Рабочая программа по дисциплине "Операционные системы" для специальности 230111
рабочая программа по информатике и икт по теме

Федорова Наталия Викторовна
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) и примерной программы учебной дисциплины, разработанной ГБОУ СПО Политехнический колледж №19 по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 230111 Компьютерные сети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_230111soderzhanie.docx42.44 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

стр.

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

1.1. Область применения программы

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

6

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «операционные системы и среды»

  1. Условия реализации программы учебной дисциплины

12

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

3.2. Информационное обеспечение обучения

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

14


1.паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

1.1. Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230111 «Компьютерные сети» (базовой подготовки)

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл – общепрофессиональные дисциплины.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • управлять параметрами загрузки операционной системы;
  • выполнять конфигурирование аппаратных устройств;
  • управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователя;
  • управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

  • основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем;
  • архитектуры современных операционных систем;
  • особенности построения и функционирования семейств операционных систем Unix и Windows;
  • принципы управления ресурсами в операционной системе;
  • основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционных системах.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося – 168 часа;*

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 112часа;*

- самостоятельной работы обучающегося – 56 час.*                                                                                                                                                                                              

*-указываются часы в соответствии с рабочим учебным планом. 


2. СТРУКТУРА  И  СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка

168

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

112

теоретическое обучение

52

Лабораторно-практические работы

60

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

56

Форма итоговой аттестации –                                                                                                             экзамен

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Операционные системы»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и Лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основные функции операционных систем.

57

Тема 1.1. Общие сведения об операционных системах

Понятие операционной системы. Цели и задачи операционной системы. Основная классификация операционных систем Общие сведения об операционных системах.

2

1

История развития операционных систем. Отличительные особенности современных операционных систем (на примере DOS, Windows, Mac OS, Linux, QNX OS/2.)

2

1

Архитектура операционных систем. Основные принципы построения операционных систем. (принципы модульности, особого режима работы, виртуализации, мобильности, совместимости, генерируемости, открытости, обеспечение безопасности вычислений).

2

2

Требования к современным операционным системам реального времени (Real Time OS, RTOS). Понятие интерфейсов пользователя. Виды интерфейсов.

2

2

Общие сведения об операционных системемахWindows XP, Linux. Задачи в операционной системы. Интерфейсы операционной системы. Оболочка. Утилиты операционных систем. Структура ядра.  Структура каталогов операционной системы.

2

2

Лабораторно-практические занятия

8

3

1.Исследование порядка запуска компьютера.

2.Программный интерфейс и файловая система ОС Windows

3.Процесс загрузки операционной системы

4.Настройка компьютерной системы средствами программы SETUP.

Самостоятельная работа обучающихся

9

Составление схемы программного обеспечения ПК.

Выполнение тестовых заданий по теме «Основные понятия ОС».

Написание рефератов  по теме «Системное программное обеспечение ПК».

Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.

Работа с глоссарием.

Тема 1.2. Файлы и каталоги. Управление правами доступа

Файловые системы. Цели и задачи файловой системы. Структура файловой системы. Иерархическая структура файловой системы. Типы файлов. Имена файлов. Атрибуты файлов.  

2

2

Работа с файлами и каталогами. Основные операции при работе с каталогами (создание, удаление, рекурсивное удаление, переименование, копирование).

Основные операции при работе с файлами (создание, удаление, переименование, копирование, создание жесткой ссылки, вывод содержимого файла, вывод содержимого файла в соответствии с заданными условиями).

2

2

Реализация поиска в операционных системах. Команда поиска файлов в системе каталогов. Задание логических условий поиска. Логические операторы задания условий.

2

2

Управление правами доступа. Категории пользователей в операционных системах. Атрибуты защиты файла/каталога. Изменение кодов защиты для файлов/каталогов. Основные операторы задания прав доступа.

2

2

Лабораторно-практические занятия

12

3

5. Графический интерфейс Windows.

6. Работа с файлами и папками в Windows XP

7. Файловые системы.

8. Исследование файловых систем и управления файлами в ОС Windows.

9. Файловый менеджер Far Manager.

10. Управление доступом к файловым ресурсам.

Самостоятельная работа обучающихся

10

Составление сравнительной таблицы «Файловые системы».

Составление схемы «Модель сетевой ФС».

Подготовка реферата по теме «Модель сетевой ФС»

Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.

Работа с глоссарием.

