Бинарный урок по физике и литературе "ФИЗИКИ И ЛИРИКИ"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Цель: показать взаимосвязь природных явлений с духовным миром людей, их неразрывное единство и взаимообогащение.
Тип урока: бинарный урок физики и русской литературы; урок закрепления полученных знаний
Задачи:формулировать понятия целостности мироздания, выражать значимость жизнедеятельности каждого человека;
объяснять причины природных явлений, знать возможные позитивные и негативные воздействия, уметь от них защищаться;
прогнозировать и учитывать сложные ситуации, знать различные пути решения проблем;
формировать позитивное отношение к жизни, умение видеть прекрасное вокруг, стремление хранить и приумножать эту красоту;
Материально – техническое оснащение урока: презентация со слайдами о рассматриваемых явлениях, карточки со стихами, видео система.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Бинарный урок по физике и литературе | 36.6 КБ |
Лист самооценки | 14.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: « Физики и лирики».
«Сколько лирики в физике?.. Сколько физики в лирике?..»
Цель: показать взаимосвязь природных явлений с духовным миром людей, их неразрывное единство и взаимообогащение.
Тип урока: бинарный урок физики и русской литературы; урок закрепления полученных знаний.
Задачи:
формулировать понятия целостности мироздания, выражать значимость жизнедеятельности каждого человека;
объяснять причины природных явлений, знать возможные позитивные и негативные воздействия, уметь от них защищаться;
прогнозировать и учитывать сложные ситуации, знать различные пути решения проблем;
формировать позитивное отношение к жизни, умение видеть прекрасное вокруг, стремление хранить и приумножать эту красоту;
Материально – техническое оснащение урока: презентация со слайдами о рассматриваемых явлениях, карточки со стихами, видео система.
План:
1.Музыкальное вступление. Организационный момент.
2.Стихи поэтов о природных явлениях ( Песня «Зима»)
3.Стихи учёных (М. В. Ломоносов, Тит Лукреций Кар)
4.Астрономические явления в литературе (Солнечное затмение в произведении «Слово о полку Игореве», метеориты)
5.Песня «Гой ты Русь моя родная…»
6.Заключение.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок и начать его мы хотим необычно с музыкального вступления. Мы предлагаем прослушать вам песню в исполнении студентки гр.25 Сухаревой
1.Музыкальное вступление.
2.Стихи о природных явлениях.
Учитель физики.
Физика наука о природе, всё что окружает человека: леса, поля, реки, море, горы, небо, звёзды, далёкие миры. И сам человек со сложным миром мыслей, переживаний, ощущений.
Учитель литературы.
В природе русских поэтов любовь к родному краю, родной земле . В своих стихотворениях они описывали множество физических явлений – агрегатных состояний вещества.
Метель. И. А. Бунин
Мертвое поле, дорога степная!
Вьюга тебя заметает ночная
Спят твои сёла под песни метели,
Дремлют в снегу одинокие ели …
Учитель литературы:
Образ вьюги, метели встречается в русской литературе достаточно часто и столь же часто имеет символический смысл.
К. Д. Бальмонт
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!..
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.
Снежный дворец. «Свадьба шутов» С. Г. Островой
А я всё гладил снег рукой,
А он всё звёздами отсвечивал…
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не излечивал.
Он весь как музыка. Он - весть.
Его безудержность бескрайна.
Ах, этот снег… Не зря в нём есть
Всегда какая-нибудь тайна
С. А. Есенин
Подойду, взгляну поближе;
Хрупнет снег, изломан весь.
Здесь вот когти, дальше лыжи,
Кто-то странный бегал здесь.
Учитель физики:
1.Вопрос: «Почему скрипит снег под ногами?»
А. А. Фет
Чудная картина, как ты мне родна
Белая равнина, полная луна,
Свет небес высоких, и блестящий снег,
И саней далёких, одинокий бег.
Цюй Цюбо( китайский поэт)
Снега России.
О, необъятная страна,
Необозримая страна.
