Основы программирования. Программа элективного курса для 10-го класса
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Основы программирования.
Программа элективного курса
для 10-го класса
Пояснительная записка.
Одна из задач школы – содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся необходимо анализировать информацию, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.
Элективный курс «Основы программирования» является предметом по выбору для учащихся 10 класса старшей школы.
Курс рассчитан на 35 часов, которые проводятся в течение учебного года по 1 часу в неделю. Концентрированное изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных умений в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих программирование.
Курс включает в себя практическое освоение языка программирования, знакомство учащихся с ролью программного обеспечения и его видами; нацелен на формирование целостного представления об организации данных для эффективной алгоритмической обработки; на развитие логического мышления и реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования.
Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам.
Цели курса:
- Познакомить учащихся с ролью программного обеспечения и его видами.
- Сформировать целостное представление об организации данных для эффективной алгоритмической обработки.
- Развитие логического мышления.
- Реализация математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования.
Задачи курса:
Обучающие:
- Познакомить учащихся с основными алгоритмическими конструкциями и правилами их записи, с основными способами организации данных.
- Научить учащихся составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций.
- Научить распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задач.
- Научить организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки.
- Научить учащихся разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal .
- Научить учащихся осуществлять отладку и тестирование программы.
Развивающие:
- формировать новый тип мышления – операционный, который направлен на выбор оптимальных решений;
- предоставление возможности узнать новое в области компьютерного программирования;
- формирование представления о роли компьютерного программирования в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
Воспитательные:
- повышение общекультурного уровня учащихся;
- вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности;
- выделение и раскрытие роли информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества;
- привитие навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к себе;
- воспитание у учащихся стремления к овладению техникой исследования;
- воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.
Возраст детей: 16-17 лет.
Сроки реализации элективного курса 1 год.
Формы занятий: Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
В теоретической части рассматриваются основные понятия языка программирования Pascal, основные алгоритмические конструкции. В практической части предлагаются практические работы, направленные на отработку основных алгоритмических конструкций, на развитие логического мышления, на реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ. Практическая часть предполагает использование школьного компьютерного класса.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
- демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
- фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
- самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Технологии и формы обучения:
- теоретические занятия;
- практические занятия.
Режим занятий:
Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 часу (итого 1 час в неделю, 35 часов в год).
Элективный курс предусматривает классно-урочную систему обучения.
Межпредметные связи
Знания, полученные при изучении курса «Основы программирования », учащиеся могут использовать при создании собственных программ по определенной тематике, для решения задач из различных областей знаний – математике, физике, химии, биологии и др. Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного курса, являются фундаментом для дальнейшего мастерства в области программирования.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Занятия включают лекционную и практическую часть. Практическая часть курса реализуется через классно-урочную систему. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. Тема урока определяется приобретаемыми навыками. В каждом уроке материал излагается следующим образом: повторение основных понятий и методов работы с ними, разбор новой темы, основные приемы работы (самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы), упражнения для самостоятельного выполнения.
Теоретическая и практическая части курса изучаются параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.
В ходе обучения учащимся периодические предлагаются короткие (5-10 мин) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.
Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространенного недостатка – формализма в знаниях учащихся – и формируют научное мировоззрение учеников.
Планируемые результаты элективного курса
В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
- знают роль программного обеспечения и его виды;
- у учащихся сформировано целостное представление об организации данных для эффективной алгоритмической обработки;
- знают основные алгоритмические конструкции и правила их записи, знакомы с основными способами организации данных;
- умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций;
- умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;
- умеют организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки;
- умеют разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal;
- умеют осуществлять отладку и тестирование программы.
Форма контроля за уровнем достижения учащихся
Предметом диагностики и контроля являются составленные алгоритмы и программы на языке программирования Pascal к предложенным задачам.
Оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеников минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.
Качество знаний и умений ученика оценивается следующими характеристиками:
- знание основных алгоритмических конструкций;
- умение составить и записать алгоритм с использованием соответствующей алгоритмической конструкции;
- умение найти более эффективный способ решения задачи;
- умение тестировать программу.
В течение всего курса проводятся контрольные срезы и выставляются баллы за решенные задачи. По окончании курса зачет получают те учащиеся, у которых сумма баллов за учебный курс составляет не менее 60% от всей суммы баллов.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Часть 1. Теоретическая
1. Язык программирования Pascal
Текстовый редактор языка. Основы языка. Структура программы. Основные математические функции.