Раздел 2. Принципы построения операционных систем

45

Тема 2.1. Процессы и потоки. Управление процессами

Процессы. Создание процесса. Завершение процесса. Иерархии процессов. Состояния процессов. Контекст и дескриптор процесса.

2

2

Потоки. Определение. Классическая модель потоков. Реализация потоков в

пользовательском пространстве. Реализация потоков в ядре. Гибридная реализация. Всплывающие потоки.

2

2

Планирование. Введение в планирование. Категории алгоритмов

планирования.  

2

2

Планирование в пакетных системах. Планирование в интерактивных системах. Планирование в системах реального времени. Политика и механизмы.

2

2

Алгоритмы планирования процессов. Алгоритмы основанные на

квантовании. Алгоритмы, основанные на приоритетах. Смешанные алгоритмы планирования. Вытесняющие и не вытесняющие алгоритмы планирования.

2

2

Лабораторно-практические занятия

6

3

11.Процессы.

12.Потоки.

13. Управление процессами.

Самостоятельная работа обучающихся

8

Подготовка сообщения по  теме «Машинно-зависимые свойства.

Составление таблицы «Характеристика прерываний».

Подготовка презентации «Механизмы взаимодействия процессов».

Поиск информации в справочной системе ОС Windows.

Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.

Работа с глоссарием.

Тема 2.2. Управление в операционных системах

Управление памятью в операционных системах. Системные вызовы управления памятью. Реализация управления памятью.  

2

2

Ввод – вывод информации в операционных системах. Фундаментальные концепции. Конвейеры и фильтры. Работа с сетью. Системные вызовы ввода- вывода в операционных системах. Реализация ввода-вывода в операционных системах.

2

2

Взаимоблокировка (deadlock). Ресурсы. Выгружаемы  и невыгружаемые ресурсы. Условия возникновения ресурсных взаимоблокировок.

2

2

Лабораторно-практические занятия

8

3

14. Структура операционной системы Windows XP.

15. Изучение средств управления Windows.

16. Управление памятью в ОС.

17. Управление вводом/выводом в ОС.

Самостоятельная работа обучающихся

7

Составление схемы «Иерархическая система организации памяти».

Составление схем алгоритмов распределения памяти.

Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.

Работа с глоссарием.

Раздел 3.Сети и сетевые структуры

18

Сетевые и распределенные операционные системы.

2

2

Классические и современные сетевые коммуникационные протоколы.

2

2

Протокол TCP/IP.

2

2

Лабораторно-практические занятия

6

3

18. Установка виртуальной компьютерной сети на основе  операционных систем Windows.

19. Ознакомление с сетевыми функциями операционной системы.

20. Установка и настройка протокола TCP/IP.

Самостоятельная работа обучающихся

6

Подготовка презентаций «Сетевые функции ОС».

Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.

Работа с глоссарием.

Раздел 4. Сопровождение операционных систем.

Сервисные средства операционных систем.

48

Тема 4.1. Сервисные средства операционных систем

Создание и редактирование текстовых файлов. Команды режима ввода текста. Команды удаления текста. Команды отмены произведенных изменений. Команды копирования. Команды вставки. Команды изменения. Команды поиска.

2

2

Архиваторы. Общие сведения. Несжатый архив. Основные опции. Создание нового архива. Добавление файлов в существующий архив.

2

2

Модификация архива. Удаление членов архива. Вывод списка членов архива.

Сжатый архив. Команда создание сжатого архива. Команда извлечения файлов сжатого архива.

2

2

Лабораторно-практические занятия

8

3

21. Архивирование файлов

22. Разархивирование файлов.

23. Дефрагментация, архивирование и форматирование дисков

24. Использование служебных программ. Резервное копирование. Обслуживание системы, восстановление системы.

Самостоятельная работа обучающихся

7

Изучение служебного программного обеспечения.

Исследовательская работа: Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые те6хнологии обработки информации.

Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.

Работа с глоссарием.

Тема 4.2. Установка и настройка операционных систем

Безопасность в операционных системах. Основные типы угроз. Основные типы вредоносных программ.

2

2

Основные средства защиты.  

2

2

Брандмауэры, антивирусные технологии, электронная подпись программ.

2

2

Лабораторно-практические занятия

12

3

25. Система безопасности Windows XP.

26. Распределение прав пользователя

27. Внутренняя политика безопасности Windows XP

28. Основные признаки присутствия на компьютере вредоносных программ.

29. Работа с реестром.

