Системы счисления
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Маликов Ильназ Фанисович

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Система счисления

( урок игра )

Цель: а) образовательная: закрепление и контроль знаний по теме «Системы счисления»;

б) воспитательная : воспитать трудолюбие у учащихся;

в) развивающая: развить логику и память.

Оборудование: компьютеры, интерактивная доска

 Организационный момент

Учебная группа  из 2 классов 10 «А» и 10 «Б»  разбивается на четыре команды по  6  человек. Каждая команда выбирает своего капитана и дает название своей команде.

Проверка домашнего задания

В ходе подготовки к уроку учащимся было предложено следующее задание:

Придумать стихотворение из одного куплета по теме «Системы счисления». Первой команде была предложена  5 – ная система счисления, второй – 6 – ная, третьей – 7 – ная и четвертой – 8 – ная.

Оценивание: пятибалльная система оценок .

( В ходе игры применяется презентация ).

Ход игры:

  1. «Ромашка»

На середине ромашки написано задание, а на лепесточках числа. Каждая команда решает поставленную задачу.

1

2

3

4

Из X2 в Y8

Из X2 в Y16

Из X2 в Y8

Из X2 в Y16

  1. 101101
  2. 11010001
  3. 1100
  4. 11101
  5. 100010101
  6. 101000101
  1. 10100010
  2. 110011
  3. 10110101
  4. 10011001
  5. 11111100
  6. 10111010
  1. 101110
  2. 100001
  3. 110010
  4. 1100101
  5. 1010111
  6. 10101011
  1. 101111
  2. 100010
  3. 11110010
  4. 1000101
  5. 10101011
  6. 11001101

Ответы

1

2

3

4

  1. 55
  2. 321
  3. 14
  4. 35
  5. 425
  6. 505
  1. А2
  2. 33
  3. В5
  4. 99
  5. FC
  6. BA
  1. 56
  2. 41
  3. 62
  4. 145
  5. 127
  6. 253
  1. 2F
  2. 22
  3. F2
  4. 89
  5. AB
  6. CD

Оценивание: за каждый правильный ответ команде зачитывается один балл.

2. «Художники»

Отметить и последовательно соединить на координатной плоскости точки, координаты которых записаны в двоичной системе счисления.

I вариант

II вариант

1. (1, 11)

2. (101, 11)

3. (101, 1001)

4. (1000, 110)

5. (101, 11)

6. (1010, 11)

7. (1001, 1)

8. (11, 1)

9. (1, 11)

10. (101, 1001)

11. (101, 1011)

12. (1110, 1011)

13. (111, 1010)

14. (1000, 1010)

15. (1000, 1001)

16. (101, 1001)

  1. (1, 101)
  2. (10, 110)
  3. (101, 110)
  4. (111, 1001)
  5. (1001, 1001)
  6. (111, 110)
  7. (1010, 110)
  8. (1011, 1000)
  9. (1100, 1000)
  10. (1010, 100)
  11. (111, 100)
  12. (1001, 1)
  13. (111,1)
  14. (101,100)
  15. (10,100)
  16. (1,101)

III команда

IV команда

  1. (1010, 11)
  2. (110, 11)
  3. (110, 1001)
  4. (11, 110)
  5. (110, 11)
  6. (1, 11)
  7. (10, 1)
  8. (1000, 1)
  9. (1010, 11)
  10. (110, 1001)
  11. (110, 1011)
  12. (100, 1011)
  13. (100, 1010)
  14. (11, 1010)
  15. (11, 1001)
  16. (110, 1001)
  1. (1100, 101)
  2. (1011, 110)
  3. (1000, 110)
  4. (110, 1001)
  5. (100, 1001)
  6. (110, 110)
  7. (11, 110)
  8. (10, 1000)
  9. (1, 1000)
  10. (11, 100)
  11. (110, 100)
  12. (100, 1)
  13. (110, 1)
  14. (1000, 100)
  15. (1011, 100)
  16. (1100, 101)

Ответы:

1

1

2

2

1. (1, 11)

2. (101, 11)

3. (101, 1001)

4. (1000, 110)

5. (101, 11)

6. (1010, 11)

7. (1001, 1)

8. (11, 1)

9. (1, 11)

