Формирование познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках информатики.
статья по информатике и икт по теме
Одной из основных задач школьного курса информатики выступает формирование у учащегося умения работать с информацией, понимания вопросов адекватного выбора средств и методов обработки информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_avgust.docx | 29.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках информатики.
Выступление на МО учителей информатики МО г-к Анапа
учитель МОУ СОШ № 12 Рогозина С.Я.
В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося, как будущего активного деятеля. В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности учащегося играет предмет информатика и ИКТ. Одной из основных задач школьного курса информатики выступает формирование у учащегося умения работать с информацией, понимания вопросов адекватного выбора средств и методов обработки информации.
Одним из средств решения данной задачи является создание на уроках информатики таких условий, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность обучаемых. Педагог стимулирует учащегося к саморазвитию, изучает его познавательные потребности, создает условия творческой деятельности и тем самым формирует познавательные интересы учащихся.
Сегодня проблема интереса и творчества детей на уроках всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.
Определение понятий познавательный интерес и творческая активность
Одним из самых значительных областей общего феномена “интерес” выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как именно в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях.
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);
- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);
- активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
- активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова).
Таким образом, “познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности”. [3, 9]
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них.
В рамках достаточно широкого понятия “познавательный интерес” можно выделить особый вид интереса – интерес к учебному предмету. [6]
Интерес к учебному предмету – направленность личности на процесс овладения знаниями, избирательно обращенная к определенному учебному предмету. Интерес к учебному предмету выступает как разновидность, частный случай познавательного интереса.
В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения.
Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:
- активный поиск;
- догадка;
- исследовательский поиск;
- готовность к решению задачи.
Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.
С целью формирования способностей школьников в процессе обучения необходимо сочетать предметно – познавательную и творческую деятельность учащихся. Целенаправленная тренировка гибкости мышления, ассоциативности, использование фантазии, интуиции, воображения, исследовательских методов обучения – всё это способствует развитию способностей учащихся.
Таким образом, для развития творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.
Формирование познавательного интереса и творческой активности.
Для формирования и развития у учащихся ключевых компетенций необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию личности ребенка, в том числе и способствующие повышению уровня ее творческой активности и познавательного интереса, которую нужно рассматривать как один из показателей личностного роста учащихся, обеспечивающий повышение качества образования. [1, 2]
Проблема развития познавательной и творческой активности не имеет однозначного решения, по причине ее многофакторности. М.Н. Скаткин утверждает, что на развитие познавательной и творческой активности влияет и содержание материала, и методы обучения, и организационные формы, и постановка воспитательной работы, и материальная база школы, и, наконец, личность учителя. [6]
Познавательный интерес, как и творческая активность – сложные, многозначные явления, которые можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, они выступают как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Во-вторых, данные понятия являются ценнейшим мотивом учебной деятельности школьника. Но для образования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности. Поэтому можно выделить внутренние и внешние проявления познавательного интереса и творческой активности, а, следовательно, условия, влияющие на их формирование также могут делиться на внутренние и внешние.
При формировании познавательного интереса и творческой активности при выполнении разного рода заданий важно учитывать внутреннюю и внешнюю его стороны. Но так как учитель не может в полном объеме воздействовать на мотивы, потребности личности, то необходимо сосредоточить внимание на средствах обучения и, следовательно, учитывать внешние условия.
Предметом познавательного интереса и творчества для школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Но далеко не все в учебном материале может представлять для учащихся какой-либо интерес. Поэтому необходимо уделять внимание процессу деятельности учащихся, т.е. требуется таким образом организовывать учебную деятельность, чтобы сам процесс учения привлекал школьников.
