Бинарный урок по физике и информатике
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Бинарный урок по физике и информатике.

Практическая работа

«Изучение абсолютно упругих соударений

с помощью компьютерной модели».

Разработка учителя физики Федоровой Татьяны геннадьевны,

учителя информатики Виссаровой Ирины Александровны

ГБОУ школа №463

г. Санкт-Петербурга

2011-2012 учебный год







в качестве экспериментальной модели можно использовать модель "Абсолютно упругий удар"


http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/e4/e5/ea/22/da/f5/46/df/91/6a/17/d7/7e/e5/22/93/html/24.1.html

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моделирование - необходимый этап при решении жизненных задач или, как говорят, плохо поставленных задач.

Слайд 2

Модель- это Объект – заменитель , который в определенных условиях заменяет объект-оригинал, воспроизводя интересующие нас свойства, характеристики оригинала и имеет существенные преимущества и удобства: обозримость, наглядность, доступность.

Слайд 3

Классификация моделей по форме представления Модели Предметные (материальные) Информационные Графи- ческие Вербаль- ные Таблич- ные Математи- ческие

Слайд 4

Информационная модель- это совокупность информации об объекте Примеры: Формулы вычисления площади фигуры, диаграммы Распределения проданных товаров по кварталам, чертежи изделий, схемы метро, географические карты местности, графики зависимостей функций от аргументов, таблицы распределения температур воздуха по дням месяца, описание признаков субтропического климата, определение демократии и т. д. и т. п.

Слайд 5

Основные этапы математического моделирования 1 Этап. Постановка задачи. - описание задачи, - цель моделирования, - анализ объекта. 2 Этап. Разработка модели. - Информационная модель. - Математическая (знаковая) модель - Компьютерная модель. 3 Этап. Компьютерный эксперимент - план моделирования, - технологии моделирования. 4 Этап . Анализ результата моделирования. - результаты соответствуют цели, - результаты не соответствуют цели.

Слайд 6

Модель среды проведения компьютерного эксперимента

Слайд 7

Для проведения эксперимента выберите лист «Кинетическая энергия на «5»» Пример табличной модели компьютерного эксперимента

Слайд 8

Пример результата проведения эксперимента – построение диаграммы



Предварительный просмотр:

Бинарный урок по физике и информатике в  9-м классе

Практическая работа

«Изучение абсолютно упругих соударений

с помощью компьютерной модели».

Цель занятия:

закрепление  знаний по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса» посредством выполнения практической работы с использованием компьютерной модели абсолютно упругих соударений.

Образовательные задачи:

с помощью компьютерного эксперимента исследовать  физические  характеристики, сохраняющиеся при соударении упругих шаров.

Развивающие задачи:

        развить умение  использовать компьютерные модели для проведения виртуального физического эксперимента, продолжить развитие умственной деятельности (выполнять операции анализа, синтеза, способности наблюдать и делать выводы, выделять существенные признаки объектов);

        продолжить развитие  познавательного интереса к изучаемым предметам (физике и информатике)

Воспитательные задачи:

        продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;

        убеждение  учащихся в эффективности использования компьютерных моделей для изучения физических явлений.

Оборудование:

Компьютеры, мультимедийный проектор, компьютерная программа, моделирующая абсолютно упругие соударения, карточки с индивидуальными заданиями.

План урока:

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя физики и учителя информатики (мотивационный этап занятия).
  2. Этап актуализации знаний. Устный опрос:
  1. Какая физическая величина называется импульсом тела? В каких единицах (в СИ) она измеряется?
  2. Как направлен импульс тела?
  3. Какую систему тел называют замкнутой?
  4. Как формулируется закон сохранения импульса тела?
  5. Для замкнутой системы, состоящей из двух тел, запишите закон сохранения импульса. Поясните, что означает каждый символ в этом уравнении.
  6. Какую энергию называют кинетической энергией тела? Какова формула её расчёта?
  7. Что такое моделирование?
  8. Какие существуют этапы моделирования?
  9. Какие виды компьютерных моделей Вы знаете?
  10. Какие программные среды можно использовать для создания различных видов моделей?
  11. Как визуализировать результаты эксперимента?

 

  1. Выполнение практической работы «Изучение абсолютно упругих соударений с помощью компьютерной модели».

В программе Excel разработать таблицу « Моделирование абсолютно упругих соударений», где информационная и математическая модель объединяются в таблицу, которая содержит три области:

- исходные данные (масса, скорость до удара);

- промежуточные расчеты (скорость после удара);

- результаты (импульс тележек по формуле).

Класс  делится на 8 групп, каждая из которых выполняет своё индивидуальное задание.

