Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 классы
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме
Рабочая программа по информатике включает в себя содержание материала, календарно-тематическое планирование, список литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 классы | 82.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-научного цикла Протокол № 1 от «__»______________2012 г. Руководитель МО_________________________ | Утверждаю Директор МОУ СОШ № 22 ___________И.А. Маляревич Приказ №___от 31.08.2012 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Информатика и ИКТ»
8-9 классы
Программа разработана
учителем физики
Мельниковой С.Е.
Оленегорск
2012
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по информатики и ИКТ для 8-9 классов разработана в соответствии примерной программой основного общего образования по информатике и ИКТ
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 11 часов (10,5%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета региональных условий.
Рабочая программа по информатике и ИКТ разработана на 102 часа для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе – 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю и IX классах - 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 10 час (10 %).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Основное содержание (105 час)
Информация и информационные процессы (4 час)
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Практические работы:
- Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 час)
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Практические работы:
- Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
- Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
- Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
Обработка текстовой информации (14 час)
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.
Проверка правописания.
Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.
Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.
Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
Запись и выделение изменений.
Распознавание текста.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы:
- Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
- Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
- Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
- Вставка в документ формул.
- Создание и форматирование списков.
- Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
- Создание гипертекстового документа.
- Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
- Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
Практикум: работа I
Обработка графической информации (4 час)
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Рисунки и фотографии.
Форматы графических файлов.
Практические работы:
- Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
- Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
- Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
- Сканирование графических изображений.
Практикум: работа II
Мультимедийные технологии (8 час)
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.
Технические приемы записи звуковой и видео информации.
Использование простых анимационных графических объектов.
Практические работы:
- Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
- Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.
- Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
- Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
- Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Практикум: работа III, работа IV
Обработка числовой информации (6 час)
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).
Типы данных: числа, формулы, текст.
Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции.
Практические работы:
- Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
- Создание и обработка таблиц.
- Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
- Построение диаграмм и графиков.
Практикум: работа V
Представление информации (6 час)
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.
Компьютерное представление текстовой информации.
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).
Кодирование звуковой информации.
Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.
Практические работы:
- Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.
- Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.
- Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.
- Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
Алгоритмы и исполнители (19 час)
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования, их классификация.
Правила представления данных.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.
Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Практические работы:
- Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
- Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.
- Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.
- Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.
- Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
- Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.
Практикум: работа VI
Формализация и моделирование (8 час)
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером.
Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.
Таблица как средство моделирования.
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Практические работы:
- Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
- Построение генеалогического дерева семьи.
- Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.
- Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.
- Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.
- Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.
Практикум: работа VII
Хранение информации (4 час)
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.
Ввод и редактирование записей.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Поиск, удаление и сортировка данных.
Практические работы:
- Поиск записей в готовой базе данных.
- Сортировка записей в готовой базе данных.
Практикум: работа VIII
Коммуникационные технологии (12 час)
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.
Практические работы:
- Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.
- Путешествие по Всемирной паутине.
- Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.
- Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
- Загрузка файла из файлового архива.
- Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.
- Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.
- Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.
Практикум: работа IX
Информационные технологии в обществе (4 час)
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов.
Основные этапы развития средств информационных технологий.
Практические работы:
- Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.
- Защита информации от компьютерных вирусов.
- Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.
Практикум: работа X
Резерв свободного учебного времени (11 час)
Практикум
- Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).
Планирование текста, создание оглавления.
Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернет.
Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений.
Использование цитат и ссылок (гипертекста).
Использование систем перевода текста и словарей.
Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
- Создание графического объекта
Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде.
Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного).
Создание изображений с использованием графической панели.
Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата,
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.
- Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.
Планирование презентации и слайда.
Создание презентации; вставка изображений.
Настройка анимации.
Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
- Запись и обработка видеофильма
Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, искусство, филология, обществознание.
- Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм).
Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов.
Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение.
- Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу
Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражения, операторов ветвления и цикла.
Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива.
Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационные технологии, математика, естествознание.
- Работа с учебной базой данных.
Поиск необходимой информации.
Ввод информации.
Обработка запросов.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология.
- Работа с моделями
Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики.
Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание.
- Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов.
