Методическая разработка интегрированного урока по информатике на тему "Типы алгоритмов в среде программирования Qbasic"
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме
Ведущая идея урока: Художественная, естественнонаучная и математическая обусловленность программирования. В процессе урока формируется новый взгляд на виды алгоритмов. Благодаря объединению знаний из разных областей (географии, литературы, живописи, математики), изменяется отношение к программированию. Это занятие становится более привлекательным и понятным для детей с различным типом восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_algoritmov.doc | 704 КБ |
Предварительный просмотр:
- Тема: Типы алгоритмов в среде программирования Qbasic.
- Программа УМК, используемая для подготовки и проведения урока: Н. Я. Виленкина Математика 6 класс, издательство "Мнемозина", г. Москва., Л. Л. Босова. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний., Л.Л. Босова рабочая тетрадь для 6 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний., Учебник географии 6 класс.
- Необходимые ресурсы: Компьютерный класс, проектор, карточки, презентация, длительность урока 45 минут.
- Ведущая идея урока: Художественная, естественнонаучная и математическая обусловленность программирования.
- Планируемые обязательные результаты:
- личностные:
а) осмысление себя, как части информационного общества
б) осознание значимости программирования
в) развитие чувства товарищества и уважительного отношения ко всем участникам образовательного процесса
2. метапредметные:
а) принятие и осмысление информации в разных формах: литературные произведения, живопись, справочная информация
б) развитие творческих способностей учащихся
в) приобщение к процессу программирования
3. предметные:
а) знание об алгоритмах и их особенностях
б) начальные сведения о языке программирования Qbasic
в) знания о площадях фигур (квадрата, прямоугольника, круга)
г) знания об атмосферных осадках
VII. Описание этапов урока:
- Мотивационный этап: Фаза вызова (определение темы урока)
Группы ребят получают карточки, на которых представлены виды алгоритмов в разных формах:
1 группа: Рецепт приготовления блюда | 2 группа: Катрина Юон Константина «Сбор яблок» |
3 группа: Фрагмент из произведения А.С. Пушкина. | |
Три девицы под окном пряли поздно вечерком. |
Учитель: Определите тип алгоритма, представленного вам на карточках? Через 1 – 2 минуты на экране появляются слайды с изображением карточек. Каждая группа дает обоснованный ответ.
Учитель: Молодцы, все группы справились с заданием. Так о чем же, по вашему мнению, мы будем говорить сегодня. (ответы детей) Правильно, ребята, но окончательно сформулировать тему урока нам помогут эти портреты.
George Gordon Byron | Августа Ада Кинг, графиня Лавлейс |
Учитель: Что связывает эти изображения между собой, и какое отношение они имеют к информатике? (Если учащиеся не могут ответить, то учитель сам отвечает на этот вопрос.)
Ответ: Дочь поэта, Ада Лавлейс, известна созданием описания вычислительной машины, проект которой был разработан Чарльзом Бэббиджем. Составила первую в мире программу (для этой машины). Ввела в употребление термины «цикл» и «рабочая ячейка», считается первым программистом.
Учитель: Правильно. Хочу дополнить эту информацию. В честь нее был назван язык программирования. Сейчас он не используется, а одним из языков, который актуален в настоящее время является Qbasic. Итак, сформулируем тему урока: «Типы алгоритмов в среде программирования Qbasic.»
- Содержательно-технологический этап:
Осмысление (работа по теме урока)
а) Повторение материала, который будет использован на уроке:
- Формула площадей фигур (квадрат, прямоугольник, круг), число Пи
- Qbasic: знаки арифметических операций, команды ввода-вывода, команда присваивания.
- Температурный режим выпадения атмосферных осадков.
б) Линейный вид алгоритма. Учащимся раздаются карточки с текстом задачи № 856 и рисунком №1:
Задание: Написать программу для решения задачи №856 (а).
а) | б) |
Учитель вместе с учениками записывает программу, объясняя каждый шаг. Длина прямоугольника обозначается за а, ширина – b, радиус – r.CLS
INPUT a, b, r
S1= a*b
S2= 3.14*r^2
Рисунок №1
S= S1-S2PRINT ”S=”; S
Затем учащимся предлагается самостоятельно написать программу для нахождения площади закрашенной фигуры (смотри рисунок №1). Обращается внимание на то, что вырезается половина круга и на то, что дан диаметр круга, а не радиус. Ребята записывают решение в тетрадь, проходят за компьютеры (учебники и тетради берут с собой) и работают в редакторе Qbasic. Первые три выполненных задания учитель проверяет сам. Остальные работы проверяют учащиеся, уже выполнившие задание.
в) Разветвляющийся алгоритм:
Учитель: На стр. 74 найдите структуру команды ветвления. Обратите внимание на существование полной и краткой формы записи команды. Переведём их на язык программирования. Откройте файл под названием «Ветвление», изучите его и перепишите содержимое в тетрадь.
