Рабочая программа для 7 класса (Макарова Н.В.)
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ
7 КЛАСС
Пояснительная записка
Составлена программа 7 класса основной школы по информатике в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта;
- требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования;
- авторской программой Н.В. Макаровой «Информатика. 7 класс. Базовый курс».
Хронология изучения тем по программе Н.В. Макаровой не нарушена.
- при изучении темы «Понятие об информации»: типологизация информационных объектов; функции информации в жизни людей;
- при изучении темы «Знакомство со средой Windows. Графический интерфейс»: способы организации диалога.
- при изучении темы «Представление информации»: характеристика информации на основе её свойств;
- при изучении темы «Понятие процесса и информационного процесса»: зависимость протекания информационных процессов от вида информации; информационная деятельность человека;
- при изучении темы «Компьютер как средство обработки информации»: характеристики основных компонентов компьютера;
- при изучении темы «Объекты векторной графики и их свойства»: создание изображений с использованием графической панели.
Предлагаемая программа не ограничивает использование определенных операционных систем и программных или аппаратных платформ. Работа учащихся может быть организована в среде как проприетарных операционных систем, так и созданных на основе лицензий свободного распространения, с использованием в качестве проприетарных, так и свободно распространяемых программных средств.
Перечень необходимых программных средств: операционная система с графическим интерфейсом:
- клавиатурный тренажер;
- тренажер мыши; программа для записи данных на оптические носители;
- программа-архиватор;
- антивирусная программа; ¾ векторный графический редактор (возможно использование редактора, встроенного в
- среду офисной программы); растровый графический редактор (на разных этапах обучения используются несколько различных по сложности графических редакторов);
- текстовый процессор; редактор презентаций;
- программа для создания компьютерных публикаций;
- табличный процессор;
- программа для обработки аудио и видеоданных и разработки поточных презентаций;
- электронные словари и программы, предназначенные для перевода;
- веб-браузер;
- учебная среда программирования;
- среду разработки программ.
Предполагаемые результаты обучения
В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:
- понятие информации и ее основные свойства;
- основные формы представления информации;
- основные виды информационной деятельности человека;
- понятие информационного процесса;
- понятие информационной технологии и основные этапы ее развития;
- понятие объекта и его свойств;
- понятие модели объекта;
- назначение алгоритма и его определение;
- типовые конструкции алгоритма;
- представление алгоритма в виде блок-схемы;
- понятия файла и папки, назначение их параметры;
- основные действия с файлами и папками;
- возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;
- особенности растровой и векторной графики;
- технологию создания и редактирования текстового документа;
- технологию форматирования текста.
- особенности среды ЛОГО и действующего в этой среде исполнителя-Черепашки;
- основные команды, арифметические операции и функции в среде ЛОГО;
- правила оформления и работы программы;
- классификацию видов памяти компьютера;
- понятие аппаратного обеспечения персонального компьютера;
- классификацию устройств ввода;
- классификацию устройств вывода;
основные характеристики и принцип действия матричных, струйных и лазерных принтеров.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
- определять информационный объем любого текста;
- кодировать текст с помощью какого-либо способа.
- приводить примеры информационной деятельности человека;
- приводить примеры информационных процессов в обществе, в живой природе, в технике;
- выделять объекты из окружающего мира и вести о них рассказ;
- называть параметры, характеризующие объект, и указывать их возможные значения;
- приводить примеры материальных моделей;
- приводить примеры нематериальных моделей;
- приводить примеры алгоритмов из разных сфер;
- составлять алгоритмы для различных ситуаций или процессов в виде блок-схем;
- просматривать информацию о параметрах папки и файла;
- выполнять разными способами стандартные действия с папками и файлами;
- создавать составной документ, используя различные технологии обмена данными;
- создавать и редактировать любой графический объект;
- осуществлять действия как с фрагментом, так и с рисунком в целом;
- создавать и редактировать текстовый документ;
- владеть операциями редактирования текста;
- владеть операциями форматирования текста;
- перемещать Черепашку по рабочему полю в разных направлениях.
- разрабатывать программы рисования графических объектов;
- производить необходимые действия с программой;
- объяснить отличие одного вида памяти от другого;
- провести сравнение различных видов памяти по основным характеристикам.
- свободно работать на клавиатуре компьютера;
- осуществлять физическое подключение к системному блоку любого устройства ввода и вывода, производить его установку в компьютере;
- ориентироваться в характеристиках устройств вывода.