Предмет “Информатика и ИКТ” занимает важное место, как в системе образования, так и в развитии современного общества в целом. Этот предмет имеет некоторые отличия от других школьных дисциплин, поэтому представляется много возможностей для деятельности учителей. Данные особенности позволяют по-новому проводить уроки, использовать разнообразные методы, средства, технологии обучения, которые в частности способствуют формированию познавательного интереса учащихся и, следовательно, выводят качество образования на новый уровень. [5]
Формирование познавательного интереса и творческой активности школьников при обучении в компьютерной среде – процесс, состоящий из нескольких этапов, выделить которые можно в зависимости от уровня владения учащегося компьютером.
Первый этап – учащемуся первый раз приходится работать за компьютером. Компьютер представляет для них интерес как что-то незнакомое, открывающее совершенно новые возможности. Наряду с интересом у ребят присутствует страх. Поэтому на первом этапе необходимо дать школьникам основные, самые первые навыки по работе на компьютере
Второй этап – учащиеся уже обладают основными навыками работы за компьютером, поэтому им становится интересно просто выполнять какие-то действия, а также продемонстрировать всем, что он что-то умеет. На данном этапе необходимо дать понять ребятам, что у компьютера есть еще очень много возможностей.
Третий этап – учащиеся достаточно уверенно работают за компьютером, хорошо знают основы. Поэтому необходимо уделить особое внимание разнообразным методам организации обучения, новым педагогическим технологиям, давать ребятам интересные задания, ставить перед ними проблемы. На этом этапе можно продолжить изучение приложений, но на углубленном уровне.
Четвертый этап – знакомство с дополнительными приложениями, дополнительными возможностями компьютера, программирование. Благодаря новым знаниям, умениям, навыкам, приобретенным ребятами на таких уроках можно создавать очень сложные, интересные работы. Ребята смогут проявить свое творчество, воплотить в жизнь какие-то свои идеи. Также есть возможность участвовать в различных конкурсах.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке информатики необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболее мультимедийном и интерактивном виде.
Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать – это понятно. Но ещё важнее – один раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. Информационные технологии требуют чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет именно практическая деятельность учащихся. А как её можно активизировать?
Наиболее важным моментом здесь выступает результат выполняемых действий. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость. Идеальным средством для решения данной задачи может оказаться метод проектов.
Проектом может быть и компьютерный курс изучения определенной темы, и логическая игра, и макет лабораторного оборудования, смоделированный на компьютере, и web-сайт и многое другое. При использовании метода проектов необходимо учитывать ряд условий:
1. Учащимся следует предоставить достаточно широкий набор проектов для реализации возможности реального выбора. Следует отметить, что проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми, коллективными. Последние, помимо прочего, способствует освоению учеником коллективных способов работы.
2. Для ребенка важна практическая значимость полученного им результата и оценка со стороны окружающих. Поэтому проект должен предполагать для исполнителя законченность и целостность проделанной им работы. Очень важно, чтобы завершенный проект был презентован и получил внимание взрослых и сверстников.
3. Как показывает практика, необходимо создать условия, при которых школьники имеют возможность обсуждать друг с другом свои успехи и неудачи. При этом происходит взаимообучение, что полезно как для обучаемого, так и для обучающего.
Безусловно, не всякую деятельность возможно и/или целесообразно трансформировать в проектную. Тогда предлагаю в целях активизации использовать такие приёмы:
- особенным образом сформулировать цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (пусть это будет даже заинтересованность в отметке; или обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть);
- добавить в практическую деятельность (особенно если она рутинная) игровой, соревновательный момент, тогда она обретёт хотя бы временную значимость (действительно, почему бы вместо банального ответа о графическом интерфейсе не организовать театральное представление, где каждый из учеников будет играть свою роль, рассказывая свою “интерфейсную биографию”);
- создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным (например, составить вместе столы и попросить класс решить задачу урока совместно или группами, позволить обсуждение, распределить роли, назначить ответственных и т.п.).
Крайне важно во всём этом не допустить одной грубой ошибки. Практическая деятельность должна нести развивающий характер, поэтому в ней должно быть минимум инструкционизма: большую роль сыграет именно самостоятельная исследовательская, поисковая, аналитическая деятельность, чем выполнение пошаговой работы, когда процесс уже полностью описан.
