Информационные и коммуникационные технологии в работе учителя
статья по информатике и икт на тему
ИКТ-средства часто являются ключевым инструментом процесса обучения, когда ученик осваивает технологии, работая над достижением определенного результата. ИКТ также можно использовать как дополнение к традиционным методам обучения, что делает процесс обучения более эффективным. Необходимо использовать ИКТ только тогда, когда это действительно нужно, и учитывать специфику предмета и конкретного задания. Не менее важно правильно подобрать нужные ИКТ-ресурсы.
Средства для совместной работы учителя и ученика разнообразны: чаты, видеоконференции, sms-сообщения, коллективная работа над общим продуктом, функция контроля версий документа, блоги, подкасты, обмен файлами, wiki. Социальные сетевые сервисы - сервисы Веб 2.0. - программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия: персональные действия участников (записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов, размещение мультимедийных файлов) и коммуникации участников между собой (мессенджеры, почта, чат, форум). Педагогическая практика может использовать уникальные характеристики социальных сервисов следующим образом: использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; самостоятельное создание сетевого учебного содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современные ИК-технологии в работе учителя | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационные и коммуникационные технологии в работе учителя
Домрачева И.Н., учитель информатики высшей категории
МБОУ «Гимназия №75», г.Казань
В современных условиях на первый план выдвигаются задачи гармонизации индивидуальных и социальных аспектов обучения по отношению к информационным технологиям, формирование личностных качеств, наиболее значимых для общества и рынка труда, таких как умение работать самостоятельно и в группе, крититическое мышление и оценка, инициативность, организованность, креативность и др.. Результаты образования должны быть выражены не только в предметном формате, но и иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений.
ИКТ-средства часто являются ключевым инструментом процесса обучения, когда ученик осваивает технологии, работая над достижением определенного результата. ИКТ также можно использовать как дополнение к традиционным методам обучения, что делает процесс обучения более эффективным.
Сделать уроки интереснее и повысить эффективность обучения с помощью ИКТ можно следующим образом:
- подготовить разнообразные материалы и предоставить к ним доступ;
- записывать опыты на видео и повторно его показывать, чтобы пошагово объяснить происходящее;
- проводить тестирование и мониторинги учащихся;
- использовать имитационные и информационные модели;
- сделать обучение более доступным для учеников с ограниченными возможностями;
- организовать проектную, творческую, исследовательскую деятельность учащихся.
Необходимо использовать ИКТ только тогда, когда это действительно нужно, и учитывать специфику предмета и конкретного задания.
Не менее важно правильно подобрать нужные ИКТ-ресурсы. Как правило, учителя и учащиеся ограничиваются использованием Microsoft PowerPoint для создания презентаций и представления проектов, хотя существует огромное многообразие программных продуктов, таких как:
- Специализированное программное обеспечение (ПО): программы для выполнения упражнений по предметам – облегчают представление, отработку и оценку материала.
- Офисное ПО: электронная почта, табличные и текстовые редакторы – помогают повысить продуктивность обучения и эффективно организовать время и ресурсы.
- Программное обеспечение для работы с графикой и мультимедиа предназначено для создания фильмов, обработки изображений и работы с музыкой, развивают способности к творчеству и инновациям.
- Инструменты для общения: блоги, подкасты, соцсети и интернет-сообщества – способствуют формированию навыков совместной работы и решения проблем.
- Инструменты для исследования, такие как поисковые системы, онлайн-словари, поддерживают развитие навыков исследования и критического мышления.
Существуют различные формы организации работы, которые можно использовать на уроках, чтобы помочь ученикам развить навыки, необходимые в XXI веке: общения, совместной работы, творчества и новаторства, критического мышления и оценки, решения проблем, исследования, организации. Это - самостоятельная работа, работа в парах и в группах, общая работа класса. Быть активным участником общего дела, работать в команде, творчески мыслить — вот чему в первую очередь должны научиться школьники, чтобы жить в цифровом обществе. Учеба становится эффективнее, когда обучающиеся делятся идеями и задачами, совместно приобретают знания и учатся друг у друга. Совместная работа позволяет раздвинуть границы традиционного класса и повысить эффективность учебного процесса.
Средства для совместной работы разнообразны: чаты, видеоконференции, sms-сообщения, коллективная работа над общим продуктом, функция контроля версий документа, блоги, подкасты, обмен файлами, wiki.
Социальные сетевые сервисы - сервисы Веб 2.0. - программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия: персональные действия участников (записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов, размещение мультимедийных файлов) и коммуникации участников между собой (мессенджеры, почта, чат, форум).
