Применение ИКТ в рамках предмета Информатика.
статья по информатике и икт на тему

Мещерякова Наталия Николаевна

Информационные технологии в наше время открывают новые возможности, а порою и новые взгляды на образовательный процесс в школе. Учитывая расширение информатизации современного общества и в целях развития познавательных интересов обучающихся, в статье предлагаются примеры  методов и форм работы учителя информатики в урочное и внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon iktvup.ppt1.96 МБ
Microsoft Office document icon ikt_v_up.doc34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационные технологии могут рассматриваться в качестве систематизирующей, связующей, практической составляющей учебного процесса в школе. Особое место в типологии проектов занимают исследовательский и телекоммуникационный проекты. 1. Применение электронного учебного пособия по информатике. 2.Участие в телекоммуникационных проектах.

Слайд 10

Как направлять деятельность учащихся? Как применять информационные технологии?

Слайд 11

Телекоммуникационные проекты Это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель - исследование какой-то проблемы; согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Слайд 12

ПРОЕКТ ОСО РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ( АПКиППРО ) http :/ www.ripc.redline.ru - Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий“ http ://ofap.ru - Коломенский государственный педагогический институт ( КГПИ ) - АСКОН Разработчик САПР КОМПАС-3D http :// ascon.ru - Еженедельник Издательского дома "1 сентября «Информатика» - Московский институт открытого образования ( МИОО ) - Московский городской педагогический университет ( МГПУ ) Информационно-образовательная среда "Обучающие сетевые олимпиады. Задачей проекта ставится пропагандирование и практическая реализация форм и методов продуктивного обучения, базирующихся на личностно-ориентированном подходе в учебно-воспитательном процессе.

Слайд 13

ЭТАПЫ ПРОЕКТА Декабрь - подготовительный этап , прием заявок на адреса: oso@rcsz.ru , размещение материалов на http://oso.rcsz.ru , формирование банка методической рассылки. Январь · Регистрация участников · Ознакомление с информацией разделов ОСО о ходе проведения Проекта. Представление рабочих секций ОСО: методическое планирование семинаров, лекций, практических занятий. · Организационная связь с координаторами Проекта: запись участников по выбранным направлениям. Февраль-март - обучение в секциях ОСО дистанционно по e-mail@ . Координаторами Проекта предоставляется курс лекций, а также проводятся интерактивные практические занятия с целью подготовки к предстоящей самостоятельной работе. Апрель - олимпиадная и проектная деятельность участников. Май - подведение итогов ОСО-2005. Проведение Круглого стола.

Слайд 14

СЕКЦИИ ОСО - 2006

Слайд 15

этапы I этап предварительный - подбор группы участников; - выбор проблемной области; - подготовка визитки команды – приветствия партнеров; - выбор партнеров в сети. Проводится регистрация: для команды. 2 этап Осмысление. 3 этап Работа над проектом. 4 этап Защита проекта 5 этап Анализ проекта

Слайд 16

основные понятия Мультимедиа -способность современных компьютеров одновременно обрабатывать буквенно-цифровые тексты, графические изображение и звуки. Информационная культура проявляется в следующих аспектах : – в конкретных навыках по использованию программируемых технических устройств; – в умении выделять в своей профессиональной деятельности информационные процессы (хранения, обработки и передачи) и управлять ими; – в умении разрабатывать и использовать простейшие информационные системы. Гипертекст – это текст, связанный по смыслу между отдельными файлами или структурными единицами внутри одного документа. Это система ссылок, позволяющая осуществить связи между различными ресурсами, в том числе Интернет.

Слайд 17

исследовательские проекты • -Наличие значимых в исследовательском, творческом плане проблем или задач, требующих интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. • -Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. • -Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. • -Структурирование содержательной части проекта. Исследовательские (Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.) • - Творческие (Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников.) • - Информационные проекты (Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Наиболее типовым проектом такого рода является проект "). • - Практико-ориентированные (Имеют четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников). И др. продуманная структура логика и интерес продуманная структура четко обозначен



Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми.

                                                Учитель информатики Мещерякова Н.Н.

                                                МБОУ гимназия 69 им. С.Есенина, г. Липецк

Одаренные дети – это личности. Личности, которые неповторимы. Учитель, как отмечал А.С. Макаренко, осуществляет «проектирование личности». Необходимо, чтобы и в учебном процессе осуществление «проектирование личности» средствами мультимедиа было целенаправленно и осознано.

Система работы с одаренными детьми предполагает работу в факультативах в течение всего учебного года. Олимпиады и конкурсы, в том числе и школьные,  позволяют им применять полученные знания, подводят итоги этой работы, выявляют одаренных в научном отношении ребят, привлекают их к занятиям под руководством опытных педагогов.

Как же организовать такую систему занятий и конкурсов с применением ИКТ?

Информационные технологии в наше время открывают новые возможности, а порою и новые взгляды на образовательный процесс в школе. Прежде всего, определим понятия: мультимедиа, информационная культура и гипертекст.