Наконец, для активизации познавательной деятельности при изучении сложного или “скучного” материала, каким часто бывает программирование, порекомендую с самого начала продемонстрировать удивительные результаты, которые может предоставить тот или иной изучаемый материал.
Теперь о том, как активизировать познавательный интерес обучающихся к другим областям знаний на уроках информатики средствами информационных технологий.
Здесь могут помочь межпредметные связи. А как их реализовать? Решение проблем других областей средствами информационных технологий (например, построение динамики популяций в MS Excel; рисование топографической карты в графическом редакторе или создание плаката или стенда и т.д.).
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.
Как научить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.
Ценным методом стимулирования интереса к предмету выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности.
Постановка перед учащимися перспективы тоже в значительной степени стимулирует интерес к предмету. Например, перспектива – “кто справится с контрольной работой лучше: мальчики или девочки?”.
Особое внимание в формировании познавательного интереса необходимо уделить Интернеттехнологиям, обеспечивающим доступ к актуальной информации, методикам, технологиям. Владение технологией рационального использования информационных ресурсов общества является одним из компонентов информационной культуры личности. Интернет обеспечивает быстрый удаленный доступ к многочисленным источникам информации, что делает навыки работы в Интернет важным компонентом информационной культуры личности.
При использовании ресурсов Интернет прослеживаются два вида деятельности: обучение и интеграция.
На этапе обучения основными видами деятельности учащихся являются: освоение базовых понятий информатики в области информационных и телекоммуникационных технологий, логических приемов работы с информацией, работы с поисковыми системами Интернет с учетом морфологии русского языка; проектная деятельность под руководством учителя информатики (в случае использования данных из других предметных областей – с привлечением учителя-предметника) для создания учебного web-ресурса с учетом всех особенностей оптимального функционирования информационных ресурсов сети.
На этапе интеграции основными видами деятельности могут быть: самостоятельная работа с информацией по той или иной изучаемой теме, проблеме в любых предметных областях; самостоятельная учебная деятельность (в режиме самообразования) для углубления знаний в определенной области, ликвидации пробелов, подготовки к экзаменам и пр.; участие в Интернет-проектах, сетевых олимпиадах, конкурсах и т.д.; учебная деятельность под руководством удаленного учителя в курсе дистанционного обучения; удовлетворение разнообразных потребностей при организации личного досуга.
Заключение.
В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. Наше время – время перемен. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать быстрые нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
В обучении информатики на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проектный метод, привлекать школьников к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую и познавательную активность учащихся.
Литература
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности, 1997г.
- Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984
- Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, 2002 г.
- Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко, 2003 г.
- Пахомова Н.Ю. “Педагогические находки. Девять граней опыта учителя информатики”, 1994 г.
- “Педагогика: педагогические теории, системы, технологии” Учебное пособие, 1988 г.
- Полант Е. “Метод проектов: типология и структура” Лицейское и гимназическое образование” №9, стр. 9-17, 2002 г.
- Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. 1971 г.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, 1988 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта применения ИКТ технологий на уроках русского языка и литературы...
Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.
Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства. Большинство учеников средних классов испытывают значительные трудности в обучении «у...
Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся через использование краеведческого материала при изучении географии
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ....
Уровневая дифференциация как важнейший фактор развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Переступая порог класса, каждый учитель видит ребят, настороженно смотрящих на него. Они разные не только по цвету глаз или одежде, но и по темпераменту, по характеру, по способностям. У них разный жи...
КАРТА ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У УЧАЩЕГОСЯ
Материал для выявления познавательного интереса и творческой активности учеников. Очень полезен для учителей изобразительного искусства и для педагогов дополнительного образования...
"Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках и во внеклассной работе по химии в школе»
Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках и во внеклассной работе....
Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности школьников на уроках биологии
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: ...