Разработка урока по информатике для учащихся 9- кл. по теме "Программирование цикла с предусловием"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме
Раздел программы: «Алгоритмизация и основы программирования»
Тип урока: комбинированный
Технология: развитие критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmirovanie_cikla_s_predusloviem.zip | 518.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Программирование цикла с предусловием»
Раздел программы: «Алгоритмизация и основы программирования»
Тип урока: комбинированный
Технология: развитие критического мышления
Цели урока:
Обучающая: создать условия для формирования представления об алгоритме циклической структуры с проверкой условия в начале цикла, о его исполнении, научить применять новый оператор для решения вычислительных и диалоговых задач.
Развивающая: развивать логическое, алгоритмическое, критическое мышление учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование социальной направленности любой деятельности, освоение способов эффективного взаимодействия процессе учебной коммуникации.
Воспитательная: развитие познавательного интереса
План урока:
I. Определяем тему урока | стадия вызова |
II. Изучаем новый оператор | стадия осмысления: самостоятельная работа учащихся с информационным текстом; |
III. Проводим вычислительный эксперимент | стадия рефлексии |
IV. Проверяем, закрепляем полученные знания | стадия рефлексии |
Учитель самостоятельно распределяет учащихся по группам, учитывая уровень развития уч-ся, взаимоотношения между ребятами и равные возможности групп.
Ход урока
Здравствуйте ребята!
Ребята, сегодняшний урок мы проведём в форме групповой работы, работы в парах и в индивидуальной, итогом, которого будет отчёт группы по проделанной работе и индивидуальная проверочная работа.
Учитель: Чтобы сконцентрироваться, проведём небольшую разминку! 2 мин
- Какая деятельность называется программированием?
- Что такое программа для компьютера?
- Какие команды мы изучили?
- С помощью этих команд, какие алгоритмы мы научились программировать?
Стадия вызова
Учитель: Ребята, сегодня тему урока вы будете определять самостоятельно, в группе.
Чтобы это сделать я предлагаю вам просмотреть алгоритмы, которые выполняются в природе и технике и определить:
Что это за алгоритмы?
Что объединяет эти алгоритмы?
Смотрим слайды презентации №1,2,3
Как выдумаете, какая тема урока?
Обсудите этот вопрос и запишите свои идеи в отчёте. – 1 мин (отчёт – приложение 2)
Каждая группа представляет свой вариант
Возможный вариант ответа: Мы будем изучать циклы
Учитель: Совершенно верно! Но нам нужно уточнить какие циклы, т.к. мы знаем три вида циклов. Для уточнения рассмотрим алгоритм из нашей повседневной жизни
Смотрим слайд: на слайде№4 алгоритм и блок-схема к этому алгоритму
Учитель: Каждая группа по очереди отвечает на вопросы к слайду – 3 мин
А теперь запишите в отчёт и объявите окончательный вариант темы урока.
Учитель: Ребята вы молодцы – правильно сформулировали смысл темы урока. Но давайте более конкретно и точно запишем в тетрадях тему: слайд № 5
Учитель: А сейчас группы выполняют второе задание (выбрать любой алгоритм и составить для него блок-схему): на работу 2 мин
Представьте результаты работы на доске. Каждая группа если есть, указывает на ошибки. Исправление ошибок.
Стадия осмысления
Учитель: Следующее задание индивидуальное:
Теперь, когда, вы научились составлять циклические алгоритмы, изучим команду, к-ая даёт указание компьютеру выполнить одни и те же действия много раз. Для этого напишите конспект в тетрадях ориентируясь на вопросы, практическое задание быстрее выполнить в парах. (см. Приложение 1)
На работу вам даётся 10-12 мин
Рефлексия
Учитель: Ребята, сейчас снова работаем в группе. Вы узнали правила записи оператора, особенности его работы. Применим новые знания для решения экологической задачи. Прочитайте условие задачи.
(Учащимся раздаются инф. листы с условием задачи, см. приложение 3, 4)
Частично задача решена. Вам осталось начертить алгоритм, набрать программу, проанализировать результаты.