2. Ввод и вывод данных. Линейный алгоритм
Форматы вывода. Составление линейных алгоритмов.
3. Условный оператор
Условный оператор. Оператор выбора.
4. Алгоритмы с повторениями
Цикл с параметром FOR . Циклы While и Repeat. Вложенные циклы.
5. Массивы
Понятие массива. Двумерные массивы.
6. Графика в Pascal
Графика.
Часть 2. Практическая
- Язык программирования Pascal. Текстовый редактор языка.
- Структура программы. Разделы описания.
- Основные математические функции. Моя первая программа.
- Ввод и вывод данных. Форматы вывода.
- Составление линейных алгоритмов. Комментарии в программе.
- Составление линейных алгоритмов с использованием арифметических операций.
- Составление линейных алгоритмов с использованием основных функций.
- Условный оператор. Структура условного оператора.
- Условный оператор. Простые условия.
- Условный оператор. Составные условия.
- Операторные скобки.
- Составной оператор.
- Оператор выбора.
- Алгоритмы с повторениями.
- Цикл с параметром.
- Цикл с предусловием.
- Цикл с постусловием.
- Вложенные циклы.
- Понятие массива. Ввод и вывод элементов массива.
- Задание массива в разделе констант.
- Поиск в массиве элементов с заданными свойствами.
- Поиск максимального (минимального) элемента массива.
- Двумерные массивы: описание, ввод и вывод массивов по строкам.
- Графика. Графические примитивы.
- Структура графической программы. Прямые линии. Прямоугольники.
- Графика. Окружность. Эллипс. Дуга. Сектор.
- Графика. Закрашивание.
- Построение графиков на экране.
- Построение поверхностей.
Тема урока | Кол. часов | Тип урока | Вид учебной деятельности | Требования к уровню подготовленности | Дата проведения | ||
План | факт | ||||||
Язык программирования Pascal (5 часов) | |||||||
1 | Техника безопасности. Текстовый редактор языка. Основы языка. Структура программы. Основные математические функции. | 1 | поисковый | коллективная | • знают роль программного обеспечения и его виды; | ||
2 | Практическая работа №1. Язык программирования Pascal . Текстовый редактор языка. | 1 | проблемный | Работа в группах | |||
3 | Практическая работа №2 . Структура программы. Разде-лы описания. | 1 | комбинированный | Работа в группах | |||
4 | Практическая работа №3. Основные математические функции. Первая программа. | 1 | комбинированный | Работа в группах | |||
5 | Практическая работа №4. Ввод и вывод данных. Форматы вывода. | 1 | комбинированный | Работа в группах | |||
Ввод и вывод данных. Линейный алгоритм (4 часа) | |||||||
6 | Форматы вывода. Составление линейных алгоритмов. | 1 | поисковый | коллективная | • умеют разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal; • умеют осуществлять отладку и тестирование программы. | ||
7 | Практическая работа №5 . Составление линейных алгоритмов. Комментарии в программе. | 1 | проблемный | Работа в группах | |||
8 | Практическая работа №6. Составление линейных алгоритмов с использованием арифметических операций. | 1 | комбинированный | Работа в группах | |||
9 | Практическая работа №7. Составление линейных алгоритмов с использованием основных функций | 1 | комбинированный | Работа в группах | |||
Условный оператор (7 часов) | |||||||
10 | Условный оператор. Оператор выбора. | 1 | проблемный | коллективная | • умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций; • умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи; | ||
11 | Практическая работа №8. Условный оператор. Структура условного оператора. | 1 | поисковый | Работа в группах | |||
12 | Практическая работа №9. Условный оператор. Простые условия. | 1 | комбинированный | Работа в группах | |||
13 | Практическая работа №10. Условный оператор. Составные условия. | 1 | комбинированный | Работа в группах | |||
14 | Практическая работа №11. Операторные скобки. | 1 | комбинированный | Работа в группах | |||
15 | Практическая работа №12. Составной оператор. | 1 | комбинированный | Работа в группах | |||
16 | Практическая работа №13. Оператор выбора | 1 | комбинированный | Работа в группах | |||
Алгоритмы с повторениями (6 часов) | |||||||
17 | Цикл с параметром FOR. Циклы While и Repeat. Вложенные циклы. | 1 | проблемный | коллективная | Уметь составлять алгоритм с циклической структурой с параметром, предусловием и постусловием. | ||
