Разработка урока по информатике для учащихся 9- кл. по теме "Программирование цикла с предусловием"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Заворотных Ольга Владимировна

Раздел программы: «Алгоритмизация и основы программирования»

Тип урока: комбинированный

Технология: развитие критического мышления

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programmirovanie_cikla_s_predusloviem.zip518.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Программирование цикла с предусловием»

Раздел программы: «Алгоритмизация и основы программирования»

Тип урока: комбинированный

Технология: развитие критического мышления

Цели урока:

Обучающая: создать условия для формирования представления об алгоритме циклической структуры с проверкой условия в начале цикла, о его исполнении, научить применять новый оператор для решения вычислительных и диалоговых задач.

Развивающая: развивать логическое, алгоритмическое, критическое мышление учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование социальной направленности любой деятельности, освоение способов эффективного взаимодействия процессе учебной коммуникации.

Воспитательная: развитие познавательного интереса

План урока:

I. Определяем тему урока

стадия вызова

II. Изучаем новый оператор

стадия осмысления: самостоятельная работа учащихся с информационным текстом;

III. Проводим вычислительный эксперимент

стадия рефлексии

IV. Проверяем, закрепляем полученные знания

 стадия рефлексии

Учитель самостоятельно распределяет учащихся по группам, учитывая уровень развития уч-ся, взаимоотношения между ребятами и равные возможности групп.

Ход урока

Здравствуйте ребята!

Ребята, сегодняшний урок мы проведём в форме групповой работы, работы в парах  и в индивидуальной,   итогом, которого будет отчёт группы по проделанной работе и индивидуальная проверочная работа.

Учитель: Чтобы сконцентрироваться, проведём небольшую разминку! 2 мин

- Какая деятельность называется программированием?

- Что такое программа для компьютера?

- Какие команды мы изучили?

- С помощью этих команд, какие алгоритмы мы научились программировать?

Стадия вызова

Учитель: Ребята, сегодня тему урока вы будете определять самостоятельно, в группе.

Чтобы это сделать я предлагаю вам просмотреть алгоритмы, которые выполняются в природе и технике и определить:

 Что это за алгоритмы?

Что объединяет эти алгоритмы?

Смотрим слайды презентации №1,2,3

Как выдумаете, какая тема урока?

Обсудите этот вопрос и запишите свои идеи в отчёте. – 1 мин (отчёт – приложение 2)

Каждая группа представляет свой вариант

Возможный вариант ответа: Мы будем изучать циклы

Учитель: Совершенно верно! Но нам нужно уточнить какие циклы, т.к. мы знаем три вида циклов. Для уточнения рассмотрим алгоритм из нашей повседневной жизни

Смотрим слайд: на слайде№4 алгоритм  и блок-схема к этому алгоритму

Учитель: Каждая группа по очереди отвечает на вопросы  к слайду – 3 мин

А теперь запишите  в отчёт и объявите  окончательный вариант темы урока.

Учитель: Ребята вы молодцы – правильно сформулировали  смысл темы урока. Но давайте более конкретно и точно запишем в тетрадях тему: слайд № 5

Учитель: А сейчас группы выполняют второе задание (выбрать любой алгоритм и составить для него блок-схему): на работу 2 мин

Представьте результаты работы на доске. Каждая группа если есть, указывает на ошибки. Исправление ошибок.

Стадия осмысления

Учитель: Следующее задание индивидуальное:

Теперь, когда, вы научились составлять циклические алгоритмы, изучим команду, к-ая даёт указание компьютеру выполнить одни и те же действия много раз. Для этого напишите конспект в тетрадях ориентируясь на вопросы,  практическое задание быстрее выполнить в парах. (см. Приложение 1)

На работу вам даётся 10-12 мин

Рефлексия

Учитель: Ребята, сейчас снова работаем в группе. Вы узнали правила записи оператора, особенности его работы. Применим новые знания для решения экологической задачи. Прочитайте условие задачи.

(Учащимся раздаются инф. листы с условием задачи, см. приложение 3, 4)

Частично задача решена. Вам осталось  начертить алгоритм, набрать программу, проанализировать результаты.

