Урок информатики и ИКТ в 8 классе по теме "Системы счисления"
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) на тему
Урок изучения нового материала по теме "Системы счисления"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sistemy_schisleniya.doc | 989 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок информатики, 8-й класс. Тема: "Системы счисления"
Цели урока:
Образовательные:
- выявить определение понятия «система счисления»;
- научится переводить числа из десятичной системы счисления в произвольную.
Воспитательные:
- воспитание личностных УУД информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости.
Развивающие:
- развитие умения работать в группах;
- развитие самоконтроля.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.
- Постановка цели урока.
- Применение теоретических положений при решении задач.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Начнем изучение темы сегодняшнего урока с одного, на первый взгляд, непонятного и запутанного стихотворения.
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Для того, чтобы разобраться, что же хотел нам сказать автор, нужно понять, о каких числах идет речь.
2. Актуализация знаний.
Проверочная работа из массива домашних задач с самопроверкой по ключу.
Вариант 1
1. Сколько байт в 32 Гбайт?
2. В коробке лежат 16 кубиков. Все кубики разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из коробки достали красный кубик?
Вариант 2
1. Сколько байт в 5 Кбайтах?
2. В школьной библиотеке 16 стеллажей с книгами. На каждом стеллаже 8 полок. Библиотекарь сообщил Пете, что нужная ему книга находится на пятом стеллаже на третьей сверху полке. Какое количество информации библиотекарь передал Пете?
Вариант 3
1. Сколько Кбайт в 40960 битах?
2. При угадывании целого числа в диапазоне от 1 до N было получено 9 бит информации. Чему равно N?
Вариант 4
1. Каждое показание счётчика, фиксируемое в памяти компьютера, занимает 10 бит. Записано 100 показаний этого датчика. Каков информационный объём снятых значений в байтах?
2. Сколько информации содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 8 раз?
3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.
Класс разбивается на 2 группы: "Племя 10" и "Племя 8".
"Представьте себе, что вы первобытные люди, не имеющие устной и письменной речи. Название вашего племени происходит от количества пальцев на руках. К вашему племени приближаются враги. Вождь племени посылает гонца узнать их количество. Задача гонца: находясь на холме при помощи подручных средств (орехи и ананасы) показать количество нападающих"... "Гонец" видит и "передает" 7, 14, 324.
Учащиеся делают вывод о строении числа, записывают числа различных систем счисления в развернутом виде.
4. Постановка цели урока.
Итак, тема сегодняшнего урока ... "Системы счисления".
Система счисления – это принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений. Все системы счисления можно разделить на два класса:
- позиционные – количественное значение каждой цифры зависит от ее место положения (позиции) в числе;
- непозиционные – цифры не меняют своего количественного значения при изменении их положения в числе.
Для записи чисел в различных системах счисления используется определенное количество знаков или цифр. Число таких знаков в позиционной системе счисления называется основанием системы счисления.
Основание | Название системы счисления | Знаки |
2 | Двоичная | 0, 1 |
3 | Троичная | 0, 1, 2 |
4 | Четверичная | 0, 1, 2, 3 |
5 | Пятиричная | 0, 1, 2, 3, 4 |
8 | Восьмиричная | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
10 | Десятичная | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
12 | Двенадцатиричная | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В |
16 | Шестнадцатиричная | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, C, D, E, F |
Алгоритм перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную:
(степени расставляем над целой частью числа слева направо, над дробной частью – справа налево, начиная с «-1»)
Алгоритм перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления:
- Разделить число на 2. Зафиксировать остаток (0 или 1) и частное.
- Если частное не равно 0, то разделить его на 2, и так далее пока частное не станет равно 0. Если частное равно 0 , то записать все полученные остатки, начиная с первого, справа налево.
Теперь мы знаем, как переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и как переводить числа из произвольной системы счисления в десятичную.
5. Применение теоретических положений при решении задач.
Задание в парах:
- Перевести в десятичную систему счисления числа: 101110012,120313, 11001012, 17238.
- Перевести из десятичной системы счисления в двоичную, и наоборот числа: 256, 41, 315, 1073.
