Итоговый урок по информатике и ИКТ в 6 классе (по Л.Босовой)
методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме
Последние уроки! Весна на улице! Ребята устали. Как их заинтересовать? Я провожу игровые уроки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyy_urok_v_6kl.rar | 59.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока подготовлен
учителем информатики ГОУ СОШ №411 города Москвы
Яковлевой Е.В.
Класс: 6
Модуль: «Итоговое повторение»
Тема урока: «Повторим-ка!»
Тип урока: урок-соревнование
Цели урока:
Закрепить умения решать задачи разных типов.
Выявить уровень усвоения полученных знаний и умений учащихся
Создать условия для самостоятельного применения знаний и умений.
Задачи урока:
Обучающие:
способствовать повторению и обобщению изученного материала
обеспечить коррекцию знаний и умений
Развивающие:
способствовать развитию мыслительной деятельности, познавательных и коммуникативных умений, навыков работы в группе
способствовать развитию у школьников умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности
Воспитывающие:
способствовать воспитанию культуры труда, чувство соперничества, стремления к победе, умения работать в команде
способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям
Оборудование:
Персональные компьютеры
Мультимедийный проектор
Раздаточный материал для выполнения заданий и рефлексии.
Список литературы:
Л. Л. Босова. Информатика: Учебник для 5 класса, - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
Л. Л. Босова. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса, - 5-е изд., испр.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие -3-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Л.А.Анеликова. Алгоритмика в теории и практике.- М.: Солон-пресс, 2007
Структура урока:
I. Организационный момент. | (2 мин.) |
II. Представление и приветствия команд. | (6 мин.) |
III. Выдача путевых листов | (2 мин.) |
IV. Прохождение этапов | (30 мин.) |
V. Подведение итогов. | (5 мин.) |
Подготовка к уроку:
Начинается за неделю до его проведения. Класс разбивается на команды. В каждой – по 5 учеников. Каждая команда выбирает капитана и одного представителя в экспертную комиссию. Эксперты во время урока будут вместе с учителем анализировать и оценивать работу команд, поэтому они должны сами очень хорошо разбираться в изученном материале, быть объективными. Ученикам выдаются темы для повторения. Для подготовки к уроку учитель рекомендует ученикам использовать учебники, учебные пособия, справочную литературу, задачники. Во время подготовки к уроку ученики получают индивидуальные консультации. Учащиеся дают название команде и краткий девиз (возможно, эмблему команды). Приготовленные презентации для представления команд заранее устанавливаются на компьютер с мультимедийной установкой.
Таблица деятельности:
Наглядная информация | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
Организационный этап |
На доске – тема и эпиграф, таблица прохождения этапов | Приветствует учеников. Объясняет задачи и хода урока, вступительное слово | Приветствуют учителя. Задают вопросы при необходимости. | 2 мин |
Приветствие команд |
Использование мультимедийных презентаций для представления команд | Следит за регламентом, делает краткие выводы | Показывают выполнение домашнего задания. Экспертная комиссия подводит первые итоги. | 6 мин. |
Получение путевых листов. |
Путевые листы | Объясняет правила прохождения этапов. Следит за регламентом и дисциплиной | Получают путевые листы. Экспертная комиссия оглашает результаты представления команд. | 2 мин |
Прохождение этапов |
На доске – тема и эпиграф, таблица прохождения этапов. Карточки с заданиями | Следит за выполнением заданий, фиксирует деятельность каждого учащегося, ошибки и пробелы в знаниях и умениях, особое внимание уделяет слабым ученикам, при необходимости корректирует выполнение заданий | Выполняют задания, сдают членам экспертной группы, получают подсказки для выполнения итогового задания (в зависимости от правильности выполнения заданий). Экспертная комиссия проверяет правильность выполнения заданий и выдает подсказки для итогового задания. | 30 мин |
Подведение итогов. |
На доске: заполненная таблица прохождения этапов. | Благодарит учащихся за работу на уроке. Подводит итоги урока, дает оценку деятельности учащихся. Учитель отмечает наиболее активных участников соревнования, даёт рекомендации на будущее. | Экспертная комиссия подводит общий итог и называет команду-победительницу. Каждый ученик за работу на уроке получает оценку. | 5 мин |
Ход урока:
1. Приветствие. Вступительное слово учителя.