Задание для группы №1

Изучить абсолютно упругие соударения тел, обладающих разными массами, движущихся (до соударения) с одинаковыми по модулю скоростями навстречу друг к другу.

Провести три компьютерных эксперимента с помощью Приложение2 «Упругий удар», заполнить таблицу результатов в Excel – Приложение3.

Сделать вывод о том, какие из характеристик сохраняются при абсолютно упругом соударении.

Задание для группы №2

Изучить абсолютно упругие соударения тел, обладающих разными массами, движущихся (до соударения) с разными  по модулю скоростями влево (скорость левой тележки по модулю меньше скорости правой тележки).

 

Провести три компьютерных эксперимента с помощью Приложение2 «Упругий удар», заполнить таблицу результатов в Excel – Приложение3.

Сделать вывод о том, какие из характеристик сохраняются при абсолютно упругом соударении.

Задание для группы №3

Изучить абсолютно упругие соударения тел, обладающих разными массами, движущихся (до соударения) с разными  по модулю скоростями вправо (скорость левой тележки по модулю  больше скорости правой тележки).

Провести три компьютерных эксперимента с помощью Приложение2 «Упругий удар», заполнить таблицу результатов в Excel – Приложение3.

Сделать вывод о том, какие из характеристик сохраняются при абсолютно упругом соударении.

Задание для группы №4

Изучить абсолютно упругие соударения тел, обладающих разными массами, движущихся (до соударения) с разными  по модулю скоростями навстречу друг другу.

Провести три компьютерных эксперимента с помощью Приложение2 «Упругий удар», заполнить таблицу результатов в Excel – Приложение3.

Сделать вывод о том, какие из характеристик сохраняются при абсолютно упругом соударении.

Задание для группы №5

Изучить абсолютно упругие соударения тел, обладающих одинаковыми  массами, движущихся (до соударения) с разными  по модулю скоростями влево (скорость левой тележки по модулю меньше скорости правой тележки).

Провести три компьютерных эксперимента с помощью Приложение2 «Упругий удар», заполнить таблицу результатов в Excel – Приложение3.

Сделать вывод о том, какие из характеристик сохраняются при абсолютно упругом соударении.

Задание для группы №6

Изучить абсолютно упругие соударения тел, обладающих одинаковыми  массами, движущихся (до соударения) с разными  по модулю скоростями вправо (скорость левой тележки по модулю  больше скорости правой тележки).

Провести три компьютерных эксперимента с помощью Приложение2 «Упругий удар», заполнить таблицу результатов в Excel – Приложение3.

Сделать вывод о том, какие из характеристик сохраняются при абсолютно упругом соударении.

Задание для группы №7

Изучить абсолютно упругие соударения тел, обладающих одинаковыми  массами, движущихся (до соударения) с разными  по модулю скоростями навстречу друг другу.

Провести три компьютерных эксперимента с помощью Приложение2 «Упругий удар», заполнить таблицу результатов в Excel – Приложение3.

Сделать вывод о том, какие из характеристик сохраняются при абсолютно упругом соударении.

Задание для группы №8

Изучить абсолютно упругие соударения тел, обладающих одинаковыми  массами, движущихся (до соударения) с одинаковыми  по модулю скоростями навстречу друг другу.

Провести три компьютерных эксперимента с помощью Приложение2 «Упругий удар», заполнить таблицу результатов в Excel – Приложение3.

Сделать вывод о том, какие из характеристик сохраняются при абсолютно упругом соударении.

  1. Обсуждение результатов практической работы, формулирование общего вывода: при абсолютно упругом ударе сохраняется импульс системы тел и её механическая (кинетическая) энергия, т.е. при таком столкновении тел выполняется и закон сохранения импульса, и закон сохранения механической энергии.
  2. Подведение итогов занятия.
  3. Объявление домашнего задания: по физике – повторить §21-22, придумать и записать условие задачи по теме «Законы сохранения», решение которой возможно с помощью данной компьютерной модели.

Кинетические энергии тел до столкновения

Кинетическая энергия системы тел до столкновения

Кинетические энергии тел после  столкновения

Кинетическая энергия системы тел после столкновения


Приложение 1.

Карточки с заданиями по группам.

Задание для группы №1

Изучить абсолютно упругие соударения тел, обладающих разными массами, движущихся (до соударения) с одинаковыми по модулю скоростями навстречу друг к другу.

Провести три компьютерных эксперимента с помощью Приложение2 «Упругий удар», заполнить таблицу результатов в Excel – Приложение3.

Сделать вывод о том, какие из характеристик сохраняются при абсолютно упругом соударении.

