Использование современных технологий в образовательном процессе
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Лебедева Анна Николаевна


Какие технологии в нашем совремменом мире наиболее результативны? На этот вопрос пытается ответить каждый учитель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных технологий в образовательном процессе

Содержание образования – это король,

а технологии образования – это Бог.

В. П.Тихомиров

В своей педагогической деятельности каждый учитель использует различные педагогические технологии, но прежде хочется остановиться на том, что такое педагогическая технология.

Педагогическая технология (гр. «технос» – искусство, мастерство, «логос» – учение) – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования

-  это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

- это системная совокупность и порядок функционирования всех методологических, инструментальных и личностных средств, используемых для достижения педагогических целей (М. И.Кларин)

- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев)

Признаки современных педагогических технологий:

•  единство творческого замысла и алгоритма деятельности

•  постоянное взаимодействие, требующее открытости и способности работать вместе, сообща, в команде

•  личностное отношение к познавательной деятельности

•  взаимосвязь цели, средств ее достижения и результатов

•  постоянная рефлексия над полученными результатами, выращивание «живого знания»

•  диалоговая позиция

Условия эффективности использования педагогических технологий

на занятиях

1.  Определение приоритетных целей, их соотнесенность с конечным результатом (цель над средством, а не наоборот).

2.  Моделирование педагогического процесса (действия, операции, их систематизация, упорядочивание, определение методического обеспечения, арсенала педагогических средств).

3.  Проектирование желаемого результата.

4.  Отбор наиболее значимого материала, его структурирование.

5.  Система диагностических методов (текущий, рубежный, итоговый, промежуточный контроль). Оценка эффективности.

6.  Система коррекционных мер.

7.  Мотивация учащихся.

8.  Обязательное последовательное выполнение всех этапов.

В своей работе я часто использую следующие технологии.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Проектное обучение (изначально – метод проектов) – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий – проектов. Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т. д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов; конструирование новых объектов, процессов.

20 век – Дж. и Э. Дьюи, Э. Л. Торндайк, Э. Коллингс, У. Килпатрик (США), В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев и др. (отечественная педагогика).

В настоящее время идея направленного внимания к ребенку вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения. Однако сегодня проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

Технология проектного обучения представляет собой развитие проблемного обучения, от которого отличается тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.

Цель проектного обучения – создать условия, при которых учащиеся:

– самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

– учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

– приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

– развивают исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

– развивают системное мышление.

Система действий учителя и учащихся

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Разработка проектного задания

 

Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.

 

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

 

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

 

Выделение подтем в теме проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую.

 

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсужда ют и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т. е. выбирает себе роль).

 

Формирование творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

 

Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом.

 

Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т. д.

 

Разработка проекта

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

 

Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

 

Презентация

Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)

Докладывают о результатах

своей работы

 

Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна

 

их оценки

групповая рефлексия

Под проектом И. С. Сергеев понимает метод обучения, содержание обучения (проект как проектирование), форму организации учебного процесса и особую философию образования. Следует также иметь в виду, что это понятие может означать продукт проектной деятельности. Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.

Перечень возможных выходов проектной деятельности:

альбом, анализ данных социологического опроса, атлас, бизнес-план,  видеофильм,

видеоклип, выставка, газета,  гербарий,  журнал, законопроект, игра, инсценировка литературного произведения, карта, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальная подборка, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, оформление кабинета, праздник, прогноз, публикация, путеводитель, серия иллюстраций, система школьного самоуправления, сказка, справочник, сравнительно-сопоставительный анализ, сценарий, фотоальбом, чертеж, экскурсия.

Можно выделить следующие стадии разработки проекта:

1.  Разработка проектного задания (выбор темы проекта; выделение подтем в темах проекта; формирование творческих групп; подготовка материалов к исследовательской работе – формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы; определение форм выражения итогов проектной деятельности).

2.  Разработка проекта.

3.  Оформление результатов.

4.  Презентация.

5.  Рефлексия.

 «Подводные камни» проектного обучения:

1.  Всегда существует возможность переоценить результат проекта и недооценить его процесс (отсюда важно видеть все документы в портфолио, чтобы получить информацию о ходе работы).

2.  Главная опасность при выполнении исследовательского проекта – его превращение в реферат (важна собственная точка зрения, ее следует акцентировать).

3.  При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем (поработать с аудиторией по какой-либо теме).

4.  Одним из наиболее сложных является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности (основные моральные принципы в проектной деятельности – отзывчивость, верность долгу, ответственность за принятые решения – основываются на действии, они должны быть прожиты).