Ребята распределите работу между всеми участниками группы. – 10 мин
Каждая группа представляет отчёт по эксперименту.
Учитель: И в заключение урока закрепим новые знания небольшой индивидуальной проверочной работой.
Подпишите листы с фрагментом программы. (приложение4)
Отвечать на вопросы нужно так - либо ставить номер команды, либо подчёркивать слова, либо обводить рамкой команды.
Вопросы для проверки:
- В какой строке записано условие выполнения цикла.
- Подчеркните служебные слова оператора цикла.
- Обведите рамкой тело цикла
- В каких строках выводятся результаты программы?
Учитель: Поменяйтесь работами друг с другом, посмотрите правильные ответы на слайде №6, поставьте оценку.
Сдайте отчёты групп и проверочные работы.
Учитель: Молодцы, все справились замечательно
Окончательные результаты будут объявлены на следующем уроке.
Домашнее задание – выучить оператор, знать, как он работает
Дидактические материалы к уроку:
- Презентация с изображениями циклических алгоритмов из природы, техники, слайд с темой урока, слайд с правильной практической работой.
- Отчеты для групп
- Информационные листы с новой темой и вычислительным экспериментом
- Тексты программы
- Карточки для проверочной работы
Приложение 1
Циклическая форма организации действий в алгоритмах. Блок-схемы, словенское описание циклов. Цикл «Пока» в языке программирования Бейсик.
Алгоритмы, который мы составляли на предыдущих уроках, обладают одним общим свойством: при их выполнении каждое действие совершается один раз или вообще не совершается. В жизни, однако, часто встречаются инструкции, в которых требуется один и тот же набор действий выполнять много раз подряд: «иди, пока не придёшь», закручивай гайку, пока не завернешь её до отказа» и т.д. используя только развилки(ветвления), такие алгоритмы не запишешь. Для этого нужна новая форма организации действий.
Цикл с предусловием.
Словесная запись:
Пока Q повторять:
P1
P2
…
Pn
Конец цикла
Эта запись означает, что исполнитель сначала проверяет, выполняется ли условие Q. Если да, то совершаются действия P1, P2, … , Pn (последовательность этих действий называют телом цикла), после чего условие Q проверяется снова и так далее. Если же Q не выполняется, то исполнитель переходит к действию, записанному после строки «Конец цикла». Может случиться и так, что условие Q, не выполнено с самого начала, тогда действия, составляющие тело цикла, не совершаться ни разу.
Итак, циклом (повтором) называется такая форма организации действий, при которой одна и та же последовательность действий совершается несколько раз (или ни разу) до тех пор, пока выполняется некоторое условие.
В языке Бейсик цикл «Пока» оформляется следующим способом:
while <условие>
тело цикла
wend
Цикл с предусловием используется для программирования процессов, в которых число повторений оператора цикла неизвестно, а задаётся некоторое условие его окончания. Сначала идёт оператор while с условием, при котором цикл выполняется. Ключевое слово wend является последней строкой цикла. Всякий раз, доходя до wend , компьютер проверяет, выполняется ли условие, указанное оператором while. Если оно не выполняется , то программа переходит к исполнению операторов, следующих за wend. Если же выполняется, , то цикл повторяется снова.
Примеры программ
Пример 1.
Следующая программа, прежде, чем допустить пользователя для продолжения работы, запрашивает у него пароль:
CLS
While words$ <> “TERMINATOR”
Input “введите пароль”;words$
Wend
Print ”Правильно! Вы допущены к продолжению работы!”
End
Пример 2. Вычисление суммы
Input ”введите кол-во элементов ” ; n While i <= n S = s + 1/i i = i+1 Wend Print “ сумма “, n ,”элементов = “, s |
Вопросы для конспекта:
- Какая форма организаций действий называется циклом?
- Как в словесных алгоритмах оформляются циклы?
- Что такое тело цикла?
- Для чего служит указатель «конец цикла»?
