Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности школьников на уроках биологии
статья на тему
Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности школьников на уроках биологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности школьников на уроках биологии
Николаева Надежда Анатольевна(1nadezda@mail.ru).
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №121» ( МАОУ «ЦО №178)», г. Казань
Аннотация
Информационные технологии вносят в школьный урок биологии элемент новизны, открывают для учащихся возможность лучше осознать характер самого объекта и активно включиться в процесс его познания, самостоятельно изменять его параметры и условия функционирования. Таким образом, развивает познавательный интерес и творческую активность учащихся.
В настоящее время компьютер стал естественным средством познания окружающего мира. С помощью компьютера расширяются наборы применяемых в современном информационном мире учебных задач.
Модернизация образования, базирующаяся на информационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные технологии.
Идеальное сочетание педагогических технологий - это сохранение лучших традиций и использование инноваций в образовании школьников. При работе с учениками я ставлю перед собой следующие задачи: совершенствовать формы и методы по организации работы с одаренными детьми; усилить работу по освоению новых информационных технологий, направленных на повышение качественного образования школьников; активизировать работу по вовлечению учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.
При обучении биологии, я использую такие электронные пособия, как «Биология. 1С Репетитор», «Биология. Анатомия и физиология человека», «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», плакаты для интерактивной доски «Анатомия и физиология человека», комплект ЦОР, ресурсы Единой Коллекции ЦОР, собственные презентации и фотографии. Это позволяют повысить мотивацию учащихся, заинтересовать в своем предмете.
Использование на уроках биологии компьютерной технологии позволяет активизировать процесс обучения, способствует эффективному усвоению учебного материала; процесс обучения становится разнообразным и увлекательным. Применение компьютера на уроках дает положительный эффект, формирует не только знания и умения, но и вырабатывает опыт творческой деятельности.
Уроки с использованием мультимедийных презентаций вызывают, большой эмоциональный подъем у учащихся и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Так как данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в определенном порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся. Например, при изучении живых организмов не только описываем объект, но и не только показываем фото, рисунки, видеофрагменты. Для стимулирования познавательного интереса во время изучения труднодоступных процессов и явлений используем анимированные модели («Биология. Анатомия и физиология человека», «Открытая биология»). Изучаемый объект можно посмотреть во весь экран, остановить, последовательно и детально изучить.
В своей практике применяю учебные электронные пособия на различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получение дополнительной информации на уроке.
Очень часто в учебном процессе я использую одновременно видео и звуковое сопровождение. Мультимедийные анимационные модели, которые позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса; интерактивные модели, дающие возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться. Большое разнообразие подачи информации создает ситуацию новизны и воспринимается учащимися с интересом.
На уроках биологии я также использую цифровую лабораторию «Архимед». Цифровые лаборатории «Архимед» – это оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ. В состав лаборатории входит: специализированный портативный компьютер NOVA 5000; набор цифровых датчиков Fourier Systems(дыхания; частоты сердечных сокращений; влажности; освещенности; кислорода; pH-метр; температуры; ЭКГ; мутности; уровня шума); специализированное программное обеспечение.
При помощи цифровой лаборатории мы выполняем различные лабораторные работы. Например: при изучении темы «Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья» лабораторную работу «Определение объёма воздуха, вдыхаемого лёгкими». Используем оборудование: датчик дыхания (диапазон измерений 315 л/мин), соединительные провода для датчиков, TriLink, КПК и/или ПК.
При изучении темы «Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения» Л.Р. «Нарушение кровообращения при наложении жгута.» Используем оборудование: прочная (суровая) нить или тонкий шнур длиной около 40 - 60 см, датчик температуры(-25 - 1100С), соединительные провода для датчиков, TriLink, КПК и/или ПК.
Дополнительно лаборатория Архимед оснащается цифровым микроскопом. Цифровой микроскоп – это приспособленный для работы в школьных условиях оптический микроскоп, снабженный преобразователем визуальной информации в цифровую. Он обеспечивает возможность передачи в компьютер в реальном времени изображение микрообъекта и микропроцесса, его хранения, в т.ч. в форме цифровой видеозаписи, отображения на экране, распечатки, включения в презентацию.
Использование ЦЛ "Архимед" способствует поднятию интереса к предмету и позволяет учащимся работать самим, при этом получая не только биологические знания, но и опыт работы с интересной и современной техникой, компьютерными программами. Кроме того, учащиеся получают возможность заниматься исследовательской деятельностью, не ограниченной темой конкретного урока, и самим анализировать полученные данные. Эксперименты, проводимые с помощью цифровой лаборатории «Архимед» более наглядны и эффективны, это даёт возможность лучше понять и запомнить тему. С цифровыми лабораториями можно проводить работы, как входящие в школьную программу, так и совершенно новые исследования.
Цифровую лабораторию «Архимед» можно использовать в работе школьного научного общества учащихся, что позволит выполнять научные эксперименты в ходе проектных и исследовательских работ с учащимися.
Информационные технологии – это инструмент с богатейшими возможностями, способный внести в школьный урок элемент новизны, открывает для учащихся возможность лучше осознать характер самого объекта, активно включиться в процесс его познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и условия функционирования. Таким образом, развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся.
Литература
1.Бондарев А.С., Дмитриева Н.В., Терехин М.Б. Цифровые лаборатории «Архимед» в обучении биологии (http://sputnik.mto.ru/Docs_35/Kongress/6.html).
2.Каталог образовательных средств и решений. Школьные лаборатории. Цифровая лаборатория «Архимед» / Институт новых технологий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках информатики.
Одной из основных задач школьного курса информатики выступает формирование у учащегося умения работать с информацией, понимания вопросов адекватного выбора средств и методов обработки информации....
Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта применения ИКТ технологий на уроках русского языка и литературы...
Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.
Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства. Большинство учеников средних классов испытывают значительные трудности в обучении «у...
Курсовая работа: "Развитие познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся на уроках биологии".
Развитие познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся на уроках биологии...
Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся через использование краеведческого материала при изучении географии
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ....
Уровневая дифференциация как важнейший фактор развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Переступая порог класса, каждый учитель видит ребят, настороженно смотрящих на него. Они разные не только по цвету глаз или одежде, но и по темпераменту, по характеру, по способностям. У них разный жи...
"Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках и во внеклассной работе по химии в школе»
Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках и во внеклассной работе....