Близится к концу учебный год. Мы с вами многому научились. Какие темы мы проходили? (Ответы учащихся).
На уроке вы продолжите работу над этими темами, покажите как вы умеете логично и быстро мыслить, проявлять сообразительность.
По ходу урока командам предстоит выполнить несколько заданий, качество выполнения которых будет фиксироваться экспертами. При подведении итогов эксперты назовут команду – победительницу. Каждый за работу на уроке получит оценку.
Дома следует повторить параграфы 1.1, 1.2 и 1.4, решить задачи из РТ: № 32 35 стр. 25-27. (Домашнее задание ученики записывают в дневники)
Давайте проверим свои знания! Предлагаю необычный урок. Урок-соревнование. У нас есть три команды. Есть капитаны команд. Есть экспертная группа, которая выступит в роли судей. Надеюсь, дома вы повторили заданные темы. Все готово. Можно начинать.
Экспертов прошу занять свои места. Командам приготовиться. Начинаем соревнование.
2. Представление команд.
Команды представляют название, капитана, девиз и эмблему. Экспертная комиссия выставляет баллы от 1 до 3. На экране – критерии:
1 балл – представлено название, выбран девиз, нет эмблемы.
2 балла - представлено название, выбран девиз, эмблема не соответствует названию и девизу.
3 балла - представлено название, выбран девиз, эмблема соответствует названию и девизу.
3. Выдача путевых листов.
Капитаны получают листы с алгоритмами прохождения этапов (образец - в приложении). Учитель объясняет правила прохождения этапов. Объясняет, что за каждое правильно выполненное задание команда получает подсказку для выполнения итогового задания. В итоге ученики должны с помощью подсказок написать программу для создания графического изображения на языке программирования QBASIC.
Цель подсказок – сокращение времени написания программы: учащимся предлагаются заданные координаты (например, центра окружности). Правила написание программы и ее синтаксис учащиеся соблюдают самостоятельно. Причем, если школьники не получили какую-либо подсказку, у них есть возможность самостоятельно рассчитать нужные координаты и выполнить итоговое задание.
4. Прохождение этапов.
Первое задание выдается вместе с путевым листом. На выполнение заданий отводится ограниченное время:
1 задание – 3 минуты
2 задание - 5 минут
3 задание - 3 минуты.
Задания построены таким образом, чтобы каждый участник команды выполнил свою часть задания. По окончанию работы капитан выполняет правильность выполнения и сдает бланк с результатами в экспертную группу и получает новое задание. Экспертная группа проверяет правильность выполнения, заносит результат в таблицу прохождения этапов и выдает подсказку команде, если задание решено правильно (или команда набрала 1-2 балла).
Шкала оценивания:
1 задание:
2 балла – задание решено верно
1 балл - правильно ответили на 2 из 3 вопросов
0 баллов – правильно ответили только на один вопрос.
2 задание:
2 балла – задание решено верно
1 балл - допустили одну ошибку
0 баллов – не выполнили задание
3 задание:
2 балла – задание решено верно
1 балл - допустили одну ошибку
0 баллов – не выполнили задание
Задание 1 (тест).
Вариант 1.
1. Укажите недостающее понятие: Художник – холст = компьютер - …
сканер
клавиатура
монитор
процессор
2. Сколько битов содержится в 2 байтах?
8 битов
16 битов
2048 битов
1024 бита
3. Вы открыли папку с компьютерной игрой Tetris и увидели там несколько файлов:
Tetris. avi
Tetris. com
Tetris. bmp
Tetris. txt
Tetris. wav.
Укажите, какой файл вы откроете, чтобы прочесть инструкцию к игре.
Вариант 2.
1. Укажите недостающее понятие: Человек – мозг = компьютер - …
системный блок
клавиатура
монитор
процессор
2. 2 Кбайт – это:
2000 битов
8 битов
2048 битов
2048 байтов
3. Вы открыли папку с компьютерной игрой Tetris и увидели там несколько файлов:
Tetris. avi
Tetris. com
Tetris. bmp
Tetris. txt
Tetris. wav.