И для тебя нашлась одежда,
Никем не сшитая она,
Как бы безбрежный дивный сон
Вдруг успокоенной земли-
Вокруг на десять тысяч ли
Невиданная белизна.
(Снег и лёд.)
Учитель литературы: В русской поэзии множество стихотворений посвящено зиме.
Снег - явление завораживающее. А для поэзии снег одно из ключевых понятий, от него зависит вдохновение и взгляд поэта на мир.
Зима… Каждый из нас воспринимает её по – своему. Кто- то откровенно любуется зимой, кто- то видит в ней нечто зловещее, мрачное. Но одно несомненно: зима никого не оставляет равнодушным.
Вот и у поэтов зима вызывает самые разные чувства.
Любимым временем года А.С.Пушкина была осень, но много прекрасных стихов поэт посвятил зиме.
Обратимся к стихотворению «Зимнее утро». В нём поэт выражает свое восхищение красотой зимы.
А. С. Пушкин
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
1.Какова основная тема стихотворения «Зимнее утро»
( человек и природа), взаимосвязь человеческой души с миром природы.
2.Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
(радость, восторг, ощущение свежести и радости ,нежность…)
3.Что же помогает поэту передать свои чувства к зиме и вызвать ответные чувства в наших душах?
(Изобразительно-выразительные средства)
4.Какие средства речевой выразительности вам известны?
(эпитет, метафора, сравнение)
5.Найдите в данном стихотворении
— эпитеты (образные определения) — «друг прелестный», «день чудесный», «мутном небе», «прозрачный лес», «поля пустые», «янтарным блеском», «нетерпеливого коня», «милый друг»,
— метафоры «вьюга злилась», «мгла носилась», «великолепными коврами снег лежит», «веселый треск»
— сравнения «луна, как бледное пятно».
6.Ещё одно средство речевой выразительности присутствует в данном стихотворении. С него начинается «Зимнее утро».
Мороз и солнце; день чудесный!..
-Как называется это средство речевой выразительности?
(Антитеза)
-Что такое антитеза?
(Антитеза – сопоставление контрастных или противоположных образов.)
7.Стихотворение «Зимнее утро» побудительного плана. Прослушав его,хочется навестить пустые поля, ещё недавно густые леса и берег милый поэту. Читая его, чувствуешь и видишь этот «мороз и солнце; день чудесный», этот снег, блестящий на солнце, чернеющий лес, речку, блестящую подо льдом.
Учитель физики:
2.Вопрос: «Почему блестит снег и лёд?»
Ответ: согласно закону отражения и преломления света .
( Песня «Зима»)
3.Стихи учёных (М. В. Ломоносов, Тит Лукреций Кар)
Учитель литературы:
Михаил Васильевич Ломоносов— первый русский учёный- естествоиспытатель мирового значения. Кроме того, Михаил Васильевич был ещё и поэтом. Он написал замечательные стихи:
«Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния.»
Это стихотворение тесно связано с научными изысканиями Михаила Васильевича.
Значительная часть стихотворения посвящена рассуждениям о природе, изучению которых Михаил Васильевич посвятил немало времени.
Учитель физики:
3.Вопрос: «О каких природных явлениях идёт речь, в выделенных фрагментах?»