Критерии оценки проекта:

–  актуальность и важность поставленных проблем;

–  социальная значимость проблемы;

–  самостоятельность разработки проекта;

–  новизна и неординарность подхода;

–  оригинальность предложений;

–  реалистичность, экономичность;

–  перспективность;

–  результаты, прогнозы (согласно собственному видению).

Положительные черты проектного обучения

1)  в центре внимания – учащийся, содействие развитию его творческих способностей;

2)  образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;

3)  индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;

4)  комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;

5)  глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Метод проекта позволяет на уроках английского языка формировать коммуникативную компетенцию. В понятие коммуникативной компетенции входят:

  • Речевая компетенция – предполагает создание возможности проявления коммуникативных умений высокого уровня во всех видах речевой деятельности: аудирование, говорение, письме, чтение, переводе в пределах определенной темы;
  • Лингвистическая компетенция – предполагает овладение учащимся лексикой по теме в качестве необходимой основы для оформления речевых умений;
  • Социокультурная компетенция - ограничивается знанием культуры стран изучаемого языка, в странах Европы, Америки. ( литература, живопись, архитектура, градостроительство, театр, музыка)
  •  Методическая компетенция – проявляется в общеизучаемых умениях и навыках: умением самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно приобретать необходимые знания по разным отраслям знаний ( образование, досуг,спорт, искусство, страноведение и т.д.)

Проектное изучение способствует развитию интереса у учащихся к данному предмету, повышению мотивации учения вообще, расширяет его кругозор.

ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ

(ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)

Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, В. Н. Вахтеров, П. Ф. Лесгафт, А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, З. Фрейд, Ж. Пиаже и др. (история).

С. А. Шмаков, Б. П. Никитин, В. В. Репкин, Д. Н. Кавтарадзе, М. В. Кларин, О. Н. Крылова, Е. С. Полат, Л. Г. Семушина. Н. Г. Ярошенко (современность).

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком.

2) Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.

3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.

4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.

5) Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.

6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объёмов информации.

7) Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.

Если говорить о формах игры, то они чрезвычайно разнообразные.

По виду деятельности игры делятся на:

- физические (двигательные);

- интеллектуальные (умственные);

- трудовые;

- социальные;

- психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

1) обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

2) познавательные, воспитательные, развивающие;

3) репродуктивные, продуктивные, творческие;

4)коммуникативные, диагностические;

По характеру игровой методики игры можно разделить на:

- предметные;

- сюжетные;

- ролевые;

- деловые;

- имитационные;

- игры-драматизации.

 Существует шесть основных целей использования игр на уроках иностранного языка:

1. формирование определенных навыков;

2. развитие определенных речевых умений;

3. обучение уметь общаться;

4. развитие необходимых способностей и психических функций;

5. познание (в сфере становления собственно языка);

6. запоминание речевого материала.

 Исходя из данных целей, имеется несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

 1. Грамматические игры

 Цель данного вида – научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить речевую творческую активность и самостоятельность учащихся.

 2. Лексические игры

Данный вид игр преследует цели – тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомство с сочетаемостью слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся

3. Фонетические игры

Они практикуют и развивают произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы. Можно использовать игру под названием Intonation Game.

4. Орфографические игры.

Цель данных игр – упражнение в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть – на некоторых закономерностях в правописании английских слов.

5. Творческие игры.

Цели игр – научить учащихся понимать смысл однократного высказывания, научить выделять главное в потоке информации, развить слуховую память учащихся.

Такие игры формируют у учащихся навыки говорения, аудирования. Одной из задач подобного рода игр является обучение учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Использование современных технологий в образовательном процессе"

В настоящее время общество изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были спосо...

Описание педагогического опыта по использованию современных технологий в образовательном процессе

Описывается опыт применения системно - деятельностного подхода к обучению информатике. Информатика не может быть скучной! Эти слова наиболее полно выражают моё отношение к информатике как учебному пре...

Тезисы выступления на пленарном заседании региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе как условие реализации компетентностного подхода»

В докладе представлен материал о сущности личностно-ориентированного обучения, критетриях личностно- ориентированного урока, его  результативности и важности для раскрытия потенциала каждого учен...

Доклад по теме «Использование современных технологий в образовательном процессе»

Современное состояние общества, предъявляют все более высокие требования к уровню знаний и умений выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой информаци...

Использование педагогических современных технологий в образовательном процессе в соответствии с ФГОС

Мы все понимаем, что приобщение современного школьника к вопросам исторического образования происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего "фона" системы...

Использование современных технологий в образовательном процессе.

Данное  сообщение можно использовать как методическое пособие на уроках английского языка....