективные курсы, которые соответствуют требованиям здоровьесбережения. Мною разработаны следующие элективные курсы:
- «Здоровый образ жизни – залог будущего здоровья». -17 час. 9 класс.
- «Основы рационального питания». – 17 час. 10 класс.
- «Валеология». - 17 час. 11 класс.
- «Познай себя» – интегрированный элективный курс. – 34 часа 10класс.
- «Секреты здоровья». – 17 час. 9 класс.
Прилагаю одно занятие из курса «Секреты здоровья» по теме «Хорошее настроение – зарядка на весь день».
(приложение № 23).
Многие учащиеся понимают, что сохранение своего здоровья зависит напрямую от самого человека. Поэтому многие стараются узнать как можно больше о возможностях и способах сохранения здоровья. Они читают дополнительную литературу, посещают элективные курсы, а как результат – выбор реферативных работ учащимися 9 класса для сдачи итогового экзамена. За последние три года были подготовлены реферативные работы по темам:
- «Здоровье человека и окружающая среда» - Кондратенко А., 2011г.
- «Здоровье человека и окружающая среда» - Кондратенко А., 2011г.
- «Компьютер и здоровье человека» - Бекряшова К., 2012г.
- «ЗОЖ – залог будущего здоровья» - Олейникова О., 2012г.
- «Генетика и наследственные болезни человека» - Полякова А., 2012г.
- «Эволюция биосферы и здоровье человека» - Кондратенко С.. 2013г.
- «Оздоровительный эффект ландшафта» - Шендрикова Т., 2013г.
- «Человек в мире звуков и цвета» - Соловьева М.,2014г.
(приложение №4 - презентация к реферату «Оздоровительный эффект ландшафта» на диске).
Итак, современные педагогические технологии помогают мне наиболее эффективно добиваться дидактических целей. Для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса использую различные технологии:
КСО - коллективные способы обучения. ГСО - Групповые способы обучения. ТПО - Технология проблемного обучения. ИИТ – Интерактивные игровые технологии. ТПИД – Технология проектно-исследовательской деятельности. ТПФУЗ – Технология поэтапного формирования умственных знаний. ТУД – Технология уровней дифференциации. ТОСМ – Технология обучения на основе схемных модулей. ТМО – Технология модульного обучения. ИКТ – Информационные и коммуникационные технологии.
- опыт обобщен, применяется
- изучается, применяется
применяется, корректируется.
Считаю, что все перечисленные технологии позволяют сохранить низкий уровень тревожности, высокую мотивацию, чувство комфорта, которое повышает продуктивность обучения, т.к. учащиеся становятся активными участниками учебного процесса, предмет становится более любим.
Используя методику наблюдения, психолого-педагогический анализ урока, методику анализа мотивов учебной деятельности по Н.В.Кузьминой и Г.Н.Казанцевой мною была изучена мотивация в изучении предметов географии и биологии. Результаты исследования явились основой для сопоставительного анализа отдельных мотивов учебной деятельности конца 2009-2010 учебного года и середины 2010-2011 учебного года. По результатам психолого-педагогического исследования были выделены группы обучающихся, имеющих стойкий интерес к предмету биологии. На основании исследований был сделан вывод о том, что на протяжении исследования доминировали ответы «нравится получать хорошие оценки» (27%), «предмет интересен» (73%), т.е. присутствует мотивация к изучению предмета.
Мною была проведена диагностика основных мотивов учебной деятельности учащихся ( по П.И.Третьякову) и диагностика познавательной активности. Цель: изучить уровень сформированности основных мотивов учащихся; определить уровень интереса школьников к предмету биология.
Были получены следующие результаты:
АНАЛИЗ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
( по школе)
77% 46% 12% 69% 42% 62% 58%
АНАЛИЗ ДИАГНОСТИКИ ОСНОВНЫХ МОТИВОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
на начало учебного года на конец учебного года (2013 – 2014 )
Диагностика уровня обучаемости ( по П.И.Третьякову) и обученности показала следующие результаты:
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ
УРОВНЯ ОБУЧАЕМОСТИ (2013 -14 уч.г.)
