Разработка урока «Измерение объёма информации. Решение задач»
методическая разработка по информатике и икт по теме

Галиева Гульназ Муллагалиевна

Разработка урока «Измерение объёма информации. Решение задач»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc51 КБ
Office presentation icon tema.ppt517.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Измерение объёма информации. Решение задач»

Цель урока:

1.  Обобщение и систематизация знаний по теме: «Измерение объёма информации».

2.  Формирование практических навыков нахождения количества информации, используя различные подходы к измерению информации.

Задачи урока:

Обобщение и систематизация знаний, развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы. Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету «Информатика», развитие познавательного интереса учащихся, ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в коллективе.

Тип урока: Обобщение и систематизации знаний.

ТСО и наглядность: проектор, распечатки с заданиями, презентация по ходу урока.

Что надо знать?

Единицы измерения информации.

В 1 бит можно записать один двоичный символ.
1 байт = 8 бит.
В кодировке ASCII в один байт можно записать один 256 символьный код.
В кодировке UNICODE один 256 символьный код занимает в памяти два байта.
1 килобайт = 1024 байт
1 мегабайт = 1024 килобайт
1 гигабайт = 1024 мегабайт
1 терабайт = 1024 гигабайт

Формула Хартли 2 i = N где i- количество информации в битах, N - неопределенность

Таблица степеней двойки, которая показывает сколько информации можно закодировать с помощью i - бит

i

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

N=2 i 

1

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

Чтобы вычислить информационный объем сообщения надо количество символов умножить на число бит, которое требуется для хранения одного символа
Например: двоичный текст 01010111 занимает в памяти 8 бит
Этот же текст в кодировке ASCII занимает 8 байт или 64 бита
Этот же текст в кодировке UNICODE занимает 16 байт или 128 бит.
Не забывайте, что пробелы надо тоже считать за символы поскольку они также набираются на клавиатуре и хранятся в памяти.
Мощность алфавита - это количество символов в алфавите или неопределенность из формулы Хартли.
Информационный вес одного символа - это значение i из формулы Хартли.
Отсюда можно сделать вывод, что не существует алфавита, состоящего из одного символа, поскольку тогда информационный вес этого символа был бы равен 0.

План урока.

  1. Организационный момент. (2 мин.)
  2. Актуализация знаний учащихся. (5 мин.)
  3. Решение задач. (18 мин)
  4. Самостоятельная работа. Тест. (15)
  5. Подведение итогов. (3 мин)
  6. Домашнее задание. ( 2 мин)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка присутствующих. Сообщение темы и целей урока. Проверка домашнего задания.

  1. Актуализация знаний.

Провожу проверку знаний, полученных на предыдущем уроке.

  1. N=2i , I=log2 1/p  какие это формулы и когда они применяются?
  2. Для знакового представления информации используется………
  3. Какие единицы информации вы знаете?
  4. Вы подошли к светофору, когда горел желтый цвет. После этого загорелся зеленый. Какое количество информации вы при этом получили?
  5. Объем информационного сообщения составляет 1 6 384 бита. Выразить его в килобайтах.
  6. Сколько бит информации содержит сообщение объемом 4 Мб? Ответ дать в степенях 2.
  7. В корзине лежат 8 шаров. Все шары разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали красный шар?
  8. Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 512 символов. Какой объем информации оно несет в килобайтах?
  9. Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 16-символьного алфавита, если объем ею составил 1/16 часть килобайта?
  1. Применения и закрепления полученных знаний.

Обсуждаются темы из различных областей знаний, возможные для использования на уроке. Конкретизируется и выдается задание по теме урока с учетом воспитательных и развивающих целей урока.

(Решение задач.  На доске проецируется слайд с заданием.)

1) На железнодорожном вокзале 8 путей отправления поездов. Вам сообщили, что ваш поезд прибывает на четвёртый путь. Сколько информации вы получили?

2)    Сообщение о том , что ваш друг живёт на 10 этаже, несёт 4 бита информации. Сколько этажей в доме?

3)     Загадано число из промежутка от 1 до 64. Какое количество информации необходимо для угадывания числа из этого промежутка?

4)   Какой объём памяти на диске требуется для записи 5 страниц текста набранного на компьютере, если каждая страница содержит 30 строк по 70 символов в строке?

 5) Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 256 – символьного алфавита, если объём его составил 1/32 часть Мбайта?

  6) Объём сообщения, содержащего 2048 символов, составил 1/512 часть Мбайта. Каков размер алфавита, с помощью которого записано сообщение?

7) За четверть ученик получил 100 оценок. Сообщение о том, что он получил пятёрку, несёт 2 бита информации. Сколько пятёрок ученик получил за четверть?

8)   В корзине лежат 8 чёрных шаров и 24 белых. Сколько информации несёт сообщение о том, что достали чёрный шар?

9)   В корзине лежат 8 чёрных шаров и 24 белых. Сколько информации несёт сообщение о том, что достали шар?

Самостоятельная работа. Ученики выполняют тестовые задания

Карточки с тестом на 2 варианта. С последующей  взаимопроверкой и обсуждением.

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок на тестовую работу.
  2. Домашнее задание.
    Получают домашнее задание к следующему уроку.

1 вариант

  1. Информационный объем текста, набранного на компьютере с использованием кодировки UNICODE (каждый символ кодируется 16 битами), — 4 Кб. Определить количество символов в тексте.
  2. Зрительный зал представляет собой прямоугольную область зрительских кресел: 12 рядов по 10 кресел. Какое минимальное количество бит потребуется для кодирования каждого места в автоматизированной системе?
  3. Метеорологическая станция ведет наблюдение за атмосферным давлением. Результатом одного измерения является целое число, принимающее значение от 700 до 780 мм ртутного столба, которое записывается при помощи минимально возможного количества бит. Станция сделала 80 измерений, Определите информационный объем результатов наблюдений.

2 вариант

  1. Информационный объем текста, набранного на компьютере с использованием кодировки UNICODE (каждый символ кодируется 16 битами), — 0,5 Кб. Определить количество символов в тексте.
  2. Сколько существует различных звуковых сигналов, состоящих из последовательностей коротких и длинных звонков? Длина каждого сигнала — 6 звонков.
  3. Метеорологическая станция ведет наблюдение за влажностью воздуха. Результатом одного измерения является целое число от 20 до 100%, которое записывается при помощи минимально возможного количества бит. Станция сделала 80 измерений. Определите информационный объем результатов наблюдений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.

Урок можно использовать при повторении  курса информатики в 11 классе,  учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...

Методическая разработка: Кодирование графической информации. Решение задач.

Документ содержит группу задач по теме «Кодирование графической информации». Задачник разбит на типы задач, исходя из указанной темы. Каждый тип задач рассматривается с учетом дифференцированного подх...

Измерение объёма информации (решение задач из ЕГЭ А11)

Урок посвящен повторению темы "Измерение объёма информации" и решению задач часть А11 из ЕГЭ. Также на уроке используются ЭОР в качестве теста....

Измерение объёма информации. (Решение задач.)

Измерение объёма информации.(Решение задач.)...

Методическая разработка урока алгебры по теме "Решение задач с помощью систем уравнений"

Урок алгебры в 7 классе по теме "Решение задач с помощью систем уравнений"...

Измерение объема информации. Решение задач

Презентация по теме "Измерение объема информации. Решение задач"...

Измерение информации: решение задач.

Практический материал для уроков информатики в 7 классе по учебнику Босовой....