План-конспект урока информатики в 7 классе "Измерение информации"
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)
Цели урока:
Образовательная:
- формирование умений и навыков работы с информацией.
Развивающая:
- развитие логического мышления, умение анализировать.
Воспитывающая:
- воспитание аккуратности, внимания, познавательного интереса к предмету.
Основные понятия:
- Бит
- Информационный вес символа
- Информационный объём сообщения
- Единицы измерения информации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_uroka_po_informatike.doc | 60 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_izmerenie_informatsii.ppt | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспект урока по информатике
Тема: « Измерение информации»
Класс: 7
Дата: ________
Цели урока:
Образовательная:
- формирование умений и навыков работы с информацией.
Развивающая:
- развитие логического мышления, умение анализировать.
Воспитывающая:
- воспитание аккуратности, внимания, познавательного интереса к предмету.
Основные понятия:
- Бит
- Информационный вес символа
- Информационный объём сообщения
- Единицы измерения информации
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: Компьютер, проектор.
План урока:
- Организационный момент (2 мин)
- Актуализация и проверка усвоения изученного материала. (5 мин)
- Изучение нового материала (15 мин)
- Закрепление нового материала (15 мин)
- Подведение итогов, постановка домашнего задания. (3 мин)
Ход урока:
- Организационный момент
- Приветствие
- Проверка готовности к уроку учащихся
- Оборудования
- Классного помещения
- Выявление отсутствующих
- Определение групп учащихся
- Сообщение плана и целей урока
- Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
Учащиеся класса работают по группам.
Презентация (2 слайд)
На предыдущем уроке мы с вами изучали двоичное кодирование информации, кто мне ответит на вопросы:
- С какой целью человек осуществляет преобразование информации из одной формы представления в другую?
- В чём суть процесса дискретизации информации?
- Что такое алфавит языка?
- Что такое мощность алфавита?
- Может ли алфавит состоять из одного символа?
- Какие символы могут входить в двоичный алфавит?
Проверка рабочих тетрадей на наличие решения задачи:
Задача: От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе:
- . . - . . - - . . - - - - .
При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:
И | А | И | Г | Ч |
. . | . - | - . | - - . | - - -. |
Ответ: НАИГАЧ
Каждый участник группы получает 1 бал за правильный ответ и 1 бал за решение задачи. Результат отображается на доске.
- Изучение нового материала.
Алфавитный подход к измерению информации.
Объяснение нового материала.
Презентация (3-10 слайды)
Алфавитный подход позволяет измерить информационный объём сообщения, представленного на некотором языке, независимо от его содержания. Каждый символ имеет определённый информационный вес – несёт фиксированное количество информации. Все символы одного алфавита имеют один и тот же вес, зависящий от мощности алфавита.
Информационный вес символа двоичного алфавита принят за минимальную единицу измерения информации 1 бит.
Информационный вес символа произвольного алфавита.
Запись учащимися определения и разбор задачи.
Определение.
Информационный вес i символа алфавита и мощностью N алфавита связаны между собой соотношением: N=2i .
Задача.
Алфавит племени Пульти содержит 8 символов. Каков информационный вес символа этого алфавита?
Решение. Составим краткую запись условия задачи.
N=8
i-?
N=2i
С учётом исходных данных: 8=2i. Отсюда: i=3.
Полная запись решения задачи может выглядеть так:
N=8
i-? N=2i 8=2i,, i=3 (бита)
Ответ: 3 бита.
Информационный объём сообщения.
Запись учащимися определения и разбор задачи.
Определение.
Информационный объём I сообщения равен произведению количества K символов в сообщении на информационный вес i символа алфавита:
I=K*i
Задача 1.
Содержание записанное буквами 32 – символьного алфавита, содержит 140 символов. Какое количество информации оно несёт?
Решение. Составим краткую запись условия задачи.
N=32 I=K*i , N=2i 32=2i, i=5, I=140*5=700(битов)
K=140
I-?