- Записать алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в произвольную систему счисления.
Когда все учащиеся выполнят работы, учитель диктует ответы и дети сами проверяют, ставят оценки по критериям: одна ошибка – оценка «пять», три ошибки – оценка «четыре», больше ошибок оценка «три».
Для того, чтобы закрепить знания и умения, полученные сегодня на уроке, немного поиграем. Задание «постройте по точкам». Для выполнения этого задания вам понадобятся не только знания, полученные сегодня на уроке, но и математические знания.
Каждая координата точки записана в двоичной системе координат. Вам надо перевести координаты точек в десятичную систему счисления и, применяя знания по математике, построить точки на системе координат, соединить их. Точки одного объекта обозначены одной буквой.
Голова:
- Г1 (101;1011)
- Г2 (1100;1011)
- Г3 (101;100)
- Г4 (1100;100)
Шея:
- Ш1 (111;100)
- Ш2 (1010;100)
- Ш3 (1010;11)
- Ш4 (111;11)
Глаза:
- Гл1 (110;1010)
- Гл2 (1000;1010)
- Гл3 (1000;1000)
- Гл4 (110;1000)
- Гл5 (1001;1010)
- Гл6 (1011;1010)
- Гл7 (1011;1000)
- Гл8 (1001;1000)
Нос:
- Н1 (1000;111)
- Н2 (1001;111)
Рот:
- Р1 (110;110)
- Р2 (110;101)
- Р3 (1011;101)
- Р4 (1011;110)
Антенки:
- А1 (110;1011)
- А2 (110;1111)
- А3 (101;1111)
- А4 (111;1111)
- А5 (1011;1011)
- А6 (1011;1111)
- А7 (1010;1111)
- А8 (1100;1111)
6. Рефлексия.
Проверка выполнения задания («рисование по точкам»).
Творческое задание.
Задание. Постройте в координатной плоскости заданную фигуру по плану, предварительно осуществите перевод координат точек из двоичной системы счисления в десятичную.
1)Постройте окружность с центром в точке (1010, 1010), с радиусом 101;
2)Постройте точки и соедините их с отрезками, закрасьте соответствующим цветом.
Синий (11; 111), (100; 1000), (101; 111), (100;110)
Синий (111; 111), (1000, 1000), (1001; 111), (1000; 110)
Красный (100; 100), (110; 11), (1000; 100)
Ответ: улыбающийся человечек, который получился в результате творческого задания, - подтверждение тому, что вы хорошо поработали на уроке.
7. Домашнее задание.
Теперь вернемся к началу урока и вспомним стихотворение, которые нам было непонятно.
Домашнее задание: переформулируйте стихотворение, воспользовавшись знаниями, полученными на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайдовая презентация к уроку информатики в 9 (8) классе "Палитры цветов в системах цветопередачи"
Презентация к уроку позволяет ознакомиться с новым материалом самостоятельно, работая в паре или МГ.Данный материал можно использовать для закрепления и повторения, на любом этапе урока.Анимационное и...
Урок информатики "Понятие пикселя" 5 класс
Урок информатики в 5 классе "Понятие пикселя" по учебнику Н.В. Макаровой с презентацией...
Методическая разработка урока информатики в 9-ом классе "Условный оператор"
Данный материал содержит примеры решения задач программирования на языках Basic и QBasic с использованием условного оператора. ...
Использование занимательных задач на уроках информатики в 5-6 классах
Занимательным задачам на различных уроках нужно уделять внимание . Подробнее хочется остановиться на использовании занимательных задач на уроках информатики в 5-6 классах....
Сценарий урока информатики № 2 в 8 классе по теме: «Линейный алгоритм» с применением интерактивной доски
Данный урок является вторым из десяти уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие линейного алгоритма, рассматриваются операторы ...
Сценарий урока информатики № 3 в 8 классе по теме: «Линейный алгоритм» с применением интерактивной доски
Данный урок является одним (третьим из десяти) из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие линейного алгоритма, рассматриваются опер...
Урок информатики в 9классе по теме: Двоичная система счисления
Цели урока:Повторить способ перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, показать способы перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления, научить переводить двоичные числа в десятич...