30. Установка и предварительная настройка Антивируса Касперского

Самостоятельная работа обучающихся

9

Составление схемы «Классификация угроз безопасности информации»;

Подготовка реферата по теме «Базовые технологии безопасности»;

Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.

Всего

168 часа

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Информационных технологий».

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

  • посадочные места с компьютерами по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя с компьютером;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Операционные системы».

Оборудование учебного кабинета:

-посадочные места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя, компьютер с мультимедиапроектором;

Технические средства обучения:

  • компьютер с мультимедиапроектором;
  • лицензионное программное обеспечение (Linux Ubuntu, Microsoft Virtual PC, VMware Workstation).

Программное обеспечение:

  •  1.Программа эмуляции Microsoft Virtual PC 2007.
  • 2. Файл-образ загрузочной дискеты Windows 98.
  • 3. Файл-образ загрузочного диска Windows XP (Microsoft Windows XP Professional Edition Service  Pack 2  Russian      Corporate).
  • 4. Файл-образ загрузочного диска Linux.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Литература

Основная:

  1. Партыка, Т.Л. Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие /  Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Форум, 2011.- 528 с.
  2. Гордеев, А.В. Операционные системы: Учебник для вузов. - 2-е издание. - СПб.: Питер, 2010.- 416 с.: ил.
  3. Олифер, В.Г. Сетевые операционные системы: Учебник для вузов / В.Г. Олифер, Н.А. Олифер. - 2-е издание. - СПб.: Питер, 2010.- 669 с.: ил.

Дополнительная:

1.Руссинович М., Соломон Д. Внутреннее устройство Microsoft Windows: Windows Server 2003, Windows XP и Windows 2000 M.: Издательско-торговый дом "Русская редакция"; СПб.: Питер, 2010

2.Карпов В.Е., Коньков К.А. Основы операционных систем Издательство "Интуит.ру". 2011 г.– 2-е издание

3.Таненбаум Э. Современные операционные системы. СПб.: Питер, 2010. 1116 с.

4.Столлингс В. Операционные системы. М.: Вильямс, 2010. 848 с

5.Назаров С.В., Гудыно Л.П., Кириченко А.А. Операционные системы. Практикум 2010. 464 с.

Интернет ресурсы и источники:

  1. http://www.ict.edu.ru/catalog/index.php 
  2. http://artishev.com/texnologii/setevaya-os.html
  3. http://inoblogger.ru/2010/03/31/operacionnaya-sistema-interneta/
  4. http://www.tver.mesi.ru/e-lib/res/648/14/1.html 

  5.   http://www.dnf.su/college/index.php/labrabos


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

3

Умения:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств. 

ПК 2.3. Решать вопросы администрирования базы данных.

ПК 3.2. Выполнять интеграцию модулей в программную систему.

ПК 3.3. Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств. 

Текущий контроль:

управлять параметрами загрузки операционной системы;

-индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;

выполнять конфигурирование аппаратных устройств;

-тестирование по каждой теме;

управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователя;

-контрольная работа в конце 3 семестра;

управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети;

Экспертная оценка защиты лабораторных работ

Знания:

Экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий.

основных понятий, функций, состава и принципов работы операционных систем;

архитектуры современных операционных систем;

особенностей построения и функционирования семейств операционных систем Unix и Windows;

принципов управления ресурсами в операционной системе;

основных задач администрирования и способов их выполнения в изучаемых операционных системах.

Итоговый контроль:              экзамен

РП  ОС 320111        Федорова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профориентационного курса: "Профессии специальности "юрист"

Юридическое образование – это огромный и  интересный  мир, таящий  поистине безграничные возможности  в области формирования  карьеры.Юридические  специальности  вес...

рабочая программа по электротехнике для специальности "Токарь-универсал"

Рабочая программа учебной дисциплины«Основы электротехники» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта утвержденного приказом Министерства образования и...

Рабочая программа по электротехнике для специальности "Станочник (металлообработка)"лесарь"

Данная программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы ГОУ НПО ПЛ № 49 в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупнённой группы профессий ­­­...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида

Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа учебной дисциплины История Специальность 050146

ПАСПОРТ    РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ   «История»1.1. Область  применения  программы           Рабоча...

Рабочая программа по вязанию в специальной (коррекционной) школе 8 вида. 1 год обучения.

Рабочая программа составлена с учетом особенностей работы с детьми, обучающимися в школе 8 вида....