Урок по информатике в 9 классе «Структура интерфейса прикладной среды»
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Кашин Сергей Иванович

 

Конспект урока составлен по учебнику Информатика и ИКТ для 8-9 классов под редакцией профессора Н.В. Макаровой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_informatiki_v_9_klasse_po_teme.doc41 КБ
Office presentation icon prezentaciya1.ppt1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Урок информатики в 9 классе по теме:

«Структура интерфейса прикладной среды»

Цель: Познакомить учащихся с темой «Структура интерфейса прикладной среды»

Задачи:

Обучающие:

  1. познакомить учащихся со структурой интерфейса прикладной среды»;
  2. научить учащихся выделять структурные части интерфейсов приложений;

Развивающие:

  1. формировать аналитическое и логическое мышление учащихся;
  2. развивать умение выделять главное, находить ошибку;
  3. развивать способности сравнивать, сопоставлять.

Воспитательные:

  1. воспитывать бережное отношение к компьютеру, соблюдение ТБ;
  2. формировать умение преодолевать трудности;
  3. способствовать развитию умения оценивать свои возможности.

Тип урока – изучение нового материала

Ход урока:

1. Организационный момент: постановка целей урока.

2. Проверка домашнего задания.

Опрос учащихся по вопросам:

а) Расскажите о роли и назначении прикладной среды?

б) Приведите примеры обработки информации в прикладных средах?

в) Назовите особенности прикладных сред Windows?

3. Изучение нового материала.

Слайд № 2. Вы без труда отличите легковой автомобиль от грузовика или автобуса, но назвать марку конкретного грузовика сможет не каждый. Автомобили одной категории не только внешне похожи друг на друга, они одинаковы и в управлении. Не случайно водителям выдают права на управление согласно классификации транспортных средств: на вождение мотоциклов, легковых автомобилей, автобусов, грузовиков.

Приложения, работающие в среде Windows, имеют очень схожий графический интерфейс. Научившись «управлять» одной программой некоторого типа, Вы можете смело «садиться за руль» любой другой подобной программы. Разобравшись в её особенностях и немного попрактиковавшись, Вы почувствуете себя вполне уверенно. Примерно также чувствует себя водитель, пересевший с одной машины на другую.

Слайды № 3,4. Как бы не отличались внешние интерфейсы прикладных сред, все они состоят из однотипных по своему назначению элементов. Можно выделить следующие зоны:

1. Строка заголовка прикладной среды, где размещаются инструменты управления оконным интерфейсом приложения, и отображается имя среды;

2. Зона управления, где размещаются средства управления приложением и документами;

3. Рабочее поле, где размещаются редактируемые документы;

4. Справочная зона, где размещается информация о режимах работы приложения и подсказки пользователю.

Все программы имеют стандартный оконный интерфейс.

У них формируются однотипные справочные зоны и зоны управления. Вид рабочего поля изменяется в зависимости от назначения прикладной среды.

Рассмотрим более подробно характерные объекты структуры интерфейса любой прикладной среды Windows. В качестве примера возьмем интерфейс табличного процессора (слайд № 5).

При запуске любой прикладной среды на экран выводится окно приложения, то есть самой среды. Обычно внутри окна приложения сразу открывается и окно документа. Это может быть новый документ или документ, который редактировался последним. Если приложение было вызвано путем открытия документа, то именно этот документ и будет располагаться в окне приложения.

Интерфейс прикладной среды включает в себя следующие элементы:

1. Строка заголовка прикладной среды;

2. Строка основного меню;

3. Панель инструментов;

4. Строка ввода и редактирования;

5. Строка состояния.

4. Физкультминутка.

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся (повороты влево-вправо)

И кивнем затем по кругу (наклоны влево-вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки (поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки (встряхнули кистями рук)

5. Продолжение изучения нового материала.

