ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
статья по информатике и икт на тему

Кудашкина Светлана Ивановна

В статье описано применение электронных учебников, созданных самим преподавателем по дисциплинам согласно тематическому планированию. Практика использования электронных учебников на уроке информатики  показала, что учащиеся в высокой степени  усваивают изложенный материал, о чем свидетельствуют результаты тестирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el.uchebniki_statya_kudashkinoy.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кудашкина Светлана Ивановна

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Современная система образования все активнее использует информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Особенно динамично развивается система дистанционного образования, чему способствует ряд факторов, и, прежде всего, оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие сообщества сетей Интернет. Традиционная лекционно-семинарная форма обучения давно потеряла свою эффективность - практика доказала, что почти 50% учебного времени тратится впустую. В настоящее время преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика.  Это дает некоторые положительные моменты: у учащихся развиваются умения поиска и работы с информацией. Развитие информационных технологий предоставило новую, уникальную возможность проведения занятий - внедрение дистанционной формы обучения. Она, во-первых, позволяет самому обучаемому выбрать и время и место для обучения, во - вторых, дает возможность получить образование лицам, лишенным получить традиционное образование в силу тех или иных причин, в -третьих,  научиться использовать в обучении новые информационные технологии, в четвертых, в определенной степени сокращает расходы на обучение. С другой стороны, дистанционное образование усиливает возможности индивидуализации обучения.

Наибольшее распространение в дистанционной форме обучения получили электронные учебники. Достоинствами этих учебников, на мой взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С  другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.

Электронный учебник на уроке информатики - это компьютерное обучающее программное средство, которое, во-первых, предназначено для предъявления как учебной, так и дополнительной информации, во-вторых, служит для индивидуального (индивидуализированного) обучения и позволяет тестировать знания и умения.

В электронном учебнике можно предусматриваются блоки, которые содержат контрольные вопросы и задания, способные помочь учащемуся самостоятельно определить уровень полученных знаний и навыков.

Электронный учебник адаптирован к требованиям, предъявляемым ученикам к объему учебной и иной информации, так как в нем содержатся блоки минимально необходимых сведений по изучаемой теме, а также блоки, содержащие дополнительную, справочную и иную информацию.

Электронный учебник предусматривает возможность многократного прогона учебного материала, что положительно влияет на усвоение, закрепление полученных знаний, умений и навыков.

Электронный учебник как высокоуровневое компьютерное средство обучения позволяет использовать современные достижения компьютерных технологий,

Конечно, электронный учебник имеет и множество недостатков.

Для восприятия информации с экрана монитора необходимо иметь специальные навыки, такую информацию необходимо воспринимать и запоминать, здесь не удается что-то подчеркнуть, выделить, выставить на полях пометку.

Эффект отраженной на экране информации сказывается и на комфортности, так как при работе с информацией, содержащейся в электронном учебнике, в сравнении с информацией, представленной в книжном виде, утомляемость возрастает быстрее.

Поэтому электронные учебники, созданные мной, используются не на учебных занятиях, а в случае необходимости со студентами, не имеющими возможности присутствовать на уроках или для самостоятельного изучения тем отстающими студентами.

Основные функции электронного учебника:

  • обеспечивает руководство процессом познавательной деятельности;
  • выполняет информационную функцию, так как он несет в себе содержание предмета изучения, представленного в электронном виде (тексты, таблицы, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации и др.).
  • выполняет управляющую функцию. Ее содержание проявляется в том, что такой учебник имеет установленное учебной программой содержание, текстовый материал распределяется по главам, которые строятся и изучаются в определенной последовательности. Именно благодаря этой функции электронный учебник можно рассматривать как средство планирования, подготовки и проведения учебных занятий, консультаций.
  • рационализация обучения.  Эта функция экономии времени, которое затрачивает учащийся на поиск необходимой информации по изучаемому предмету.

У по предмету «Информатика» разработаны электронные учебники по двум основным темам - "Операционная система Windows" и "Электронная таблица MS Excel". В разработке "Текстовый процессор MS Word". В проекте электронные учебники по другим темам.

Представленный материал в учебниках был отобран, систематизирован, структурирован согласно программы изучения. Организация информационного (текстового, справочного, иллюстративного и др.) материала в электронном учебнике определяет способ действий с представленными в нем материалами, а значит характер формируемых умений и навыков и через них - качество приобретаемых знаний.

Существует прямая связь между организацией учебного материала электронного учебника, его структурным оформлением и способами представления материала с реализацией дидактических задач и функций.

Электронный учебник представлен несколькими блоками:

  • первый блок представлен теоретическим материалом (содержится конспект лекции по отдельной теме, кратко излагается теоретический материал. Представление учебного материала в информационном блоке представлено кратко, в соответствии с темами рабочей программы, знаниями и умениями);
  • во втором блоке содержатся контрольные вопросы по каждой теме;
  • третий блок включает практические и контрольные задания;
  • четвертый, контрольный блок, представлен тестовым материалом, Тесты созданы  с помощью программы Assistent. Они позволяют автоматически проверить знания учащихся по изученной теме.

Электронный учебник разработан в текстовом процессоре MS Word, что облегчает восприятие учебника и позволяет работать с необходимой информацией (копировать, печатать, распространять). Для расширения информационного поля используются перекрестные ссылки  и навигация по электронному учебнику.  

Применение электронного учебника сокращается время на поиск информационного характера, увеличивается время для самостоятельной (исследовательской) работы, а также уменьшается время контроля знаний (он проводится автоматически, с помощью компьютера).

Я работаю с электронным учебником по информатике 3 года. За время работы пришла к выводу, что использование электронного учебника помогает преподавателю работать с отстающими студентами, со слабым контингентом, студентами, которым не хватает время на уроках  для усвоения той ли иной темы. Также моими учебниками пользовались преподаватели при изучении пакета офисных программ.

Практика использования электронных учебников на уроке информатики  показала, что учащиеся в высокой степени  усваивают изложенный материал, о чем свидетельствуют результаты тестирования.

Таким образом, развитие информационных технологий дает широкую возможность для разработки новых методик в образовании и тем самым повысить его качество.

Список используемой литературы

  1. С.А. Христочевский. Информатизация образования. Почему так медленно? Информатика и образование, 1997, 3.
  2. Тиффин Д., Раджасингам Л.. Что такое виртуальное обучение. Перевод с англ.— М.: Информатика и образование, 1999. - 312 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Из опыта применения электронных учебников на уроках истории"

Изложен опыт использования на уроках истории России, Древнего мира электронных учебников издательство "Просвещения" К учебникам Данилова...

Электронный учебник по дисциплине «Информатика» II курс

Электронные учебники это настоящее современного образования. Они удобны тем, что  по сравнению с обычными учебниками, электронные книги вмещают в себя огромное количество информации, при небольши...

Применение ИКТ в рамках предмета Информатика.

Информационные технологии в наше время открывают новые возможности, а порою и новые взгляды на образовательный процесс в школе. Учитывая расширение информатизации современного общества и в целях разви...

Доклад: Из опыта работы: применение электронного учебника на уроках бурятского языка.

Использование электронного учебника «Буряад хэлэн» помогает мне организовать работу с одаренными детьми при самостоятельном изучении языка, в подготовке к олимпиадам по предмету, а также д...

Электронный учебник по дисциплине "Информатика"

Электронный учебник предназначен для изучения информатики обучающимися 2 курса специальности 08.02.01 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений".Исполняемый файл электронного учебник...

Электронный учебник по дисциплине "Информатика".

Электронный учебник предназначен для изучения информатики обучающимися 2 курса специальности 08.02.01 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений". Исполняемый файл электронного учебни...