Развитие экспериментальных умений школьников в процессе изучения физики
рабочая программа по физике (9 класс) по теме
Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, 34 часа (предметный)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ
Учебный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов, 34 часа
(предметный)
Автор программы: Учитель физики
Мусиенко Вера Александровна
Пояснительная записка
Данная программа элективного курса по теме: «Развитие экспериментальных умений в процессе изучения физики», объемом 34 часа, адресован учащимся 9 класса. Программа актуальна в условиях профилизации обучения (подготовки к осознанному выбору профиля обучения в старших классах).
Цель программы:
Создание благоприятных условий для ориентации учащихся в выборе профиля обучения и апробации различных видов деятельности
Задача программы:
- выработать умение наблюдать, анализировать и делать выводы;
- формировать умение и способ деятельности при выполнение физических опытов.
Программа выстроена в логике организации проектной деятельности.
В качестве учебно-методического комплекса используются: учебники, практикумы, энциклопедии, научно-популярная литература, интернет ресурсы.
Для реализации данной программы потребуется оборудование (лабораторное, увеличительные приборы, оборудование для демонстрации результатов исследования).
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая.
Об успешной реализации данной программы можно судить по выраженному устойчивому интересу учащихся к самостоятельной работе, по результатам деятельности, к поиску дополнительной информации, проведению наблюдений, проявление инициативы в выполнении предложенных заданий.
Основные понятия и ведущие идеи
- Уметь использовать физическое оборудование при выполнении экспериментов
- Соотносить физические вычисления с математическими умениями
- Работать с текстом научной литературы; выделять главные моменты
- Наблюдать и делать выводы из наблюдений и экспериментов
- Делать записи своих наблюдений и экспериментов
- Аргументировать свои выводы; дискутировать
Межпредметные связи
Изучаемые физикой формы движения материи (механическая, тепловая и т.д.) присутствуют во всех высших и более сложных формах движения материи (химических, биологических и др.), поэтому они будучи наиболее простыми, являются в то же время наиболее общими формами движения материи. Высшие и более сложные формы движения материи –предмет изучения других наук (химия, биология и др).
Теснейшая связь с другими отраслями естествознания привела к тому, что физика глубочайшими корнями вросла в астрономию, геологию, химию, биологию. В результате образовался ряд новых смежных дисциплин: астрофизика, геофизика, физическая химия, биофизика.
Такие крупные открытия в области физики, как, например, закон сохранения и превращения энергии, являлись ареной острой борьбы различных подходов в философии. Философское обобщение научных открытий в области физики играет большую роль в формировании научного мировоззрения.
Учебно- тематический план
№ п/п | Содержание | Всего часов | В том числе | Форма занятий | Формы контроля | |
теор | практ | |||||
1 | Введение | 2 | 2 | Лекция | ||
2 | Выбор темы физического опыта | 2 | 1 | 1 | Лекция. Практика | Собеседование |
3 | Исследовательская и самостоятельная работа: - Давление жидкости и газа - Атмосферное давление -Второй закон Ньютона -Сила трения -Проводник с током в магнитном поле -Закон Ома для участка цепи -Опыт Эрстеда -Расширение твердых тел при нагревании -Изучение электрического двигателя постоянного тока -Оптическая сила линзы | 24 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 2 2 2 1 2 1 1 | Практика. Конференция Практика. Лекция. Доклад. Практика. Практика. Конференция Практика Дискуссия Практика Практика Доклад Практика Самостоятельная работа практика | Собеседование. Наблюдение Самостоятельная работа |
4 | Оформление и представление полученных результатов | 4 | 4 | Дискуссия Конференция | Анализ деятельности | |
5 | Анализ представленных работ | 2 | 1 | 1 | дискуссия | Анализ деятельности |
Содержание программы
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Введение - инструкция по технике безопасности в кабинете физики при работе с оборудованием - знакомство с физическим оборудованием | 2 |
2 | Выбор темы, методов и форм | 2 |
