Конспект урока по теме "Алфавитный подход к измерению информации"
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме

 

Конспект урока с использованием  информационно-коммуникационных технологий в образовании

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока с использованием                                информационно-коммуникационных технологий в образовании

Предмет: информатика, формирование новых знаний, навыков и умений.

Тема: Алфавитный подход к измерению информации.

Продолжительность: 1 урок по 45 минут.

Класс: 8

            Технологии: мультимедийные

Конспект урока

Цели урока:

  1. Познавательная: познакомить учащихся с
  1. единицами информации;
  2. определением алфавит, мощность алфавита;
  3. понятием информационный вес символа;
  4. информационным объёмом текста.

           2. Развивающая:

  1. учить строить аналогии, выделять главное, ставить и решать проблемы.

          3. Воспитательная:

  1. воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность.

Ожидаемые результаты:

После этого урока ученики смогут:

1. Рассказать об основных единицах измерения информации;

2. Рассказать определение алфавита, мощности алфавита;

3. Объяснить что такое информационный вес символа, информационный объём текста;

4. Высказывать свое мнение по поводу решения задач на определение информационного объёма сообщения, составленного из символов некоторого алфавита.

Оборудование: проектор, компьютеры учащихся и учителя, учебник.

Программная поддержка: Microsoft Office PowerPoint 2007, Калькулятор.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Повторение и закрепление материала, пройденного на прошлом уроке.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что мы живём в мире информации. Мы привыкли к таким словам и фразам как, "информационный процесс", "информационный кризис", "информационное общество", "информационная защита" и др. Мы попытались определить, что же такое "информация"? Что есть "информация" для человека, и что есть "информация" для технической системы, в частности для компьютера.

Давайте коротко повторим:

  1. Каковы должны быть свойства информации, представленной в форме сообщений, знаний?
  2. Каковы должны быть свойства информации, распространяемой СМИ?
  3. Каковы должны быть свойства информации, которую вы получаете на уроке?
  4. А какими свойствами должна обладать информация, распространяемая через Интернет?

Опрос сопровождается показом презентации слайдов 1-2-3-4-5 (идёт повторение)

  1. Объяснение нового материала

Итак, информация измеряема. Каковы единицы измерения информации?

Учащиеся - отвечают. Ответ подтверждается показом слайдов 6,7.

Учитель: А теперь давайте попробуем ответить на вопросы - Как определить информационный объём сообщения? От чего он зависит?

Нам известно, что одна и та же информация может существовать в различных формах. И удобнее всего использовать для представления информации знаковые системы. Знаковая система состоит из определенного набора знаков и правил работы с ними. Более привычными для нас с вами понятиями являются - ЯЗЫК и АЛФАВИТ. Итак, рассмотрим АЛФАВИТНЫЙ ПОДХОД к измерению информации.

Показ слайдов сопровождается краткими комментариями учителя, содержание слайдов кратко конспектируется учениками.

Слайд 8        Учитель: Самые известные знаковые системы - это языки.

Любой язык имеет свой алфавит (набор знаков) и правила работы с ним. Языки делятся на естественные (русский, китайский и т.д.) и формальные (азбука Морзе, языки программирования, язык математики, язык записи музыки- ноты)

Слайд 9        Учитель: Для техники - информация - это последовательность некоторых сигналов, доступных и понятных для приёма, передачи, преобразования. И это - язык техники.

Слайд 10        Учитель: Попробуем запомнить основные понятия, которые в дальнейшем пригодятся нам для решения различных задач.

Слайд 11        Учитель: Приведём примеры из нашей жизни.

Слайд 12        Учитель: Вот теперь, когда мы назвали вещи своими именами, попробуем усложниться и перейти от простого к сложному.

Запомните эту формулу!!!

Слайд 13        Учитель: Коль скоро это так, то можно говорить об информационном объёме текста, составленного из символов некоторого алфавита.

Запомните эту формулу!!!

Слайд 14  Учитель: А теперь, как всегда - ЗАДАЧИ!

Решим СОВСЕМ ПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ!

Ученики: решают, объясняя своё решение.

Учитель сверяет ответ с ответом слайда.

Слайд 15        Учитель: Это тоже СОВСЕМ ПРОСТАЯ ЗАДАЧА!

Ученики: решают.

Слайд 16        А эти задачи на дом ( учитель раздаёт задачи ученикам на бумажном носителе). Давайте первую задачу разберём на уроке, используя, Калькулятор.

Слайд 17        Проверяем ход решения и ответ.

Слайд 18        Остальные задачи решите самостоятельно дома.

  1. Итоги урока

Вы сегодня познакомились с измерением информации.

Продолжите предложения:

  1. Минимальная единица измерения информации это …
  2. Формула мощности алфавита …
  3. Формула объёма текста …

  1. Домашнее задание

  Решить задачи в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока. Решение задач по теме "Измерение информации"

План-конспект урока"Решение задач по теме \'Измерение информации\' ". На данном уроке используются цифровые и электронные образовательные ресурсы. Достоинство: учителю не нужно искать ЭОРы, конспект уро...

Учебная презентация к дистанционному курсу «Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации»

Аннотация курса: Наша современная жизнь протекает в эпоху высоких технологий, одной из сторон которой является ИНФОРМАЦИЯ. Информация является отправной точкой во всем курсе «Информатики» и использова...

Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.

Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...

Технологическая карта урока "Информатика и ИКТ", 7 класс ФГОС по теме "Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации"

Тип урока: Освоение новых знанийЗадачи урока:1)  рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;2)  определение информационного веса символа произвольного алфавита;3)  определе...

конспект урока информатики в 7 классе "Измерение информации. Единицы измерения информации"

Измерение информации. Единицы измерения информации.УУД:Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда.Познавательные: умения и навыки организаци...

План-конспект урока информатики в 7 классе "Измерение информации"

Цели урока:Образовательная:формирование умений и навыков работы с информацией. Развивающая:развитие логического мышления, умение анализировать. Воспитывающая:воспитание аккуратности, внимани...