Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 классы
рабочая программа (информатика и икт, 10 класс) по теме
Рабочая программа включает пояснительную записку, содержание программы, календарно-тематическое планирование, список необходимого оборудования, список литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika10-11.docx | 65.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-научного цикла Протокол № 1 от «__»______________2012 г. Руководитель МО_________________________ | Утверждаю Директор МОУ СОШ № 22 ___________И.А. Маляревич Приказ №___от 31.08.2012 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Информатика и ИКТ»
10-11 классы
Программа разработана
учителем физики
Мельниковой С.Е.
Оленегорск
2012
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе примерной программы базового уровня общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
- обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
- систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
- заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
- сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
- автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
- АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
- АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
- АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.
Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует “носитель” этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.
Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников.
Место предмета в учебном плане
Примерная программа предусматривает изучение курса информатики и информационных технологий в количестве 68 часов, в том числе в 10 классе – 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часов (1 час в неделю). В соответствии с учебным планом школы на изучение информатики и ИКТ на базовом уровне выделено 68 ч, в том числе в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю). В рабочей программе предусмотрен резерв свободного времени в количестве 7 ч.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Информатика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на освоение базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов, приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на творческой деятельности обучающихся: объяснение, установление взаимосвязи, решение задач, составление схем.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
10 – ый класс
Информация и информационные процессы (6 час)
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
Управление системой как информационный процесс.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Организация личной информационной среды.
Практические работы (3 час)
1. Измерение информации.
Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
2. Информационные процессы
Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).
3. Кодирование информации
Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.
4. Поиск информации
Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.
5. Защита информации
Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.
Информационные модели ( 9 час)
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Практические работы (4 час)
6. Моделирование и формализация
Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.
7. Исследование моделей
Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
8. Информационные основы управления
Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.
Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
Информационные системы ( 3 час)
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных
Практическая работа (2 час)
9. Информационные системы. СУБД.
Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (2 час)
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Практическая работа (2 час)
10. Компьютер и программное обеспечение.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
Резерв учебного времени – 4 час.
Всего – 35 час.
11 –ый класс
Компьютерные технологии представления информации (5 час)
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.
Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.
Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.
Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.
Практическая работа (2 час)
11. Представление информации в компьютере.
Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (5 час)
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Практическая работа (7 час)
12. Создание и преобразование информационных объектов.
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.
Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Использование средств деловой графики для наглядного представления данных. Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений. Создание мультимедийной презентации.
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (5 час)
Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.
Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Инструментальные средства создания Web-сайтов.
Практическая работа ( 5 час)
13. Компьютерные сети.
Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики.
Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта
Основы социальной информатики ( 2 час)
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
Резерв учебного времени – 4 час.
Всего – 35 час.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
знать/понимать
1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.
4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
6. Назначение и функции операционных систем.
уметь
1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;
2. автоматизации коммуникационной деятельности;
3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Учебно-тематический план
№ | Раздел примерной программы | Количество часов по примерной программе | Количество часов по рабочей программе | |||||
Теоретических | Практических | 10 кл. | 11 кл. | Итого | ||||
Теор | Практ | Теор | Практ | |||||
1 | Информация и информационные процессы | 6 | 3 | 6 | 3 | 9 | ||
2 | Информационные модели | 9 | 4 | 9 | 4 | 13 | ||
3 | Информационные системы | 3 | 2 | 4 | 2 | 6 | ||
4 | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов | 2 | 2 | 3 | 3 | 6 | ||
Резерв учебного времени | 4 | |||||||
Итого: | 35 | 34 | ||||||
1 | Компьютерные технологии представления информации | 5 | 2 | 5 | 3 | 8 | ||
2 | Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов | 5 | 7 | 6 | 7 | 13 | ||