Ответ: 700(битов)
Задача 2.
Информационное сообщение объёмом 720 битов состоит из 180 символов. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано это сообщение?
Решение. Составим краткую запись условия задачи.
I=720 N=2i, I=K*i i= 720/180 =4 (бита)
K=180 i= I/K N=24 =16 (символов)
N-?
Ответ: 16 символов.
Единицы измерения информации
Подготовка текстов в основном осуществляется с помощью компьютеров. «Компьютерный алфавит» содержит следующие символы: строчные и прописные русские и латинские буквы, цифры, знаки препинания, знаки арифметических операций, скобки и др. Такой алфавит содержит 256 символов.
Определим информационный вес символа, N=2i, 256=28, отсюда i= 8. Значит информационный вес каждого символа равен 8 битам. Величина равная 8 битам называется байтом.
1 байт – информационный вес символа алфавита мощностью 256.
Учащиеся записывают единицы измерения информации и задачу 3.
1 бит
1 байт =8 бит
1 килобайт = 1Кб =1024 байта = 210 байта = 213 бита
1 мегабайт = 1Мб =1024 Кб = 210 Кб = 220 байта = 223 бита
1 гигабайт = 1Гб = 1024 Мб = 210 Мб = 220 Кб = 230 байта = 233 бита
1терабайт = 1Тб = 1024 Гб = 210 Гб = 220 Мб = 230 Кб = 240 байта = 243 бита
Задача 3. Информационное сообщение объёмом 4 Кбайта состоит из 4096 символов. Каков информационный вес символа этого сообщения? Сколько символов содержит алфавит, с помощью которого записано это сообщение.?
Решение.
Решение. Составим краткую запись условия задачи.
I=4Кб I=4Kб =4*1024*8(битов) N=2i,
K=4096 I=K*I, i=I/K
I-? N-?
i=4*1024*8/4096=8(битов)
Ответ: 256 символов.
Закрепление нового материала. Работа с компьютером.
Презентация ( 11 слайд)
В текстовом редакторе Word 2010 набор самого главного стр.39
Критерии оценки результата работы: Скорость и соответствие исходному тексту.
Вопросы и задания. (стр.28 – 30)
Учащиеся получают карточки с заданиями.
Содержание карточки 1 вопрос и 2 задачи.
Например:
- В чём суть алфавитного подхода к измерению информации?
- Информационное сообщение объёмом 650 битов состоит из 130 символов. Каков информационный вес каждого символа этого сообщения?
- Определите информационный вес i символа алфавита мощность N, заполняя таблицу:
N | N=2i | i(битов) |
8 | ||
32 | ||
64 | ||
128 | ||
256 |
Учащиеся групп производят самооценку своей работы, а также осуществляют взаимоконтроль друг друга.
Подведение итогов.
Презентация (12-13 слайд)
Сегодня мы с вами изучили:
- Минимальную единицу измерения информации.
- Информационный вес символа произвольного алфавита.
- Информационный объём сообщения.
- Единицы измерения информации
- Решение задач
А теперь пусть каждый ответит на вопросы.
Что нового на уроке получил?
Актуальна ли данная информация?
Мне было интересно и комфортно?
Умею ли я решать задачи?
Подведение результатов работы групп.
Выставление оценок.
Домашнее задание. §1.5 Задания №5, 9 с.40.
Презентация (14 слайд)
Объяснение домашнего задания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы: С какой целью человек осуществляет преобразование информации из одной формы представления в другую? В чём суть процесса дискретизации информации? Что такое алфавит языка ? Что такое мощность алфавита ? Может ли алфавит состоять из одного символа? Какие символы могут входить в двоичный алфавит?
Каждый символ имеет определённый информационный вес – несёт фиксированное количество информации. Все символы одного алфавита имеют один и тот же вес, зависящий от мощности алфавита. Информационный вес символа двоичного алфавита принят за минимальную единицу измерения информации 1 бит.
