Календарно-тематическое планирование по информатике 9 класс
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (9 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по информатике 9 класс по УМК Макаровой 8-9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_i.doc | 265 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
- авторской программой Т.К. Смыковской.
Планирование составлено на основе:
- Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). – СПб.: Питер, 2008.
- Рабочие программы по информатике и ИКТ 5-11 классы /авт.-сост. Т.К. Смыковская. – 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2009. – 224 с. – (Образовательный стандарт).
Цели обучения информатике и ИКТ:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
- На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по основным содержательным линиям изучения курса информатики и ИКТ;
- овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам. Как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обучающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные модели управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а так же для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 ч для обязательного изучения информатики на базовом уровне в 8-9 классах (в том числе в 8 классе – 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю и в 9 классе – 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю). В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 11 часов (10,5%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета региональных условий.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
I. Мультимедийные технологии.
Компьютерные презентации. Создание презентации с использованием готовых шаблонов: структура.
Создание презентации с использованием готовых шаблонов: оформление слайдов.
Дизайн презентации и макет слайдов. Демонстрация презентации.
Звуки и видеоизображения. Технические приёмы записи звуковой и видеоинформации. Запись изображений и звука с использованием различных устройств.
Технические приёмы записи звуковой информации. Запись музыки.
Звуки и видеоизображения. Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Компьютерные презентации.
Компьютерные презентации. Контрольная работа №1 по теме: «Мультимедийные технологии» (20 мин).
Запись и обработка видеофильма.
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.
II. Представление информации.
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование текстовой информации.
Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.
Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания.
Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов.
Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. Контрольная работа №2 по теме: «Представление информации» (20 мин).
Представление числовой информации в различных системах счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных СС.
III. Алгоритмы и исполнители.
Алгоритм. Свойства алгоритма.
Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование. Разработка линейного алгоритма с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
Алгоритмические конструкции: ветвление.
Алгоритмические конструкции: ветвление. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.
Алгоритмические конструкции: повторение.
Алгоритмические конструкции: повторение. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования, их классификация.
Правила представления данных.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления. Правила записи программы. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, цикла. Правила записи программы. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу.
Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.
Контрольная работа №3 по теме: «Алгоритмы и исполнители» (20 мин).
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, цикла. Правила записи программы.
IV. Формализация и моделирование.
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов.
Модели, управляемые компьютером. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
Построение генеалогического дерева семьи: схема.
Построение генеалогического дерева семьи: граф, организационная диаграмма.
Чертежи. Двумерная графика. Диаграммы, плакаты, карты.
Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.
Таблица как средство моделирования. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.
Таблица как средство моделирования. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.
Модели. Построение и исследование геоинформационной модели в ЭТ или специализированной геоинформационной системе.
Контрольная работа №4 по теме: «Формализация и моделирование» (20 мин).
Работа с моделями.
V. Хранение информации.
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления.
Ввод и редактирование записей.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Поиск, удаление и сортировка данных. Сортировка записей в готовой БД.
Работа с учебной БД.
VI. Коммуникационные технологии.
Процесс передачи информации, источник и приемник информации.
Сигнал, кодирование и декодирование, скорость передачи информации.
Локальные и глобальные компьютерные сети. Электронная почта как средство связи. Правила переписки, приложения к письмам. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Поиск информации. Архивирование и разархивирование. Создание архива файлов и раскрытие архива с помощью программы-архиватора. Загрузка файла из файлового архива. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях. Некомпьютерные источники информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из Интернета и ссылок на них. Создание комплексного информационного объекта в виде web-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.
Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде web-страницы (web-сайта) с использованием шаблонов.
VII. Информационные технологии в обществе.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи. Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Защита информации от компьютерных вирусов
Тематическое планирование по дисциплине «Физика»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||||
Теоретическое обучение, ч. | практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Самостоятельная работа, ч. | |||
I | Мультимедийные технологии | 10 | 7 | 2 | 1 | - | - |
II | Представление информации | 7 | 6 | - | 1 | - | - |
III | Алгоритмы и исполнители | 22 | 11 | 10 | 1 | - | - |
IV | Формализация и моделирование | 9 | 4 | 4 | 1 | - | - |
V | Хранение информации | 5 | 2 | 3 | - | - | - |
VI | Коммуникационные технологии | 13 | 8 | 4 | 1 | - | - |
VII | Информационные технологии в обществе. | 4 | 4 | - | - | - | - |
ИТОГО | 70 | 42 | 23 | 5 | - | - |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Дата проведения | |||
практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Самостоятельная работа, ч | По программе | фактическая | |||
1 | Мультимедийные технологии | 8 | 2 | 1 | |||
1.1 | БТ на уроке. Компьютерные презентации | 1 | |||||
1.2 | Создание презентации с использованием шаблонов | 1 | |||||
| Дизайн презентации и макет слайдов. Демонстрация | 1 | 1 | ||||