3 | Уроки исследования: Давление жидкости и газов -физический смысл выталкивающей силы -От чего зависит выталкивающая сила -Рассказ о цикле научного творчества -Факты: бревно никогда не тонет в воде; камень легко поднять в воде - Проверка гипотезы с помощью физического эксперимента - теоретический вывод Атмосферное давление - физический смысл атмосферного давления -что было бы, если бы не было атмосферного давления -рассказ о цикле научного открытия - теоретический вывод Второй закон Ньютона - физический смысл закона - доказать, что ускорение движущегося тела прямо пропорционально силе, действующей на тело -практическая работа -доказать, что ускорение обратно пропорционально массе - исследовательская работа -теоретический смысл Сила трения - физический смысл силы трения -что было бы, если бы не было силы трения -факт: тело легко скользит по льду, и плохо- по песку -проверка гипотезы с помощью опыта -теоретический вывод Проводник с током в магнитном поле -исследование с целью выяснения причин движения проводника -проверка правила левой руки -проверка гипотезы о взаимодействии магнитного поля и проводника с током -проведение физического опыта -подтверждение формулы для вычисления силы Лоренца Закон Ома для участка цепи - физический смысл закона -какие три величины связывает закон -доказать, что сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению этого проводника -при физического эксперимента установить зависимость силы тока в участке цепи от сопротивления этого участка -подтверждение формулы для вычисления силы тока Опыт Эрстеда - физический смысл опыта -выдвижение проблемы для выяснения причины отклонения стрелки -проверка гипотезы о создании магнитного поля электрическим током - исследование с целью определения направления сил, действующих на стрелку -теоретический вывод Расширение твердых тел при нагревании - строение твердых тел -опытное подтверждение дискретности веществ и наличие промежутков между этими частицами -факт: нагретый шар не проходит через отверстие при нагревании и свободно проходит при охлаждении -ознакомление с механическими свойствами твердых тел -теоретический вывод Изучение электрического двигателя постоянного тока - применение электрического двигателя -физические особенности электрического двигателя -применение явления движения рамки с током в магнитном поле -проверка правила левой руки -исследования принципа действия электродвигателя -теоретический вывод Оптическая сила линзы - физический смысл оптической силы линзы -виды линз и их физические особенности -доказать, что оптическая сила линзы обратно пропорциональна фокусному расстоянию -исследовательская работа -теоретический вывод | 24 2 2 2 3 3 3 2 3 2 2 |
4 | Оформление и представление результатов | 6 |
Список литературы
- Покровский «Опыты и наблюдения по физике»
- Под ред. Бурова Н.В., Дика «Практикум по физике в средней школе»
- Смирнов О.В. «Мир физики»
- Горев А.В. «Занимательные опыты по физике»
- Енохович С.А. «Справочник по физике»
- Кудрявцев «История физики»
- Энциклопедия по физике
- Интернет сайты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие экспериментальных умений учащихся при изучении физики
Работа выполнена на актуальную тему. В соответствии с требованиями ФГОС развитие экспериментальных умений у учащихся (в первую очередь на занятиях по предметам естественнонаучного цикла, включая ...
Методы и формы проверки знаний и умений учащихся в процессе изучения физики
Методы и формы проверки знаний и умений учащихся в процессе изучения физики...
Методы и формы проверки знаний и умений учащихся в процессе изучения физики
Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание ученых-методистов и учителей школы. Проверка знаний ...
Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики [Текст]: монография
Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе ...
Специфика формирования читательских умений младших школьников в процессе изучения английского языка.
Понятие "читательские умения". Классификация читательских умений младших школьников....
Павлова Вера Васильевна "Развитие познавательного интереса школьников в процессе изучения физической культуры"
Павлова Вера Васильевна "Развитие познавательного интереса школьников в процессе изучения физической культуры"...
Кейс-метод как основа для развития читательской грамотности младших школьников в процессе изучения английского языка
В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – од...