Укажите, какой файл вы откроете, чтобы прослушать музыкальное сопровождение к игре.
Вариант 3.
1. Укажите недостающее понятие: Человек – записная книжка = компьютер - …
оперативная память
долговременная память
монитор
процессор
2. В сообщении 1 символ в сообщении кодируется 8 битами. Сколько байт в слове школа?
5 байт
8 байт
10 байт
40 байт
3. Вы открыли папку с компьютерной игрой Tetris и увидели там несколько файлов:
Tetris. avi
Tetris. com
Tetris. bmp
Tetris. txt
Tetris. wav.
Укажите, какой файл вы откроете, чтобы посмотреть демонстрационный ролик к игре.
Вариант 4.
1. Укажите недостающее понятие: Компьютер – память = завод - …
Цех
Склад
Офис
Проходная
2. В сообщении 1 символ в сообщении кодируется 2 байтами. Сколько бит в слове школа?
5 бит
8 бит
10 бит
80 бит
3. . Вы открыли папку с компьютерной игрой Tetris и увидели там несколько файлов:
Tetris. avi
Tetris. com
Tetris. bmp
Tetris. txt
Tetris. wav.
Укажите, какой файл вы откроете, чтобы запустить игру.
Задание 2.
Вариант 1.
Дано черно-белое графическое изображение. Запишите его двоичный код. От двоичного кода перейдите к десятичному коду. Найдите сумму полученных десятичных чисел.
Изображение | Двоичный код | Десятичный код |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 36 |
Вариант 2.
Дано черно-белое графическое изображение. Запишите его двоичный код. От двоичного кода перейдите к десятичному коду. Найдите сумму полученных десятичных чисел.
Изображение | Двоичный код | Десятичный код |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 16 |
Вариант 3.
Дано черно-белое графическое изображение. Запишите его двоичный код. От двоичного кода перейдите к десятичному коду. Найдите сумму полученных десятичных чисел.
Изображение | Двоичный код | Десятичный код |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 36 |
Вариант 4.
Дано черно-белое графическое изображение. Запишите его двоичный код. От двоичного кода перейдите к десятичному коду. Найдите сумму полученных десятичных чисел.
Изображение | Двоичный код | Десятичный код |
0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 33 |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Задание 3.
Вариант 1.
Исполнитель Робот движется по клетчатой доске. У Робота есть 4 команды перемещения:
вверх
вниз
вправо
влево
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку вверх, вниз, вправо, влево соответственно. Робот выполнил программу:
вправо
вверх
вправо
вверх
влево
влево
Какое наименьшее количество команд должен выполнить Робот, чтобы вернуться в исходную точку?
Вариант 2.
Исполнитель Вычислитель выполняет две команды, которым присвоены номера:
1. Прибавь 3
2. Вычти 2
Первая команда прибавляет к числу число 3, вторая вычитает из числа число 2. Запишите
порядок команд в алгоритме получения из числа 11 числа15, указывая только номера команд.
Вариант 3.
Исполнитель Кузнечик прыгает вдоль числовой прямой на заданное число делений. Система команд исполнителя Кузнечик:
Влево 4
Вправо 5
При выполнении команды Влево 4 Кузнечик перемещается вдоль числовой прямой на 4 единицы влево. При выполнении команды Вправо 5 Кузнечик перемещается вдоль числовой прямой на 5 единицы вправо.
В настоящий момент Кузнечик находится в точке 7. В какой точке окажется Кузнечик после выполнения программы:
Вправо 5
Влево 4
Вправо 5
Влево 4
Влево 4?
Вариант 4.
Исполнитель Кузнечик прыгает вдоль числовой прямой на заданное число делений. Система команд исполнителя Кузнечик:
Вправо < число> | Кузнечик прыгает на указанное число единиц вправо |
Влево < число> | Кузнечик прыгает на указанное число единиц влево |
Кузнечик находится в точке 7. В какой точке он окажется после выполнения следующей программы:
Вправо 4
Влево 8
Влево 1
Вправо 3
Вправо 5?