Педагогическая практика может использовать уникальные характеристики социальных сервисов следующим образом: использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; самостоятельное создание сетевого учебного содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков; наблюдение за деятельностью участников сообщества. Сеть Интернет открывает новые возможности для участия школьников в профессиональных научных сообществах. Цифровая память, агенты и сеть удивительно расширяют не только наши мыслительные способности, но и поле для совместной деятельности и сотрудничества с другими людьми.
Можно рекомендовать некоторые сервисы web-2.0 для учителей.
Gmail.com – электронная почта – совместное редактирование документов проекта.
Google.docs.com – совместное редактирование документов, создания «карт знаний», интерактивных рабочих листов.
Google.forms – опросные листы.
Google.com/calendar – календарь, планировщик событий.
Blogger.com, LiveJornal, wordpress.com – блоги, консультация, электронная тетрадь, дистанционный курс, дневник жизни класса, рабочие записки.
Slideshare.net, sprezent.com – социальный сервис для публикации, просмотра и хранения презентаций.
Mindmiester.com, mindomo.com – карты знаний для систематизации информации, создания опорных конспектов, схем, для решения классификационных задач.
Maps.google.com, wikimapia.com, earth.google.com – геосервисы.
Comeeko.com, goanimate.com, ToonDoo.com – сервис для создания, просмотра и хранения комиксов.
Myebook.com, calameo.com - сервис для создания, оформления и публикации электронных книжек, постеров, плакатов.
Всероссийская бесплатная школьная образовательная сеть Dnevnik.ru, где сохранены все основные функции социальной сети.
Wikispaces.com, wiki.zoho.com, wiki.vspu.ru – коллективное создание и редактирование проектов, проведение сетевых семинаров и конференций.
Вики — это технологии быстрого создания гипертекстовых страниц в Интернете или на сервере локальной сети, что позволяет не только просматривать страницы вики-сайта, но и править их, создавать новые, публиковать свои документы самых разных форматов.
Технологии вики очень удобны для учащихся и преподавателей. Изучив несложный язык разметки вики-страниц, можно размещать в открытом доступе учебные материалы, организовывать обсуждения по разным вопросам, привлекать учащихся к самостоятельной работе по разработке интернет-ресурсов.
На основе wiki можно создать телекоммуникационный проект, который представляет совместную учебно-познавательную творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель - исследование какой-то проблемы, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности.
Современные мультимедийные технологии позволяют представить серьезный материал в доступной, наглядной форме, непосредственно воздействуют на эмоциональную и чувственную сферу человека, воспитывают через игру и являются эффективным и действенным инструментом обучения и воспитания учащихся.
Для реализации проектов учащимся можно предложить новую объектно-ориентированную, свободно распространяемую среду программирования Scratch, которая позволяет создавать собственные анимированные и интерактивные истории, фильмы, игры и другие произведения, освоить азы программирования и выразить себя в компьютерном творчестве. Созданными проектами можно обмениваться внутри международной среды, которая постепенно формируется в сети Интернет. В среде Scratch проявляются многие идеи программирования, воплощенные на более высоком уровне. Пользователи могут собирать свои программы-процедуры из отдельных блоков, из конструкций и управляющих структур. В результате выполнения простых команд может складываться сложная модель, в которой будут взаимодействовать множество объектов, наделенных различными свойствами. Создание проектов в среде Скретч позволяет учащимся развить творческое мышление, системный анализ, беглое использование технологий, навыки проектирования, а учителю - реализовать интегрированное обучение и решать воспитательные задачи.
Метод цифрового повествования развивает языковые, художественные, технические навыки и умения; помогает изучать различные инструменты и приложения; развивает «цифровое видение» и создает условия для самостоятельной работы при полной вовлеченности в учебный процесс; создает условия для сотрудничества; позволяет использовать альтернативные формы оценивания. Можно записать интервью, добавить музыку и голосовые комментарии, изложить свои мысли в виде текста и изображений и объединить все это в презентацию или видео-ролик, например с помощью киностудии Windows Live.
Представленные технологии очень интересны, доступны, несложны в освоении, и могут быть использованы в любой предметной области для решения как учебных, так и развивающих, воспитательных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ
В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как ...
Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"
Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда, в условиях введения ФГОС.
В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному развитию школьника с нарушениями речи в новых условиях введения ФГОС. Применение...
Педагогический опыт " Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя математики и физики. 2 часть"
Материал по представлению педагогического опыта Бородулиной Л.В....
Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя
Одним из условий реализации ФГОС НОО является формирование и развитие ИОС, под которой понимается система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной дея...
Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога.
В последние годы отмечается увеличение количество детей с ОВЗ. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как ...
Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие
Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...