Рабочая программа по технологии системы интенсивного развития способностей (СИРС) с учащимися начальной школы с ОВЗ.
рабочая программа по психологии ( класс) на тему

Молоткова Татьяна Александровна

Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие.Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей способствует внедрение компьютерной технологии системы интенсивного развития способностей (СИРС), что в свою очередь обеспечивает высокий уровень обучения школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«СОШ№1 имени Ярослава Василенко» п.Пурпе  

Пуровского района  

Педагог – психолог  Молоткова Т.А.

Использование компьютерной технологии СИРС (Система интенсивного развития способностей ) в работе педагога – психолога, с учащимися начальной школы с ограниченными возможностями здоровья

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса "Система интенсивного развития способностей" (СИРС) составлена на основе методических рекомендаций авторского коллектива разработчиков компьютерной программы «Система интенсивного развития способностей» для использования программы в образовательном процессе.

Одним из способов решения задачи формирования ведущей ключевой компетенции «научить учиться», формирования УУД является применение компьютерной системы интенсивного развития способностей (СИРС).

Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей способствует внедрение компьютерной технологии системы интенсивного развития способностей (СИРС), что в свою очередь обеспечивает более высокий уровень обучения школьников. Одним из важных показателей успешности внедрения компьютерной программы является: умение детей воспользоваться своими интеллектуальными способностями (дети становятся информационно развитыми и эрудированными, с высоким уровнем познавательных интересов; школьники имеют способность к абстрагированию и проявляют нестандартное мышление, развит творческий потенциал (неординарность подходов, оригинальность в решении вопросов), у них высокий уровень самоанализа и самоконтроля).

Программа направлена на развитие памяти, мышления и пространственных представлений, способности к анализу, обобщению, аналогиям, что способствует росту возможностей интеллекта, самореализации, более интенсивному развитию творческих способностей личности. Использование методики СИРС позволяет тонко учитывать индивидуально-психологические особенности каждого обучаемого, что даёт возможность оптимизировать процесс развития способностей. СИРС отличается от других компьютерных разработок прежде всего тем, что используется интегральный, комплексный подход при непрерывном развитии способностей школьников.

Актуальность данной темы: потребность в максимальном приближении школы к современным информационно-коммуникационным технологиям.

Цель реализации программы - обеспечить развитие общих и специальных интеллектуальных способностей учащихся как основы для формирования у учащихся позиции субъекта образовательной деятельности.

Основными задачами курса являются:

  • развитие психических познавательных процессов (памяти, восприятия, внимания, воображения, мышления);
  • развитие пространственных представлений;
  • формирование приемов мыслительной деятельности (анализ, обобщение, аналогии, абстрагирование);
  • развитие навыков совершенной технике чтения «про себя» - быстрому чтению (зрительное считывание текстовой информации без использования речедвигательного аппарата);
  • развитие навыков оптимальной обработки текстовой информации;
  • развитие креативности.

Целевой группой программы являются учащиеся  младших классов с ОВЗ. Дифференцированный подход, используемый при выборе форм и распределении учащихся по различным направлениям развития, способствует созданию условию для развития каждого учащегося, даёт возможность реализовать свои способности, найти свою нишу, и работать в зоне ближайшего развития.

Ожидаемые результаты программы:

  • будет внедрена во внеурочный  образовательный процесс новая информационная технология (СИРС);
  • будет повышен уровень развития интеллектуальных способностей школьников;
  • будет обеспечено развитие информационной культуры школьников;
  • будут сформированы предпосылки учебной деятельности школьников.

Компьютерная программа СИРС включает в себя ряд комплексов. Полученные данные заносятся в ведомость результатов. Для каждого комплекса существует своя ведомость. Результаты записываются в ведомость для того, чтобы контролировать динамику развития, сравнивать начальные и конечные результаты ребенка.

Программа СИРС обусловлена принципом организации занятий, который заключается в поступенчатом введении материала. Темп перехода от лёгкого к сложному зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Тематика занятий усложняется с учётом возрастных особенностей детей.

Режим занятий: занятия проходят 2 раз в неделю по 20 минут.

Каждое занятие необходимо начинать  и заканчивать тренажером Таблица

Занятие состоит из трех частей:

1 часть - приветствие, установочный раздел, работа на компьютере, непрерывная длительность занятий с компьютером для детей младшего школьного возраста - 20 минут, гимнастика для глаз;

2 часть - заполнение бланков результатов, психогимнастика;

3 часть - прощание.