18 | Практическая работа №14. Алгоритмы с повторениями. | 1 | поисковый | Работа в группах | |||
19 | Практическая работа №15. Цикл с параметром. | 1 | Учебный практикум | Работа в группах | |||
20 | Практическая работа №16. Цикл с предусловием. | 1 | Учебный практикум | Работа в группах | |||
21 | Практическая работа №17. Цикл с постусловием. | 1 | Учебный практикум | Работа в группах | |||
22 | Практическая работа №18. Вложенные циклы. | 1 | Учебный практикум | Работа в группах | |||
Массивы (6 часов) | |||||||
23 | Понятие массива. Двумерные массивы. | 1 | поисковый | коллективная | Уметь обрабатывать массивы, вводить элементы, производить поиск элементов с заданными свойствами. | ||
24 | Практическая работа №19. Понятие массива. Ввод и вывод элементов массива. | 1 | Учебный практикум | Работа в группах | |||
25 | Практическая работа №20. Задание массива в разделе констант. | 1 | Учебный практикум | Работа в группах | |||
26 | Практическая работа №21. Поиск в массиве элементов с заданными свойствами. | 1 | Учебный практикум | Работа в группах | |||
27 | Практическая работа №22. Поиск максимального (минимального) элемента массива. | 1 | Учебный практикум | Работа в группах | Уметь вводитьи выводить массив по строкам. | ||
28 | Практическая работа №23. Двумерные массивы: описание, ввод и вывод массивов по строкам. | 1 | комбинированный | Работа в группах | |||
Графика в Pascal (7 часов) | |||||||
29 | Графика. | 1 | поисковый | коллективная | Уметь разрабатывать графические примитивы. | ||
30 | Практическая работа №24. Графика. Графические примитивы. | 1 | Учебный практикум | Работа в группах | |||
31 | Практическая работа №25. Структура графической программы. Прямые линии. Прямоугольники. | 1 | Учебный практикум | Работа в группах | |||
32 | Практическая работа №26. Графика. Окружность. Эллипс. Дуга. Сектор. | 1 | Учебный практикум | Работа в группах | |||
33 | Практическая работа №27. Графика. Закрашивание. | 1 | Учебный практикум | Работа в группах | |||
34 | Практическая работа №28. Построение графиков на экране. | 1 | Учебный практикум | Работа в группах | |||
35 | Практическая работа №29. Построение поверхностей. | 1 | Учебный практикум | Работа в группах |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- http://books.kulichki.ru/data/pascal/pas1/ Полный обучающий курс Турбо Паскаль.
- http://ips.ifmo.ru/courses/pascal/ Курс лекций «Язык программирования Pascal».
- http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/profile/methodic/pascal/pascal.html - 40 уроков по Pascal .
- Ушаков Д.М., Юркова Т.А. Паскаль для школьников. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.: ил.
- Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Алгоритмы и основы программирования. М.: «Интеллект-центр», 2001.
- Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Справочные материалы по программированию на языке Pascal . М.: «Интеллект-центр», 2001.
- Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики. М.: «Первое сентября», 2001.
- Тимофеевская М. Изучаем программирование. Санкт-Петербур, «Питер», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса для 6 класса основы естествознания
по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Модифицированная программа проектного часа в 8 классах «ИНФОРМАТИКА» на 2012-2013 учебный год (на основе государственной программы элективных курсов «Математические основы информатики», «Информационнные системы и модели» (автор И.Г. Семакин), госуда
Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...
Рабочая программа элективного курса для 10 класса «Проекты в программировании среда PascalABC».
Элективный курс предназначен для учащихся 10 классов (16-17 лет), которые хотели бы более подробно ознакомиться с основами программирования в среде Pascal ABC, попробовать себя в реализации индивидуал...
Рабочая программа элективного курса по информатике «Основы программирования на языке Паскаль» для 10 класса
Рабочая программа содержит КТП...
Программа элективного курса для 9 классов: «Программирование на языке Паскаль» - 17 часов.
Вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания элективных курсов по информатике, связан с целесообразностью изучения программирования. Понятно, что программирование - стержень п...
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...