Технологическая карта
учебно-методический материал по информатике и икт (5 класс) на тему

Кресс Надежда Николаевна

Технологическая карта урока информатики в 5 классе.

Тема урока "Носители информации".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации урока.

УУД

  1. Определение потребностей и мотивов.

-. Орг. момент

- Мотивация к учебной деятельности. - Актуализация знаний, постановка проблемы и ее решение

Определяет

готовность учащихся. Сосредотачивает внимание учащихся Координирует   деятельность учащихся.

Мотивирует учащихся.

Учитель задает вопросы:

1.        Какие виды информации вы знаете?

2.        С помощью чего мы получаем информацию?

3.         Где хранится полученная вами информация?

4.        Весь объём полученной информации вы всегда помните?

5.        Как из такой ситуации выходит человек?

6.        В  учебнике вы читали параграф 1.3, давайте вспомним, чем  память человека отличается от памяти человечества (компьютера)?

(слайд 1)

Включаются в деловой ритм урока.

 Смотрят и отвечают на вопросы:

1.        Числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.

2.        С помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.

3.        В памяти.

4.        Человек не может долго хранить большие объёмы информации в памяти.

5.        Для этого существуют записные книжки, словари, энциклопедии, справочная литература, книг, которые называются внешними хранилищами информации, или долговременной памятью.

6.        Память человечества, в отличии от памяти человека, содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные :анализ, аналогия,, осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация

2.Принятие учебных целей и условий их достижения.

- Организация познавательной деятельности.

- Побуждение учащихся к выдвижению гипотезы.

Вопросы: сможем ли мы ответить на вопрос- Какая будет тема нашего сегодняшнего урока??

 Отгадайте ребусы:

 (носитель)

 (информация)          (слайд 2)

Отвечают : не можем.

Решают ребусы.

Выдвигают гипотезу, как они могут помочь в отгадывании формулировки темы урока.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение свих мыслей, аргументация своего мнения.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, подведение подпонятие, постановка и формулирование проблемы.

3.Проверка принятой гипотезы.

Организация

познавательной деятельности.

Первичного осмысления изученного материала,  обеспечение закрепления в памяти детей знаний, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Учитель предлагает  записать ключевые слова –ответы в тетрадь и по учебнику найти тему, которая несет в себе эти слова. Записать название выбранной темы.

(слайд 3)

Формулирует задачи урока.

Объяснение учителя сопровождается показом презентации. (слайды 4-6)

Учитель задает вопрос:

Какой информацией хотелось бы поделиться  в то далёкое время? Давайте с вами узнаем об этом из  §1.4 на стр. 17. (слайд 7)

Продолжение объяснения. (слайды 8-11)

Учитель задает вопрос:

Кто может сформулировать определение «носитель информации»?

Предлагает записать определение в тетрадь.(слайд 12)

Продолжает объяснение. (слайды 13-15)

В Москве, в Государственном музее имени А.С. Пушкина хранится свиток длиною более 5 метров, в котором содержится, а что содержится, вы  найдёте, прочитав §1.4 на стр. 18 в 3 абзаце.

Продолжение объяснения (слайды 16-18)

И вот на смену этим носителям информации приходит такой носитель, который мы с вами используем и по сей день. Это? …

Учитель дает задание. Прочитайте последний абзац  §1.4 и расскажите, как и где появилась технология изготовления бумаги и каковы ее достоинства (как носителя информации).

Продолжение объяснения. (слайды 19-22) (В ходе объяснения учитель передает на ознакомление учащимся: перфокарту, дискету, магнитную ленту и показывает жесткий диск)

Учитель предлагает закончить фразу:

По способу записи, лазерные диски делятся на следующие виды…

Чем же они отличаются? (слайд 23)

Учитель предлагает разобрать два примера (рисунки и записи на интерактивной доске, слайд 24) на установление соответствия терминов и рисунков. (На слайде записаны  виды носителей информации в виде прямоугольников. Ниже в произвольном порядке расположены рисунки или фотографии различных носителей: перфокарта, магнитные диски, дискета, книга, пергамент, оптические диски,  винчестер, флэш-память и др.

Дети должны соединить стрелками вид носителя с его изображением).

Записывают,  находят, комментируют,  а затем проверяют друг у друга, работая в паре.

Записывают тему урока.

Слушают объяснение учителя, смотрят слайды презентации

Работают с учебником. Поиск. Выделение главного. Осмысление. Отвечают на поставленный вопрос.

Слушают объяснение учителя, смотрят слайды презентации

Отвечают.

Носителем информации может быть любой объект, на котором можно оставить следы или знаки.

Записывают в тетрадь.

Слушают объяснение учителя, смотрят слайды презентации

Дети находят необходимый абзац: Это листы папируса. Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему приклеивали другой. Древние книги назывались свитками.

Слушают объяснение учителя, смотрят слайды презентации

Дети отвечают. Анализируют ответы товарищей. Делают вывод.

Учащиеся читают и пересказывают прочитанное.

Слушают объяснение учителя, смотрят слайды презентации

CD-ROM, DVD-ROM, CD-R, DVD-R,         CD-RW, DVD-RW

Учащиеся выходят к доске и ставят стрелочки (выделяют соответствие)

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

4.Итоговый самоконтроль и самооценка.

Организация первичного контроля.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

 Учитель предлагает выполнить самостоятельно работу по карточке (карточки – задания из учебника находятся на партах учащихся)

Организует самостоятельную деятельность учащихся, взаимопроверку. (слайд 25).

Воспитывает способность принимать самостоятельные решения; развивает навыки самоконтроля.

Самостоятельно выполняют задания , затем  проверяют.  Сдают работы учителю. Смотрят на слайд выполнением задания. Выясняют правильность выполнения своего задания. Анализируют  результат. Устанавливают причину ошибок, если они есть.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

5. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какую тему мы сегодня изучали?

Какие задачи мы сегодня ставили?

Наши задачи выполнены?

Учитель предлагает записать домашнее задание:  

1.§1.4,с.17-19,§3.2,3.3, с.113-116,

РТ:№5 с. 6 (начать заполнять). Поясняет его. Рассказывает, как работать в РТ.

Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. Слушают учителя. Задают вопросы.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

6. Обобщение и систематизация

Заполнение таблиц

Ученики отвечают на вопросы УЧ: №1-№3 с.19 §1.4.

Раздает листочки с заготовками таблиц. Наблюдает за выполнением. Задает вопросы. Помогает.

Отвечают на вопросы. Заполняют таблицы.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

7. Рефлексия.

«Выберете ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению

Учитель просматривает самооценку учеников.

Теперь я оценю вашу работу на уроке. Выставляет оценки. Мне было очень интересно и приятно с вами работать. Спасибо за продуктивную работу.

Рисуют в своей тетради смайлики: 

Коммуникативные: аргументация своего мнения.

Познавательные: рефлексия способ и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...