(Слайд № 6). Строка заголовка включает в себя: кнопку системного меню, название приложения (в нашем случае — Microsoft Excel), кнопку «Свернуть», кнопку «Развернуть/Восстановить», кнопку «Закрыть».

(Слайд № 7). Основное, меню любой прикладной среды Windows похоже на матрешку. Разделы верхнего уровня обозначены в строке основного меню. В каждом из таких разделов команды более низкого уровня объединены по своему назначению. Список этих команд открывается в виде раскрывающегося меню. Обращение к некоторым из этих команд приводит в свою очередь к появлению дополнительного меню (подменю) еще более низкого уровня. Таким образом, с помощью основного меню производится последовательный выбор требуемой управляющей команды и задание всех необходимых для ее выполнения параметров.

(Слайд № 8). Панель инструментов содержит фиксированный или устанавливаемый пользователем набор командных кнопок, предназначенных для более быстрого (по сравнению с многоуровневым меню) вызова управляющих команд, входящих в состав основного меню.

(Слайд № 9). Интерфейс табличного процессора и системы управления базами данных включают в себя также строку ввода и редактирования. В этой строке отображаются вводимые в текущую ячейку таблицы или в поле базы данных числа, текст или формулы. В этой строке можно просматривать или редактировать содержимое текущей ячейки или поля, а также видеть саму формулу.

(Слайд № 10). Строка состояния содержит информацию о режимах работы приложения.

Кроме перечисленных, имеется группа элементов, которые можно условно назвать вспомогательной областью управления. К ним относятся: строка заголовка окна документа, создаваемого приложением; вертикальная и горизонтальная полосы прокрутки.

В строке заголовка окна документа указывается имя файла текущего документа, создаваемого выбранным приложением. Поскольку на экране в окне документа видна только его часть (называемая рабочим полем), то для просмотра других областей документа, которые в данный момент не видны в его окне, используются полосы прокрутки. Полоса, обеспечивающая вертикальное перемещение содержимого окна, называется вертикальной полосой прокрутки, а горизонтальное перемещение осуществляется с помощью горизонтальной полосы прокрутки. Действуют они точно так же, как и в любом другом окне Windows. Если окно документа развернуто до максимального размера, то строка заголовка документа совмещается со строкой заголовка прикладной среды.

6. Итог урока.

Что нового Вы узнали на уроке?

Было ли интересно работать на уроке?

Чему вы научились?

Справились ли вы с поставленной в начале урока целью?

7. Домашнее задание.

§15.3, Практикум № 32 – 33, (стр. 52).

Урок составлен по учебнику Информатика и ИКТ для 8-9 классов под редакцией профессора Н.В. Макаровой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока по информатике на тему "Типы алгоритмов в среде программирования Qbasic"

Ведущая идея урока: Художественная, естественнонаучная и  математическая обусловленность программирования. В процессе урока формируется новый взгляд на виды алгоритмов. Благодаря объединению знан...

Презентация к уроку информатики 8 класс "Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице"

Презентация к уроку № 2 по теме "Разработка Web - сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML"...

Информатика 6 класс. Начала программирования в среде Логомиры 3.0

Методика преподавания.Комплект лабораторных работ.Работы детей....

разработка урока по ФГОС 7 класс "Пользовательский интерфейс"

Материал содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС а также оценочный лист, практическую часть к уроку, раздаточный материал и презентацию....

Технологическая карта урока информатики 6 класс. Система и окружающая среда.Черный ящик.

Технологическая карта урока информатика 6 класс Автор УМК - Л.Л.Босова Тема урока: Сист...

конспект открытого урока по информатике 10 класс на тему: "Структуры данных:деревья,сети, графы ,таблицы"

Тема: Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы.Цели урока:Образовательные:ввести классификацию структур информационных моделей;сформировать понятия «граф», «деревья», &l...

Конспект урока по информатике на тему «Правовые основы информационной среды»

Конспект урока по информатике на тему «Правовые основы информационной среды»...