- Как с помощью блок-схемы изображаются циклы?
- Как оформляется на Бейсике цикл «Пока»?
Задание для самостоятельной работы. Наберите тексты программ в среде QBasic , запустите программы на исполнение, проанализируйте результаты. Составьте блок- схемы для данных программ в тетрадях.
Приложение 2
Группа №1:
1.
2.
3.
4.
- Запишите все варианты возможной темы урока:
- Начертите блок-схему для любого сюжета
- Напишите выводы по вычислительному эксперименту.
Вопросы для вывода:
- Через сколько дней концентрация вредного вещества станет допустимой?
- Предположим, что программу для эксперимента написали без нового изученного оператора. Как бы изменилась программа?
- Какие достоинства у нового оператора?
- Оцените работу своих товарищей по следующим критериям:
- принимал активное участие в работе группы;(а)
- пассивное (п)
- проявлял инициативность иногда (и)
Приложение 3
Вычислительный эксперимент «Экологическая задача» для группы 1
Задача. Расположенный на берегу реки металлургический завод осуществил сброс сточных вод, в результате чего концентрация вредных веществ в реке резко увеличилась. С течением времени эта концентрация, естественно уменьшается.
Требуется вывести на экран сообщение, каков будет уровень реки через сутки, двое суток и т.д до тех пор, пока концентрация не станет меньше предельно допустимой.
Математическая модель:
Исходные данные:
C - начальная концентрация вредных веществ ,
D- предельно допустимая концентрация,
K>1- коэффициент(узнаётся из справочника) показывает, что концентрация C уменьшается в K раз в сутки, зависит от района, где протекает река, типа примесей и т.п., устанавливается специалистами –экологами.
Результат:
Последовательность значений концентрации вредных веществ через сутки, двое суток и т.д, номер суток – N
Связь между исходными данными и результатом:
C0= C, C n+1=
Алгоритм:
Запросить начальное значение концентрации C, предельно допустимую концентрацию D и коэффициент K.
Присвоить номеру суток N значение 0.
Пока C > D повторять :
Присвоить номеру суток N значение N+1.
Присвоить концентрации C значение .
Вывести сообщение «Номер суток, концентрации».
Вывести значения N, C.
Конец цикла.
Программа на Бейсике:
Cls
Input “ C,D,K”;C,D,K
N = 0
While C > D
N = N + 1
C = C / K
Print “ Номер суток, концентрации “;
Print N, C
Wend
End
Таблица исходных данных :
вещество | C, мг/л | D, мг/л | K |
Свинец | 10 | 0,03 | 1,12 |
Вычислительный эксперимент «Экологическая задача» для группы 2
Задача. Расположенный на берегу реки металлургический завод осуществил сброс сточных вод, в результате чего концентрация вредных веществ в реке резко увеличилась. С течением времени эта концентрация, естественно уменьшается.
Требуется вывести на экран сообщение, каков будет уровень реки через сутки, двое суток и т.д до тех пор, пока концентрация не станет меньше предельно допустимой.
Математическая модель:
Исходные данные:
C - начальная концентрация вредных веществ ,
D- предельно допустимая концентрация,
K>1- коэффициент(узнаётся из справочника) показывает, что концентрация C уменьшается в K раз в сутки, зависит от района, где протекает река, типа примесей и т.п., устанавливается специалистами –экологами.
Результат:
Последовательность значений концентрации вредных веществ через сутки, двое суток и т.д, номер суток – N
Связь между исходными данными и результатом:
C0= C, C n+1=
Алгоритм:
Запросить начальное значение концентрации C, предельно допустимую концентрацию D и коэффициент K.
Присвоить номеру суток N значение 0.
Пока C > D повторять :
Присвоить номеру суток N значение N+1.
Присвоить концентрации C значение .
Вывести сообщение «Номер суток, концентрации».
Вывести значения N, C.
Конец цикла.