8% 54% 38% 12% 61% 27%
на начало года на конец года
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА (уровень обученности)
( 11 класс, 2012 – 2013 учебный год)
Фамилия, имя учащегося | Полностью и правильно выполненные задания | выводы | ||||
Уровни обученности | ||||||
Первый (узнавание) | Второй (запоминание) | Третий (понимание) | Четвертый (умение и навыки) | Пятый (перенос) | ||
Кондратенко Степан | + | Владеет закрепленными способами обученности и применяет их на практике | ||||
Федин Никита | + | Использует знания в нестандартных учебных ситуациях |
Данные мониторинга и опросов показывают наличие у обучающихся высокой мотивационной готовности к изучению предметов образовательных областей «География», «Биология», информированности о потребностях рынка труда. Выпускники школы выбирают профессии эколого-биологической направленности и успешно обучаются в средних и высших учебных заведениях.
Важным звеном в обучении является продуманная система проверки знаний и умений учащихся. Она направлена на выявление достижений целей обучения и устранение пробелов в учебной подготовке учащихся, на основе полученной информации корректируется учебный процесс. Наряду с традиционными формами и методами проверки я использую разнообразные тестовые задания: задания с выбором одного или нескольких ответов; тесты на выбор правильного суждения; на классификацию предметов, задания с текстом, в котором имеются биологические или географические ошибки.
Использование данных условий организации учебной деятельности оказывают положительное влияние на усвоение учащимися всех компонентов дисциплин, на повышение качества знаний.
ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
год | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 |
предмет | г е о г р а ф и я | ||
успеваемость | 100% | 100% | 100% |
качество ЗУН | 80,8% | 92% | 92,% |
предмет | б и о л о г и я | ||
успеваемость | 100% | 100% | 100% |
качество ЗУН | 75,3% | 77,4% | 78,4% |
среднее по школе качество | 32,% | 40,4% | 21,6% |
Вывод: за последние три года наблюдается тенденция повышения уровня обученности учащихся. Мои ученики имеют хорошие знания, что подтверждается их выбором предмета биологии для сдачи ЕГЭ и поступлением в медицинские учреждения области: Смоленскую Государственную медицинскую академию (Комаров В.), Вяземский медицинский колледж ( Исакова К., Евлентьева Я., Красота Д., Олейникова О., Денисов С., Соловьева М., Гитиномагомедов Р.)
( приложение № 24).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ Тема: « Использование современных образовательных технологий на уроке изобразительного искусства»
Цель моей работы: обеспечение развития творческой личностной сферы учащихся, повышение интереса к учению; повышение качества учебного процесса; охрана и укрепление физического и психического здоровья ...
О выборе, внедрении и результатах использования современных образовательных технологий (СОТ) на уроках математики
Справка о выборе, внедрении и результатах использования современных образовательных технологий (СОТ) на уроках математики...
Аналитический отчет (самоанализ) об эффективности использования в практической деятельности современных образовательных технологий.
самоанализ об эффективности использования в практической деятельности современных образовательных технологий...
Внедрение в практику работы современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Доклад на тему: «Внедрение в практику работы современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»(Уроки - исследования с использованием краеведения)...
Повышение качества - учебно - воспитательного процесса через внедрение в практику работы современных образовательных технологий
Основная ценность и идеал образования: свободный поиск истины и бескорыстное распространения знаний. Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации росс...
Внедрение в учебную деятельность новых педагогических технологий: проектная деятельность
Проектная деятельность - особая технология, позволяющая ученику более глубоко вникнуть в изучаемую тему...
Внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий
Здоровьесберегающие технологии, карточки Peks в работе с обучающимися ТМНР и РАС, парта Базарного...