10. (101, 1001)

11. (101, 1011)

12.(1110, 1011)

13. (111, 1010)

14.(1000, 1010)

15.(1000, 1001)

16. (101, 1001)

  1. (1, 3)
  2. (5, 3)
  3. (5, 9)
  4. (8, 6)
  5. (5, 3)
  6. (10, 3)
  7. (9, 1)
  8. (3, 1)
  9. (1, 3)
  10. (5, 9)
  11. (5, 11)
  12. (7, 11)
  13. (7, 10)
  14. (8, 10)
  15. (8, 9)
  16. (5, 9)
  1. (1, 101)
  2. (10, 110)
  3. (101, 110)
  4. (111, 1001)
  5. (1001, 1001)
  6. (111, 110)
  7. (1010, 110)
  8. (1011, 1000)
  9. (1100, 1000)
  10. (1010, 100)
  11. (111, 100)
  12. (1001, 1)
  13. (111,1)
  14. (101,100)
  15. (10,100)

16. (1,101)

  1. (1, 5)
  2. (2, 6)
  3. (5, 6)
  4. (7, 9)
  5. (9, 9)
  6. (7, 6)
  7. (10, 6)
  8. (11, 8)
  9. (12, 8)
  10. (10, 4)
  11. (7, 4)
  12. (9, 1)
  13. (7, 1)
  14. (5, 4)
  15. (2, 4)
  16. (1, 5)

3

3

4

4

  1. (1010, 11)
  2. (110, 11)
  3. (110, 1001)
  4. (11, 110)
  5. (110, 11)
  6. (1, 11)
  7. (10, 1)
  8. (1000, 1)
  9. (1010, 11)
  10. (110, 1001)
  11. (110, 1011)
  12. (100, 1011)
  13. (100, 1010)
  14. (11, 1010)
  15. (11, 1001)
  16. (110, 1001)
  1. (10, 3)
  2. (6, 3)
  3. (6, 9)
  4. (3, 6)
  5. (6, 3)
  6. (1, 3)
  7. (2, 1)
  8. (8, 1)
  9. (10, 3)
  10. (6, 9)
  11. (6, 11)
  12. (4, 11)
  13. (4, 10)
  14. (3, 10)
  15. (3, 9)
  16. (6, 9)
  1. (1100, 101)
  2. (1011, 110)
  3. (1000, 110)
  4. (110, 1001)
  5. (100, 1001)
  6. (110, 110)
  7. (11, 110)
  8. (10, 1000)
  9. (1, 1000)
  10. (11, 100)
  11. (110, 100)
  12. (100, 1)
  13. (110, 1)
  14. (1000, 100)
  15. (1011, 100)

16. (1100, 101)

  1. (12, 5)
  2. (11, 6)
  3. (8, 6)
  4. (6, 9)
  5. (4, 9)
  6. (6, 6)
  7. (3, 6)
  8. (2, 8)
  9. (1, 8)
  10. (3, 4)
  11. (6, 4)
  12. (4, 1)
  13. (6, 1)
  14. (8, 4)
  15. (11, 4)
  16. (12, 5)      

Оценивание: за правильный рисунок  команде зачитывается 5 баллов.

( на интерактивной доске изображены соответствующие рисунки )

  1. «Кто больше?»

Составьте слова, используя буквы слова «кодирование».

Ответ:

Код

Крик

Ад

Вор

Кора

Вид

Ров

Кивок

Диво

Ор

Рак

Акр

Ар

Вода

Дрова

Корова

Ива

Ода

Вар

Дар

Рок

Око

Родина

родинка

Оценивание: за каждое слово команде зачитывается один балл.

  1. «В Древнем Риме»

Представить с помощью спичек сам пример и ответ, записав его в римской системе счисления.

1-я команда

2-я команда

3-я команда

4-я команда

5+6=

3+9=

4+6=

7+2=

Ответ: VI+V=XI

Ответ: III+IX=XII

Ответ: IV+VI=X

Ответ:VII+II=IX

Оценивание: за правильный ответ команде зачитывается один балл.

  1. «Шаг за шагом»

Учащимся необходимо перевести число из одной системы счисления в другую и дать конечный результат.