Задание для группы №2

Изучить абсолютно упругие соударения тел, обладающих разными массами, движущихся (до соударения) с разными  по модулю скоростями влево (скорость левой тележки по модулю меньше скорости правой тележки).

 

Провести три компьютерных эксперимента с помощью Приложение2 «Упругий удар», заполнить таблицу результатов в Excel – Приложение3.

Сделать вывод о том, какие из характеристик сохраняются при абсолютно упругом соударении.

Задание для группы №3

Изучить абсолютно упругие соударения тел, обладающих разными массами, движущихся (до соударения) с разными  по модулю скоростями вправо (скорость левой тележки по модулю  больше скорости правой тележки).

Провести три компьютерных эксперимента с помощью Приложение2 «Упругий удар», заполнить таблицу результатов в Excel – Приложение3.

Сделать вывод о том, какие из характеристик сохраняются при абсолютно упругом соударении.

Задание для группы №4

Изучить абсолютно упругие соударения тел, обладающих разными массами, движущихся (до соударения) с разными  по модулю скоростями навстречу друг другу.

Провести три компьютерных эксперимента с помощью Приложение2 «Упругий удар», заполнить таблицу результатов в Excel – Приложение3.

Сделать вывод о том, какие из характеристик сохраняются при абсолютно упругом соударении.

Задание для группы №5

Изучить абсолютно упругие соударения тел, обладающих одинаковыми  массами, движущихся (до соударения) с разными  по модулю скоростями влево (скорость левой тележки по модулю меньше скорости правой тележки).

Провести три компьютерных эксперимента с помощью Приложение2 «Упругий удар», заполнить таблицу результатов в Excel – Приложение3.

Сделать вывод о том, какие из характеристик сохраняются при абсолютно упругом соударении.

Задание для группы №6

Изучить абсолютно упругие соударения тел, обладающих одинаковыми  массами, движущихся (до соударения) с разными  по модулю скоростями вправо (скорость левой тележки по модулю  больше скорости правой тележки).

Провести три компьютерных эксперимента с помощью Приложение2 «Упругий удар», заполнить таблицу результатов в Excel – Приложение3.

Сделать вывод о том, какие из характеристик сохраняются при абсолютно упругом соударении.

Задание для группы №7

Изучить абсолютно упругие соударения тел, обладающих одинаковыми  массами, движущихся (до соударения) с разными  по модулю скоростями навстречу друг другу.

Провести три компьютерных эксперимента с помощью Приложение2 «Упругий удар», заполнить таблицу результатов в Excel – Приложение3.

Сделать вывод о том, какие из характеристик сохраняются при абсолютно упругом соударении.

Задание для группы №8

Изучить абсолютно упругие соударения тел, обладающих одинаковыми  массами, движущихся (до соударения) с одинаковыми  по модулю скоростями навстречу друг другу.

Провести три компьютерных эксперимента с помощью Приложение2 «Упругий удар», заполнить таблицу результатов в Excel – Приложение3.

Сделать вывод о том, какие из характеристик сохраняются при абсолютно упругом соударении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по физике, информатике и технологии сварочного производства на тему "Закон Джоуля-Ленца"

Физика – фундаментальная наука. В основе всех технических наук, так или иначе, лежат физические законы и явления. В настоящее время все больше и больше уделяется внимания подготовке высококвалифициров...

Бинарный урок по физике и информатике на тему: "Законы Ньютона. Создание теста на заданную тему". 10-й класс

Урок закрепления и применения знаний, умений и навыков по применению Законов Ньютона....

Бинарный урок по физике и информатике на тему: "Законы Ньютона. Создание теста на заданную тему". 10-й класс

Урок закрепления и применения знаний, умений и навыков по применению Законов Ньютона....

Бинарный урок по физике и информатике на тему: "Законы Ньютона. Создание теста на заданную тему". 10-й класс

Урок закрепления и применения знаний, умений и навыков по применению Законов Ньютона....

Бинарный урок по физике и литературе "ФИЗИКИ И ЛИРИКИ"

Цель: показать взаимосвязь природных явлений с духовным миром людей, их неразрывное единство и взаимообогащение.Тип урока: бинарный урок физики и русской литературы; урок закрепления полученных знаний...

Бинарный урок по физике «Применение законов физики в системе питания дизельного двигателя»

Конспект урока повторения и обобщения темы «Тепловые двигатели», первоначальных знаний о системе питания дизельного двигателя;    определение физических законов, используемы...

Бинарный урок по физике «Применение законов физики в системе питания дизельного двигателя»

Презентация повторения и обобщения темы «Тепловые двигатели», первоначальных знаний о системе питания дизельного двигателя;    определение физических законов, используемых в...