Рабочая программа для 8 класса по Информатике и ИКТ
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме
Рабочая программа
по_____________________информатике______________
класс____________________8_________________________
учитель _______Вахитова Эльвира Азгаровна_________
учебный год__________2011-2012_____________________
Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 8 класса в течение 35 часов (1 час в неделю), согласно федеральному компоненту БУП от 2004 года.
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:
1. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ
2. Базовый учебный план от 2004 г.
3. Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.
4. Авторская программа «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_klass.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании НМС Протокол №______ от «____»___________200_г. | Согласовано Зам. директора по УВР ______________________ «_____»____________200__г. | Утверждаю Директор МБОУ «Старомензелябашская СОШ» ______________________ «_____»____________200__г. |
Рабочая программа
по_____________________информатике______________
класс____________________8_________________________
учитель _______Вахитова Эльвира Азгаровна_________
учебный год__________2011-2012_____________________
Количество часов по учебному плану | ||
Всего за учебный год | 35 | |
В т.ч. | I четверть | 9 |
II четверть | 7 | |
III четверть | 11 | |
IV четверть | 8 |
Пояснительная записка
Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 8 класса в течение 35 часов (1 час в неделю), согласно федеральному компоненту БУП от 2004 года.
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:
- Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ
- Базовый учебный план от 2004 г.
- Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.
- Авторская программа «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процес сов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необ ходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы вы ступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информацион ная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков ис пользования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовы вать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планиро вать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об инфор мации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помо щью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее ре зультаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих спо собностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной инфор мации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, даль нейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить уча щихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональ ных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечива ется изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными табли цами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуника ций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устно го/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением кон трольной работы.
Четверть | Всего часов | Контрольные и практические работы | |
Контрольные работы | Практические работы | ||
1 четверть | 9 | 1 | 1 |
2 четверть | 7 | 1 | 2 |
3 четверть | 11 | 2 | 2 |
4 четверть | 7 | 3 | 1 |
Всего: | 35 | 7 | 6 |
Содержание образовательной программы
8 класс
1. Человек и информация - 5 часов.
Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества инфор мации.
2. Первое знакомство с компьютером - 7 часов.
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода инфор мации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера.
Программное обеспечение, его структура.
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интер фейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
3. Обработка текстовой информации - 10 часов.
Кодирование текстовой информации.
Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
4. Технология обработки графической информации - 7 часов.
Области применения компьютерной графики.
Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.
Кодирование изображения.
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Форматы графических файлов.
5. Технология мультимедиа - 4 часов.
Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.
Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты слайдов.
Итоговое повторение и контроль – 2 часа
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Человек и информация | 5 |
2 | Первое знакомство с компьютером | 7 |
3 | Текстовая информация и компьютер | 10 |
4 | Графическая информация и компьютер | 7 |
5 | Технологии мультимедиа | 4 |
6 | Заключение | 2 |
Итого: | 35 |
Календарно-тематический план
изучения информатики
для______8______ класса на ______2011/2012 учебный год____
- Общее планирование часов
№ | РАЗДЕЛ | Всего | Теория | Практика | Программное обеспечение |
Человек и информация | 5 | 4 | 1 | Norton Commander | |
Первое знакомство с компьютером | 7 | 5 | 2 | Windows XP, 2007 | |
Текстовая информация и компьютер | 10 | 5 | 5 | Microsoft Word | |
Графическая информация и компьютер | 7 | 4 | 3 | Paint | |
Технология мультимедиа | 4 | 3 | 1 | Microsoft Power Point | |
Заключение | 2 | 1 | 1 | ||
Итого: | 35 | 22 | 13 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Четверть | Урок № | Дата | Наименование разделов и тем | Тип урока | Основное на уроке | Домашнее задание |
ГЛАВА 1 Человек и информация (5) | |||||||
1 | I | 1 | 03.09 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей | урок изучения нового | ТБ. Информатика, как предмет. | §1 |
2 | 2 | 10.09 | Информация и знания. | урок изучения нового | Сообщения. Знания. Информация. | §2 | |
3 | 3 | 17.09 | Информационные процессы. | урок изучения нового | Хранение, передача, обработка, поиск информации | п.3. ответить на вопросы | |
4 | 4 | 24.09 | Измерение информации. Единицы измерения информации. | урок комплексного применения знаний | Байт, бит, килобайт, мегабайт, гигабайт. Мощность алфавита. Информационный вес символа | Знать единицы измерения информации наизусть. | |
5 | 5 | 01.10 | Практическая работа «Измерение информации». | контрольный урок | п.5,7. дополнительно п.68. ответить на вопросы. закончить практическую работу. | ||
ГЛАВА 2 Первое знакомство с компьютером (7) | |||||||
6 | 6 | 08.10 | Назначение и устройство компьютера. | урок изучения нового | Устройства компьютера. Данные. Программа. | п.9,10. ответить на вопросы. | |
7 | 7 | 15.10 | Характеристики основных устройств компьютера. | урок изучения нового | Память. ПК. Структура ПК. | п.11. ответить на вопросы | |
