Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя
статья на тему

Самбялова Зоя Нимаевна

Одним из условий реализации ФГОС НОО является формирование и развитие ИОС, под которой понимается система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий.  Универсальный комплекс оборудования для начальной школы включает следующее оборудование:

•        мобильный компьютер с выходом в Интернет;  (не имеется)

•        мобильные компьютеры для учеников с выходом в Интернет; (не имеются)

•        интерактивная доска или мультимедийный проектор с экраном; (имеется)

•        цветной струйный принтер; (имеется, личный)

•        сканер; (имеется, личный)

•        графический планшет; (имеется, личный)

•        цифровой фотоаппарат.  (имеется, личный)

В стандартах  второго поколения  говорится, что  целью образования является развитие у детей универсальных учебных действий.

Разработчики стандартов во главу образования ставят личность ученика с творчеством мышления, способностью к рефлексии и самопознанию, умению обучаться, работать в коллективе.

Я считаю, что повысить мотивацию школьников,  можно при помощи использования информационно-коммуникационных технологий.

В своей педагогической деятельности я выделяю несколько направлений использования данных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл it.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя

Одним из условий реализации ФГОС НОО является формирование и развитие ИОС, под которой понимается система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий.  Универсальный комплекс оборудования для начальной школы включает следующее оборудование:

•        мобильный компьютер с выходом в Интернет;  (не имеется)

•        мобильные компьютеры для учеников с выходом в Интернет; (не имеются)

•        интерактивная доска или мультимедийный проектор с экраном; (имеется)

•        цветной струйный принтер; (имеется, личный)

•        сканер; (имеется, личный)

•        графический планшет; (имеется, личный)

•        цифровой фотоаппарат.  (имеется, личный)

В стандартах  второго поколения  говорится, что  целью образования является развитие у детей универсальных учебных действий.

Разработчики стандартов во главу образования ставят личность ученика с творчеством мышления, способностью к рефлексии и самопознанию, умению обучаться, работать в коллективе.

Я считаю, что повысить мотивацию школьников,  можно при помощи использования информационно-коммуникационных технологий.

В своей педагогической деятельности я выделяю несколько направлений использования данных технологий.

Первым направлением стал переход на оформление основной документации в электронном формате. Это составление рабочей программы по всем предметам, оформление итоговых отметок в электронном журнале, создание методических копилок. Информацию, сохранённую в памяти компьютера или  на электронных носителях можно легко найти и,  при необходимости, исправить или доработать.

Следующее  направление – это работа с приложениями к учебникам, электронными энциклопедиями, т.е. с готовыми дисками. В нашей школе есть много пособий по предметам, записанные на компакт-дисках, электронные справочники, записи русских и зарубежных писателей. Всё это доступно в свободном пользовании.

Ещё одно  направление  использования информационных технологий учитывает преобладание у большинства детей визуального восприятия над слуховым. Это использование презентаций. Данное направление облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным.  Когда я начинала осваивать ИКТ – технологии, конечно, я брала презентации из Интернета. Сейчас же создаю их сама с помощью программы PowerPoint  либо Smart Nootbook, причём часто использую возможности интерактивной доски.

 Четвёртое  направление – это использование сети ИНТЕРНЕТ для подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых в моей работе, я отмечаю образовательные порталы:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/catalog/;

Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/

Детские электронные презентации и клипы http://www.viki.rdf.ru/

Педсовет: сообщество взаимопомощи учителей http://pedsovet.su/load/

Пятое   направление использования ИКТ – это участие в дистанционных конкурсах.  Для меня любой конкурс – это стимул к дальнейшей работе. Даже если что-то не получается, это даёт возможность осмыслить свою работу,  проанализировать какие – то моменты. После окончания  конкурсов  появляется  чувство уверенности в себе,  огромный интерес и желание совершенствовать свои знания, совершенствовать  работу с учениками, коллегами.

Для подготовки  к урокам, а также для самообразования использую  дополнительно ресурсы, представленные в таблице

Ресурс

Адрес

Детские электронные презентации и клипы

http://viki.rdf.ru/

Дистанционная поддержка УМК А. Л. Семенова, Т. А. Рудченко  

http://nachalka.seminfo.ru

Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков  

http://nachalka.info/demo?did=1001902&lid=1005521

 http://nachalka.school-club.ru/about/193/

Онлайновые разработки (развивающие игры, кроссворды)

http://www.nachalka.com/igrovaja

Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества

http://www.openclass.ru/

Социальная сеть работников образования. Представлены материалы для работы и для самообразования учителя начальной школы

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/organizatsiya-vneuchebnoi-deyatelnosti-v-nachalnoi-shkole-v-

Портал «Электронные образовательные ресурсы»

http://eor-np.ru/

Копилка уроков. Сайт для учителей

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/lichnostno-oriientirovannyi-podkhod-k-uchashchimsia-na-urokakh-matiematiki-v-nachal-noi-shkolie 

Большую роль в повышении эффективности обучения младших школьников  играет хорошо оснащённый учебный кабинет. В наличии имеются   диски с обучающими программами.