1.4 | Звуки и видеоизображения. Технические приёмы | 1 | |||||
1.5 | Технические приёмы записи звуковой информации | 1 | |||||
1.6 | Звуки и видеоизображения. Обработка материала | 1 | |||||
1.7 | Компьютерные презентации | 1 | 1 | ||||
1.8 | Контрольная работа №1. | 1 | 1 | ||||
1.9 | Создание и обработка комплексного информационного объекта | 1 | |||||
1.10 | Запись и обработка видеофильма | 1 | |||||
2 | Представление информации | 7 | 1 | ||||
2.1 | Язык как способ представления информации | 1 | |||||
2.2 | Компьютерное представление текстовой информации | 1 | |||||
2.3 | Кодирование графической информации | 1 | |||||
2.4 | Кодирование звуковой информации | 1 | |||||
2.5 | Представление числовой информации в различных системах счисления | 1 | |||||
2.6 | Контрольная работа №2 | 1 | 1 | ||||
2.7 | Создание и обработка таблиц с результатами измерений | 1 | |||||
3 | Алгоритмы и исполнители | 22 | 10 | 1 | |||
3.1 | Алгоритм. Свойства алгоритма | 1 | |||||
3.2 | Способы записи алгоритмов; блок-схемы | 1 | |||||
3.3 | Исполнители алгоритмов | 1 | |||||
3.4 | Алгоритмические конструкции: следование | 1 | 1 | ||||
3.5 | Алгоритмические конструкции: ветвление | 1 | |||||
3.6 | Алгоритмические конструкции: ветвление | 1 | 1 | ||||
3.7 | Алгоритмические конструкции: повторение | 1 | |||||
3.8 | Алгоритмические конструкции: повторение | 1 | 1 | ||||
3.9 | Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение | 1 | |||||
3.10 | Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм | 1 | 1 | ||||
3.11 | Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи | 1 | 1 | ||||
3.12 | Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных | 1 | |||||
3.13 | Языки программирования, их классификация | 1 | |||||
3.14 | Правила представления данных | 1 | |||||
3.15 | Правила записи основных операторов Pascal. | 1 | |||||
3.16 | Правила записи основных операторов: ввода, цикла, присваивания, вывода. | 1 | 1 | ||||
3.17 | Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, цикла. Правила записи | 1 | 1 | ||||
Этапы разработки программы: алгоритмизация | |||||||
Этапы разработки программы: – кодирование – отладка – | |||||||
3.18 | Этапы разработки программы: тестирование | 1 | |||||
3.19 | Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу | 3 | 3 | ||||
3.20 | Контрольная работа №3 | 1 | 1 | ||||
4 | Формализация и моделирование | 9 | 4 | 1 | |||
4.1 | Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры | 1 | |||||
4.2 | Виды информационных моделей. Построение генеалогического дерева семьи: схема | 1 | |||||
4.3 | Виды информационных моделей. Построение генеалогического дерева семьи: граф, диаграмма | 1 | |||||
4.4 | Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная графика, планы, карты | 1 | 1 | ||||
4.5 | Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная графика. Диаграммы, плакаты, карты | 1 | 1 | ||||
4.6 | Таблица как средство моделирования. Построение и исследование компьютерной модели | 1 | |||||
4.7 | Таблица как средство моделирования. Построение и исследование компьютерной модели | 1 | 1 | ||||
4.8 | Модели. Построение и исследование геоинформационной модели в ЭТ | 1 | 1 | ||||
4.9 | Контрольная работа №4 по теме: «Формализация и моделирование» | 1 | 1 | ||||
5 | Хранение информации | 5 | 3 | ||||
5.1 | Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления БД и принципы работы | 1 | |||||
5.2 | Ввод и редактирование записей | 1 | 0,5 | ||||
5.3 | Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск записей в БД | 1 | 0,5 | ||||
5.4 | Поиск, удаление и сортировка данных. Сортировка записей в готовой БД | 1 | 1 | ||||
5.5 | Работа с учебной БД | 1 | 1 | ||||
6 | Коммуникационные технологии | 13 | 4 | 1 | |||
6.1 | Процесс передачи информации, источник и приемник информации | 1 | |||||
6.2 | Сигнал, кодирование и декодирование, скорость передачи информации | 1 | |||||
6.3 | Локальные и глобальные компьютерные сети | 1 | |||||
6.4 | Электронная почта как средство связи. Правила записи, переписки, приложения к письмам | 1 | |||||
6.5 | Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Путешествие по WWW | 1 | 1 | ||||
6.6 | Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей | 1 | |||||
6.7 | Поиск информации | 1 | |||||
6.8 | Архивирование и разархивирование. Создание архива файлов и раскрытие архива | 1 | 1 | ||||
6.9 | Компьютерные энциклопедии и справочники | 1 | |||||
6.10 | Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы | 1 | |||||
6.11 | Контрольная работа №5 по теме: «Коммуникационные технологии» | 1 | 1 | ||||
6.12 | Создание комплексного информационного объекта в виде web-странички | 1 | 1 | ||||
6.13 | Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде web-страницы | 1 | 1 | ||||
7 | Информационные технологии в обществе. | 4 | |||||
7.1 | Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов | 1 | |||||
7.2 | Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов | 1 | |||||
7.3 | Этика и право при создании и использовании информации | 1 | |||||
7.4 | Этика и право при создании и использовании информации | 1 | |||||
ИТОГО | 70 | 23 | 5 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные понятия алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл, понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
уметь:
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблица, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска в базах данных, компьютерных сетях при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ ( в том числе в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
ЛИТЕРАТУРА
- Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
- Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс /под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008
- Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1, Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
- Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2 , Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
- Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3, Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008.
Программное обеспечение:
- Электронный калькулятор Numlock Windows- CD
- Электронный калькулятор Операционная система Windows
- Растровый графический редактор Paint Операционная система Windows
- Программа разработки презентаций Microsoft PowerPoint Дистрибутив Microsoft Office
- Электронные таблицы Microsoft Excel Дистрибутив Microsoft Office
- Текстовый редактор Microsoft Word Дистрибутив Microsoft Office
- Текстовый процессор Microsoft Word Дистрибутив Microsoft Office
- Браузер Internet Explorer Операционная система Windows
- Менеджер загрузки файлов FlashGet Windows- CD
Данный методический комплекс представляет собой единую образовательную среду, позволяет на достаточно высоком теоретическом и практическом уровне организовать изучение материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематический план по дисциплине "Информатика" 8 класс
Тематическое планированиепо дисциплине «Информатика и ИКТ» для 8 класса по учебнику И.Семакин 1 час в неделю...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...