Ребята распределите работу между всеми участниками группы. – 10   мин

Каждая группа представляет отчёт по эксперименту.

Учитель: И в заключение урока закрепим новые знания небольшой индивидуальной проверочной работой.

Подпишите листы с фрагментом программы. (приложение4)

Отвечать на вопросы нужно так - либо ставить номер команды, либо подчёркивать слова, либо обводить рамкой команды.

Вопросы для проверки:

  1. В какой строке записано условие  выполнения цикла.
  2. Подчеркните служебные слова оператора цикла.
  3. Обведите рамкой тело цикла
  4. В каких строках выводятся результаты программы?

Учитель: Поменяйтесь работами друг с другом, посмотрите правильные ответы на слайде №6, поставьте оценку.

Сдайте отчёты групп и проверочные работы.

Учитель: Молодцы, все справились замечательно

Окончательные результаты будут объявлены на следующем уроке.

Домашнее задание – выучить оператор, знать, как он работает

Дидактические материалы к уроку:

  1. Презентация с изображениями циклических алгоритмов из природы, техники, слайд с темой урока, слайд с правильной практической работой.
  2. Отчеты для групп
  3. Информационные листы с новой темой и вычислительным экспериментом
  4. Тексты программы
  5. Карточки для проверочной работы

 

Приложение 1

Циклическая форма организации действий в алгоритмах. Блок-схемы, словенское описание циклов. Цикл «Пока» в языке программирования Бейсик.

Алгоритмы, который мы составляли на предыдущих уроках, обладают одним общим свойством: при их выполнении каждое действие совершается один раз или вообще не совершается. В жизни, однако, часто встречаются инструкции, в которых требуется один и тот же набор действий выполнять много раз подряд: «иди, пока не придёшь», закручивай гайку, пока не завернешь её до отказа» и т.д. используя только развилки(ветвления), такие алгоритмы не запишешь. Для этого нужна новая форма организации действий.

Цикл с предусловием.

Словесная запись:

Пока Q повторять:
P1

P2

Pn

Конец цикла  

Эта запись означает, что исполнитель сначала проверяет, выполняется ли условие Q. Если да, то совершаются действия P1, P2, … , Pn (последовательность этих действий называют телом цикла), после чего условие Q проверяется снова и так далее. Если же Q не выполняется, то исполнитель переходит к действию, записанному после строки «Конец цикла». Может случиться и так, что условие  Q, не выполнено с самого начала, тогда действия, составляющие тело цикла, не совершаться ни разу.

Итак, циклом (повтором) называется такая форма организации действий, при которой одна и та же последовательность действий совершается несколько раз (или ни разу) до тех пор, пока выполняется некоторое условие.

В языке Бейсик цикл «Пока» оформляется следующим способом:

while <условие> 

тело цикла

wend

Цикл с предусловием используется для  программирования процессов, в которых число повторений оператора цикла неизвестно, а задаётся некоторое условие его окончания. Сначала идёт оператор while с условием, при котором цикл выполняется. Ключевое слово wend является последней строкой цикла. Всякий раз, доходя до wend , компьютер проверяет, выполняется ли условие, указанное оператором while. Если оно не выполняется , то программа переходит к исполнению операторов, следующих за   wend. Если же выполняется, , то цикл повторяется снова.

Примеры программ

Пример 1.

Следующая программа, прежде, чем допустить пользователя для продолжения работы, запрашивает у него пароль:

CLS

While words$ <> “TERMINATOR”

Input “введите пароль”;words$

Wend

Print ”Правильно! Вы допущены к   продолжению работы!”

End

 Пример 2. Вычисление суммы  

Input ”введите кол-во элементов ” ; n
S = 0: i = 1

While i <= n

S = s + 1/i

i = i+1

Wend

Print “ сумма “, n ,”элементов =  “, s


Вопросы для конспекта:

  1. Какая форма организаций действий называется циклом?
  2. Как в словесных алгоритмах оформляются циклы?
  3. Что такое тело цикла?
  4. Для чего служит указатель «конец цикла»?
  5. Как с помощью блок-схемы изображаются циклы?
  6. Как оформляется на Бейсике цикл «Пока»?