Использую  на  уроках  различный  раздаточный  материал  для  повторения  и  закрепления  изученного: карточки, схемы, картинки, таблицы. Постоянно пополняются тематические папки.  Уделяю особое внимание оформлению кабинета. Наличие сменных стендов «Наши проекты», «Сегодня на уроке» положительно влияют на развитие коммуникативных, интеллектуальных, творческих способностей учащихся. В школе имеется компьютерный класс с выходом в Интернет. При необходимости использую возможности компьютерного класса.

Ведущей педагогической идеей является применение в учебно-воспитательном процессе таких методов и приемов, которые заинтересуют, вовлекут в урок всех учащихся, будут способствовать активизации познавательной активности, эффективному усвоению новых знаний и способов их получения. Такими оптимальными и эффективными методами в плане развития познавательных интересов являются интерактивные методы обучения.

Интерактивное обучение -  это обучение, построенное на общении, на активности ученика-субъекта обучения, которое сохраняет конечную цель и основное содержание предмета. Однако, формы и приемы ведения урока, исходя из определения, должны быть совсем иными.

Интерактивный метод проектов - это ещё один  метод обучения, способствующий развитию познавательной активности.  

Данную технологию широко использую как в обучении, так и в воспитательной работе с учащимися. Такое широкое применение метода проектов связано с тем, что данный метод ориентирован на самостоятельную деятельность, предполагает решение проблем, даёт возможность сделать результат осязаемым, творчески самореализоваться. Дети класса выполняли как групповые, так и индивидуальные проекты.  Проекты были как краткосрочные, так и долгосрочные. Много проектов по  программе «Родимая сторона – мать» по краеведению.  Например, проекты «Мультимедийный справочник редких и исчезающих животных Бурятии»,  «Я и моя семья», «Мой край, овеянный легендой», «Создание творческих заданий по теме «Байкал», «Чистота у нас в селе – чистота у нас в душе», «История села в названиях улиц».  

По итогам всех исследовательских работ создан сборник «От истоков знаний к вершинам познаний», который состоит из 5 разделов, в котором около 40 исследовательских работ. Представлен творческий отчет по реализации проекта «Истоки» перед коллегами школ района.

 Также много проектов готовим по учебным дисциплинам.

Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире. Использование этих методов в начальной школе позволит учащимся при переходе на вторую ступень общего среднего образования  наиболее успешно и безболезненно пройти период адаптации и продолжить обучение в последующих звеньях системы образования.

В основе взаимодействия с классом на занятиях лежит сотрудничество, диалог учителя и ученика, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываю индивидуальные особенности ребёнка, его возможности восприятия учебного материала, интересы, наклонности, личный «субъектный» опыт ребёнка, приобретённый в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения. На разных этапах овладения учебным материалом организовываю групповую работу. По составу группы могут быть неоднородными и однородными, группы переменного состава. В однородную группу входят ученики с одинаковым уровнем подготовки, социальным статусом в коллективе, развитием психических процессов. Количество человек в группах варьируется от 4 до 7. Организация групповой работы  помогает мне повысить активность учеников, вовлечь в работу сильных и слабых учащихся, совершенствовать навыки взаимоподдержки, воспитывать культуру общения между учащимися.

Я использую информационные компьютерные технологии на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, в ходе устной работы, при объяснении нового материала, при закреплении полученных знаний. Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов: формулирую тему проекта с учётом индивидуальных интересов и возможностей ученика, поощряя его к творческому труду. В этом случае ученик имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения. Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также даёт возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путём разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать работу над ошибками. Тестирование с помощью компьютера также гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучению какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Обучающие программы представляют практически безграничные возможности, как мне, учителю, так и ученику, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания. Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями существенно повышают эффективность образовательного процесса, решают задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Я в своей работе широко использует мультимедийные обучающие программы – интерактивные наглядные пособия по математике, интерактивные игровые упражнения по предметам 1 – 4 класс «Уроки Кирилла и Мифодия», энциклопедия животных «Кирилл и Мифодий»;  создание презентация в программе PowerPoint; создание видео роликов в программе Pinnacle Studio, создание и работа на личном сайте https://nsportal.ru/sambyalova-zoya-nimaevna, https://multiurok.ru/zosia-1959/,  https://infourok.ru/user/sambyalova-zoya-nimaevna/material,использование Интернет ресурсов, работа в школьном электронном журнале Net School,  осуществление дистанционное взаимодействия с учащимися и родителями. Все это способствует эффективности проводимых уроков и внеклассных мероприятий.

На сайте nsportal.ru, создан  мини-сайт класса «Муравьишки» - электронное портфолио класса. В своей личной Портфолиотеке имею копилку Презентаций как по исследовательской работе, так и к урокам, внеклассным мероприятиям.

Основное направление своей будущей деятельности вижу в повышении качества образования за счет максимального использования на уроках исследовательских, информационно-коммуникативных технологий обучения, сохранение и укрепление здоровья обучающихся при помощи здоровьесберегающих технологий.

Одним из условий проведения школьником краеведческой исследовательской работы является его информационная культура, спроецированная на краеведение.