Лице свое скрывает день; Поля покрыла мрачна ночь; Взошла на горы чёрна тень; Лучи от нас склонились прочь; Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна. Песчинка как в морских волнах, Как мала искра в вечном льде, Как в сильном вихре тонкий прах, В свирепом как перо огне, Так я, в сей бездне углублен Теряюсь, мысльми утомлен! Уста премудрых нам гласят: Там разных множество светов; Несчетны солнца там горят, Народы там и круг веков: Для общей славы божества Там равна сила естества. Но где ж, натура, твой закон? С полночных стран встает заря! Не солнце ль ставит там свой трон? Не льдисты ль плещут огнь моря? Се хладный пламень нас покрыл! Се в ночь на землю день вступил! О вы, которых быстрый зрак Пронзает в книгу вечных прав, Которым малый вещи знак Являет естества устав, | Вам путь известен всех планет, Скажите, что нас так мятёт? Что зыблет ясный ночью луч? Что тонкий пламень в твердь разит? Как молния без грозных туч Стремится от земли зенит? Как может быть, чтоб мерзлый пар Среди зимы рождал пожар? Там спорит жирна мгла с водой; Иль солнечны лучи блестят, Склоняясь сквозь воздух к нам густой; Иль тучных гор верхи горят; Иль в море дуть престал зефир, И гладки волны бьют в эфир. Сомнений полон ваш ответ О том, что окрест ближних мест. Скажите ж, коль пространен свет? И что малейших дале звезд? Неведом тварей вам конец? Скажите ж, коль велик творец? |
Ответ: вселенная, звёзды, полярные сияния, законы мироздания.
Учитель физики.
Тит Лукреций Кар.
Поэма о природе вещей. 1век до нашей эры.
Учитель литературы.
Тит Лукреций Кар — древнеримский философ-материалист, поэт. Биография Лукреция почти неизвестна. Прожил всего 37 лет, но оставил след на тысячелетия. Он написал философскую поэму, которая полностью дошла до нас. После гибели Лукреция ее отредактировал и опубликовал Квинт Цицерон .
«Поэма о природе вещей» - это научный трактат в стихах. Написана она необычным способом - дактилическим гекзаметром.
Ибо раз я доказал, что нет конца у пространства
И распростёрто оно повсюду, во всех направленьях,
То неизбежно признать, что материи также предела
Нет нигде, и она должна притекать отовсюду>,
Чтобы, подобно летучим огням, мироздания стены
Врозь не распалися вдруг, в пустоте необъятной рассеясь,
И чтобы прочее всё не пошло точно так же за ними;
Чтобы не рухнули вниз громоносные области неба;
Чтобы внезапно земле из-под ног целиком не исчезнуть
Вместе с распадом вещей, в смешеньи с обломками неба,
При разложении тел не пропасть в пустоте необъятной
Так, что в какой-нибудь миг исчезло бы всё, и остались
Только пустыни пространств и незримые первоначала.
Ибо, раз где-нибудь ты предположишь в телах недостаток,
Здесь распахнутся вещам широкие смерти ворота,
И через них, уносясь, толпою материя хлынет.
Так без большого труда ты всё это можешь постигнуть,
Ибо одно за другим выясняется всё. Не сбиваясь
Тёмною ночью с пути, ты узнаешь все тайны природы,
И постоянно одно зажигать будет светоч другому.
Учитель физики.
4. Вопрос: «О каких природных явлениях идёт речь, в выделенных фрагментах?»
Ответ: бесконечность материи, познаваемость мира.
4.Астрономические явления в литературе.
Учитель литературы.
Давайте вспомним ещё один выдающийся памятник древнерусской литературы, написанный в 12-м веке - «Слово о полку Игореве». До сих пор идут споры об авторстве данного произведения. (Князь Игорь, Ярославна, несколько человек) ,но ясно одно, что автор очень любил свою родину- Киевскую землю.
Учитель физики.
5.Вопрос: О каких астрономических явлениях идёт речь?
Ответ: (Солнечное затмение в произведении «Слово о полку Игореве»)
Плач Ярославны.
Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землёй
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:
«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь».
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна , полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью сеешь с высоты.
Ах, зачем, зачем моё веселье
В ковылях навек развеял ты?
На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:
«Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил,
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!»
Далеко в Путивле, на забрале,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
«Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?»
И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному -
Сам Господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.
6.Вопрос: 1) « Какое природное явление помешало князю Игорю выиграть сражение? » 2) «Каким образом, оно же помогло нашим современникам установить точную дату написания данного произведения? »
Метеорит. Автор Александр Стовба.
Метеорит живет мгновенье,
Сгорая в дымной синеве
Его отвесное паденье
Сквозь смерть направлено к Земле.