8 | 8 | 22.10 | Контрольная работа "Человек и информация" | контрольный урок | Повторить пройденное | ||
9 | 9 | 29.10 | Программное обеспечение и его типы | урок изучения нового | ПО. Типы ПО. | п. 10-12 | |
10 | II | 1 | 12.11 | Пользовательский интерфейс. | урок изучения нового | Интерфейс. Контекстное меню | п.13 |
11 | 2 | 19.11 | Файлы, файловые структуры | урок изучения нового | Файл. Имя файла. Логические диски. Файловая структура. | п.12 | |
12 | 3 | 26.11 | Практическая работа "Работа с файловой структурой ОС" | урок комплексного применения знаний | Повторить пройденное | ||
ГЛАВА 3 Текстовая информация и компьютер (10) | |||||||
13 | 4 | 3.12 | Представление текстов в памяти компьютера | урок изучения нового | Текст. Машинопись. Таблица кодировки. | п 14 | |
14 | 5 | 10.12 | Текстовые редакторы | урок изучения нового | работа на домашнем компьютере | ||
15 | 6 | 17.12 | Практическая работа на текстовом редакторе | урок комплексного применения знаний | читать § | ||
16 | 7 | 24.12 | Контрольная работа | контрольный урок | Повторить пройденное | ||
17 | III | 1 | 14.01 | Текстовый редактор. | урок изучения нового | Microsoft Office. Microsoft Word | Кодирование имени и фамилии |
18 | 2 | 21.01 | Текстовый редактор. | урок комплексного применения знаний | Практика в текстовом редакторе | ||
19 | 3 | 28.01 | Практическая работа "Форматирование текста" | урок комплексного применения знаний | стенгазета к празднику | ||
20 | 4 | 4.02 | Работа с таблицами и формами | урок изучения нового | Возможности Microsoft Word | разработать календарь текущего года. | |
21 | 5 | 11.02 | Повторение главы 3 | урок повторительно-обобщающий | Подготовка к контрольной работе | ||
22 | 6 | 18.02 | Контрольная работа | контрольный урок | Повторить главу 3 | ||
ГЛАВА 4 Графическая информация и компьютер (7) | |||||||
23 | 7 | 25.02 | Компьютерная графика | урок изучения нового | Виды компьютерной графики. Анимация | Выучить виды графики. Конспект | |
24 | 8 | 03.03 | Технические средства компьютерной графики | урок изучения нового | Устройства ввода/вывода компьютерной графики | Знать устройства ввода информации | |
25 | 9 | 10.03 | Как кодируется изображение | урок изучения нового | Кодирование цветов пикселей. Объем видеопамяти | Решить задачи | |
26 | 10 | 17.03 | Контрольная работа | контрольный урок | Повторить пройденное | ||
27 | 11 | 24.03 | Растровая и векторная графика | урок изучения нового | Знать принципы представления изображения | ||
28 | IV | 1 | 07.04 | Работа с графическим редактором | урок комплексного применения знаний | Работа в Paint | |
29 | 2 | 14.04 | Контрольная работа | контрольный урок | Повторение пройденной главы | ||
ГЛАВА 5 Технология мультимедиа (4) | |||||||
30 | 3 | 21.04 | Что такое мультимедиа? | урок изучения нового | Мультимедиа. Области использования мультимедиа. Реклама. | П. 23 | |
31 | 4 | 28.04 | Аналоговый и цифровой звук | урок изучения нового | Аналоговый звук. Цифровой звук. АЦП. ЦАП. | Примеры АЦП и ЦАП | |
32 | 5 | 05.05 | Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации | урок изучения нового | Power Point | Работа в Power Point | |
33 | 6 | 12.05 | Контрольная работа | контрольный урок | Повторение пройденного в пятой главе | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2) | |||||||
34 | 7 | 19.05 | Повторение пройденного в 8 классе | урок повторительно-обобщающий | Подготовка к итоговой контрольной работе | ||
35 | 8 | 26.05 | Итоговая контрольная работа | контрольный урок |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать
- сущность понятия «информация», ее основные виды;
- вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
- особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации:
- программный принцип работы компьютера;
- основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
• определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, не обходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
- создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в про цессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседнев ной жизни для:
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллек ций информационных объектов:
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
- погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
- недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
- мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
- «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
- «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
- «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
- «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
- «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Источники информации и средства обучения.
I. Учебно-методический комплект
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009. – 165 с: ил.
- Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2004. – 390 с: ил.
- Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
II. Литература для учителя.
- Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
- Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
III. Технические средства обучения.
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации.
- Интерактивная доска
VI. Программные средства.
- Операционная система Windows ХР/2007.
- Антивирусная программа DrWeb
- Программа-архиватор WinRar.
- Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003\2007.
- Мультимедиа проигрыватель.
- Программа для работы интерактивной доски – Workspace
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 9 класс по информатике
Программа курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса и 9 класса Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.Содержание программы согласовано с содержанием Примерной программы основног...
Рабочая программа группового занятия по информатике 6 класс. «Юный информатик»
Наше время можно назвать временем информатизации общества. Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого совр...
Рабочая программа 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике ФГОС Босова...
Рабочая программа 8 класса по информатике
Рабочая программа 8 класса по информатике , Босова...
Рабочая программа 11 класса по информатике
Рабочая программа 11 класса по информатике (2 часа в неделю)...
Рабочая программа 10 класса по информатике
Рабочая программа по информатике 10 класс (2 часа в неделю)...
Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса
Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса направлена на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ....