Конспект урока «Решение экологических задач с применением материала по теме «проценты», 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Урок в 5 классе в рамках развивающего обучения "Решение экологических задач по теме «Проценты».
Образовательные цели: Совершенствование известных знаний по теме «Проценты» и расширение их, перенос знаний, умений в практические реалии.
Задачи:
1 Уровень: Ученик знает определение процента и алгоритмы решения трех типов задач на проценты; умеет их применять в простейших задачах.
2 Уровень: Ученик выполняет действия 1 уровня; променяет знания о процентах в стандартных ситуациях.
3 Уровень: Ученик выполняет действия 2-го уровня; решает типовые задачи на проценты в нестандартных ситуациях; составляет задачи на проценты используя данные из окружающего мира; проводит несложные исследования.
Развивающие цели: Развитие элементов логического мышления, творческой деятельности, речи, мировоззрения.
Задачи:
1 Уровень: Учебник правильно формулирует алгоритмы решения задач на проценты; понимает, что понятие проценты и задачи, связанные с данным понятием возникли из практической деятельности людей.
2 Уровень: Учебник свободно задает вопросы по теме и отвечает на них; понимает, что понятие процента – это одна из математических моделей окружающего мира.
3 Уровень: Ученик внимательно слушает речь других, оценивает правильность речи, проявляет вкус к исследованию.
Социальные цели: Создать условия для воспитания познавательного интереса, элементов культуры общения и экологической культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по теме:
«Решение экологических задач с применением материала по теме «проценты»
(Работа по группам над экологическими
проблемами города Казани)
Урок в 5 классе
в рамках развивающего обучения
Тема: Решение экологических задач по теме «Проценты»
Тип Урока: Урок контроля
Форма проведения: Групповая
Образовательные цели:
Совершенствование известных знаний по теме «Проценты» и расширение их, перенос знаний, умений в практические реалии.
Задачи:
1 Уровень:
Ученик знает определение процента и алгоритмы решения трех типов задач на проценты; умеет их применять в простейших задачах.
2 Уровень:
Ученик выполняет действия 1 уровня; променяет знания о процентах в стандартных ситуациях.
3 Уровень:
Ученик выполняет действия 2-го уровня; решает типовые задачи на проценты в нестандартных ситуациях; составляет задачи на проценты используя данные из окружающего мира; проводит несложные исследования.
Развивающие цели:
Развитие элементов логического мышления, творческой деятельности, речи, мировоззрения.
Задачи:
1 Уровень:
Учебник правильно формулирует алгоритмы решения задач на проценты; понимает, что понятие проценты и задачи, связанные с данным понятием возникли из практической деятельности людей.
2 Уровень:
Учебник свободно задает вопросы по теме и отвечает на них; понимает, что понятие процента – это одна из математических моделей окружающего мира.
3 Уровень:
Ученик внимательно слушает речь других, оценивает правильность речи, проявляет вкус к исследованию.
Социальные цели:
Создать условия для воспитания познавательного интереса, элементов культуры общения и экологической культуры.
Задачи:
1 Уровень:
Ученик проявляет непосредственный интерес, любопытство, активность; использует простейшие нормы общения; представляет экологическую обстановку в регионе.
2 Уровень:
Ученик проявляет избирательный интерес к способам деятельности к содержанию материала, умение к совместной деятельности по изучению охраны природы.
3 Уровень:
Ученик проявляет интерес к способам деятельности, активность, способность к самосовершенствованию, интерес к способам деятельности по улучшению окружающей среды.
Оборудование:
1) Плакат для устной работы (изображение леса со съемными картинками, на которых нарисован мусор).
2) Индивидуальные карточки с разно-уровневыми заданиями (экологические задачи, рассказывающие об экологическом положении в городе Казани.
3) Подарок-памятка «Это интересно» для учащихся и гостей (подборка энциклопедических сведений по экологии, ботанике)
4) Листы для защиты решений задач, маркеры.
5) Таблички с названиями лесничеств.
Список используемой литературы
В подготовке к уроку:
- Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Республики Татарстан в 1996 году», Казань, 1997г.
- «Занимательная ботаника» Рохлов В., Теремов А., Петросова Р., М., «АСТ-ПРЕСС», 1998 г.
- Моисеев Н., «Экология человечества глазами математика» ( человек, природа и будущее цивилизации), М., «Молодая Гвардия», 1998 г.
Подготовительная работа к уроку:
1) Классный час «что могут сделать пятиклассники для подержания нормальной экологической обстановки в родном дворе, микрорайоне…)
2) Введение словаря экологических терминов:
- эмиссия вредных веществ;
- воздушный бассейн;
- стационарные источники предприятий;
- объём выбросов вредных веществ;
- летучие защитные вещества
- экологический баланс.