На рабочем столе находится текстовый файл следующего содержания:
Форма записи | Структура | ||
полная | IF <условие> THEN <действия 1> ELSE <действия 2> | ||
краткая | IF <условие> THEN <действия 1> | ||
Географическая задача (используется сокращенная форма ветвления): | |||
Определите вид твёрдых атмосферных осадков (снег, град, ледяные иглы) в зависимости от температуры. | Осадки | Температура | |
Снег | От -15º до 0 º | ||
Град | Свыше +10 º | ||
Ледяные иглы | Ниже -15 º |
После обсуждения задачи учащиеся пытаются самостоятельно составить программу и проверить ее работу с различными данными.
INPUT “Введите значение температуры”; t
IF t >= -15 and t <= 0t THEN PRINT “Снег”
IF t > 10 THEN PRINT “Град”
IF t< -15 THEN PRINT “Ледяные иглы”
г) Физкультминутка: Гимнастика для глаз и кистей рук. Повороты туловища. Упражнения на осанку. Затем ребята берут учебники и тетради и садятся за парты.
д) Циклический вид алгоритма:
Учитель дает задание: Найти сумму первых 15-ти цифр.
Пока ребята выполняют вычисления в тетради, учитель записывает программу на своем ПК. Правильность вычислений проверяется с помощью программы на экране.
S=0
FOR I= 1 TO 15
S= S + I
NEXT I
PRINT “S=”; S
Опираясь на данный текст, в тетрадь учащиеся записывают программу нахождения суммы всех двузначных чисел.
- Рефлексивный этап (подведение итогов): рефлексия
- Учитель: Итак, сегодня с помощью трёх видов алгоритмов мы связали информатику с различными сферами деятельности человека. Вспомните эти сферы и назовите свои примеры. Первая группа сочиняет или вспоминает сказку с наличием линейного алгоритма, вторая вспоминает картину с ветвлением, третья – вспоминает рецепт с циклом.
- Прослушивание ответов каждой группы. Другие группы оценивают ответы товарищей и могут дополнять ответы своими примерами.
- Домашнее задание. Записать программы на Qbasic: № 870 (учебник математики), стр. 78 вопрос 7 (учебник информатики), найти шесть факториал (6!) (информацию о факториале найти самостоятельно).
VIII. Заключение
В процессе урока у детей формируется новый взгляд на виды алгоритмов. Шестиклассники, опираясь на свой жизненный опыт, учатся понимать эстетическую обусловленность видов алгоритмов, осмысливают значимость программирования в жизни человека, культуре. Благодаря объединению знаний из разных областей (географии, литературы, живописи, математики), изменяется отношение к, казалось бы, скучному и сложному процессу программирования. Понятие «виды алгоритмов» как интегративная категория, присутствующая в различных науках, искусстве и других сферах деятельности человека, повышает интерес к этому занятию, которое становится более привлекательным и понятным для детей с различным типом восприятия мира: «слушателей», «зрителей», «деятелей» и творчески развитых «леворуких».
IX. Сведения об авторе
Рыбакова Галина Анатольевна, учитель математики и информатики ГБОУ гимназия № 642 «Земля и Вселенная», стаж 20 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка
Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу. По ходу урока для решения задач прим...
Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка
Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу. По ходу урока для решения задач прим...
Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Строение атома, энергия связи атомных ядер, радиоактивность. Применение радиоактивных изотопов» для профессии Контролер банка
Урок дается в конце изучения раздела физики "Радиоактивность", на который отводится 8 часов, как обобщающий и систематизирующий знания по изученному разделу. По ходу урока для решения задач прим...
Методическая разработка интегрированного урока физика+информатика «Сила трения; определение коэффициента трения скольжения с использованием электронных таблиц Microsoft Excel» - практическая работа для профессии Судоводитель
Интегрированный урок физика+информатикаУрок по физике - повторение материала по теме «Сила трения» с элементом выполнения практической работы; по информатике - закрепление имеющихся навыков рабо...
Методическая разработка интегрированного урока по информатике и математике "Квадратичная функция" (ФГОС)
Квадратичная функция, её свойства и графикИнтегрированный урок по математике и информатике (ФГОС) Авторы, разработчики: учителя ГБОУ СОШ №562 Красногвардейского района г. Санкт-Петерб...
Методическая разработка интегрированного урока по информатике и технологии в 8 классе. Электричество
Интегрированный урок позоляет применяя знания и навыки, полученные на уроках информатики, использовать в изучении предмета "Технология". На уроке учащимся были предложены разнообразные формы...
Методическая разработка конспекта урока по Информатике «Программирование алгоритмов с ветвлением», 8 класс
Методическая разработка конспекта урока по информатике (8 класс)...