После выполнения третьего задания учащиеся составляют программу для построения смайлика. Команда, выполнившая задание первой получает 3 балла, второй – 2 балл, третьей – 1 балл. Если задание не выполнено – 0 баллов. Время этапа – 10 минут. Та команда, которая справилась с заданием быстрее, может оформить смайлик по их желанию за дополнительные 2 балла (раскрасить, добавить какие-либо элементы).
Подсказки:
Подсказка 1 (Круг лица у смайлика). Нарисуйте окружность с центром в точке с координатами (x,y) и радиусом r (координаты центра и радиус окружности различны для команд)
Подсказка 2 (Глаза у смайлика). Нарисуйте окружность с центром в точке (х1, у1) и радиусом r1 и окружность с центром в точке (х2, у2) и радиусом r2.
Подсказка 3 (Рот у смайлика). Нарисуйте линию от точки (х1, у1) до точки (х2, у2).
4. Подведение итогов
Экспертная комиссия подводит общий итог и называет колонку-победительницу.
Учитель отмечает наиболее активных участников соревнования, даёт рекомендации на будущее. Каждый ученик за работу на уроке получает оценку.
Учитель просит оценить урок по 5-ти бальной шкале (бланки для рефлексии см. в приложении).
Заключение
Урок-соревнование проходит интересно, в деловой обстановке. Ученики проявляют активность и получают удовлетворение от работы.
Урок является насыщенным: за сравнительно небольшой промежуток времени (45 мин) удаётся не только повторить и обобщить изученный материал, но и провести работу по формированию умений учащихся применять знания для решения задач.
На уроке создаётся обстановка для делового общения учеников, обмена мнениями. У учеников формируются умения работать в группе, объяснять материал своим товарищам, анализировать и оценивать ответы друг друга, то есть им частично передаются функции учителя.
Проведение повторительно-обобщающих уроков в форме уроков-соревнований способствует развитию интереса к изучению информатики, навыков общения и работы в группе, логичности и самостоятельности мышления, сообразительности, соревновательности, навыков взаимоконтроля.
Приложение 1 (бланк для рефлексии).
1. Оцените урок по 5-ти бальной шкале |
2. Какие моменты урока вызвали затруднения (по 5-ти бальной шкале): |
- прочтение условия |
- решение 1-го задания |
- решение 2-го задания |
- решение 3-го задания |
- написание программы |
- работа в группе |
Приложение 2.
конец
Исправьте программу
Устраивает изображение?
Получите результат
Напишите программу построения изображения, используя подсказки
Вы получили 1 или 2 балла?
Выполните задание 3
Получите подсказку № 3
Получите подсказку № 2
Вы получили 1 или 2 балла?
Выполните задание 2
Получите подсказку № 1
Вы получили 1 или 2 балла?
Выполните задание 1
начало
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Урок по информатике для учащихся 6 класса по учебнику Л.Л. Босовой. Тема: «Растровое кодирование графической информации»
Тема: «Растровое кодирование графической информации»Цели: актуализировать материал по двоичному кодированию, изученный ранее; познакомить учащихся и сформировать у них представление о растро...
Тематическое планирование по информатике и ИКТ, 5 класс (по Л. Босовой)
Тематическое планирование по информатике 5 класс1 час в неделю (за год 34 часа)автор учебника Л. Босова...
План-конспект открытого урока по информатике: "Метод координат" (5 класс Босова ФГОС)
План-конспект открытого урока с дополнительными материалами....
Рабочая программа " Информатика и ИКТ", 5 класс, Л.Л. Босова
Рабочая программа курса " Информатика И ИКТ" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, с учетом УУД...
Рабочая программа по Информатике для 5-9 классов по УМК Босовой Л.Л. (ФГОС ООО)
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к р...
Опытно-экспериментальная разработка по теме «использование малых вычислительных средств на уроках информатики по программе 5 класса Л.Л. Босовой» - краевая площадка 2012-2014г.( «Графический калькулятор CASIO: организация индивидуализации обучения математ
Опытно-эксперементальная разработка: использование калькуляторо CАSIО на уроках информатики....