И я готов, летя сквозь годы,
Метеоритом в синей мгле
Сгореть, сжигая все невзгоды,
Во имя жизни на Земле.
Учитель физики.
6.Вопрос: «Может ли падение метеорита быть угрозой всей планете?»
Ответ: может, но вероятность мала, хотя падение метеоритов в прошлом превращало большие области плодородной земли в пустыню.
5.Песня «Гой ты Русь моя родная…»
6.Заключение. Подведём итог нашей работы тоже стихами.
Человек.
Простор полей, окутанный снегами,
Возносит к небу ширь и чистоту…
Кто вымерил Вселенную шагами,
Тот сбережет земную красоту!
Жизнь.
О, трепет жизни в каждой грани,
В штрихе, в движении теней,
В палящем зное летних дней
И в беге легконогой лани…
Как жаль, что быта суетливость
Порой и мной руководит,
Но знаю – сердце победит,
Как побеждает справедливость.
Учитель физики.
Учитель физики:
Л. Д. Ландау сказал: «Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифмы, искусства». Его слова как нельзя лучше раскрывают суть нашего урока. Сегодня мы познакомились с понятием целостности мироздания, жизнь каждого человека важна и уникальна, природа планеты разнообразна и восхитительна, стихи наполняют досуг духовностью, помогают художественно и точно выразить сокровенные чувства.
Успехов вам в физике и лирике!
Учитель литературы.
Ребята, наш урок подходит к концу. Спасибо за участие в нём. Перед вами на столах лежат листы самооценки. Оцените нашу с вами совместную работу.
Оценки!
Домашнее задание:
найдите в стихотворениях известных вам поэтов примеры физических явлений (не менее 3-х примеров с комментарием)
Информационные ресурсы:
1.http//:www.edu.delfa.net:8101/ - Кабинет физики Санкт – Петербургского Университета педагогического мастерства. Материалы для изучения физики.
2. http//:www.omskne.ru/ elect.htm –Электронный учебник по физике.
3. http//:www.mediaeducation.ru/111/ - Физика в русских сказках, на основе литературных произведений.
4.Бахарев В. «Природа о себе или разум о природе».
5. http//philosophy.aiiru.net:347 – Физика и философия – что общего. Общая тенденция человеческого мышления.
Предварительный просмотр:
Лист самооценки
ФИ студента_________________________
1. На уроке я работал | активно | пассивно |
2. своей работой на уроке я … | доволен | не доволен |
3. урок для меня показался | коротким | длинным |
4. за урок я | устал | не устал |
5. мое настроение | стало лучше | стало хуже |
6. материал урока мне был | понятен полезен интересен | не понятен бесполезен скучен |
7. домашнее задание мне кажется | легким интересным | трудным не интересным |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок по физике и информатике
Бинарный урок по физике и информатике. Практическая работа «Изучение абсолютно упругих соударений с помощью компьютерной модели». Разработка учителя физики Федоровой Татьяны геннадьевны, ...
Бинарный урок по физике по теме "Преломление света" (11-й класс)
план-конспект урока по физике по теме преломление света...
Бинарный урок по физике на тему: «Характеристика жидкого состояния вещества»
Данное занятие предназначено для студентов 1 курса СПО, обучающихся по специальности "Сестринское дело"...
Бинарный урок по физике, информатике и технологии сварочного производства на тему "Закон Джоуля-Ленца"
Физика – фундаментальная наука. В основе всех технических наук, так или иначе, лежат физические законы и явления. В настоящее время все больше и больше уделяется внимания подготовке высококвалифициров...
Бинарный урок по физике «Применение законов физики в системе питания дизельного двигателя»
Конспект урока повторения и обобщения темы «Тепловые двигатели», первоначальных знаний о системе питания дизельного двигателя; определение физических законов, используемы...
Бинарный урок по физике «Применение законов физики в системе питания дизельного двигателя»
Презентация повторения и обобщения темы «Тепловые двигатели», первоначальных знаний о системе питания дизельного двигателя; определение физических законов, используемых в...