Мультимедиа – это технический термин, обозначающий способность современных компьютеров одновременно обрабатывать буквенно-цифровые тексты, графические изображение и звуки. Мультимедийный компьютер оснащен соответствующими внешними устройствами, позволяет иметь под рукой различные информационные среды, пользоваться наиболее подходящей из них, переходить к другим  или сочетать среды в нужных комбинациях.

Информационная культура проявляется в следующих аспектах:

–в конкретных навыках по использованию программируемых технических устройств;

–в умении выделять в своей профессиональной деятельности информационные процессы (хранения, обработки и передачи) и управлять ими;

– в умении разрабатывать и использовать простейшие информационные системы.

Гипертекст – это текст, связанный по смыслу между отдельными файлами или структурными единицами внутри одного документа.

Это система ссылок, позволяющая осуществить связи между различными ресурсами, в том числе Интернет.

Поэтому информационные технологии могут рассматриваться в качестве систематизирующей, связующей, практической составляющей учебного процесса в школе.

Огромный соблазн для учителя представляет чрезмерное использование мультимедийных обучающих программ и презентаций на уроках. С помощью таких средств можно "занять" большое количество времени, возлагая ответственность за его проведение на создателей этих программ. Однако конспектирование информации с экрана вредно для глаз, а "просто прочтение" не запоминается учащимися.

Современные средства информационных технологий  с одной стороны, позволяют школьникам и учителям самим создавать ресурсы, используемые в учебном процессе: обучающие презентации, тесты, учебные пособия, программы для компьютерного класса. Все эти средства могут создаваться учащимися под контролем учителя для последующего использования, что позволяет реализовать практические навыки, сформированные на уроках.

Информационные технологии могут выступать и как средство развития познавательных процессов, творческих способностей учащихся.

С другой стороны: средства информационных технологий позволяют внедрять метод проектного обучения для создания междисциплинарных проектов. Это позволяет сформировать опыт научно - исследовательской деятельности учащихся.

Широкие возможности применения метода проектов дают основание для существования множества его типов. Особое место в этой типологии занимают исследовательский  и телекоммуникационный проекты.

В рамках исследовательского проекта моделируется ситуация реального научного поиска, используется его логика и структура. Такая работа проводится на основе определения цели, объекта и предмета исследования, выдвижения гипотезы и детализации ее положений в задачах, аргументированного выбора методов исследования, проведения различного рода экспериментов, глубокого осмысления полученной информации и формулирования выводов в соответствии с поставленными задачами.

Основные требования к использованию метода проектов заключаются в следующем:

 •  -Наличие значимых в исследовательском, творческом плане проблем или задач, требующих интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
•-Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

•-Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
•-Структурирование содержательной части проекта.

Одаренные дети – становятся способными к научным изысканиям, когда начинают действовать вне школы, внешкольных, классных занятий. Осуществить такую работу можно в телекоммуникационных проектах.

Свое применение на практике эта деятельность приобретает сразу. Учитель становиться направляющим, перестает быть единственной инстанцией несения истины. Участие в сетевых проектах требует от учителя компетентности в своем предмете, ведь руководя работой учеников, решая поставленные задачи и имея достойных соперников, учитель получает оценку вместе с детьми. Участие в хорошо организованных проектах может повысить уровень знаний и интереса к предмету, сформировать адекватную оценку у ученика.

Такая работа формирует навыки сетевого взаимодействия, позволяет почувствовать учащемуся возможности телекоммуникационной проектной деятельности, позволит познакомиться и поработать со сверстниками из других городов.

Информационные технологии могут выступать и как средство развития познавательных процессов, творческих способностей учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Компьютерное делопроизводство (в рамках предмета Технология) 2 часа в неделю, 11 класс

Программа курса составлена на основе авторской программы (автора учебника) М.В.Кирсановой. Программа курса предусматривает изучение в рамках предмета технологии основ современного делопроизводства. Дл...

Проектирование образовательного пространства по предмету информатика в рамках технологии метод проектов

Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.Метод п...

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье описано применение электронных учебников, созданных самим преподавателем по дисциплинам согласно тематическому планированию. Практика использования электронных учебников на уроке информатики...

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г.  и др.  "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"  включает...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

«Применение АМО (активных методов обучения) в целях совершенствования методики преподавания предмета «Информатика» в условиях реализации ФГОС, уровня педагогического мастерства педагога и формирование творческой инициативы учащихся».

Индивидуальный план самообразованияучителя «Информатики»   «Применение АМО (активных методов обучения) в целяхсовершенствования  методики преподавания предмета &l...

Психолого-педагогический потенциал юмора в повышении эффективности усвоения учебной программы детьми и практическое применение ироничного рассказа в рамках предмета «Английский язык» на примере авторского материала

Требование усваивать информацию зачастую порождает прямопротивоположный эффект. В особенности, если оно адресовано ребенку, мировосприятие которого отличается от установок взрослого человека. Детская ...