Планирование веб-страницы (веб-сайта).
Поиск необходимой информации.
Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений.
Использование ссылок (гипертекста).
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
- Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.
Планирование работы.
Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты.
Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них.
Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой.
Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Учебно-тематический план
№ | Раздел примерной программы | Кол-во часов по примерной программе | Кол-во часов по рабочей программе | ||
8 | 9 | Итого: | |||
1 | Информация и информационные процессы | 4 | 4 | 4 | |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 4 | 4 | 4 | |
3 | Обработка текстовой информации | 14 | 14 | 14 | |
4 | Обработка графической информации | 4 | 4 | 4 | |
5 | Мультимедийные технологии | 8 | 8 | 8 | |
ИТОГО: | 34 | 34 | |||
1 | Представление информации | 6 | 6 | 6 | |
2 | Алгоритмы и исполнители | 19 | 21 | 21 | |
3 | Обработка числовой информации | 6 | 10 | 10 | |
4 | Формализация и моделирование | 8 | 8 | 8 | |
5 | Хранение информации | 4 | 6 | 6 | |
6 | Коммуникационные технологии | 12 | 13 | 13 | |
7 | Информационные технологии в обществе | 4 | 4 | 4 | |
Резерв свободного учебного времени | 11 | ||||
ИТОГО: | 59 | 68 | |||
Итого: | 104 | 102 |
Резерв свободного учебного времени использован следующим образом:
1 час – компенсация часов между примерной программой и рабочей
2 часа – расширена тема «Алгоритмы и исполнители»
4 часа – расширена тема «Обработка числовой информации»
2 часа – расширена тема «Хранение информации»
1 час – расширена тема «Коммуникационные технологии»
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ п/п | № раздела | Дата | Тема раздела, тема урока | Элементы содержания | Примечание |
Информация и информационные процессы 4 часа | |||||
1 | 1 | Информация. Виды информации. Информационные процессы | Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. | ||
2 | 2 | Роль информации в жизни людей | Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. | ||
3 | 3 | Количество информации. | Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации. | ||
4 | 4 | Практическая работа «Фиксация аудио-и видео информации» | Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи. | Инструктаж по ТБ | |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации 4 часа | |||||
5 | 1 | Архитектура компьютера. Условия безопасной эксплуатации компьютера | Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. | ||
6 | 2 | Практическая работа «Соединение устройство компьютера. Тестирование» | Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера. | ||
7 | 3 | Программное обеспечение | Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). | ||
8 | 4 | Практические работы «Графический интерфейс ОС» «Планирование собственного информационного пространства» | Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы). Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях. | ||
Обработка текстовой информации 14 часов | |||||
9 | 1 | Создание и редактирование текстовых документов | Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). | ||
10 | 2 | Практическая работа «Квалифицированные клавиатурный набор», Практическая работа «Создание текстовых документов» | Практическая работа: «Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения» Практическая работа: «Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов» | Инструктаж по ТБ | |
11 | 3 | Форматирование текстового документа и проверка правописания. Практическая работа «Форматирование текстового документа» | Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Параметры шрифта, параметры абзаца. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Практическая работа: Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). | Инструктаж по ТБ | |
12 | 4 | Мастера и шаблоны | Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). | ||
13 | 5 | Стили и списки | Включение в текстовый документ списков. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Практическая работа: «Создание и форматирование списков» | Инструктаж по ТБ | |
14 | 6 | Таблицы, диаграммы, формулы, графические объекты | Включение в текстовый документ таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Практическая работа: «Вставка в документ формул» | Инструктаж по ТБ | |
15 | 7 | Практическая работа «Таблицы» | Практическая работа: «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.» | Инструктаж по ТБ | |
16 | 8 | Гипертекст | Гипертекст. Практическая работа: «Создание гипертекстового документа» | Инструктаж по ТБ | |
17 | 9 | Распознавание текста, сохранение и печать документа | Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа | ||
18 | 10 | Практическая работа «Перевод текста» Практическая работа «Сканирование текста» | Практическая работа: Перевод текста с использованием системы машинного перевода. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа. | Инструктаж по ТБ | |
19 | 11 | Практикум «Создание школьной газеты». Планирование текста. Создание оглавления | Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета). Планирование текста, создание оглавления. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернет. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи. | Инструктаж по ТБ | |