3) Беседа учителя математики с биологами, географами.
Ход урока:
Ситуация успеха
Задание №1
Ученым давно известно, что зеленые насаждения значительно уменьшают количество пыли в атмосферном воздухе. Ими было подсчитано, что над 50км² леса в воздухе находится 50т пыли, а над такой же площадью безлесного пространства – в 11 раз больше. Сколько тонн пыли может находиться над 100 км² безлесного пространства?
Решение:
над 50км² леса – 50т пыли
над 50км² без леса – 550т пыли
над 100км² без леса – 1100т пыли.
Задание №2
Биологам хорошо известно, что 50м² зеленого леса поглощают за 1 час углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 час человек, т.е. 40г. Сколько же углекислого газа поглощает 1га зеленого леса за 1 час?
А сколько человек выделяют такое количество углекислого газа за тот же час?
Решение:
50м² леса за 1 час – 40г угл. Газа
1га = 50·200м² – 8000г = 8кг
В 200 раз больше – 200 человек.
Задание №3
В 1м³ городского воздуха содержится около 5000 микробов. А в 1м³ лесного массива – около 500 микробов. Какую часть микробы 1м³ лесного массива составляют от микробов 1м³ городского воздуха? Какой процент?
Решение:
500/5000=1/10=10%.
Этап постановки задачи
Почему именно с этих задач начали решение на уроке? А что объединяет все эти задачи? Какая проблема волнует всех людей, где бы они ни жили?
(экология)
А что такое экология? Что это за экологические проблемы?
(… защита леса)
Понятно, почему ваши группы называют лесничества? Что это за организация – лесничество?
Лес – это легкие Земли.
Вопрос: Как уберечь лес? Что вы делаете для поддержания нормальной экологической обстановки, что хотели бы сделать?
Давайте, ребята, очистим лес!
Устная работа: (На доске плакат, на котором изображен лес, на плакате прикреплены рисунки, изображающие мусор.)
1) Что называют процентом?
2) Если 1% - это 1/100 часть величины, то вся величина?
3) Как называют 1% от метра, гектара?
4) Как обратить десятичную дробь в проценты?
5) Как перевести проценты в десятичную дробь?
6) Чему равны в % 1/8; 3/4?
7) Найдите 50% от 36.
8) Найдите число, 25% которого равны 3, 2.
Построение общей модели и проверка её
на решении частной задачи
Экологические проблемы касаются всех. И избежать их никому не дано. Чтобы путник был в состоянии избежать опасностей, он должен заранее знать о них, заранее их предвидеть, заранее искать способы, как их обойти.
Возможности математики велики. С помощью математики можно немного увидеть то, что может ожидать всех нас, оценить возможности повлиять на это будущее.
Сейчас наши лесничества проанализируют некоторые проблемы экологического положения лесов нашего региона.
Работа в группах- лесничествах.
Ребята решают задания в каждом лесничестве. Потом делают выводы и показывают решение на доске.
1 лесничество:
Гектар лиственного леса вырабатывает 2 кг летучих защитных веществ, а гектар хвойного леса – 250% от этой величины.
Сколько кг летучих защитных веществ вырабатывает гектар хвойного леса?
2 лесничество:
В 1994 году площадь лесов, пройденная пожарами, составляет 67 гектар, в 1995 году – на 18 гектар больше, а в 1996 году – в 2,4 раза больше, чем в 1995 году. На сколько процентов увеличилась площадь леса, пройденная пожарами в 1996 годе по сравнению с 1994 годом? (округлить до целых).
3 лесничество:
Один гектар леса в течение года способен поглощать столько углекислого газа, сколько его выдыхает 232 человека.
А) Сколько процентов это составляет от общего числа людей, проживающих в Казани ( в 1998 году - численность составила свыше 1000000 человек). Ответ округлить до сотых.
Б) Сколько гектар леса должно находиться в пределах города, чтобы в чистоте содержать воздух в городе?
ВЫВОДЫ: /Делает учитель/
Леса имеют огромное значение в поддержании экологического баланса республики, выполняют защитные функции, очищают воздушный бассейн от промышленного и транспортного загрязнений, вредоносных газов, пыли и копоти.
ВЫВОДЫ: /Делают учащиеся/
3 лесничество: В 1993 году территория Казани площадь занятая лесами 4634га.
2 лесничество: Основная причина пожаров – небрежное обращение с огнем.
