«Способы предупреждения неуспеваемости школьников в процессе изучения информатики»
статья по информатике и икт на тему
“Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое – делать самому то, что он советует делать другим, второе – никогда не поступать против справедливости и третье – терпеливо переносить слабости людей, окружающих его”.Л.Н.Толстой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_preduprezhdeniya_neuspevaemosti_shkolnikov.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Способы предупреждения неуспеваемости школьников в процессе изучения информатики»
учитель информатики и ИКТ
ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ»
С. Большая Черниговка
Горбатова Алина Рузвельтовна
Одной из главных целей изучения школьного курса предмета «Информатика и ИКТ» является развитие познавательной активности учащихся. Особое внимание в своей работе мне хотелось бы уделить проблеме создания и повышения мотивации к изучению информатики в школе.
Школьная информатика имеет выраженный межпредметный характер, поэтому содержательная линия информатики может и должна реализовываться на материале других учебных предметов. Практически, при изучении любой школьной дисциплины можно применять слова, типа:“В современном обществе нельзя прожить без знаний физики (информатики, химии, биологии, истории, …- подставить сюда можно любой предмет из школьного расписания)”. А в действительности дети видят, что многие малообразованные люди живут куда лучше учителей и преподавателей ВУЗов. Так что такой прием создания мотивации малоэффективен.
Но у детей есть внутренняя мотивация к изучению информатики. Хоть и изредка, но от учеников иногда можно услышать фразу “Зачем мне информатика? - я не собираюсь быть тем-то и тем-то”. Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики (теория алгоритмов, математическая логика, методы вычислений и т.д.).
Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром.
Однако, с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу. По данным опроса, который я провела среди своих учащихся, почти 99% из них имеют свой компьютер или ноутбук.
Вы, наверное, часто замечали, что, не смотря на высказывания некоторых учеников “Я не буду это учить, потому что это никогда не понадобится”, звучат гораздо чаще, чем “Я не буду учить, потому что это неинтересно”. Таким образом, мы взяли на вооружение тот факт, что в создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой.
Чтобы предмет заинтересовал учеников, он должен быть связан с чем - либо интересующим их, с чем – либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным. Прежде, чем призвать ученика, к какой – либо деятельности, надо заинтересовать его ею.
Поэтому целесообразно иногда использовать нетрадиционные способы организации обучения на уроках. Они больше заинтересовывают учащихся, чем обычный урок. Такие приемы повышают мотивацию у учеников, т.е. будят эмоции, интерес, желание действовать активно, с полной отдачей сил.
Сейчас мне хотелось бы остановиться на тех приемах и методах создания мотивации, которые позволяют наиболее эффективно начинать или продолжать изучение материала на любом из дидактических уровней, а так же активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках информатики и ИКТ.
- Применение жизненного опыта детей.
Этот прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.
Так, при изучении тем по Базам данных в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (заметим еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы “Аппаратное обеспечение ПК”). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения монитора с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые детьми варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации в базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.
Хочется отметить, что обращение к жизненному опыту детей всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией). И так как эти эмоции должны быть только положительными, то надо накладывать ограничения на выбор того, что может использоваться для создания мотивации. Позволив детям увлечься рассуждениями о какой-либо возникшей идее, можно легко потерять основное направление.
Кроме того, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности. Ведь не секрет, что для многих школьных дисциплин ученики не имеют ни малейшего представления, как они могут применять получаемые знания. Если же говорить об информационных технологиях, то каждый, имеющий свой компьютер, их использует в своей деятельности. То есть, налицо практическое применение знаний.
- Создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов
Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Мы думаем, что не всегда создание проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме. И здесь можно использовать какие-то парадоксальные моменты в описываемой ситуации.
Также очень эффективно “срабатывает” преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока. “Как измерить количество информации”, на мой взгляд, гораздо интереснее унылого “Единицы измерения информации”. “Как в компьютере реализуются вычисления” - вместо: “Логические принципы работы компьютера”. “Алгоритмы в нашей жизни” - вместо обычного “Понятие алгоритма” и т.д.
- Ролевой подход и как следствие - деловая игра.
В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.
Использование такой формы урока как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.
Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.
- Решение нестандартных задач на смекалку и логику.
По-другому, такой вид работы называем “Ломаем голову”
Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей.
Вот некоторые из таких задач:
Пример1. Шифр Цезаря
Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт.
Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография - наука о принципах, средствах и методах преобразования информации для защиты ее от несанкционированного доступа и искажения.)