20 | 12 | Практикум «Создание школьной газеты». Поиск информации. | Инструктаж по ТБ | ||
21 | 13 | Практикум «Создание школьной газеты». Ввод и форматирование текста | Инструктаж по ТБ | ||
22 | 14 | Практикум «Создание школьной газеты». Оформление с помощью цитат, ссылок | Инструктаж по ТБ | ||
Обработка графической информации (4 часа) | |||||
23 | 1 | Растровая графика | Растровая графика. Интерфейс графических редакторов. Практическая работа: «Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования» | Инструктаж по ТБ | |
24 | 2 | Векторная графика. | Векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Практическая работа: «Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования» | Инструктаж по ТБ | |
25 | 3 | Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов. Практические работы «Сканирование графических изображений» | Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов. Практические работы «Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов» «Сканирование графических изображений» | Инструктаж по ТБ | |
26 | 4 | Практикум «Создание графических объектов по физике» | Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного). Создание изображений с использованием графической панели. Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата. | Инструктаж по ТБ | |
Мультимедийные технологии (8 часов) | |||||
27 | 1 | Компьютерные презентации. Создание и оформление презентаций | Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Практическая работа: «Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда» | Инструктаж по ТБ | |
28 | 2 | Звук и видеоизображения в презентации | Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Практическая работа «Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора» | Инструктаж по ТБ | |
29 | 3 | Запись звуковой и видео информации | Технические приемы записи звуковой и видео информации. Практическая работа «Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов)», «Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры)» | Инструктаж по ТБ | |
30 | 4 | Практическая работа «Монтаж презентации, видеоролика» | Практическая работа «Обработка материала, монтаж информационного объекта» | Инструктаж по ТБ | |
31 | 5 | Практикум «Запись и обработка видеофильма». Запись звука | Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов). | Инструктаж по ТБ | |
32 | 6 | Практикум «Запись и обработка видеофильма». Запись музыки | Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры). | Инструктаж по ТБ | |
33 | 7 | Практикум «Запись и обработка видеофильма». Обработка материала | Обработка материала | Инструктаж по ТБ | |
34 | 8 | Практикум «Запись и обработка видеофильма». Монтаж | монтаж информационного объекта. | Инструктаж по ТБ |
9 класс
№ п/п | № раздела | Дата | Тема раздела, тема урока | Элементы содержания | Примечание |
Обработка числовой информации (10 часов) | |||||
1 | 1 | Электронные таблицы | Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). | ||
2 | 2 | Типы данных | Типы данных: числа, формулы, текст. | ||
3 | 3 | Абсолютные и относительные ссылки | Абсолютные и относительные ссылки | ||
4 | 4 | Встроенные функции | Встроенные функции | ||
5 | 5 | Практическая работа «Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных» | Практическая работа «Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных» | Инструктаж по ТБ | |
6 | 6 | Практическая работа «Создание и обработка таблиц» | Практическая работа «Создание и обработка таблиц» | Инструктаж по ТБ | |
7 | 7 | Практическая работа «Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах» | Практическая работа «Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах» | Инструктаж по ТБ | |
8 | 8 | Практическая работа «Построение диаграмм и графиков» | Практическая работа «Построение диаграмм и графиков» | Инструктаж по ТБ | |
9 | 9 | Практикум «Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов» | Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм). Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов. Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике. | Инструктаж по ТБ | |
10 | 10 | Инструктаж по ТБ | |||
Представление информации (6 часов) | |||||
11 | 1 | Язык как способ представления информации | Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. | ||
12 | 2 | Компьютерное представление текстовой информации | Компьютерное представление текстовой информации. Практическая работа «Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе» | Инструктаж по ТБ | |
13 | 3 | Кодирование графической информации | Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Практическая работа «Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе» | Инструктаж по ТБ | |
14 | 4 | Кодирование звуковой информации | Кодирование звуковой информации. Практическая работа «Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).» | Инструктаж по ТБ | |
15 | 5 | Представление числовой информации | Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. | ||
16 | 6 | Практическая работа «» | Практическая работа: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора» | Инструктаж по ТБ | |
Алгоритмы и исполнители (21 час) | |||||
