Тематическое планирование по информатике (Семакин)
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (10 класс) на тему
Тматическое планирование автора Семакин для 10-11 класса при 1ч изучении информатики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_semakin_10-11_1ch.rar | 11.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование к учебнику «Информатика и ИКТ». Базовый уровень для 10 - 11 класса
Авторы: Семакин И.Г., Хеннер Е.К.
10 класс
Тема (раздел учебника) | Всего часов | Теория | Практика (номер работы) |
1. Введение. Структура информатики. | 1 | 1 |
2. Информация. Представление информации (§§1-2) | 3 | 2 | 1 (задания из раздела 1) |
3. Измерение информации (§§3-4) | 3 | 2 | 1 (№2.1) |
4. Введение в теорию систем (§§5-6) | 2 | 1 | 1 (задания из раздела 1) |
5. Процессы хранения и передачи информации (§§7-8) | 3 | 2 | 1 (задания из раздела 1) |
6. Обработка информации (§§9-10) | 3 | 2 | 1 (№2.2) |
7. Поиск данных (§§11) | 1 | 1 |
8. Защита информации (§§12) | 2 | 1 | 1 (№2.3) |
9. Информационные модели и структуры данных (§§13-15) | 4 | 2 | 2 (№2.4, №2.5) |
10. Алгоритм – модель деятельности (§§16) | 2 | 1 | 1 (№2.6) |
11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение (§§17-18) | 4 | 2 | 2 (№2.7, №2.8) |
12. Дискретные модели данных в компьютере (§§19-20) | 5 | 2 | 3 (№2.9, №2.10, №2.11) |
13. Многопроцессорные системы и сети (§§21-23) | 2 | 1 | 1 (№2.12) |
Итоги изучения тем
Тема 1. Введение. Структура информатики.
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
- из каких частей состоит предметная область информатики
Тема 2. Информация. Представление информации
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
Тема 3. Измерение информации.
Учащиеся должны знать:
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- определение бита с алфавитной т.з.
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
Тема 4. Введение в теорию систем
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем: целесообразность, целостность
- что такое «системный подход» в науке и практике
- чем отличаются естественные и искусственные системы
- какие типы связей действуют в системах
- роль информационных процессов в системах
- состав и структуру систем управления
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- различать связи материальные и информационные.
Тема 5. Процессы хранения и передачи информации
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
Тема 6. Обработка информации
Учащиеся должны знать:
- основные типы задач обработки информации
- понятие исполнителя обработки информации
- понятие алгоритма обработки информации
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
Учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
Тема 7. Поиск данных
Учащиеся должны знать:
- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
- что такое «структура данных»; какие бывают структуры
- алгоритм последовательного поиска
- алгоритм поиска половинным делением
- что такое блочный поиск
- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
Тема 8. Защита информации
Учащиеся должны знать:
какая информация требует защиты
виды угроз для числовой информации
физические способы защиты информации
программные средства защиты информации
что такое криптография
что такое цифровая подпись и цифровой сертификат
Учащиеся должны уметь:
- применять меры защиты личной информации на ПК
- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)
Тема 9. Информационные модели и структуры данных
Учащиеся должны знать:
- определение модели
- что такое информационная модель
- этапы информационного моделирования на компьютере
- что такое граф, дерево, сеть
- структура таблицы; основные типы табличных моделей
- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в граф-моделях
- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
- строить табличные модели по вербальному описанию системы
Тема 10. Алгоритм – модель деятельности
Учащиеся должны знать:
- понятие алгоритмической модели
- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык
- что такое трассировка алгоритма
Учащиеся должны уметь:
- строить алгоритмы управления учебными исполнителями
- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы
Тема 11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение
Учащиеся должны знать:
- архитектуру персонального компьютера
- что такое контроллер внешнего устройства ПК
- назначение шины
- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК
- основные виды памяти ПК
- что такое системная плата, порты ввода-вывода
- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.