5. Игры и конкурсы
Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока или пары. Для разрешения этой проблемы можно предложить игровые и конкурсные ситуации различного характера:
Пример1: Игра “Веришь, не веришь”
Верите ли вы, что…
• Основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования (да)
• Были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск (да)
• Если содержание двух файлов объединить в одном файле, то размер нового файла может быть меньше суммы размеров двух исходных файлов (да)
• В Англии есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер (нет)
• Кроме дискеты диаметром 3,5’ и 5,25’ ранее использовались дискеты диаметром 8’ (да)
- Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.
Для контроля учебных достижений широко используются привычные для детей (и учителей!) такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д.,
Но, проверить знания учеников можно, предложив им работу, как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых.
Также очень эффективен, особенно, в младшем и среднем звене такой вид работы как написание сказки, фантастической истории или рассказа, главными героями которых могут являться изученные на уроках устройства компьютера, программы и т.д
Виды и формы урока также играют немаловажную роль.
Проектная работа позволяет учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проекта. При организации проектной работы я старюсь подчинить максимальное количество этапов и заданий проекта дидактическим целям учебной работы. Т.е. стараюсь, чтобы проектная работа не отвлекала учащихся от прохождения программного материала, решения необходимого круга практических задач, а также не приводила к значительному увеличению учебной нагрузки.
Проверка знаний учащихся – один из важнейших этапов урока, который влияет на отношение обучающихся к изучаемому предмету. На этом шаге легко можно понизить с трудом сформированный уровень мотивации учения. Чтобы этого не произошло, чтобы поддержать интерес к предмету я развиваю в учащихся творческий подход к любому предложенному заданию. В этом помогает компьютерное творчество и проектная деятельность.
Оно помогает развивать :
- творческие способности учащихся в ходе выполнения самостоятельных творческих заданий;
- навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач;
- умение вести индивидуальную работу, умение самостоятельного поиска решения новой задачи;
- помогает формировать интерес к информатике, развивает межпредметные связи.
Создание презентаций процесс несложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют старшеклассники. Так для подготовки проекта ученик сначала проводит огромную научно-исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превращает каждую работу в продукт индивидуального творчества.
Еще одна из форм работы с учащимися - подготовительные консультации перед изучением новой темы. Учитель знакомит ребят с темой следующего урока и повторяет с ними тот старый материал, который нужен для изучения этой темы. Если учащиеся имеют пробелы по текущим вопросам, то можно предложить следующее:
1. Парные диалоги (проверяют теоретические знания) в начале урока,
2. Коллективный урок в сменяющихся парах: Цель - обойти как можно больше своих товарищей, а те в свою очередь дома готовят карточки с заданием.
3. Работа в группах. При отработке практических навыков по какой-либо теме создаются смешанные группы. Работа ведется методом обсуждения.
4. При проверке домашнего задания ошибки ребят не только подчеркиваются и исправляются учителем, но и письменно рецензируются им в тетради.
Таким образом, можно выделить несколько способов использования ИТ на уроке, приводящих к формированию положительной мотивации учения:
- иллюстративный – для демонстрации опытов, схем, видеофрагментов;
- контролирующий – для проведения тестирования с применением различных технологий, в том числе, для самоконтроля;
- как инструмент исследования, позволяющий учащимся самостоятельно проводить исследования и эксперименты.
Все они являются действенным средством формирования положительной мотивации учения
Очень важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя не сказать, это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг на пути формирования положительной мотивации учения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание гражданских качеств личности школьника в процессе изучения общественных наук"
Что надо предпринять, чтобы возродить потенциал нации? Возрождение духовности, нравственности нашего общества - это не только психолого-педагогическая, но и с...
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ...
Формирование компетентности школьников в процессе изучения ОБЖ
Компетентность в области ОБЖ соответствует базовым целям развития страны в XXI веке, способствуя обеспечению индивидуальной, национальной и глобальной безопасности при переходе цивилизации к постиндус...
Формирование экологической культуры школьников в процессе изучения биологии
Экологическая культура...
доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной самостоятельности школьников в процессе изучения иноязычной лексики»
На сегодняшний день, когда общество переходит на новый этап развития, появляется необходимость в личности, способной ориентироваться в многообразии информации, оперативно перерабатывать ее, исходя из ...
Развитие экспериментальных умений школьников в процессе изучения физики
Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, 34 часа (предметный)...
Меры по предупреждению неуспеваемости школьников (рекомендации учителю)
Для слабоуспевающего учащегося необходимо тщательно подбирать упражнения, охватывающие наиболее важные моменты темы для самостоятельной работы. стремиться достигнуть минимальным числом упражнений боль...