Рабочая программа по информатике в 7 классе по учебнику Н.Д. Угриновича
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (7 класс) на тему
рабочая программа, включающая пояснительную записку, содержание курса и требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса, критерии и нормы оценивания знаний, умений навыков обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_7_klass.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса информатики для 7 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений со 2 – 11 класс по информатике и программы курса информатики для обучающихся 7 классов общеобразовательных учреждений автора Н.Д. Угриновича, 2008г. План ориентирован на использование учебника «Информатика»: Учебник для 7 класса Угриновича Н.Д., - 2007г. Материал учебника структурирован по трем главам, содержащим соответственно теоретические основы информатики по темам «Компьютер и программное обеспечение», «Технология обработки графической информации» и компьютерный практикум.
Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю), в том числе на контрольные и практические работы, выделенный из школьного компонента, для углубленного изучения предмета, в точности по темам: «Компьютер и программное обеспечение» и «Технология обработки графической информации».
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике.
Настоящий календарно-тематический план учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.
Преобладающей формой контроля и закрепления материала выступают практические и контрольные работы.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник (Н.Д. Угринович. Информатика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: БИНОМ, 2007. - 173 с.) и методическое пособие для учителя. (Бородин М.Н. Программа для образовательный учреждений. Информатика 2-11 классы. – М.: Бином., Лаборатория знаний,2008.)
Цели программы обучения информатике и информационным технологиям в 7 классах определяются следующим образом:
- Формирование готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- Освоение понятий базового курса школьной информатики;
- Развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Задачи программы обучения:
- Освоение компьютера и программного обеспечения;
- Овладение умением работать с файлами;
- Освоение и умение работы в графических редакторах и презентациях;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ
И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ 7 КЛАССА
Содержание курса информатики и информационных технологий для 7 класса в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.
Теоретическая информатика:
История развития вычислительной техники. Устройство компьютера: процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память, типы персональных компьютеров.
Данные и программы.
Файлы и файловая система.
Программное обеспечение компьютера: системное и прикладное. Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы
Графический интерфейс операционной системы и приложений. Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. Основные элементы графического интерфейса: рабочий стол, окна, диалоговые панели, контекстные меню объектов. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Растровая и векторная графика. Растровые и векторные графические редакторы. Сохранение графических файлов в различных форматах.
Интерфейс графических редакторов: область рисования, инструменты рисования, редактирование рисунка, палитра цветов, текстовые инструменты, геометрические преобразования.
Системы компьютерного черчения. Система компьютерного черчения КОМПАС.
Построение основных чертежных объектов.
Компьютерные презентации. Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Использование анимации и звука в презентации.
Демонстрация презентация.
Средства информатизации:
- Аппаратное обеспечение компьютера.
- Файл, основные операции с файлами.
- Программное обеспечение компьютера.
- Назначение операционной системы.
- Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.
Информационные технологии:
- Графический редактор: назначение и основные функции.
- Мультимедийные технологии.
Социальная информатика:
- Предыстория информатики.
- Основные этапы развития вычислительной техники.
- Роль информации в жизни общества.
- Информационная этика.
Направленность курса - развивающая, обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокого изучения предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.
Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Практико - ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его. В начале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
\
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Рабочая программа курса «Информатика» для 7-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.
Учащиеся 7 класса должны знать/понимать:
- знать функциональную схему компьютера;
- знать, как характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность;
- состав и назначение программного обеспечения компьютера;
- знать назначение и основные функции операционной системы;
- правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
- различия растрового и векторного способа представления графической информации;
- назначение и возможность систем компьютерного черчения;
уметь:
- выполнять с помощью систем компьютерного черчения геометрические построения.
- работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
- работать с носителями информации (форматирование, "лечение" от вирусов);
- применять графический редактор для создания и редактирования изображений;
- создавать мультимедийные компьютерные презентации;
- уметь выполнять с помощью систем компьютерного черчения геометрические построения.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Количество часов | Календарные сроки | Планируемые результаты обучения | КИМ | |||||||
Т | П | К/Р | План | Факт | знания | умения | общие учебные умения, навыки и способы деятельности | |||||
1.Компьютер и программное обеспечение – 17 часов. | ||||||||||||
1 | Техника безопасности. История развития вычислительной техники | 1 | Т.Б. в кабинете информатики, основные гигиенические требования при работе на ПК, требования к рабочему месту. Знать историю ЭВМ. Принцип работы ЭВМ. Назначение и характеристики периферийных и основных устройств ввода-вывода. Хранить и Обмениться информацией. Основные типы ПО, прикладные программы общего и специального назначения. Интерфейс операционной системы Windows. Основные элементы рабочего стола. Последствия и заражения, типы компьютерных вирусов. | Приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, природе и технике. Форматировать, проверять и дефрагментировать дискеты Настраивать свойства рабочего стола, Защищать компьютеры от вирусов: обнаруживать и лечить. Получать информацию о загрузке процессора и занятости оперативной памяти | Общие правила поведения не уроках. Размышлять, формулировать свое мнение. Классифицировать и сортировать различную информацию. Классифицировать и сортировать различную информацию. Размыщлять, находить закономерность, анализировать. | |||||||
2-3 | Устройство компьютера | 2 | ||||||||||
4 | Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры» | 1 | ||||||||||
5 | Данные и программы | 1 | ||||||||||
6 | Файл. Практическая работа № 2 «Проверка и дефрагментация жёсткого диска» | 0,5 | 0,5 | |||||||||
7 | Файловая система | 1 | ||||||||||
8 | Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера» | 1 | ||||||||||
9-10 | Программное обеспечение компьютера. Практическая работа № 4 «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши» | 1 | 1 | |||||||||
11 | Графический интерфейс операционных систем и приложений | 1 | ||||||||||
12-13 | Практическая работа № 5 «Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти».Практическая работа № 6 «Знакомство с графическим интерфейсом Windows» | 2 | ||||||||||
14 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение» | 0,5 | 0,5 | |||||||||
15 | Контрольная работа «Системная среда Windows» | 1 | Контрольная работа №1 | |||||||||
16-17 | Работа над проектом «Мой компьютер» | 1 | 1 | |||||||||
2. Технология обработки графической информации- 17 часов. | ||||||||||||
18 | Растровая и векторная графика | 1 | Отличие растровой и векторной графики, Форматы графических файлов. Средства деловой графики. Принципы работы с растровыми и векторными изображениями. Понятие пикселя при увеличении изображения. Возможности редактирования изображений в векторных редакторах, примеры векторных редакторов. Принцип работы в КОМПАС. Возможности компьютерных презентаций. Слайд, анимация в презентации. Назначение и возможности Power Point. | Отличать растровую и векторную графику Работать в графическом редакторе. Редактировать изображения в векторных редакторах. Работать с панелями инструментов графических редакторов. Редактирование изображений в растровых редакторах. Преобразовывать геометрические фигуры. .Работать в КОМПАС, строить отрезки с использованием автоматического ввода. Работать и создавать компьютерные презентации. Создавать презентации с использованием Готовых шаблонов и мастеров, вставлять музыку и видео в презентацию. | Приобретение опыта творческой реализации. Классифицировать и сортировать различную информацию. - Умение делать логические выводы, предполагать конечный результат. - Уметь эстетически выполнять оформление презентации, коротко и ясно. формировать основные положения, - Умение оценивать работу в соответствии с критериями; – оценивать работу товарища; – участвовать в коллективном обсуждении. | |||||||
19 | Растровые и векторные графические редакторы | 1 | ||||||||||
20 | Практическая работа № 8 «Редактирование изображений в растровом редакторе Paint» | 1 | ||||||||||
21 | Интерфейс графических редакторов | 1 | ||||||||||
22 | Область рисования. Практическая работа №9 «Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word» | 1 | ||||||||||
23 | Практическая работа №10 «Сохранение изображения в различных графических форматах» | 1 | ||||||||||