№ п/п | Тема урока | Основное содержание по теме | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, вид самостоятельной работы | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
1 | Информация и ее свойства | Формы представления сведений, данные и сообщение. Количественные характеристики сообщений. | понимает сущность информации и ее виды; приводит примеры сообщений; понимает сущность измерения сообщений; объясняет формы представления сведений; | Контрольная работа №1 по теме «Информационная картина мира» | Тема 1.1. Тема 1.2. Понятие о модели объекта | I четверть | I четверть |
2 | Информационные процессы. | Информационная инфраструктура и информационные ресурсы. Информационная культура. Практическая работа №1 Определение времени и скорости передачи файлов | знает сущность информационных процессов и приводит их примеры; умеет вычислять значения количественных характеристик сообщений (текстовых, графических) и ориентировочное время передачи их средствами сетей; имеет представление об информационной инфраструктуру и информационные ресурсы общества; объясняет сущность информационной культуры |
Тема 1.4. Информационные процессы. Тема 1.5. Представление об объектах окружающего мира. Тема 1.6. Понятие модели | I четверть | I четверть | |
3 | Служебное программное обеспечение | Классификация программного обеспечения. служебное программно еобеспечения, его назначение и виды. | знает классификацию программного обеспечения; знает основные утилиты; умеет использовать служебное программное обеспечение | I четверть | I четверть | ||
4 | Общие сведения об архивах и архиваторы. Програмы-архиваторы. | Создание и раскрытие архивов. Установка и удаление программного обеспечения. Архивирования и разархивирования файлов. Практическая работа №3 Установка и удаление программных средств | понимает суть понятия программного обеспечения компьютера; ; понимает необходимость архивирования данных; объясняет основные сведения о архиваторы; • умеет создавать и раскрывать архивы; понимает суть процесса установки и изъятие программных средств; умеет устанавливать и удалять программы | Контрольная работа №3 по теме «Программное обеспечение информационных технологий» | Раздел 2. Программное обеспечение информационных технологий | I четверть | I четверть |
5 | Основы информационной безопасности Информационная безопасность. Компьютерные вирусы. | Антивирусные программы, их классификация и использование. Меры противодействия вирусным угрозам. правомерное использование программных средств. Практическая работа №4 Работа с антивирусными программами | понимает проблемы информационной безопасности; понимает проблемы защиты компьютеров от вредоносных программ; знает основные типы компьютерных вирусов; объясняет необходимость защиты от компьютерных вирусов и других вредоносных программ; ¾ знает способы защиты от вредных программ (вирусов); • умеет пользоваться антивирусными программами; понимает как создать систему безопасной работы за компьютером; понимает суть правомерного и неправомерного использования программных средств | Раздел 2. Программное обеспечение информационных технологий | I четверть | I четверть | |
6 | Сетевые технологии Классификация компьютерных сетей. Топология компьютерных сетей. | Локальные сети. Доступ к общим ресурсам локальной сети. Использование образовательных ресурсов Интернета. Доступ к облачным услуг и ресурсов. Электронная почта и правила сетевого общения. Использование ресурсов локальной сети. Практическая работа №6 Использование образовательных ресурсов. Практическая работа №7 Переписка по электронной почте | знает классификацию компьютерных сетей; объясняет типологии компьютерная сетей; понимает принципы функционирования локальных сетей; пользуется ресурсами локальных сетей; умеет пользоваться образовательными ресурсами Интернета; • умеет пользоваться Интернет енци- клопедиямы; умеет использовать основные возможности электронной почты для осуществление переписки; понимает и выполняет правила сетевого общения | Контрольная работа №4 по теме Техническое обеспечение информационных технологий». | II четверть | II четверть | |
7 | Обработка данных в таблицах Табличный процессор, электронные таблицы. Форматирование данных. Использование формул. | интерфейс табличного процессора. элементы электронной таблицы (книги, листы, строки, столбце, ячейки). ввод данных к ячейкам, редактирование их содержимого. Сохранение документа. копирование, перемещения и извлечения данных. | понимает назначение и принцип функционирования электронных таблиц; объясняет основные возможности, предоставляются табличным процессором; | Раздел 3. Техническое обеспечение информационных технологий. | II четверть | II четверть | |
8 | Абсолютные, относительные и смешанные ссылки на ячейки и диапазоны ячеек. | Деловая графика. Практическая работа №8 Ввод и редактирование данных. Практическая работа №9 Вычисления с использованием встроенных функций Практическая работа №10 Создание диаграмм и их анализ | работает с книгами и листами электронных таблиц; • вводит и редактирует данные; умеет форматировать ячейки и диапазоны ячеек; использует формулы и встроенные функции; устанавливает объекты из других программ; строит диаграми | Раздел 3. Техническое обеспечение информационных технологий. | |||
9 | Компьютерное моделирование Понятие модели. Типы моделей. | Моделирование как метод исследования объектов, процессов, явлений. примеры моделей. вычислительный эксперимент. Реализация модели в виде электронной таблицы. Практическая работа №11 Создание средствами электронных таблиц моделей физических явлений и проведения над ними вычислительного эксперимента | знает сущность понятия модели и моделирование; называет типы моделей и их назначения; понимает значение моделирования для исследования объектов, процессов, явлений; умеет описывать средствами электронных таблиц модель физического явления (движения с постоянной скоростью, диаграммы изменения температуры и т.п.) | III четверть | III четверть | ||
10 | Алгоритмизация и программирование (начальный уровень) | Понятие переменной. Алгоритмы с ветвлением. Программирование процессов с повторением и разветвлением. Программирование случайных процессов. Оформление сцены в среде | понимает сущность понятия алгоритма и его свойств; объясняет назначение среды программирование; обладает основными навыками работы в учебной среде программирование; | Контрольная работа №4 по теме «Компьютерное моделирование». | III четверть | III четверть | |
10 | Расширенные возможности, которые обеспечивает учебная среда программирования. учебного программирования. | Установка свойств объектов (на примерах оформления сцены). Разработка диалоговых программ. Практическая работа №12 Разработка и программирование алгоритмов с ветвлением. Практическая работа №13 Разработка и программирование алгоритмов с повторением и разветвлением. Практическая работа №14 Разработка и выполнение проекта в учебной среде программирования | ¾ умеет использовать генератор случайных чисел в процессе разработки программы; ¾ создает диалоговые программы в среде учебного программирование; ¾ разрабатывает простейшие программы для решения учебных задач | IV четверть | IV четверть |
Список литературы
- Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2009
- Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям
/ Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2009
- Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Задачник по моделированию
/ Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2009
4. Информатика. Методическое пособие для учителя. 7 класс/ Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – СПб.:Питер, 2004
5. Программа по информатике (системно-информационная концепция). Н.В.Макарова.- СПб.:Питер, 2008
- для учащихся:
1. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2009
2. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/ Под ред.Н.В. Макаровой.- СПб.:Питер, 2009
- Информатика. 7-9 класс. Базовый курс.Задачник по моделированию/ Под ред.Н.В.Макаровой.- СПб.:Питер, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...