Содержание программы

     Компьютерная программа СИРС состоит из двух  комплексов :

навыков интенсивного обучения и  пространственного воображения.  

     Комплекс «Навыки интенсивного обучения» состоит из  блоков  «Быстрого чтения»  и  «Запоминания цветов».

     Комплекс «Пространственного воображения» состоит из  блоков «Пространственное мышление» и «Лабиринты».

     Объединяют эти два комплекса  «Развитие памяти» и «Классификация знаний».

     Каждый комплекс включает в себя несколько тренажеров.

Комплекс   навыки интенсивного обучения «Развитие памяти и чтения»

Цели и задачи тренажеров.

Тренажер «Диагностика чтения» - определение скорости, усвоение материала, эффективности чтения и контроль изменения показателей в процессе обучения

Тренажер «Таблица», «Круг символов»- увеличение поля зрения, переключения внимания  устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия.

Тренажер «Пословицы», «Антонимы» - способствуют развитию понятийного мышления – логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, расширяет кругозор, а также развивает когнитивные навыки: восприятие,  внимание, память.

Тренажер «Текст в строчку», «Текст в столбец» - способствует подавлению артикуляции, увеличение скорости зрительной восприятия информации.

Тренажер «Чтение текста» тип тренинга: затирка(закраска) – способствует подавлению артикуляции.

Тренажер  «Картинки в клетках» - развитие образной памяти, увеличение объема запоминаемой информации.

  • клетки воды
  • трехмерные фигуры
  • морфинг,
  • квадратики,
  • спички

Тренажер «Цифры и буквы»- увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия  зрительной информации .

Тренажер «Порядок слов»- развитие ассоциативной памяти, увеличение объема запоминаемой информации.

Тренажер «Запоминание цветов» - развитие цветной образной памяти.

Комплекс  «Пространственное воображение» и «Лабиринт»

Цели и задачи тренажеров.

При развитии пространственных  представлений используется поэтапное формирование умственных действий:

- тренажеры для развития навыков пространственных представлений со сдвигом, вращением  в зеркальном отображении образов;

- тренажеры для работы с развертками куба.

Тренажер «Плоские буквы» - развитие пространственного мышления

Тренажер «Распознавание букв» - развитие пространственного мышления в двух параллельных плоскостях.

Тренажер «Кубики» - тренинг в трехмерном пространстве.

Тренажер «Лабиринты», «Пазлы» - развитие пространственного и логического мышления, ориентировка в пространстве.

    Специально разработанные по уровню сложности тексты школьной программы позволяют диагностировать скорость чтения ученика и уровень понимания прочитанного, после диагностики обучающийся проходит курс занятий, после чего следует повторная диагностика и корректируется траектория развития скорости чтения с учетом достигнутых результатов.

ЭУМК Танграм предназначен для развития наглядно-образного мышления и креативности на основе конструирования около 100 фигур (например: зайчик, буйвол, ежик, … ) с помощью 7 геометрических элементов. Имеются возможности вращения, перемещения и автоматической стыковки элементов. Содержит автоматическое распознавание правильности выполнения упражнения – проверка правильности сборки фигуры с занесением результатов выполнения заданий в базу данных. Имеется несколько уровней сложности выполнения заданий в зависимости от уровня развития наглядно-образного и креативного мышления, а также в зависимости от скорости и объема зрительного восприятия графических образов с 2 режимами работы: Диагностика и Обучение.

Требования к уровню подготовки.

Школьники обязаны знать:

  • основные части компьютера и их назначение;
  • последовательность работы на компьютере в системе интенсивного развития способностей СИРС.

Школьники должны уметь:

Комплекс Понимание: Понятийное мышление:

  • умение выделять существенные признаки понятий,
  • уменьшение времени, затрачиваемого на тренажеры, увеличение количества правильных ответов и эффективности,
  • развитие способностей к образованию суждений как более высокой ступени в развитии абстрактно-логического мышления,
  • умение ребенка оперировать смыслом, понимать переносной смысл,
  • способность улавливать абстрактное значение тех или иных понятий и отказываться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки,
  • достаточность уровня обобщения,
  • способность к абстрагированию.