24 | Инструменты рисования и графические примитивы. Практическая работа №11 «Графические примитивы» | 1 | ||||||||||
25 | Редактирование рисунка. Тестовая проверочная работа | 1 | ||||||||||
26 | Текстовые инструменты. Палитра цветов. Практическая работа №12 «Работа с текстом» |
| 1 | |||||||||
27 | Геометрические преобразования. Практическая работа №13. «Преобразования геометрических фигур» | 1 | ||||||||||
28 | Система практического черчения КОМПАС. Практическая работа №14 «Системы компьютерного черчения КОМПАС» | 0,5 | 0,5 | |||||||||
29 | Построение основных чертежных объектов. Практическая работа № 15 «Построение основных чертежных объектов». | 1 | ||||||||||
30 | Компьютерные презентации. | 1 | ||||||||||
31 | Мультимедийные интерактивные презентации. Практическая работа №16 «Создание презентации» | 1 | ||||||||||
32 | Дизайн презентации и макеты слайдов. Практическая работа №17 «Использование шаблонов» | 1 | ||||||||||
33 | Использование анимации и звука в презентации. Практическая работа №18 «Настройка анимации и звука» | 1 | ||||||||||
34 | Защита проекта «Моя презентация на тему…» | |||||||||||
35. | Итоговая контрольная работа | 1 | Контрольная работа №2 |
План составлен согласно примерной Программы основного общего образования по информатике: программа базового курса информатики Угриновича Н. Д., программы для общеобразовательных учреждений: Информатика.2-11 классы/Составитель М.Н. Бородин.- М.:Бином. Лаборатория знаний, 2008.
Предмет | Класс | Всего кол-во часов | Кол-во часов в неделю | Количество | Автор ученика, год издания | ||||
Контр. Работ | Зачетов | Проект работ | Лабор., практич работ | Демонстрация | Н.Д. Угринович. | ||||
информатика | 7 | 35 | 1 | 2 | - | 2 | 18 | - | год |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
• оценка «4» выставляется, если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя .
• оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности поданной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированностъ основных умений и навыков.
• оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя .
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Для письменных работ учащихся:
- - оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
- - оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.
- - оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- - оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:
- - оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
- - оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- - оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
- - оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.
Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы.
Преподавание нового курса «Информатика 7» основной школе на базовом уровне ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входит:
- Угринович Н.Д. Информатика -7. Учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ, 2007.
- Информатика. 7 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ. 7 класс»/ Сост.М.Г.Гилязова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112 с.
- Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика.2-11 классы/Составитель М.Н. Бородин.- М.:Бином. Лаборатория знаний, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича базовый уровень
Рабочая программа базового курса рассчитана на 1ч. внеделю. Преподавание курса ориентировано на использование учебного ипрограммно-методического комплекса, вкоторый входят:Н.Д. Угринович «Информатика ...
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича профильный уровень
Программа рассчитана на 4ч. внеделю. Учебно-методический комплект:...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 10 класс
Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угринович "Информатика и ИКТ.Базовый уровень" и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подготовки к ЕГЭ....
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Н.Д.Угринович, 11 класс
Рабочая программа составлена по учебнику Н.Д.Угриновича "Информатика и ИКТ. Базовый уровень", 11 класс и состоит из пояснительной записки, УМК, тематического планирования (2 часа в неделю), подг...
Рабочая программа по информатике 10 класс по учебнику Н.Д.Угриновича
Рабочая программа по информатике 10 класс (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по информатике 7 класс к учебнику Угринович Н.Д.
Данный материал будет полезен учителям информатики, работающим в 7 классе по учебнику Угриновича Н. Д....
Рабочая программа по информатике 9 класс к учебнику Угринович Н.Д.
Рабочая программа по учебному предмету "Информатика и ИКТ" для 9 класса составлена на основе требования Федерального компонента государственного образовательног...