17 | 1 | Алгоритм. Свойства алгоритма. | Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. | ||
18 | 2 | Исполнители алгоритмов | Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). | ||
19 | 3 | Алгоритмические конструкции | Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. | ||
20 | 4 | Типы данных | Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. | ||
21 | 5 | Языки программирования | Языки программирования, их классификация. Правила представления данных. | ||
22 | 6 | Правила записи основных операторов | Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. | ||
23 | 7 | Правила записи программы | Правила записи программы. | ||
24 | 8 | Этапы разработки программы | Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. | ||
25 | 9 | Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа | Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа | ||
26 | 10 | Обрабатываемые объекты: списки, деревья, графы | Обрабатываемые объекты: списки, деревья, графы. | ||
27 | 11 | Практическая работа «Работка линейного алгоритма» | Практическая работа: Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения. | ||
28 | 12 | Практическая работа «Разработка программы с использованием математических функций» | Инструктаж по ТБ | ||
29 | 13 | Практическая работа «Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления» | Практическая работа: Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления. | Инструктаж по ТБ | |
30 | 14 | Практическая работа «Разработка алгоритма, содержащей оператор цикла» | Практическая работа: Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла. | ||
31 | 15 | Практическая работа «Разработка программы, содержащей оператор цикла» | Инструктаж по ТБ | ||
32 | 16 | Практическая работа «Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму» | Практическая работа: Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму. | Инструктаж по ТБ | |
33 | 17 | Практическая работа: Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива. | Практическая работа: Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива. | Инструктаж по ТБ | |
34 | 18 | Практическая работа: Разработка алгоритма, с использованием логических операций. | Практическая работа: Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций. | ||
35 | 19 | Практическая работа: Разработка программы, с использованием логических операций. | Инструктаж по ТБ | ||
36 | 20 | Практикум «Создание программы, решающего поставленную задачу» | Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражения, операторов ветвления и цикла. | Инструктаж по ТБ | |
37 | 21 | Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива. | Инструктаж по ТБ | ||
Формализация и моделирование (8 часов) | |||||
38 | 1 | Формализация и модели | Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером. | ||
39 | 2 | Виды информационных моделей | Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты | ||
40 | 3 | Таблица | Таблица как средство моделирования | ||
41 | 4 | Кибернетическая модель управления | Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь | ||
42 | 5 | Практическая работа «Виртуальная компьютерная лаборатория» Практическая работа «Генеалогическое дерево семьи» | Практическая работа: Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории. Построение генеалогического дерева семьи. | Инструктаж по ТБ | |
43 | 6 | Практическая работа «Создание схемы и чертежа» Практическая работа «Построение и исследование компьютерной модели» | Практическая работа: Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования. | Инструктаж по ТБ | |
44 | 7 | Практические работы «Построение и исследование компьютерной модели» | Практические работы: Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц. Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе. | Инструктаж по ТБ | |
45 | 8 | Практикум «Работа с учебной базой данных» | Поиск необходимой информации. Ввод информации. Обработка запросов. | Инструктаж по ТБ | |
Хранение информации (6 часов) | |||||
46 | 1 | Табличные базы данных | Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. | ||
47 | 2 | Ввод и редактирование записей | Ввод и редактирование записей | ||
48 | 3 | Условия поиска информации | Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. | ||
49 | 4 | Поиск, удаление и сортировка данных | Практические работы: Поиск записей в готовой базе данных. Сортировка записей в готовой базе данных. | Инструктаж по ТБ | |
50 | 5 | Практикум «Работа с моделями» | Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики. | Инструктаж по ТБ | |
51 | 6 | Практикум «Работа с моделями» | Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм. | Инструктаж по ТБ | |
Коммуникационные технологии (13 часов) | |||||
52 | 1 | Процесс передачи информации | Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. | ||
53 | 2 | Информационные ресурсы | Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Практические работы: Путешествие по Всемирной паутине. Практическая работа: Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат. | Инструктаж по ТБ | |
54 | 3 | Электронная почта | Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Практическая работа: Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения. | Инструктаж по ТБ | |
55 | 4 | Поиск информации | Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. | ||