Задача. Алфавит племени Пульти содержит 8 символов. Каков информационный вес символа этого алфавита?
Решение . Составим краткую запись условия задачи. N=8 i-? N =2 ^i С учётом исходных данных: 8=2 ^i . Отсюда: i =3. Полная запись решения задачи может выглядеть так: N=8 i-? N=2^i 8=2^i,, i=3 ( бита ) Ответ: 3 бита.
Информационный объём I сообщения равен произведению количества K символов в сообщении на информационный вес i символа алфавита:
Задача 1. Содержание записанное буквами 32 – символьного алфавита, содержит 140 символов. Какое количество информации оно несёт? Решение . Составим краткую запись условия задачи. N=32 I=K*i , N=2^i 32=2^i, i=5 K=140 I=140*5=700 ( битов ) I-? Ответ: 700(битов)
Задача 2. Информационное сообщение объёмом 720 битов состоит из 180 символов. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано это сообщение ? Решение . Составим краткую запись условия задачи. I=720 N=2^i, I=K*i i= 720/180 =4 ( бита ) K=180 i= I/K N=2^4 =16 ( символов ) N-? Ответ : 16 символов.
Задача 3. Информационное сообщение объёмом 4 Кбайта состоит из 4096 символов. Каков информационный вес символа этого сообщения? Сколько символов содержит алфавит, с помощью которого записано это сообщение.? Решение. Решение . Составим краткую запись условия задачи. I=4 Кб I=4K б =4*1024*8 ( битов ) N=2^i, K =4096 I=K*I, i=I/K I -? N -? i=4*1024*8/4096=8 (битов) Ответ: 256 символов.
Единицы измерения информации 1 бит 1 байт = 8 бит 1 килобайт = 1 Кб = 1024 байта = 2 ^ 10 байта = 2 ^ 13 бита 1 мегабайт = 1 Мб = 1024 Кб = 2 ^ 10 Кб = 2 ^ 20 байта = 2 ^ 23 бита 1 гигабайт = 1 Гб = 1024 Мб = 2 ^ 10 Мб = 2 ^ 20 Кб = 2 ^ 30 байта = 2 ^ 33 бита 1 терабайт = 1 Тб= 1024 Гб = 2 ^ 10 Гб = 2 ^ 20 Мб = 2 ^ 30 Кб = 2 ^ 40 байта = 2 ^ 43 бита
Работа с компьютером. В текстовом редакторе Word 2010 набор самого главного (стр.28) Работа с карточками. Вопросы и задания. (стр.28 – 30)
Подведение итогов. Сегодня мы с вами изучили: Минимальную единицу измерения информации. Информационный вес символа произвольного алфавита. Информационный объём сообщения. Единицы измерения информации Решение задач
А теперь пусть каждый ответит на вопросы: Что нового на уроке получил? Актуальна ли данная информация? Мне было интересно и комфортно? Умею ли я решать задачи?
Домашнее задание §1.5 Задания №5,9 с.40, 41
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Информация и информатика».
План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Информация и информатика».Цель урока:Сформировать общее представление: о предмете изучения информатики; о понятии информация; о видах...
План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Действия с информацией. Хранение информации».
План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Действия с информацией. Хранение информации».Цель урока:Акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных пр...
План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Носители информации».
План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Носители информации».Цель урока:Дать представление о процессе хранения информации и устройствах для хранения информации.Развить логич...
План-конспект к уроку "Наглядные формы представления информации" 5 класс
План-конспект к уроку "Наглядные формы представления информации" 5 класс...
Урок информатики по теме "Информация. Виды информации". 5 класс
Сопроводительная презентация к уроку информатики в 5 классе. Создана на основе разработки урока в книге "Поурочные разработки по информатике. 5 класс" Автор: Югова Наталья Леонидовна,...
Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)
Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...
План-конспект обобщающего урок по информатике "Дискретное представление информации". 10 класс
План-конспект обобщающего урок по информатике "Дискретное представление информации". 10 класс....