Комплекс Развитие памяти:

  • увеличение количества запоминаемых цветов: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд,
  • увеличение объема запоминаемой информации за единицу времени, увеличение количества запоминаемых клеток,
  • развитие ассоциативной памяти,
  • увеличение количества запоминаемых фигурок,
  • увеличение количества запоминаемых картинок,
  • увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации,
  • увеличение количества запоминаемых слов и уменьшение времени, затрачиваемого на запоминание.

Комплекс Развития быстрого чтения.

  • регулярная диагностики навыков чтения (скорость чтения, усвоение материала, эффективность чтения),
  • систематическая работа обучающихся с тренировочными текстами с учетом возрастных особенностей для обучения технике чтения как вслух, так и про себя с подавлением артикуляции,
  • исправление типичных ошибок при чтении вслух. Обучение чтению про себя, быстрому чтению младших школьников проводится только при отсутствии типичных ошибок при чтении вслух,
  • совершенствование памяти обучающихся

Планируемые результаты.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО реализация программы направлена на достижение личностных и метапредметных образовательных результатов.

Личностные результаты:

- ответственное отношение к учению,

- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- навыки смыслового чтения;

- компетентность в области использования ИКТ.

Прогнозируемые результаты работы учащихся непосредственно в компьютерной программе СИРС отражены в Содержании курса по разделам.

При проведении коррекционно-развивающих занятий по технологии СИРС важно помнить о  необходимости  соблюдения норм СанПиН 2.4.1.1249-03 пункт 2.12.10., где разъясняются правила работы с компьютером. Кроме того, имеются противопоказания для отдельных категорий учащихся с ОВЗ:

  • умеренная умственная отсталость;
  • тяжелая умственная отсталость;
  • глубокая умственная отсталость;
  • болезнь Дауна;
  • органическая деменция тяжелой степени с выраженной дезадаптацией;
  • психические заболевания, при которых наблюдаются тяжелые нервно-психические нарушения;
  • отсутствие навыков самообслуживания;
  • показания, определяемые медицинскими работниками и другие.

Учебно-методические пособия

  1. Методическое пособие «Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС» Бурова А.Н.
  2. Методическое пособие «Электронное учебное пособие по развитию понятийного мышления старших дошкольников и школьников младших классов» Бурова А.Н., Калашникова Д.Г. и др.
  3. Методическое пособие «Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение, память, мышление» Бурова А.Н., Майорова Е.Г.
  4. Методическое пособие «Развитие понятийного мышления».

Примечание

при проведений занятий по компьютерной программе СИРС

с учащимися начальной школы с ОВЗ

1. Тренажер «Таблицы» необходимо выполнять на каждом занятии. Результаты исследований показали, что «Таблица» играет  огромную роль при увеличении скорости зрительного восприятия.

Поэтому рекомендуется проводить  таблицу  несколько раз – один раз перед началом работы с тренажерами по увеличению скорости чтения,  и второй раз через 15-20 минут, после окончания тренинга.

Если время считывания «Таблицы» во второй раз меньше, чем в первый, то это говорит о том, что темп тренинга был недостаточно интенсивен, и на дальнейших  занятиях необходимо подкорректировать темп с целью  увеличения интенсивности занятия.

Если время считывания после окончания  значительно больше, чем при контроле в первый раз, то это говорит об утомляемости обучаемого.

2. Тренажер «Антонимы», необходимо использовать  на каждом занятии, т.к у школьников младших классов наблюдается  недостаточно  отработанный навык при  работе с антонимами.

3. Память (трехмерные фигуры, клетки воды), В целях получения хорошей динамики при развитии образной памяти, рекомендуется работать только с этими  двумя тренажерами по 10 минут. А с остальными тренажерами, если остается время, только в самостоятельном режиме (по желанию обучаемых)

Календарно тематическое планирование

по компьютерной программе СИРС

с учащимися начальной школы с ОВЗ

(всего 70  занятий, занятия проводят 2 раза  в неделю  по 20 минут)

п/п

№ урока

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

I –четверть

1

1

Таблица

Диагностика  чтения №1

Запоминание цветов Диагностика №1

Лабиринт

Таблица

1

2

2

Таблица

Антонимы

Чтение текста тип тренинга: затирка

Танграм

Таблица

1

3

3

Таблица

Пословицы

Текст в строчку

Картинки в клетках/клетки воды (диагностика№1)

Таблица

1

4

4

Таблица

Чтение текста тип тренинга: закраска

Антонимы

Картинки в клетках/клетки воды (тренинг)