* * *
Термин «Экология» начал использоваться ещё в 19 веке. Его буквальный перевод с греческого означает «изучение собственного дома».
Но дом – это не собственная квартира каждого, а «дом» в широком смысле этого слова: район, Казань, регион, республика, Россия.
Ещё одной экологической проблемой является проблема здоровья.
Ребята, давайте в своих лесничествах проанализируем экологическое положение в городе Казани с медицинских позиций.
Ребятам предлагаются задания , они решают их, записывают решение на доске и делают выводы.
1 лесничество:
Средняя продолжительность жизни россиян составляет 64 года, причем 8% из этих лет мы проживаем за счет медицины. На сколько лет врачи продлевают жизнь?
2 лесничество:
Эмиссия вредных веществ в воздушный бассейн от стационарных источников 100 предприятий города Казани и автомобильного транспорта в 1996 году составила 86,8 тыс.тонн. Доля выбросов от стационарных источников предприятий города составила 42,3%.
Каков объем выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта?
3 лесничество: 1996 году численность населения территории района «Заречье» составило 544000 человек, из них переболело заболеваниями органов дыхания 35%. В 1999 году переболело около 44% (численность населения составила 495000 человек)
1) Сколько человек переболело а) в 1996 году; б) в 1999 году?
2) На сколько процентов увеличилось число заболеваний органов дыхания в 1999 году по сравнению с 1996 году?
* * *
В городе определены территории с высоким уровнем заболеваемости населения, в основном это территория района «Заречье», где выделяются территории с наиболее высоким уровнем заболеваемости: центральная часть Кировского, Московского, Ново-Савиновского районов, где расположены предприятия химической промышленности и крупные автомагистрали.
РЕФЛЕКСИЯ
Какие проблемы затрагивал наш урок?
Справились или нет?
Какие знания помогли нам решить поставленную задачу?
Выставить оценки, подарить памятки.
Домашняя работа:
Придумать экологическую задачу, используя данные в памятке об уроке. Хотелось бы, чтобы в решении задачи нужно было использовать материалы, знания, умения навыки о процентах.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Существуют проблемы и трудности, которые сегодня во весь рост поднимаются перед людьми и избежать их никому не дано. Экология…
Хорошо было бы немного увидеть то, что может ожидать всех нас, оценить возможности повлиять на будущее.В этом помогает математика.
В России лесом занято около 1 млрд. га, в том числе 4/5 всей площади – хвойными.
Борами занято более 25%, а еловыми лесами – более 17% всей площади хвойных лесов.
Зеленые растения на нашей планете выделяют в год в атмосферу около 400 млрд.т кислорода, а усваивают примерно 600 млрд.т углекислого газа и образуют 450 млрд.т органических веществ.
Летом зеленые древесные насаждения на площади 1 га за час могут усвоить 8 кг углекислого газа, то есть столько же сколько выдыхают его 200 человек.
В воздухе и в воде на нашей планете содержится 1 500 000 000 000 000 т кислорода. Он накоплен в результате фотосинтеза зеленых растений за всю историю Земли.
Листовая поверхность большинства растений площадью 1 кв.дм усваивает за час от 4 до 7 кв.м углекислого газа, однако есть растения, усваивающие до 60, 80 и даже 100 кв.м углекислого газа.
На каждом га почв, занятом бобовыми растениями, имеющими на корнях клубеньки фиксируется от 100 до 250 кг атмосферного азота.
Растения усваивают только 40-50% внесенного в почву азота, а остальное количество попадает в водоемы и грунтовые воды, вызывая их загрязнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Решение экономических задач с применением вложенных циклов (я.п. Паскаль)"
Профильные курсы информатики, ориентированные на программирование....
Конспект урока "Решение практических задач по теме "Треугольники""
Урок систематизации и обобщения материала по теме "Треугольники", направленный на повторение, подготовке к экзамену и умению решать задачи с практическим содержанием....
План – конспект урока решения практических задач в 8 классе по теме: "Законы и закономерности в цепи постоянного тока" с применением метода проектов
Приводится план-конспект урока физики с использованием метода проектов...
Конспект урока "Решение арифметических задач" для 6 класса в специальной (коррекционной) школе
Конспект урока для детей с ОВЗ...
План конспект урока "Решение текстовых задач с помощью умножения и деления" 5 класс
План конспект урока...
Конспект урока: Решение основных задач на дроби, проценты из реальной практики.
Данный урок может быть использован при изучении темы проценты. Направлен на развитие функциональной грамотнности обучающихся....
Конспект урока: Решение основных задач на дроби, проценты из реальной практики. Агробизнес
Конспект урока с элементами профориентации...