Программа на Бейсике:
Cls
Input “ C,D,K”;C,D,K
N = 0
While C > D
N = N + 1
C = C / K
Print “ Номер суток, концентрации “;
Print N, C
Wend
End
Таблица исходных данных :
вещество | C, мг/л | D, мг/л | K |
Мышьяк | 5 | 0,05 | 1,05 |
Приложение 4
Cls Input “ C,D,K”;C,D,K N = 0 While C > D N = N + 1 C = C / K Print “ Номер суток, концентрации “; Print N, C Wend End | Блок-схема |
Cls Input “ C,D,K”;C,D,K N = 0 While C > D N = N + 1 C = C / K Print “ Номер суток, концентрации “; Print N, C Wend End | Блок -схема |
Cls Input “ C,D,K”;C,D,K N = 0 While C > D N = N + 1 C = C / K Print “ Номер суток, концентрации “; Print N, C Wend End Ответ: | Cls Input “ C,D,K”;C,D,K N = 0 While C > D N = N + 1 C = C / K Print “ Номер суток, концентрации “; Print N, C Wend End Ответ: |
Карточки для самостоятельной работы | |
Cls Input “ C,D,K”;C,D,K N = 0 While C > D N = N + 1 C = C / K Print “ Номер суток, концентрации “; Print N, C Wend End | Cls Input “ C,D,K”;C,D,K N = 0 While C > D N = N + 1 C = C / K Print “ Номер суток, концентрации “; Print N, C Wend End |
Cls Input “ C,D,K”;C,D,K N = 0 While C > D N = N + 1 C = C / K Print “ Номер суток, концентрации “; Print N, C Wend End | Cls Input “ C,D,K”;C,D,K N = 0 While C > D N = N + 1 C = C / K Print “ Номер суток, концентрации “; Print N, C Wend End |
Cls Input “ C,D,K”;C,D,K N = 0 While C > D N = N + 1 C = C / K Print “ Номер суток, концентрации “; Print N, C Wend End | Cls Input “ C,D,K”;C,D,K N = 0 While C > D N = N + 1 C = C / K Print “ Номер суток, концентрации “; Print N, C Wend End |
Cls Input “ C,D,K”;C,D,K N = 0 While C > D N = N + 1 C = C / K Print “ Номер суток, концентрации “; Print N, C Wend End | Cls Input “ C,D,K”;C,D,K N = 0 While C > D N = N + 1 C = C / K Print “ Номер суток, концентрации “; Print N, C Wend End |
условие
Группа операторов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...
Урок по информатике для учащихся 6 класса по учебнику Л.Л. Босовой. Тема: «Растровое кодирование графической информации»
Тема: «Растровое кодирование графической информации»Цели: актуализировать материал по двоичному кодированию, изученный ранее; познакомить учащихся и сформировать у них представление о растро...
Разработка урока по информатике на тему «Основные объекты и приемы управления операционной системой. Файлы, папки, ярлыки» для учащихся 7 класса
Цель урока: сформировать представления учащихся о пользовательском интерфейсе ОС Windows; познакомить учащихся с определениями и характеристиками основных объектов Windows.Задачи:1. научить учащихся с...
Разработка урока по информатике в 10-м классе на тему Разработка и создание компьютерной презентации средствами программы Power Point
Разработка урока...
Разработка урока "Решение задач на языке Паскаль с использованием операторов цикла"
Урок является заключительным по теме «Программирование циклов», тема рассчитана на 6 учебных часов в разделе «Программное управление работой компьютера». Урок организован в соответствии с реализ...
Презентация и технологическая карта урока по информатике, 8 класс. Тема: "Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы."
Технологическая карта урока Предмет, класс: Информатика и ИКТ, 8 класс.Название и автор учебника: Информатика и ИКТ, Босова Л. Л.Тема урока: Алгоритмическая конструкция...
Разработка урока по информатике по теме "Циклы"
Разработка урока информатики в 5 классе по теме "Циклы"Цели урока:учиться составлять и выполнять алгоритмы, содержащие цикл;закрепить умение записывать условие цикла в алгоритме, используя с...