Таблица

1

5

5

Таблица

Диагностика  чтения №2

Запоминание цветов Диагностика №2

Лабиринт

Таблица

1

6

6

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Картинки в клетке /клетки воды (тренинг )

Танграм

Таблица

1

7

7

Таблица

Чтение текста тип тренинга: затирка

Антонимы

Картинки в клетках/клетки воды (тренинг)

Таблица

1

8

8

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Картинки в клетках/клетки воды (тренинг)

Таблица

1

9

9

Таблица

Чтение текста тип тренинга: закраска

Антонимы

Картинки в клетках/клетки воды (диагностика№2))

Таблица

1

10

10

Таблица

Диагностика  чтения №3

Запоминание цветов Диагностика №3

Лабиринт

Таблица

1

11

11

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Танграм

Таблица

1

12

12

Таблица

Чтение текста тип тренинга: затирка

Антонимы

Цифры и буквы (диагностика№1)

Таблица

1

13

13

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Цифры и буквы (тренинг)

Таблица

1

14

14

Таблица

Чтение текста тип тренинга: закраска

Антонимы

Цифры и буквы (тренинг)

Таблица

1

15

15

Таблица

Диагностика  чтения №4

Запоминание цветов Диагностика №4

Лабиринт

Таблица

1

16

16

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Цифры и буквы (тренинг)

Танграм

Таблица

1

17

17

Таблица

Чтение текста тип тренинга: затирка

Антонимы

Цифры и буквы (тренинг)

Таблица

1

18

18

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Цифры и буквы (тренинг)

Таблица

1

19

19

Таблица

Чтение текста тип тренинга: закраска

Антонимы

Цифры и буквы (диагностика№2)

Таблица

1

20

20

Таблица

Диагностика  чтения №5

Запоминание цветов Диагностика №5

Лабиринт

Таблица

1

21

21

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Цифры и буквы (тренинг)

Танграм

Таблица

1

22

22

Таблица

Чтение текста тип тренинга: затирка

Антонимы

Цифры и буквы (тренинг)

Таблица

1

23

23

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Цифры и буквы (тренинг)

Таблица

1

24

24

Таблица

Чтение текста тип тренинга: закраска

Антонимы

Цифры и буквы (диагностика№2)

Таблица

1

25

25

Таблица

Диагностика  чтения №6

Запоминание цветов Диагностика №6

Лабиринт

Таблица

1

26

26

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Танграм

Таблица

1

27

27

Таблица

Чтение текста тип тренинга: затирка

Антонимы

Порядок слов (диагностика№1)

Таблица

1

28

28

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Порядок слов (тренинг)

Таблица

1

29

29

Таблица

Чтение текста тип тренинга: закраска

Антонимы

Порядок слов (тренинг)

Таблица

1

30

30

Таблица

Диагностика  чтения №7

Запоминание цветов Диагностика №7

Лабиринт

Таблица

1

31

31

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Порядок слов (тренинг)

Танграм

Таблица

1

32

32

Таблица

Чтение текста тип тренинга: затирка

Антонимы

Порядок слов (тренинг)

Таблица

1

33

33

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Порядок слов (тренинг)

Таблица

1

34

34

Таблица

Чтение текста тип тренинга: закраска

Антонимы

Порядок слов (диагностика№2)

Таблица

1

35

35

Таблица

Диагностика  чтения №8

Запоминание цветов Диагностика №8

Кубики

Таблица

1

36

36

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Танграм 

Таблица

1

37

37

Таблица

Чтение текста тип тренинга: затирка

Антонимы

Картинки в клетках/клетки воды(диагностика№3

Таблица

1

38

38

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Картинки в клетках/клетки воды (тренинг)

Таблица

1

39

39

Таблица

Чтение текста тип тренинга: закраска

Антонимы

Картинки в клетках/клетки воды (тренинг)

Таблица

1

40

40

Таблица

Диагностика  чтения №9

Запоминание цветов Диагностика №9

Кубики

Таблица

1

41

41

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Картинки в клетке /клетки воды (тренинг )

Танрам

Таблица

1

42

42

Таблица

Чтение текста тип тренинга: затирка

Антонимы

Картинки в клетках/клетки воды (тренинг)

Таблица

1

43

43

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Картинки в клетках/клетки воды (тренинг)