Задание для самостоятельной работы. Наберите тексты программ в среде QBasic , запустите программы на исполнение, проанализируйте результаты. Составьте блок- схемы для данных программ в тетрадях.

Приложение 2

Группа №1:

1.

2.

3.

4.

  1. Запишите все варианты возможной темы урока:

  1. Начертите блок-схему для любого сюжета

  1. Напишите выводы по вычислительному эксперименту.

Вопросы для вывода:

  1. Через сколько дней концентрация вредного вещества станет допустимой?
  2. Предположим, что программу для эксперимента написали без нового изученного оператора. Как бы изменилась программа?
  3. Какие достоинства у нового оператора?

  1. Оцените работу своих товарищей по следующим критериям:

-  принимал активное участие в работе группы;(а)

- пассивное (п)

- проявлял инициативность иногда (и)

Приложение 3

Вычислительный эксперимент «Экологическая задача» для группы 1

Задача. Расположенный на берегу реки металлургический завод осуществил сброс сточных вод, в результате чего концентрация вредных веществ в реке резко увеличилась. С течением времени эта концентрация, естественно уменьшается.

Требуется вывести на экран сообщение, каков будет уровень реки через сутки, двое суток и т.д до тех пор,  пока концентрация не станет меньше предельно допустимой.

Математическая  модель:

Исходные данные:

C - начальная концентрация вредных веществ ,

D- предельно допустимая концентрация,

K>1- коэффициент(узнаётся из справочника) показывает, что концентрация C уменьшается в K раз в сутки, зависит от района, где протекает река, типа примесей и т.п., устанавливается специалистами –экологами.

Результат:

Последовательность значений концентрации вредных веществ через сутки, двое суток и т.д, номер суток – N

Связь между исходными данными и результатом:

C0= C, C n+1=

Алгоритм:

Запросить начальное значение концентрации C, предельно допустимую концентрацию D и коэффициент K.

Присвоить номеру суток N значение 0.

Пока C > D повторять :

Присвоить номеру суток N значение N+1.

Присвоить концентрации C значение .

Вывести сообщение «Номер суток, концентрации».

Вывести значения N, C.

Конец цикла.

Программа на Бейсике:

Cls

Input “ C,D,K”;C,D,K

N = 0

While C > D

N = N + 1

C = C / K

Print “ Номер суток, концентрации “;

Print N, C

Wend

End

Таблица исходных данных :

вещество

C, мг/л

D, мг/л

K

Свинец

10

0,03

1,12

Вычислительный эксперимент «Экологическая задача» для группы 2

Задача. Расположенный на берегу реки металлургический завод осуществил сброс сточных вод, в результате чего концентрация вредных веществ в реке резко увеличилась. С течением времени эта концентрация, естественно уменьшается.

Требуется вывести на экран сообщение, каков будет уровень реки через сутки, двое суток и т.д до тех пор,  пока концентрация не станет меньше предельно допустимой.

Математическая  модель:

Исходные данные:

C - начальная концентрация вредных веществ ,

D- предельно допустимая концентрация,

K>1- коэффициент(узнаётся из справочника) показывает, что концентрация C уменьшается в K раз в сутки, зависит от района, где протекает река, типа примесей и т.п., устанавливается специалистами –экологами.

Результат:

Последовательность значений концентрации вредных веществ через сутки, двое суток и т.д, номер суток – N

Связь между исходными данными и результатом:

C0= C, C n+1=

Алгоритм:

Запросить начальное значение концентрации C, предельно допустимую концентрацию D и коэффициент K.

Присвоить номеру суток N значение 0.

Пока C > D повторять :

Присвоить номеру суток N значение N+1.

Присвоить концентрации C значение .

Вывести сообщение «Номер суток, концентрации».

Вывести значения N, C.

Конец цикла.

