"Системы счисления"-9класс
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме
Вводный урок по теме "Системы счисления" -9класс. С использованием ЭОР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemy_schisleniya_9.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.Л. Афанасьева
Бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №58» г.Омск
План-конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов
«Системы счисления». 9класс
Цель урока: изучить понятие «Системы счисления», научиться отличать вид системы счисления (позиционная, непозиционная), определять основные элементы позиционной системы счисления, записывать в развёрнутой форме числа, записанные в различных системах.
Задачи урока:
Образовательные:
- расширить представления о способах записи чисел;
- актуализировать понятие системы счисления;
- изучить виды систем счисления и их основные элементы;
- проконтролировать степень усвоения знаний с помощью теста.
Воспитательные:
- формировать мировоззрение учащихся;
- воспитывать самостоятельность;
Развивающие:
- совершенствовать умения и навыки работы с компьютером;
- развивать память, речь, мышление, умение анализировать, сопоставлять, формулировать выводы;
- совершенствовать навыки решения тестовых заданий;
- развивать познавательный интерес.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Методы обучения: использование ЦОР, метод исследования, фронтальная беседа.
Ход урока.
- Организационный этап.
- Актуализация знаний. Постановка цели.
Запишем в тетрадях число и тему урока «Системы счисления».
Вопрос: Как вы думаете, исходя из темы, о чём пойдёт речь на уроке?
Ответ: О счёте
Вообще - то вы правы. Вы учились считать на уроках математики с 1 класса и умеете записывать и выполнять действия с различными видами чисел. Но на уроке информатики мы увидим, что считать можно по-разному!
Вопрос: Что означают данные записи? Верны ли они? Где, по вашему мнению, содержится ошибка? (на экране записи)
|
|
Ответ: a), b), c) – правильная запись, d), e), f), j) – неправильная, а остальные - непонятная запись.
Вопрос: Давайте, разберёмся сначала с понятными записями a), b), c). Где видели или использовали?
Ответ: a) и c) – римская нумерация используем в истории и изучали на уроках математики, а запись b) – обычная математическая запись.
Теперь разберёмся с непонятными записями, попробуем их расшифровать. Что необычного вы видите? Используются буквы непонятные и знаки. Для этого пересядьте за компьютеры и поработайте с презентацией к уроку. Выводы записывайте в тетрадь.
Использование ЦОР
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/402b749c-240b-4e16-9e4d-bea3fc4fa8fa/9_139.swf
III. Введение знаний.
Разбираем задания и выводы.
-Что такое система счисления?
Ответ: Способ записи чисел и правила действий над ними.
Вопрос: Какие системы счисления вы узнали?
Ответ: Непозиционная системы счисления и позиционная система счисления.
Вопрос: Чем они отличаются?
Ответ: Непозиционная система счисления – это такая система, в которой количественное значение цифры не зависит от её положения в числе
А в позиционной системе счисления, количественное значение цифры зависит от её положения в числе
Приведите примеры
Вопрос: Какие системы используются при записи g), h), i)?
Ответ:
g) – унарная (недостатки…)
h) – славянская (число 51)
i) – египетская (число 20).
Вопрос: Какие неудобства вы видите в этих системах записи и счёта?
Ответ: Неудобно записывать большие числа, нельзя записать дробные и отрицательные числа.
Вот поэтому чаще всего мы используем позиционную систему счисления.
Разберём основные понятия позиционной системе счисления: основание СС и алфавит СС.
Основание СС – показывает, сколько цифр используется при записи чисел.
Алфавит СС – показывает какие, цифры используются при записи чисел.
Составим таблицу, в которой определим основание и алфавит различных систем счисления.
Название системы счисления | Основание системы счисления | Алфавит системы счисления |
Двоичная | 2 | 0, 1 |
Троичная | 3 | 0, 1, 2 |
… | … | |
Десятичная | 10 | 0, …, 9 |
Одиннадцатиричная | 11 | 0, …, 9, А=10 |
… | … | … |
Шестнадцатеричная | 16 | 0, …, 9, А, В, C, D, E, F |
Для … заполняют самостоятельно, увидев закономерность.
Для одиннадцатиричной СС видим, что цифр недостаточно и вместо цифр 10=А, 11=В и т.д.
Чтобы отличать числа одной СС от другой будем писать основание снизу числа
Например: 3546, 35410 , 3548.
Выполним задания на определение основания системы счисления.
Задание на доске
Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа: 403, 561, 665, 1010, 984, А219?
Вопрос: В какой системе счисления мы с вами обычно считаем на уроках физики, математики?
Ответ: В десятичной СС.
Давайте вспомним разряды чисел и разложим число по разрядам, такая форма записи числа называется развёрнутой.
Использование ЦОР
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a96df437-5ae3-4cab-8c5f-8d4cd78c5775/9_108.swf
Разбираем, видим закономерность записи.
Так как все числа записаны в позиционной системе счисления, значит, и эти числа мы можем записать в развёрнутом виде.
55510=5*102 + 5* 101 +5* 100;
101,012= 1*22 +0*21 +1*20 +0*2-1 +1*2-2;
АВ1,0С16=А*162 + В*161 +1*160 +0*16-1 +С*16-2 =10*162 + 11*161 +1*160 +0*16-1 +12*16-2;
IV Проверка знаний (подведение итогов обучения)
Самостоятельно, с последующей проверкой, из методички № 2, 4.
2) Разложить по разрядам, определив минимальное основание:
4) Свернуть число:
Проверка ответы проговариваем и записываем на доске.
V. Итог урока.
Итак, что мы узнали на сегодняшнем уроке?
Выполним тест для проверки знаний.
VI. Домашнее задание: Методичка № 1, 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"
Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...
Системы счисления. Основные понятия. Двоичная система счисления
Мультимедийная презентация содержит основные понятия по теме "Системы счисленя". Двоичная система счисления представлена в презентации по следующей схеме: основание, узловые и алгоритмические числа, п...
Урок информатики в 9классе по теме: Двоичная система счисления
Цели урока:Повторить способ перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, показать способы перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления, научить переводить двоичные числа в десятич...
Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.
План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
«Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления».
Конспект урока по информатике 8 класс. «Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счис...