От уровня этой культуры зависит качество результатов исследования. Это обусловило актуальность разработки специального элективного  курса «Информационное обеспечение краеведческой исследовательской работы», цель которого – формирование у школьников системы теоретических и практических знаний, умений и навыков в сфере поиска источников краеведческой информации и работы с ними. Курс «Информационное обеспечение краеведческой исследовательской работы» требуется построить таким образом, чтобы не дублировать, а существенно расширить – в краеведческом плане – круг полученных ранее информационно-поисковых знаний, умений и навыков. Это нужно для преемственности и продолжения НИР со своими выпускниками начальной школы Сегодня, когда общеобразовательные школы, не занимающиеся краеведческой исследовательской работой, стали редкостью, введение подобного курса как факультативного вполне актуально. Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.

Я имею активную жизненную позицию. Являюсь активным участником всех мероприятий проводимых в школе, районе.

«Кто стоит на месте, тот отстает» - эта поговорка древних римлян как нельзя лучше отражает мое стремление к постоянному поиску новых идей, новых проектов.

Мои публикации находятся на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», nsportal, сайте фестиваля-конкурса infourok, сайте

Я хочу подробнее остановиться на моменте использования в работе учителя начальных классов  электронно-образовательных ресурсов. ЭОРы на разных этапах урока выполняет различные дидактические функции. Данные ресурсы используют для более эффективной организации этапа постановки учебной  задачи на уроке, моделирования понятий, формирования практических умений и навыков, для создания проблемных ситуаций. Применение ЭОР возможно при организации фронтальной, групповой, индивидуальной работы.

Приведу несколько примеров использования  ЭОР из Единой коллекции, направленные для формирования разного вида УУД у учащихся.

Ресурс «Звук ударный и безударный». Учитель предлагает понаблюдать за ударными и безударными гласными. Сделать вывод, правописание букв каких гласных звуков может вызвать затруднение при письме?

Т.о. формируются познавательные УУД младших школьников, позволяющие им делать выводы на основе наблюдаемых явлений.

Для формирования регулятивных УУД необходимо проговаривать последовательность действий на уроке, анализировать собственную работу. Применяется ресурс «Работа с алгоритмом» - материал, иллюстрирующий алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.

-Посмотрите алгоритм работы.

Достоинство данного материала связано и с тем, что ученики учатся графически выделять буквы безударных гласных и гласных в проверочном слове.

-И вот к чему пошагово дети должны прийти.

Ресурс «Кто прав?» позволяет определять критерии оценки и оценивать выполненное сказочными героями задание, находить ошибки в определении понятия корень и подборе однокоренных слов. Формируются регулятивные УУД, умение корректировать деятельность: вносить изменения с учётом ошибок, намечать способы их устранения, осуществлять пооперационный контроль, анализировать собственную работу. Возможна организация работы в парах или в группах, что формирует коммуникативные УУД.

Ресурс «Рассели слова по домикам» вырабатывает умение классифицировать слова, выделять группу однокоренных слов, то есть формируются познавательные УУД.

-Это анимированный кроссворд, который также предполагает ошибочный и правильный варианты.

В Единой коллекции ЦОР представлены ЭОР по всем изучаемым в начальной школе дисциплинам, которые созданы в соответствии с требованиями ФГОС.

Хочу показать ещё один ресурс по математике «Замкнутые и незамкнутые кривые», где можно просмотреть формирование метапредметных и личностных результатов обучения. Ресурс даёт наглядное представление о кривых.  Посмотрите.

Развиваются регулятивные УУД – это умение удерживать внимание, сохранять заданную цель.

Познавательные – это умение преобразовывать модель, анализировать объекты с целью выделения признаков, синтезировать информацию.

Коммуникативные – это умение сохранять дружеские отношения с окружающими людьми, понимание возможности различных мнений.

Личностные результаты – это положительное отношение к учебной деятельности, адекватная реакция на оценки.

Рассмотренные ЭОР более полно и глубоко раскрывают предметное содержание урока, лучше формируют предметные умения, позволяют достичь личностные и метапредметные результаты обучения. Данные ЭОР соответствуют

-общепедагогическим требованиям интерактивности, так как развивают самостоятельность учащихся;

-технологичности, поскольку могут воспроизводиться в школьных условиях;

-наглядности, системности и доступности;

-соответствуют возрастным особенностям младших школьников.

Таким образом, деятельность учителя в информационной образовательной среде на уроках в соответствии с требованиями ФГОС позволяет решить одну из важных задач обучения в современной начальной школе и благотворно сказывается на образовательном процессе.

  • Так в своей работе я имею:
  • рост положительной мотивации на уроках;
  • повышение уровня использования наглядности;
  • качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
  • рост качества знаний.

Источники:

Ефимчук И.Г. Формирование культуры младших школьников / И.Г. Ефимчук  // Начальная школа плюс До и После. – 2011- № 11

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондракова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как ...

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда, в условиях введения ФГОС.

В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному  развитию  школьника с нарушениями речи в новых условиях введения ФГОС. Применение...

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога.

В последние годы отмечается увеличение количество детей с ОВЗ. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как ...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...