Таблица

1

44

44

Таблица

Чтение текста тип тренинга: закраска

Антонимы

Картинки в клетках/клетки воды (диагностика№4)

Таблица

1

45

45

Таблица

Диагностика  чтения №10

Запоминание цветов Диагностика №10

Кубики

Таблица

1

46

46

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Танграм

Таблица

1

47

47

Таблица

Чтение текста тип тренинга: затирка

Антонимы

Цифры и буквы (диагностика№3)

Таблица

1

48

48

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Цифры и буквы (тренинг)

Таблица

1

49

49

Таблица

Чтение текста тип тренинга: закраска

Антонимы

Цифры и буквы (тренинг)

Таблица

1

50

50

Таблица

Диагностика  чтения №11

Запоминание цветов Диагностика №11

Кубики

Таблица

1

51

51

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Цифры и буквы (тренинг)

Танграм

Таблица

1

52

52

Таблица

Чтение текста тип тренинга: затирка

Антонимы

Цифры и буквы (тренинг)

Таблица

1

53

53

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Цифры и буквы (тренинг)

Таблица

1

54

54

Таблица

Чтение текста тип тренинга: закраска

Антонимы

Цифры и буквы (диагностика№4)

Таблица

1

55

55

Таблица

Диагностика  чтения №12

Запоминание цветов Диагностика №12

Кубики

Таблица

1

56

56

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Танграм

Таблица

1

57

57

Таблица

Чтение текста тип тренинга: затирка

Антонимы

Порядок слов (диагностика№3)

Таблица

1

58

58

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Порядок слов (тренинг)

Таблица

1

59

59

Таблица

Чтение текста тип тренинга: закраска

Антонимы

Порядок слов (тренинг)

Таблица

1

60

60

Таблица

Диагностика  чтения №13

Запоминание цветов Диагностика №13

Кубики  

Таблица

1

61

61

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Порядок слов (тренинг)

Танграм

Таблица

1

62

62

Таблица

Чтение текста тип тренинга: затирка

Антонимы

Порядок слов (тренинг)

Таблица

1

63

63

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Порядок слов (тренинг)

Таблица

1

64

64

Таблица

Чтение текста тип тренинга: закраска

Антонимы

Порядок слов (диагностика №4)

Таблица

1

65

65

Таблица

Диагностика  чтения №14

Запоминание цветов Диагностика №14

Кубики

Таблица

1

66

66

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Картинки в клетках (квадратики)

Танграм

Таблица

1

67

67

Таблица

Чтение текста тип тренинга: затирка

Антонимы

Картинки в клетках(квадратики)

Таблица

1

68

68

Таблица

Текст в строчку

Пословицы

Картинки в клетках (спички)

Таблица

1

69

69

Таблица

Чтение текста тип тренинга: закраска

Антонимы

Картинки в клетках (спички)

Таблица

1

70

70

Таблица

Диагностика  чтения №15

Запоминание цветов Диагностика №15

Кубики  

Таблица

1

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие индивидуальных способностей и компетенций учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, и поэтому, упор на игру (иг...

Развитие способностей и одаренности учащихся в модульно-развивающейся системе обучения

Как работать с одаренными детьми: методы, приемы, принципы обучения, формы работы...

Использование компьютерной системы интенсивного развития способностей (СИРС) в учебном процессе как инновационного средства формирования универсальных учебных действий

C 2012 года на базе МБОУ «СОШ №1 им. Ярослава Василенко» организована дошкольная подготовительная группа «Капельки».С 2014 года наше образовательное учреждение сотрудничает с Сибирским институто...

Рабочая программа "Индивидуальная внеурочная работа по развитию творческих способностей учащихся 6-х классов"

Рабочая программа "Индивидуальная внеурочная работа по развитию творческих способностей учащихся 6-х классов". Тематическое планирование учебного материала при 1 занятии в неделю....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 5 классе на 2017- 2018 учебный год.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся  интегрировано в общеобразовательном 5  классе на 2017- 2018 учебный год....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии (для мальчиков) для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 6 классе на 2017- 2018 учебный год.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии (для мальчиков)для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся  интегрировано в общеобразовательном 6  классе на 2017- 2018 учебный ...

СИСТЕМА ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ (СИРС)

ИРС является уникальным программным продуктом, который предназначен для непрерывного, интеллектуального и творческого развития человека. Цель – повышение производительности труда за счет интенсивн...