"Системы счисления"-9класс
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Вводный урок по теме "Системы счисления" -9класс. С использованием ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemy_schisleniya_9.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Л. Афанасьева

Бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №58» г.Омск

План-конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов

«Системы счисления». 9класс

Цель урока: изучить понятие «Системы счисления», научиться отличать вид системы счисления (позиционная, непозиционная), определять основные элементы позиционной системы счисления, записывать в развёрнутой форме числа, записанные в различных системах.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. расширить представления о способах записи чисел;
  2. актуализировать понятие системы счисления;
  3. изучить виды систем счисления и их основные элементы;
  4. проконтролировать степень усвоения знаний с помощью теста.

Воспитательные:

  1. формировать мировоззрение учащихся;
  2. воспитывать самостоятельность;

Развивающие:

  1. совершенствовать умения и навыки работы с компьютером;
  2. развивать память, речь, мышление, умение анализировать, сопоставлять, формулировать выводы;
  3. совершенствовать навыки решения тестовых заданий;
  4. развивать познавательный интерес.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Методы обучения: использование ЦОР,  метод исследования, фронтальная беседа.

Ход урока.

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний. Постановка цели.

Запишем в тетрадях число и тему урока «Системы счисления».

Вопрос: Как вы думаете,  исходя из темы, о чём пойдёт речь на уроке?

Ответ: О счёте

Вообще - то вы правы. Вы учились считать на уроках математики с 1 класса и умеете записывать и выполнять действия с различными видами чисел. Но на уроке информатики мы увидим, что считать можно по-разному!  

Вопрос: Что означают данные записи? Верны ли они? Где, по вашему мнению, содержится ошибка? (на экране записи)

  1. IV+ V=IX;
  2. 5+4=9;
  3. I+I+I=III;
  4. 1+2=10;
  5. 5+4=14;
  1. 1+2=11;
  2. I+I+I+I+I+I+I=IIIIIII;
  3. Ã+Ñ= ÑA;
  4. ∩+∩=∩∩;
  5. 20+40=1.

Ответ: a), b), c) – правильная запись, d), e), f), j) – неправильная, а  остальные - непонятная запись.

Вопрос: Давайте, разберёмся сначала с понятными записями a), b), c). Где видели или использовали?

Ответ: a) и  c) – римская нумерация используем в истории и изучали на уроках математики, а запись  b) – обычная математическая запись.

Теперь разберёмся с непонятными записями, попробуем их расшифровать. Что необычного вы видите? Используются буквы непонятные и знаки. Для этого пересядьте за компьютеры и поработайте с презентацией к уроку. Выводы записывайте в тетрадь.

Использование ЦОР

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/402b749c-240b-4e16-9e4d-bea3fc4fa8fa/9_139.swf 

III. Введение знаний.

Разбираем задания и выводы.

-Что такое система счисления?

Ответ: Способ записи чисел и правила действий над ними.

Вопрос: Какие системы счисления вы узнали?

Ответ: Непозиционная системы счисления и позиционная система счисления.

Вопрос: Чем они отличаются?

Ответ: Непозиционная система счисления – это такая система, в которой количественное значение цифры не зависит от её положения в числе

А в позиционной  системе счисления, количественное значение цифры  зависит от её положения в числе

Приведите примеры

Вопрос: Какие системы используются при записи g), h), i)?

Ответ:

 g) – унарная (недостатки…)

 h) – славянская (число 51)

 i) – египетская (число 20).

Вопрос: Какие неудобства вы видите в этих  системах записи и счёта?

Ответ: Неудобно записывать большие числа, нельзя записать дробные и отрицательные числа.

Вот поэтому чаще всего мы используем позиционную систему счисления.

Разберём основные понятия позиционной системе счисления: основание СС и алфавит СС.

Основание СС – показывает, сколько цифр используется при записи чисел.

Алфавит СС – показывает какие, цифры используются при записи  чисел.

Составим таблицу, в которой определим основание и алфавит различных систем счисления.

Название системы счисления

Основание системы счисления

Алфавит системы счисления

Двоичная

2

0, 1

Троичная

3

0, 1, 2

Десятичная

10

0, …, 9

Одиннадцатиричная

11

0, …, 9, А=10

Шестнадцатеричная

16

0, …, 9, А, В, C, D, E, F

Для … заполняют самостоятельно, увидев закономерность.

Для одиннадцатиричной СС видим, что цифр недостаточно и вместо цифр 10=А, 11=В и т.д.

Чтобы отличать числа одной  СС от другой будем писать основание снизу числа

Например:  3546, 35410 , 3548.

Выполним задания на определение основания системы счисления.

Задание на доске

Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа: 403, 561, 665, 1010, 984, А219?

Вопрос: В какой системе счисления мы с вами обычно считаем на уроках физики, математики?

Ответ:  В десятичной СС.

Давайте вспомним разряды чисел и разложим число по разрядам, такая форма записи числа называется развёрнутой.

Использование ЦОР

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a96df437-5ae3-4cab-8c5f-8d4cd78c5775/9_108.swf

Разбираем, видим закономерность записи.

Так как все числа записаны в позиционной системе счисления, значит,  и эти числа мы можем записать в развёрнутом виде.

55510=5*102 + 5* 101 +5* 100;

101,012= 1*22 +0*21 +1*20 +0*2-1 +1*2-2;

АВ1,0С16=А*162 + В*161 +1*160 +0*16-1 +С*16-2 =10*162 + 11*161 +1*160 +0*16-1 +12*16-2;

IV Проверка знаний (подведение итогов обучения)

Самостоятельно, с последующей проверкой, из методички № 2, 4.


2) Разложить по разрядам, определив минимальное основание:





4) Свернуть число:




Проверка ответы проговариваем и записываем на доске.

V. Итог урока.

Итак, что мы узнали на сегодняшнем уроке?

Выполним тест для проверки знаний.

Тест.

VI.  Домашнее задание: Методичка № 1, 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"

Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...

Системы счисления. Основные понятия. Двоичная система счисления

Мультимедийная презентация содержит основные понятия по теме "Системы счисленя". Двоичная система счисления представлена в презентации по следующей схеме: основание, узловые и алгоритмические числа, п...

Урок информатики в 9классе по теме: Двоичная система счисления

Цели урока:Повторить способ перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, показать способы перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления, научить переводить двоичные числа в десятич...

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.

План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

«Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления».

Конспект урока по информатике 8 класс. «Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Арифметические операции в двоичной системе счис...