- что такое программное обеспечение ПК
- структура ПО ПК
- прикладные программы и их назначение
- системное ПО; функции операционной системы
- что такое системы программирования
Учащиеся должны уметь:
- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
- соединять устройства ПК
- производить основные настройки БИОС
- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
Тема 12. Дискретные модели данных в компьютере
Учащиеся должны знать:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
- представление текста
- представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- дискретное (цифровое) представление звука
Учащиеся должны уметь:
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
Тема 13. Многопроцессорные системы и сети
Учащиеся должны знать:
- идею распараллеливания вычислений
- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации
- назначение и топологии локальных сетей
- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)
- основные функции сетевой операционной системы
- историю возникновения и развития глобальных сетей
- что такое Интернет
- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)
- способы организации связи в Интернете
- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP
11 класс
Тема (раздел учебника) | Всего часов | Теория | Практика (номер работы) |
1. Информационные системы (§24) | 1 | 1 |
2. Гипертекст (§25) | 2 | 1 | 1 (№3.1) |
3. Интернет как информационная система (§§26-28) | 6 | 3 | 3 (№3.2, №3.3, №3.4, №3.5) |
4. Web-сайт (§29) | 3 | 1 | 2 (№3.6, №3.7*) |
5. ГИС (§30) | 2 | 1 | 1 (№3.8) |
6. Базы данных и СУБД (§§31-33) | 5 | 3 | 2 (№3.9, 3.10) |
7. Запросы к базе данных (§§34-35) | 5 | 2 | 3 (№№3.11, 3.12, 3.13, 3.14*, 3.15*) |
8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование (§§36-37) | 4 | 2 | 2 (№№ 3.16, 3.17) |
9. Корреляционное моделирование (§38) | 2 | 1 | 1 (№3.18) |
10. Оптимальное планирование (§39) | 2 | 1 | 1 (№3.19) |
11. Социальная информатика (§§40-43) | 3 | 2 | 1 (Реферат-презентация) |
Итоги изучения тем
Тема 1. Информационные системы
Учащиеся должны знать:
- назначение информационных систем
- состав информационных систем
- разновидности информационных систем
Тема 2. Гипертекст
Учащиеся должны знать:
- что такое гипертекст, гиперссылка
- средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)
Учащиеся должны уметь:
- автоматически создавать оглавление документа
- организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
Тема 3. Интернет как информационная система
Учащиеся должны знать:
- назначение коммуникационных служб Интернета
- назначение информационных служб Интернета
- что такое прикладные протоколы
- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес
- что такое поисковый каталог: организация, назначение
- что такое поисковый указатель: организация, назначение
Учащиеся должны уметь:
- работать с электронной почтой
- извлекать данные из файловых архивов
- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Тема 4. Web-сайт.
Учащиеся должны знать:
- какие существуют средства для создания web-страниц
- в чем состоит проектирование web-сайта
- что значит опубликовать web-сайт
- возможности текстового процессора по созданию web-страниц
Учащиеся должны уметь:
- создать несложный web-сайт с помощью MS Word
- создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень)
Тема 5. Геоинформационные системы (ГИС)
Учащиеся должны знать:
- что такое ГИС
- области приложения ГИС
- как устроена ГИС
- приемы навигации в ГИС
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС
Тема 6. Базы данных и СУБД
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных (БД)
- какие модели данных используются в БД
- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ
- определение и назначение СУБД
- основы организации многотабличной БД
- что такое схема БД
- что такое целостность данных
- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД
Учащиеся должны уметь:
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)
Тема 7. Запросы к базе данных
Учащиеся должны знать:
- структуру команды запроса на выборку данных из БД
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД
- основные логические операции, используемые в запросах
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов
Учащиеся должны уметь:
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов
- реализовывать запросы со сложными условиями выборки
- реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень)
- создавать отчеты (углубленный уровень)
Тема 8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
Учащиеся должны знать:
- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины
- что такое математическая модель
- формы представления зависимостей между величинами
для решения каких практических задач используется статистика;
- что такое регрессионная модель
- как происходит прогнозирование по регрессионной модели
Учащиеся должны уметь:
- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов
- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели
Тема 9. Корреляционное моделирование
Учащиеся должны знать:
- что такое корреляционная зависимость
- что такое коэффициент корреляции
- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа
Учащиеся должны уметь:
- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)
Тема 10. Оптимальное планирование
Учащиеся должны знать:
- что такое оптимальное планирование
- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов
- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены
- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана
- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования
Учащиеся должны уметь:
- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)
Тема 11. Социальная информатика
Учащиеся должны знать:
- что такое информационные ресурсы общества
- из чего складывается рынок информационных ресурсов
- что относится к информационным услугам
- в чем состоят основные черты информационного общества
- причины информационного кризиса и пути его преодоления
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества
- основные законодательные акты в информационной сфере
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирования по информатике по Семакину в 10 классе(1 ч)
Планирование уроков по Семакину...
Тематическое планирование по информатике 8 класс (Семакин) ФГОС
Тематическое и поурочное планирование для 8 класса...
календарно-тематическое планирование по информатике 7-9 класс (к учебнику И. Г. Семакина)
Каждый учитель сам выбирает программу и учебник, который ему наиболее интересен. Мне очень нравится авторская линия И. Г. Семакина. Полный методический комплект, ЦОРы на сайте school-collection.e...
Календарно-тематическое планирование по информатике (индивидуальное обучение) 10 класс по учебнику А.Г.Семакин
Календарно-тематическое планирование по информатике (индивидуальное обучение) 10 класс по учебнику А.Г.Семакин...
Календарно-тематическое планирование по информатике (индивидуальное обучение) 11 класс по учебнику А.Г.Семакин
Календарно-тематическое планирование по информатике (индивидуальное обучение) 11 класс по учебнику А.Г.Семакин...
Календарно - тематическое планирование по информатике для 9 класса учебник Семакина
Планирование содержит тему урока, количество часов, тип урока, элементы содержания, требования к уровню подготовки, вид контроля, измерители, домашнее задание....
Календарно - тематическое планирование по информатике для 10 класса учебник Семакин, Хеннер
Планирование содержит тему урока, количество часов, тип урока, элементы содержания, требования к уровню подготовки, вид контроля, измерители, домашнее задание. Расчитано на 1 час в неделю...