Программа на Бейсике:

Cls

Input “ C,D,K”;C,D,K

N = 0

While C > D

N = N + 1

C = C / K

Print “ Номер суток, концентрации “;

Print N, C

Wend

End

Таблица исходных данных :

вещество

C, мг/л

D, мг/л

K

Мышьяк

5

0,05

1,05

Приложение 4

Cls

Input “ C,D,K”;C,D,K

N = 0

While C > D

N = N + 1

C = C / K

Print “ Номер суток, концентрации “;

Print N, C

Wend

End




Блок-схема

Cls

Input “ C,D,K”;C,D,K

N = 0

While C > D

N = N + 1

C = C / K

Print “ Номер суток, концентрации “;

Print N, C

Wend

End







Блок -схема

Cls

Input “ C,D,K”;C,D,K

N = 0

While C > D

N = N + 1

C = C / K

Print “ Номер суток, концентрации “;

Print N, C

Wend

End



Ответ:





Cls

Input “ C,D,K”;C,D,K

N = 0

While C > D

N = N + 1

C = C / K

Print “ Номер суток, концентрации “;

Print N, C

Wend

End



Ответ:

Карточки для самостоятельной работы

Cls

Input “ C,D,K”;C,D,K

N = 0

While C > D

N = N + 1

C = C / K

Print “ Номер суток, концентрации “;

Print N, C

Wend

End

Cls

Input “ C,D,K”;C,D,K

N = 0

While C > D

N = N + 1

C = C / K

Print “ Номер суток, концентрации “;

Print N, C

Wend

End

Cls

Input “ C,D,K”;C,D,K

N = 0

While C > D

N = N + 1

C = C / K

Print “ Номер суток, концентрации “;

Print N, C

Wend

End

Cls

Input “ C,D,K”;C,D,K

N = 0

While C > D

N = N + 1

C = C / K

Print “ Номер суток, концентрации “;

Print N, C

Wend

End

Cls

Input “ C,D,K”;C,D,K

N = 0

While C > D

N = N + 1

C = C / K

Print “ Номер суток, концентрации “;

Print N, C

Wend

End

Cls

Input “ C,D,K”;C,D,K

N = 0

While C > D

N = N + 1

C = C / K

Print “ Номер суток, концентрации “;

Print N, C

Wend

End

Cls

Input “ C,D,K”;C,D,K

N = 0

While C > D

N = N + 1

C = C / K

Print “ Номер суток, концентрации “;

Print N, C

Wend

End

Cls

Input “ C,D,K”;C,D,K

N = 0

While C > D

N = N + 1

C = C / K

Print “ Номер суток, концентрации “;

Print N, C

Wend

End

условие

Группа операторов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Урок по информатике для учащихся 6 класса по учебнику Л.Л. Босовой. Тема: «Растровое кодирование графической информации»

Тема: «Растровое кодирование графической информации»Цели: актуализировать материал по двоичному кодированию, изученный ранее; познакомить учащихся и сформировать у них представление о растро...

Разработка урока по информатике на тему «Основные объекты и приемы управления операционной системой. Файлы, папки, ярлыки» для учащихся 7 класса

Цель урока: сформировать представления учащихся о пользовательском интерфейсе ОС Windows; познакомить учащихся с определениями и характеристиками основных объектов Windows.Задачи:1. научить учащихся с...

Разработка урока "Решение задач на языке Паскаль с использованием операторов цикла"

Урок является заключительным по теме «Программирование циклов», тема  рассчитана на 6 учебных часов в разделе «Программное управление работой компьютера». Урок организован в соответствии с реализ...

Презентация и технологическая карта урока по информатике, 8 класс. Тема: "Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы."

Технологическая карта урока Предмет, класс:  Информатика  и ИКТ, 8 класс.Название и автор учебника: Информатика и ИКТ, Босова Л. Л.Тема урока: Алгоритмическая конструкция...

Разработка урока по информатике по теме "Циклы"

Разработка урока информатики в 5 классе по теме "Циклы"Цели урока:учиться составлять и выполнять алгоритмы, содержащие цикл;закрепить умение записывать условие цикла в алгоритме, используя с...