56 | 5 | Архивирование | Архивирование и разархивирование. | Инструктаж по ТБ | |
57 | 6 | Практическая работа «Работа с архивом файлов» | Практическая работа: Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора. | Инструктаж по ТБ | |
58 | 7 | Практическая работа «Загрузка файла из файлового архива» | Практическая работа: Загрузка файла из файлового архива. | Инструктаж по ТБ | |
59 | 8 | Практическая работа: «Поиск документа с использованием системы каталогов» | Практическая работа: Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов. | Инструктаж по ТБ | |
60 | 9 | Практическая работа «Сохранение ссылок» | Практическая работа: Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них. | Инструктаж по ТБ | |
61 | 10 | Практическая работа «Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички» | Практическая работа: Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов | Инструктаж по ТБ | |
62 | 11 | Практическая работа «Добавление графических объектов к веб-странице» | Практическая работа: Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов | Инструктаж по ТБ | |
63 | 12 | Практикум: Создание комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов. | Планирование веб-страницы (веб-сайта). Поиск необходимой информации. Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ссылок (гипертекста). | Инструктаж по ТБ | |
64 | 13 | Практикум: Обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов. | Инструктаж по ТБ | ||
Информационные технологии в обществе (4 часа) | |||||
65 | 1 | Организация информации | Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Практическая работа: Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи. | Инструктаж по ТБ | |
66 | 2 | Организация групповой работы над документом. | Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. | ||
67 | 3 | Правовые основы использования информации | Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий. Практические работы: Защита информации от компьютерных вирусов. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы. | Инструктаж по ТБ | |
68 | 4 | Практикум «Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи» | Планирование работы. Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты. Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них. Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой. Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов. | Инструктаж по ТБ |
Согласно санитарно-эпидемиологическим нормам, непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой составляет 25 минут, таким образом, Практические работы и Уроки-практикумы спланированы следующим образом:
5 минут – орг. момент, объявление цели и задач урока, инструктаж по ТБ;
5 минут - включение компьютера, загрузка нужной программы, знакомство с интерфейсом программы, либо открытие уже созданного документа (работа за компьютером);
2-3 минуты – знакомство с инструкционно-технологической картой;
2-3 минуты – гимнастика для рук;
20-25 минут – выполнение практической работы;
2-3 минуты – гимнастика для глаз;
3-7 минут – подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание.
Контроль уровня обученности
Контроль усвоения знаний обучающихся осуществляется на практических работах и практикумах после изучения каждой темы.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Основная литература для учащихся:
- Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений .- М. : Просвещение, 2009.
- Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ. 9 кл. : Учебник для общеобразовательных учреждений .- М. : Просвещение, 2009.
Дополнительная литература для учащихся:
- Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Задачник-практикум по информатике и информационным технологиям. – М.: Просвещение, 2003.
Основная литература для учителя:
- Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Информатика, 8-9. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного тек-ста и преобразования его в текстовый формат.
Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электро-ные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Web-страниц
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л.
Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л. Тематическое планирование расчитано на 1 час в неделю для 5-8 классов, 2 часа в неделю в 9 классе....
Рабочая программа по «Информатике и ИКТ» для 3 класса разработана на БУП ОУ, РФ ФГОС второго поколения, примерной программы по «Технологии» раздел «Практика работы на компьютере»
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 класс по авторской программе Босовой Л.Л.
Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике для 5-7 классов, разработанной мной в 2013-2014 учебном году....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 класс по авторской программе Семакина И.Г.
Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике и ИКТ 8-9 класс, разработанной в соответствии с авторской программой Семакина И.Г. (102 часа)....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс по авторской программе Семакина И.Г.
Материал представляет собой полную версию рабочей программы и календарно-тематического планирования на 68 часов 10-11 класс в соответствии с авторской программой Семакина И.Г....
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...