План урока "Съёмные носители информации"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме

Шишигина Елена Муратовна

План урока информатики и ИКТ в 5-х классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._plan_uroka_semnye_nositeli_informatsii.docx997.87 КБ

Предварительный просмотр:

на тему:

«Съемные носители информации»

        

Подготовила и провела учитель информатики и ИКТ

Шишигина Елена Муратовна

Ноябрь  2009г.


Цели урока:

  • образовательная: акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных процессах), дать учащимся о современных носителях информации, показать разнообразие носителей информации;
  • развивающая: формирование интереса к предмету; развивать память, внимание, словесно-логическое мышление, формировать потребность в обучении и саморазвитии, раскрывать творческий потенциал учащихся;
  • воспитательная: воспитание самостоятельности, воспитание культуры интеллектуального труда.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Актуализация знаний. Диалог-беседа (8 мин.).
  3. Работа над новым материалом. Сообщения  о носителях информации. (20мин.)
  4. Подвижная пауза (1 мин.).
  5. Практическая работа с флэш-картой (10 мин.).
  6.  Домашнее задание (2 мин.).
  7. Рефлексия. Подведение итогов урока (3 мин.).

№ п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется

1.

Диалоговая система обучения, эвристическая беседа, подводящая к более эффективному восприятию  темы.

Этап 2. Актуализация знаний. Диалог-беседа.

2.

Технология продуктивного обучения.

Этап 3.Самостоятельная предварительная подготовка учеников.

3.

Здоровьесберегающая технология.

Этап 4. Подвижная пауза.

4.

Технология продуктивного обучения

Этап 5. Практическая работа, закрепляющая полученные сведения теоретического характера.

5.

Личностно-ориентированная  педагогика

Этап 7. Рефлексия.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих.

2. Проверка домашней работы. Диалог-опрос.

Учитель проводит фронтальный опрос класса.

Вопросы классу:

1. Как человек хранит информацию различных видов? Приведите примеры.

О: В «уме», записная книжка и т.д.

2. Много ли информации человек может сохранить «в уме»? Почему?

О:  Нет, не много, информация быстро забывается, нужно постоянно повторять, закреплять память.

3. Какая информация называется оперативной и почему? Приведите пример оперативной информации, которой вы владеете.

О:  Память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводиться достаточно быстро.

4. Какую память можно назвать долговременной? Назовите внешние хранилища информации.

О: Записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации можно назвать долговременной памятью.

3.Работа над новым материалом.

- Краткое вступление учителя.

Информация хранится на компьютере в электронном виде. Для передачи информации с одного компьютера на другой используют съемные носители информации.

Есть также носители информации, которые встроены внутри компьютера и не переносятся отдельно. Вся информация на компьютере хранится на жестком диске.

Давайте послушаем ребят, которые подготовили   нам сообщение на тему: «Жесткий диск»

- Сообщения  учеников.                                        

Тезисы выступления докладчика на тему «Жесткий диск».

Жесткий диск является самым  распространенным носителем информации, который  используется во всех компьютерах.Жесткий диск представляет из себя алюминиевый корпус, в который помещены металлические диски, на который нанесен магнитный материал. Также внутри корпуса расположены головки для считывания информации, двигатель и платы управления. Жесткие диски бывают разного объема, от 200 Мб до 3 Тб.

Но жесткий диск нельзя носить с собой, он постоянно находится в компьютере. Вот поэтому для передачи данных придумали съемные носители информации.

Учитель отвечает на вопросы и  предлагает  послушать второе сообщение.

Тезисы сообщения ученика на тему: «Что такое дискета ?»

Дискета – это магнитный диск вроде пластинки, помещенный в картонный конверт. В зависимости от размера дискеты изменяется ее емкость в байтах.  На дискету 3,5 дюйма помещается 1,44 Мб информации.Дискеты универсальны, подходят на любой компьютер оснащенный дисководом. Они могут служить для хранения, накопления, распространения и обработки информации.  

Дисковод – устройство параллельного доступа, поэтому все файлы одинаково легко доступны.

Сейчас дискеты применяются в основном для резервирования небольших объемов данных и для распространения  информации. К недостаткам относятся маленькая емкость, что делает практически невозможным долгосрочное хранение больших объемов информации, и не очень высокая надежность самих дискет.

Учитель: «Итак, ребята как мы уже сказали, дискеты имеют ряд недостатков. Это маленький объем и низкая надежность. Поэтому более позже разработали новый вид носителей информации. Это CD диски. О них также подготовлено сообщение».

Тезисы сообщения ученика на тему: «Что такое CD?  »

CD  - Compact Disk – компакт-диск, это оптический диск  размером 4,75 дюйма (12 см), на котором записана музыкальная информация в цифровом формате. Вместимость данного устройства составляет 700 Mb.

Диск может содержать 74 минуты высококачественной звуковой информации.  Диски нельзя карябать и ронять.

Фанаты - компьютерщики, быстро сообразив, что компакт диски могут хранить не только музыку, но и цифры, немедленно прибрали их к рукам, так что теперь многие компании продают программы и прочую информацию на CD. Он может вместить в сотни раз больше информации, чем сотни дискет.

CD, на которые можно один раз записать информацию, называются CD-R. А CD, которые позволяют считывать, записывать и удалять информацию, называются  CD-RW. Они намного дороже, чем обычные CD-R.