Ответы:  22110=3358=110111012=DD16

24310=3638=111100112=F316

               17510=2578=101011112=AF16

               15310=2318=100110012=9916

  1.  «Кто быстрее?»

Перевести число 54310 в систему счисления с основанием 2.

Оценивание:  команда, которая правильно и быстро выполнила поставленную задачу, получает два балла.

7. «Тайная система»

Необходимо найти из какой системы счисления число переведено в десятичную.

1

2

3

4

54q=4410

67q=4910

23q=1310

42q=2610

Ответ:

5q+4=44

q=8

6q+7=49

q=7

2q+3=13

q=5

4q+2=26

q=6

Оценивание: за верный ответ команде зачитывается один балл.

8. «Разбитое зеркало»

В каждой системе счисления есть свое зеркало, на котором отображается основание системы счисления, но оно разбилось. Нужно собрать зеркало по данной картинке (на картинках изображены числа 2, 3, 5, 8).

9. «Вопросы»

Каждая команда отвечает на следующие вопросы.

 В каком виде представлена информация в таблице умножения?

  1. Какой информационный процесс происходит, когда вы читаете книгу?
  2. Какое устройство называют мозгом компьютера?
  3. Вид представления информации в передаче по радио.

  1. В каком виде представлена информация в таблице умножения? (В числовом)
  2. Какой информационный процесс происходит, когда вы читаете книгу? (Передача информации)
  3. Какое устройство называют мозгом компьютера? (Процессор)
  4. Вид представления информации в передаче по радио. (Звуковая)

 10.  «Неразбериха»

Определите, в чем заключается «неразбериха» стихотворения

(1 команда)

Ей было 1100 лет.

Она в 101 класс ходила.

В портфеле по 100 книг носила.

Все это правда, а не бред.

(2 команда)

Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге.

За ней всегда шагал щенок

С одним хвостом. Зато стоногий.

(3 команда)

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И 10 загорелых рук

Портфель и поводок держали.

(4 команда)

И 10 темно – синих глаз

Оглядывали мир привычно.

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

(1 команда)

 Ей было 12 лет.

Она в 5 класс ходила.

В портфеле по 4 книг носила.

Все это правда, а не бред.


(2 команда)

Когда, пыля двумя ногами,

Она шагала по дороге.

За ней всегда шагал щенок

С одним хвостом. Зато четвероногий.


(3 команда)

Она ловила каждый звук

Своими двумя ушами,

И 2 загорелые руки

Портфель и поводок держали.


(4 команда)

И 2 темно – синих глаза

Оглядывали мир привычно.

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

(1 команда)

Ей было 1100 лет.

Она в 101 класс ходила.

В портфеле по 100 книг носила.

Все это правда, а не бред.


(2 команда)

Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге.

За ней всегда шагал щенок

С одним хвостом. Зато стоногий.


(3 команда)

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И 10 загорелых рук

Портфель и поводок держали.


(4 команда)

 И 10 темно – синих глаз

Оглядывали мир привычно.

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

Оценивание: 5 баллов каждой команде, правильно выполнившей задание.

 Подведение итогов

При подведении итогов подсчитываются баллы, набранные каждой командой. Жюри произносит итоговые слова, оценивая работу каждой команды; если у жюри есть особое мнение о ком - то из игроков или какой – то команде в целом, то данному игроку (команде) может быть добавлен дополнительный балл.

Каждый игрок выигравшей команды получает оценку «5».

Домашнее задание: придумать игру на тему: «Система счисления» 

24310

X8

Z16

2

Y2

543

4

14

14

  03

    2

    1

2

271

2

07

  6

  11

  10

    1

2

135

12

  15

  14

    1

2

67

6

07

  6

  1

2

33

2

13

12

  1

2

16

16

  0

X8

15310

Z16

Y2

22110

X8

Z16

Y2

8

8

0

2

4

4

0

2

2

2

0

2

1

54310=10000111112

17510

X8

Z16

Y2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"

Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...

Системы счисления. Основные понятия. Двоичная система счисления

Мультимедийная презентация содержит основные понятия по теме "Системы счисленя". Двоичная система счисления представлена в презентации по следующей схеме: основание, узловые и алгоритмические числа, п...

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.

План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...