3 | Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) | 5 | 5 | 5 | 6 | 12 | ||
4 | Основы социальной информатики | 2 | 2 | 2 | ||||
Резерв учебного времени | 4 | |||||||
Итого: | 35 | 34 | ||||||
Всего | 70 | 68 |
Резерв учебного времени использован следующим образом:
В 10 классе
1 час – компенсация часов между примерной программой и рабочей
1 час – расширена тема «Информационные системы» (1 теоретический час)
2 часа – расширена тема «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (1 теоретический час и 1 практический)
В 11 классе
1 час – компенсация часов между примерной программой и рабочей
1 час – расширена тема «Компьютерные технологии представления информации» (1 практический час)
1 час – расширена тема «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов» (1 теоретический час)
1 час – расширена тема «Средства технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)» (1 практический час)
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ п/п | № темы | Дата | Тема раздела, тема урока | Элементы содержания | Примечание |
Информация и информационные процессы (6 часов) | |||||
1 | 1 | Информация. Прием и передача информации | Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. | ||
2 | 2 | Носители информации. Свойства информации | Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. | ||
3 | 3 | Информационные процессы | Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. | ||
4 | 4 | Хранение и передача информации | Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. | ||
5 | 5 | Обработка информации | Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. | ||
6 | 6 | Организация личной информационной среды | Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды. | ||
Практические работы по теме «Информация и информационные процессы» (3 часа) | |||||
7 | 1 | Практическая работа «Информационные процессы» | Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике). | Инструктаж по ТБ | |
8 | 2 | Практическая работа «Измерение информации. Кодирование информации» | Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах. Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам. | Инструктаж по ТБ | |
9 | 3 | Практическая работа «Поиск информации. Защита информации» | Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации. Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации. | Инструктаж по ТБ | |
Информационные модели (9 часов) | |||||
10 | 1 | Информационное моделирование | Информационное моделирование как метод познания. Объект, субъект, цель моделирования. | ||
11 | 2 | Виды информационных моделей | Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. | ||
12 | 3 | Основные этапы построения моделей | Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. | ||
13 | 4 | Компьютерное моделирование | Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели | ||
14 | 5 | Структурирование данных | Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем. | ||
15 | 6 | Примеры моделирования социальных, биологических процессов | Примеры моделирования социальных, биологических процессов. | ||
16 | 7 | Примеры моделирования технических систем | Примеры моделирования технических систем | ||
17 | 8 | Модель процесса управления | Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. | ||
18 | 9 | Самоуправляемые системы | Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. | ||
Практические работы по теме «Информационные модели» (4 часа) | |||||
19 | 1 | Моделирование и формализация | Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. | Инструктаж по ТБ | |
20 | 2 | Моделирование и формализация | Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы. | Инструктаж по ТБ | |
21 | 3 | Исследование моделей | Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме. | Инструктаж по ТБ | |
22 | 4 | Информационные основы управления | Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма. | Инструктаж по ТБ | |
Информационные системы (4 часа) | |||||
23 | 1 | Информационные системы | Понятие и типы информационных систем. | ||
24 | 2 | Базы данных | Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). | ||
25 | 3 | Системы управления базами данных | Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). | ||
26 | 4 | Многотабличные базы данных | Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных | ||
Практические работы по теме «Информационные системы. СУБД» (2 часа) | |||||
27 | 1 | Практическая работа «Информационные системы. СУБД» | Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. | Инструктаж по ТБ | |
28 | 2 | Практическая работа «Заполнение и обработка данных в СУБД» | Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. | Инструктаж по ТБ | |
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (3 часа) | |||||
29 | 1 | Аппаратное обеспечение компьютера | Аппаратное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. | ||
30 | 2 | Программное обеспечение компьютера | Программное обеспечение компьютера. Многообразие операционных систем. | ||
31 | 3 | Организация личного информационного пространства | Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации. | ||
Практические работы по теме «Компьютер и программное обеспечение» (3 часа) | |||||
32 | 1 | Практическая работа «Тестирование компьютера» | Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. | Инструктаж по ТБ | |
33 | 2 | Практическая работа «Настройка BIOS и загрузка операционной системы» | Настройка BIOS и загрузка операционной системы. | Инструктаж по ТБ | |
34 | 3 | Практическая работа «Работа в операционной системе WINDOWS» | Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами | Инструктаж по ТБ |
11 класс
№ п/п | № темы | Дата | Тема раздела, тема урока | Элементы содержания | Примечание |
Компьютерные технологии представления информации (5 часов) | |||||
1 | 1 | Цифровое представление информации | Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Компьютерное представление целых и вещественных чисел. | ||
2 | 2 | Двоичная система счисления | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. | ||
3 | 3 | Представление текстовой информации | Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. | ||
4 | 4 | Представление графической информации | Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики. | ||
5 | 5 | Представление звуковой информации | Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов. | ||
Практические занятия по теме «Представление информации в компьютере» (3 часа) | |||||
6 | 1 | Практическая работа «Кодирование и упаковка текстовой, графической и звуковой информации» | Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информации. | Инструктаж по ТБ | |
7 | 2 | Системы счисления | Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. | Инструктаж по ТБ | |
8 | 3 | Компьютерное представление целых и вещественных чисел. | Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой. | Инструктаж по ТБ | |
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (6 часов) | |||||
9 | 1 | Текст | Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. | ||
10 | 2 | Гипертекст | Гипертекстовое представление информации. | ||
11 | 3 | Динамические таблицы | Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. | ||
12 | 4 | Использование электронных таблиц | Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей) | ||
13 | 5 | Графика | Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. | ||
14 | 6 | Средства и технологии работы с графикой | Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики. | ||
Практические занятия на тему «Создание и преобразование информационных объектов» (7 часов) | |||||
15 | 1 | Работа с текстовыми документами | Создание, редактирование текстовых документов различного вида | Инструктаж по ТБ | |
16 | 2 | Работа с текстовыми документами | Форматирование текстовых документов различного вида | Инструктаж по ТБ | |
17 | 3 | Работа с электронными таблицами | Решение расчетных задач с помощью электронных таблиц | Инструктаж по ТБ Инструктаж по ТБ | |
18 | 4 | Работа с электронными таблицами | Решение оптимизационных задач с помощью электронных таблиц | Инструктаж по ТБ | |
19 | 5 | Работа с графическими изображениями | Использование средств деловой графики для наглядного представления данных. Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений | Инструктаж по ТБ | |
20 | 6 | Создание презентаций | Создание мультимедийной презентации | Инструктаж по ТБ | |
21 | 7 | Создание анимированных изображений | Создание flash-анимации | Инструктаж по ТБ | |
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (5 часов) | |||||
22 | 1 | Каналы связи | Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок. | ||
23 | 2 | Локальные сети | Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. | ||
24 | 3 | Глобальная сеть | Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. | ||
25 | 4 | Сервисы сети Интернет | Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. | ||
26 | 5 | Создание Web-сайтов | Инструментальные средства создания Web-сайтов. | ||
Практические занятия на тему «Компьютерные сети» (6 часов) | |||||
27 | 1 | Подключение к Интернету | Подключение к Интернету. Настройка модема. | Инструктаж по ТБ | |
28 | 2 | Электронная почта | Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой. | Инструктаж по ТБ | |
29 | 3 | Настройка браузера. Всемирная паутина WWW | Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. | Инструктаж по ТБ | |
30 | 4 | Работа с файловыми архивами | Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. | Инструктаж по ТБ | |
31 | 5 | Инструментальные средства создания Web-сайтов | Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. | Инструктаж по ТБ | |
32 | 6 | Создание Web-сайта | Форматирование текста и размещение графики. Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта | Инструктаж по ТБ | |
Основы социальной информатики (2 часа) | |||||
33 | 1 | Информационная культура | Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура | ||
34 | 2 | Нормы информационной деятельности человека | Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность |
Согласно санитарно-эпидемиологическим нормам, непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой составляет 25 минут, таким образом, Практические работы и Уроки-практикумы спланированы следующим образом:
5 минут – орг. момент, объявление цели и задач урока, инструктаж по ТБ;
5 минут - включение компьютера, загрузка нужной программы, знакомство с интерфейсом программы, либо открытие уже созданного документа (работа за компьютером);
2-3 минуты – знакомство с инструкционно-технологической картой;
2-3 минуты – гимнастика для рук;
20-25 минут – выполнение практической работы;
2-3 минуты – гимнастика для глаз;
3-7 минут – подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание.
Контроль уровня обученности
Контроль усвоения знаний обучающихся осуществляется на практических работах после изучения каждой темы.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Основная литература для учащихся:
- Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ. 10 кл. : Базовый и профильный курс: Учебник для общеобразовательных учреждений .- М. : Просвещение, 2009.
- Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ. 11 кл. : Базовый и профильный курс: Учебник для общеобразовательных учреждений .- М. : Просвещение, 2009.
Дополнительная литература для учащихся:
- Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Задачник-практикум по информатике и информационным технологиям. – М.: Просвещение, 2003.
Основная литература для учителя:
- Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Информатика, 10 –11. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного тек-ста и преобразования его в текстовый формат.
Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электро-ные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Web-страниц
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л.
Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л. Тематическое планирование расчитано на 1 час в неделю для 5-8 классов, 2 часа в неделю в 9 классе....
Рабочая программа по «Информатике и ИКТ» для 3 класса разработана на БУП ОУ, РФ ФГОС второго поколения, примерной программы по «Технологии» раздел «Практика работы на компьютере»
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 класс по авторской программе Босовой Л.Л.
Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике для 5-7 классов, разработанной мной в 2013-2014 учебном году....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 класс по авторской программе Семакина И.Г.
Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике и ИКТ 8-9 класс, разработанной в соответствии с авторской программой Семакина И.Г. (102 часа)....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс по авторской программе Семакина И.Г.
Материал представляет собой полную версию рабочей программы и календарно-тематического планирования на 68 часов 10-11 класс в соответствии с авторской программой Семакина И.Г....
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...