Учитель: «Более позднее на свет появляются DVD - диски. Они внешне ни чем не отличаются от  CD дисков. Преимущество  DVD – дисков  в объеме помещаемой информации.  DVD – диск вмещает в себя 4,7 Gb (1 Gb – 1 000 Mb).

     

На предложенной вам диаграмме  

показана разница вместимости

информации на разных носителях.

Итак, DVD – диски последнее время занимают главенствующую позицию  среди носителей информации. Они также подразделяются на простые DVD-R и DVD-RW, как и CD-диски. Казалось бы, что они внешне по размерам одинаковы, тогда почему же такая разница во вместимости? Оказывается, запись на носители (размещение информации) ведется в разных форматах. Отсюда и большая разница во вместимости.

Для считывания информации с CD – дисков, на компьютере должен быть установлен CD-ROM, который позволит вам работать с информацией находящейся на диске. Соответственно для DVD –дисков необходим DVD-ROM.

Как мы уже сказали эти устройства позволят вам воспользоваться той информацией которая находится на диске, а вот для записи информации на диск используются специальные CD-RW и DVD-RW.

Так как DVD – диски появились позже CD – дисков, поэтому считывающее устройство DVD-ROM может считывать информацию и с CD – дисков. А вот  CD-ROM никогда не сможет прочитать информацию с DVD – диска, потому что появился он гораздо раньше DVD - дисков.

Но мы знаем, что мир не стоит на месте и в компьютерном мире появляется новое устройство – Флеш – память, называемая в народе просто флешкой.

Тезисы сообщения ученика на тему: «Что такое флеш-карта ?»

Флешка – от английского слова flash – память. Это устройство для хранения и передачи информации. Чуть больше зажигалки, имеет большую память, высокую скорость передачи информации, защищенность от любого механического и электромагнитного воздействия, универсальна, т.е. может подходить к любому компьютеру. Она проста в использовании, ее легко можно помесить даже в карман или кошелек. В отличие от дисков и дискет очень удобна.

Флеш-память может использоваться в мобильных телефонах, компьютерах, бытовых приборах и даже  наручных часах. Она состоит из корпуса и защитного колпачка.

На флешку можно записывать какую-либо информацию, музыку, фильмы, фото, с нее можно читать работать с документами, скидывать всю эту информацию с одного компьютера на другой, стирать (удалять), копировать, в общем работать, как на компьютере.Флешка не боится частых подключений к компьютеру, перемещений на большие расстояния и падений. При ее включении компьютер не надо выключать.

Флешка не требует внешнего источника питания. Ее достаточно подключить в то или иное оборудование.Флешка имеет определенный объем памяти: от 32 Mb и выше.

4.Подвижная пауза под музыкальную заставку на интерактивной доске.

Учитель: «Мы прослушали  сообщения  о съемных носителях информации, а теперь нам предстоит практическая работа»

5.Практическая работа  учащихся.

Комментарии учителя о  выполнении предстоящих заданий. (Задания проецируются на интерактивную доску)

Задание №1

1. Вставьте флеш-диск в USB кабель компьютера.

2. Откройте папку «Мой компьютер»

3. Для Съемного носителя вызовите контекстное меню, выберите пункт «Свойства»

4. Заполните таблицу свойств флеш-диска

Информация

Свойства (общие)

Имя съемного диска 

Тип 

Файловая система 

Занято 

Свободно 

Емкость 

Задание №2

1. На Рабочем столе найдите файл «Флеш-память».

2. Скопируйте  файл «Флеш-память» в буфер обмена.

3.  Откройте папку съемного диска.

4. Вставьте скопированную информацию в съемный диск

5. Закройте окно съемного диска.

5. Произведите безопасное извлечение запоминающего устройства, нажав на панели задач   на пиктограмму.

6. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Преимущества и недостатки флеш-карт» в виде слайдовой картинки.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ученики  встают  в круг и отвечают по цепочке  о том, что они узнали на уроке, и что каждый ответ должен начинаться со слова что.

Учитель говорит: сегодня на уроке мы узнали…

  • Что такое flash-память.
  • Где используется flash-память.
  • Что представляет собой flash-память.
  • Какая информация может храниться во flash-памяти. 
  • Как пользоваться флеш-картой.
  • Как открыть флеш-карту на компьютере.
  • Как правильно извлечь флеш-карту из компьютера

Учитель просит поблагодарить учеников, подготовивших сообщения и поаплодировать им. Учитель также благодарит всех  за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные процессы. Носители информации

Разработка урока информатики (2 класс за программой "Сходинки до інформатики)....

Искусственные и естественные источники информации. Носители информации

На уроке даётся представление о понятиях искусственных  и естественных  источниках информации, носителях информации, формируется умение работать с поступающей к нам информацией....

урок информатки 5 класс "Хранение информации . Носители информации"

Урок изучения новых знаний. Урок с использованием системно-деятельностного подхода. На уроке используется презентация, ребята самостоятельно работая с учебником, заполняют кластер....

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Носители информации».

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Носители информации».Цель урока:Дать представление о процессе хранения информации и устройствах для хранения информации.Развить логич...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ» ( Информатика и ИКТ. Учебник для 5класса / Л. Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.)

Предмет    информатикаКласс   5Тема и номер урока в теме  Носители информации, 1-й урокБазовый учебник Информатика и ИКТ. Учебник для 5класса / Л. Л. Босова – ...

Тест «Носитель информации, источник, приёмник информации»

тест по теме "Носитель информации, источник, приёмник информации"...